• Phyle,
????, еще теперь ?? ????, хорошо укрепленная пограничная крепость афинян на границе с Беотией, в 100 стадиях от Афин, на верхушке крутой скалы на юго-западном склоне Парпета. Отсюда Фрасибул предпринял нападение на 30 тиранов. Хеn. Hell. 2, 4, 2. Diod. Sic. 14, 32. Strab. 9, 396.
Оцените определение:
Источник: Реальный словарь классических древностей
(philae), плодородный остров на Ниле, недалеко от Элефантины, здесь находится один из интереснейших храмов Птолемеевского периода . Грекоязычные надписи на обелиске, сопровождавшиеся иероглифами, и Розеттский камень позволили Шампольону осуществить расшифровку древнеегипетской письменности.
Оцените определение:
Источник: Археологический словарь
• Philae,
?????, ?????, прелестный остров Нила на южной границе Египта, с городом того же имени, представлявший самый южный пункт Египта. Там, по преданию, были похоронены Изида и Озирис, почему город был украшен многими храмами и великолепными постройками. Strab. 17, 803. 818. 820; н. Djesiret el Berbeh, т. е. остров храмов, с великолепными развалинами.
Оцените определение:
Источник: Реальный словарь классических древностей
остров на Ниле между Египтом и Нубией, выше первого порога, где находился храм Исиды. При Птолемеях туда были перенесены религиозные церемонии с о. Элефантина, располож. несколько ниже первого порога (напротив Сиены, ныне Асуана). При Юстиниане I в 6 в. н. э. храм был закрыт. Сохранившиеся самые др. храмовые постройки на Ф. относятся ко времени Нектанеба I, т. е. к периоду после 370 до н. э. После строительства Асуанской плотины руины храма б. ч. года бывают затоплены и подвержены постеп. разрушению, в последнее время в ЮНЕСКО была начата кампания по их спасению.
Оцените определение:
Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.
I.
• Philaeus,
????????, сын Аякса Теламонского и Текмессы, брат Эврисака, вместе с которым он, по сказанию, уступил афинянам за право гражданства в Аттике доставшийся им от деда остров Саламин. Hdt. 6, 35. Plut. Sol. 10.
II.
• Phyleus
??????, сын Авгея в Элиде, изгнанный им за то, что он против него свидетельствовал в пользу Геракла, отец Медета, через Геракла получил позже, по преданию, отцовское царство, но уступил его потом своему брату Агасфену, чтобы вернуться в Дулихий. Ноm. Il. 2, 625. 15, 530. Он является также участником калидонской охоты. Ov. met. 8, 308.
Оцените определение:
Источник: Реальный словарь классических древностей
I.
• Philaeus,
????????, сын Аякса Теламонского и Текмессы, брат Эврисака, вместе с которым он, по сказанию, уступил афинянам за право гражданства в Аттике доставшийся им от деда остров Саламин. Hdt. 6, 35. Plut. Sol. 10.
II.
• Phyleus
??????, сын Авгея в Элиде, изгнанный им за то, что он против него свидетельствовал в пользу Геракла, отец Медета, через Геракла получил позже, по преданию, отцовское царство, но уступил его потом своему брату Агасфену, чтобы вернуться в Дулихий. Ноm. Il. 2, 625. 15, 530. Он является также участником калидонской охоты. Ov. met. 8, 308.
Оцените определение:
Источник: Реальный словарь классических древностей
в Др. Греции родопленные объед., позднее преобразов. в терр. округа. Древ. родовые Ф. делились на фратрии, состоявшие из родов. Они были средоточением политич., воен. и религ. жизни населения Греции периода родового строя. Власть в Ф. принадлежала нар. собранию, совету старейшин и избираемому филобасилевсу. объед. в одном лице религ., суд. и воен. власть. В процессе формирования рабовлад. госуд. родовые Ф., явл. опорой родовой знати, заменялись терр. В Аттике по реформе Клисфена (510 — 509 до н.э.) вместо 4 родовых Ф. было создано 10 терр., каждая из к-рых состояла из 3 частей (триттий), взятых по одной из 3 выделенных также по терр. признаку обл. Терр. Ф. в Аттике стали опорой демократич. гос. устр-ва.
Оцените определение:
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
греч. phyle - род, племя).
1. Родоплеменное объединение в Греции. Ф. была средоточием политической, военной и религиозной стороны жизни греков в период родового строя. С отмиранием родовых отношений ф. утратила свое первоначальное значение: вместо родовых ф. были созданы территориальные. Периандр в Коринфе, напр., утвердил 8 таких ф., а Клисфен в Афинах - 10 (впоследствии их стало 12). В Спарте было 3 ф.: Гиллеи, Диманы и Памфилы.
2. Отряд пехотинцев или всадников, выставлявшийся от каждой аттической территориальной ф.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
Оцените определение:
Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима
осн. подразделение гражд. коллектива в греч. полисе, по своему происхожд. восходит к родовому обществу. Она состояла из неск. фратрий, образовывала культовое сообщество со своими собств. жрецами, в перио-ды войны представляла собой воин. подразделение. Число Ф. было различным: в Ионии чаще всего их было четыре, в дорийской обл. — три. Клисфен заимствовал это назв. для терр. деления Аттики и создал в 508 — 507 до н.э. десять новых Ф. как адм. единиц, причем старым Ф., в к-рых власть находилась в руках родовой знати, он оставил только религ. функции. Эти новые Ф. распадались в свою очередь на три триттии (побережье, город и горы) и многочисл. демы. Каждая Ф. посылала в совет 50 членов, пританов, занимавш. ведением дел в совете на протяжении 1/10 части года.
Оцените определение:
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
греч., ед. ч. pyln) - в Др. Греции родоплеменные объединения, позднее преобразованные в терр. округа. Древние родовые Ф. делились на фратрии, состоявшие из родов. Они были средоточением политич., воен. и религ. жизни населения Греции периода родового строя. Власть в Ф. принадлежала нар. собранию, совету старейшин и избираемому филобасилевсу (афин. термин), объединявшему в одном лице религ., судебную и воен. власть. В процессе формирования рабовладельч. гос-в родовые Ф., являвшиеся опорой родовой знати, заменялись территориальными. В Аттике по реформе Клисфена (510-509 до н. э.) вместо 4 родовых Ф. было создано 10 территориальных, каждая из к-рых состояла из 3 частей (триттий), взятых по одной из 3 выделенных также по терр. признаку областей. Терр. Ф. в Аттике стали опорой демократич. гос. устройства.
Оцените определение:
Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.
(греч.), осн. подразделение гражданского коллектива в греч. полисе, по своему происхождению восходит к родовому обществу. Она состояла из неск. фратрий, образовывала культовое сообщество со своими собств. жрецами, в периоды войны представляла собой воинское подразделение. Число Ф. было различным, в Ионии чаще всего их было четыре, в дорийской области — три. Клисфен заимствовал это назв. для территориального деления Аттики и создал в 508–507 до н. э. десять новых Ф. как административных единиц, причем старым Ф., в которых власть находилась в руках родовой знати, он оставил только религиозные функции. Эти новые Ф. распадались в свою очередь на три триттии (побережье, город и горы) и многочисл. демы. Каждая Ф. посылала в совет 50 членов, пританов, занимавшихся ведением дел в совете на протяжении 1/10 части года.
Оцените определение:
Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.
быв. подмосковная деревня (ныне входит в состав Киевского р-на Москвы), где 1(13) сент. во время Отечественной войны 1812 состоялся созванный М. И. Кутузовым Военный совет для решения участи Москвы. На совете присутствовали М. Б. Барклай-де-Толли, Л. Л. Беннигсен, Д. С. Дохтуров, А. П. Ермолов, П. П. Коновницын, А. И. Остерман-Толстой, Н. Н. Раевский, К. Ф. Толь, Ф. С. Уваров. Выслушав мнения генералов, Кутузов принял решение: не давая сражения, отступить из Москвы (ибо, по его словам, "с потерянием Москвы не потеряна еще Россия"), чтобы сберечь армию для продолжения войны и сблизиться с подходившими резервами. Изба А. Фролова, в к-рой происходил Совет (т. н. Кутузовская изба) сгорела в 1868, в 1887 восстановлена, с 1962 - филиал музея-панорамы "Бородинская битва". В Ф. сохранился выдающийся памятник рус. архитектуры конца 17 в. - церковь Покрова в стиле "рус. барокко".
Оцените определение:
Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.
• ????,
племя (колено), обозначение подразделения народа у греков, — название, происшедшее, очевидно, из стремления дать отдельным частям народа, равно как и самому народу, генеалогическое происхождение, привести эти части к определенным родоначальникам и дать, таким образом, государственным учреждениям, приводя их в связь с естественными отношениями, прочность и уважение.
I. Аттические Ф.
Миф рассказывает о многих древних делениях на племена, которые относят к древнейшим аттическим царям. Так, одно деление приписывается Кекрону (Кекропида, Автохфон, Актея, Паралия), другое — Кранаю (Кранаида, Атфида, Месогея, Диакрида), третье — Эрихфонию (Диада, Афенаида, Посейдонада, Гефестиада), имена, частью мифологические, частью же, как Актея, Паралия, Диакрида, указывающие на местные различия и имевшие впоследствии важное политическое значение. В историческое же время эти деления, равно как и деление Тесея (Тезея) на евпатридов, геоморов и демиургов (которое, очевидно, указывает на различие сословий) исчезли. Напротив того, до Клисфена сохранилось относимое ко времени Иона ионийское деление на четыре племени гелеонтов, гоплетов, эгикореев и аргадов (?????????, ´???????, ???????????? и ?????????), значение которых не выяснено с достаточною убедительностью. В каком отношении означенные 3 сословия Тесея находились к 3 фратриям, на которые в свою очередь распадалась каждая Ф., этого нельзя с точностью определить. Во всяком случае, во главе каждой Ф. стоял ???????????? из евпатридов; последние были, следовательно, разделены по всем Ф. Каждая фратрия распадалась на 30 родов (????), а в каждом роду заключалось средним числом по 30 семей. Члены одного и того же рода отчасти соединены между собой кровным родством (????????????), и эти составляли, вероятно, дворянство, отчасти принадлежали к одному роду вследствие общности жертвоприношений и храмов (??????????). Polib. 3, 52. Эта организация была, очевидно, очень тверда, пока ???? были отделены друг от друга и по местности. Sch?mann предполагает, что Ф. гоплитов жила преимущественно в Теграполе, Ф. эгикореев — от Брилесса и Парнета до Киферона, Ф. аргадов — в долинах на запад и на юг от Брилесса, Ф. гелеонтов главнейшим образом в Афинах и около Афин. С переменою места жительства это устройство сделалось само собою негодным в политическом отношении; отсюда возникло учреждение навкратий, созданных специально для административных целей (ср. ?????????, Навкрария). Опасность для государства увеличилась, когда бедные запутались в больших долгах, отчасти сделавшись из собственников арендаторами (???????????, также ?????? и ???????, которые или платили в виде аренды 1/6 часть доходов, что отвергают Sch?mann и B?ckh, или же оставляли себе шестую часть), отчасти же попавши в рабство и крепостную зависимость. Plut. Sol. 13. Это положение делало совершенно необходимым полное преобразование государственного устройства, которое действительно и совершил Солон. Сперва, чтобы подготовить почву для своих законов и сделать народ способным восприять свободное государственное устройство, он принял приготовительные меры, уничтожив права личного задержания должников, возвратив их в прежнее сословие и установив облегчение в пользу должников (??????????, собственно снятие бремени, не есть эвфемизм для понятия «сложение долгов», ?????? ????????, но уменьшение тяжести долга посредством возвышения ценности прежних монет, таким образом, что 100 новых драхм = 73 старым; таким образом, тот, кто был должен 100 старых драхм, обязан был заплатить эту сумму новой монетой, т. е. стоимость 73 старых драхм). Он сохранил, правда, ионийское деление народа, но отнял у него прежнее политическое значение введением тимократического и вместе с тем демократического устройства, т. к. принял состояние за меру политических прав. Именно он разделил народ по состоянию на 4 класса (????????, ????):2. ?????? [Названы они так потому, что, кроме рабочих лошадей, они должны были содержать боевого коня. Зевгиты, имевшие одну пару рабочих волов или упряжь, должны были платить всадническую дань (???????, ?????????, ??????? [?????] ???????).] — которые получали от 500-300,
3. ????????? — 3-150 и
4. ?????? — менее 150 мер.
По этим классам он распределил права и обязанности граждан. Каким образом определялось количество прямых податей, изложено подробно в статье о государственном хозяйстве, см. ????????, Доходы государства, ?, 11. Относительно военной службы следует заметить, что феты служили только легковооруженными и во флоте, три же первые податные класса — гоплитами, причем только из двух первых классов набиралась конница (см. Exercitus, Войско, 4). Сообразно с этим и права были различны. Доступ к должностям (которые были тогда занимаемы по выбору в народном собрании посредством поднятия руки, см. ??????????, Хиротония), вероятно до должности булевтов включительно, имели только первые три класса, архонтом же мог быть только пентакосиомедимн; феты имели доступ только в народное собрание и в суд гелиастов, влияние которого не было еще так велико, как впоследствии, т. к. архонты, несомненно, еще имели во многих случаях самостоятельную судебную власть. (ср. об олигархическом элементе в государственном устройстве Солона также еще ????? и ´?????? ?????, 2, доступ к которому имели тоже только пентакосиомедимны; см. также ´??????, Эфеты) Фратрии и родa сохраняли все еще политическое значение в качестве наблюдателей за чистотой происхождения, как существенным условием права гражданства. Вновь вышедшая замуж гражданка заносилась в списки фратрии мужа, всякий родившийся ребенок — в списки фратрии рода своего отца (???? ???????? или ???? ????? ???????? ?????????, ?????????? ???? ?? ?????? или ?????????? ??????????o?). Полному изменению в демократическом смысле подверглись учреждения Солона после изгнания Клисфеном Писистратидов. Он совершенно уничтожил ионийский Ф., а фратрии и родa оставил только ради религиозных обычаев, но без всякого политического значения. Вместо того он разделил страну на 10 новых, местных Ф., названных по именам аттических героев: ????????, ???????, ?????????, ???????, ?????????, ???????, ????????, ??????????, ????????, ????????. Соответственно числу Ф. и число навкрарий было увеличено до 50, а число булевтов до 500. Относительно организации совета, находившейся в связи с Ф., ср. ?????, Буле. Во главе Ф. стояли ???????????? ???? ??????. ?. были разделены на демы (??????), число которых со временем возросло до 174. Большие подробности об управлении в демах, об их обязанностях и об участии в военной службе см. Exeritus, Войско, 4., а об их отношении к родам см. ??????, Демос. Таким образом было положено основание неограниченной демократии, которая была еще более развита введением остракизма (см. ????????, Экклесия, 8) и тем, что большая часть государственных должностей была занимаема по жребию (???????), а не по выборам, как прежде; наконец Аристид (в 479 г.) довершил это демократическое устройство, предложив закон о допущении ко всем государственным должностям всех граждан без различия рождения и имущественного положения. В 307 г. из лести Деметрию Полиоркету число Ф. было увеличено еще на две, ????????? и ?????????, которые, после его падения получили названия ????????? и ???????.Оцените определение:
Источник: Реальный словарь классических древностей
interpretive.ru
Д. К.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
ФИЛЫ — (греч., ед. ч. phyle) в Древней Греции родоплеменные объединения, позднее, в результате реформ Клисфена и Эфиальта, преобразованные в территориальные округа. Древние родовые Ф. были средоточием политической, военной и религиозной жизни населения… … Юридическая энциклопедия
Филы — (φύλαι) и фратрии (Φρατριαι) подразделения населения у древних греков, основанные первоначально на родовом принципе: каждая фратрия ( братство ) заключала несколько родов, а несколько фратрий составляли филу ( колено , племя ; ср. римские трибы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Филы — (греч., единственное число phyle) в Древней Греции родоплеменные объединения, позднее преобразованные в территориальные округа. Древние родовые Ф. были средоточием политической, военной и религиозной жизни населения Греции периода… … Большая советская энциклопедия
ФИЛЫ — (греч., ед. ч. phyle) в Древней Греции родоплеменные объединения, позднее, в результате реформ Клисфена и Эфиальта, преобразованные в территориальные округа. Древние родовые Ф. были средоточием политической, военной и религиозной жизни населения… … Энциклопедический словарь экономики и права
ФИЛЫ — (греч., ед. ч. pyln) в Др. Греции родоплеменные объединения, позднее преобразованные в терр. округа. Древние родовые Ф. делились на фратрии, состоявшие из родов. Они были средоточением политич., воен. и религ. жизни населения Греции периода… … Советская историческая энциклопедия
Филы — 1. в Др. Греции родопленные объед., позднее преобразов. в терр. округа. Древ. родовые Ф. делились на фратрии, состоявшие из родов. Они были средоточением политич., воен. и религ. жизни населения Греции периода родового строя. Власть в Ф.… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Метойки — или метеки (Μέτοικοι) так назывались в Аттике чужеземцы, поселявшиеся там на продолжительное время или навсегда. Каждый иностранец по истечении известного срока обязан был вписаться в число М. Кроме того, в класс М. поступали отпущенные на волю… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Мифология — Содержание понятия. Происхождение М. Специфика М. История науки о мифах. Библиография. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ. М. входящая в систему религии совокупность мифов, т. е. сказаний о богах и героях, о сверхъестественных существах и чудесных явлениях и… … Литературная энциклопедия
Метэки — Метеки, метойки (греч. Μέτοικοι, букв. «переселенцы») в Древней Греции класс неполноправных жителей Аттики. Метэками являлись иностранцы, поселявшиеся в Аттике на продолжительное время или навсегда. Каждый иностранец по истечении… … Википедия
Метек — Метэки, метеки, метойки (греч. Μέτοικοι, букв. «переселенцы») в Древней Греции класс неполноправных жителей Аттики. Метэками являлись иностранцы, поселявшиеся в Аттике на продолжительное время или навсегда. Каждый иностранец по истечении… … Википедия
dic.academic.ru
объединение, округ
Словарь русских синонимовж. 1) Родовая единица, равная племени (в Древней Греции при первобытно-общинном строе). 2) Территориальная единица (в Древней Греции при рабовладельческом строе).
родовое деление жителей Аттики; ф. делилась на 3 фратрии (братства), фратрия - на отдельные роды; начальник филы назывался филархом.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)
см. Филы.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
(от греч. phyle) - англ. phyle; нем. Phila. В Древней Греции при первобытнообщинном строе - племя, состоящее из трех фратрий, к-рые, в свою очередь, делились на отдельные роды; при рабовладельческом строе - территориальный округ. См. ФРАТРИЯ.
у древних греков первоначально родо-племенное объединение, со времен Клисфена административно-территориальная единица полиса (Аттика была поделена на 10 фил).
(греч.) В Древней Греции при первобытнообщинном строе - племя, состоявшее из 3 фратрий, которые в свою очередь делились на отдельные роды; при рабовладельческом строе - территориальный округ.
ФИЛА(от греч. phyle) - англ. phyle; нем. Phila. В Древней Греции при первобытнообщинном строе - племя, состоящее из трех фратрий, к-рые, в свою очередь, делились на отдельные роды; при рабовладельческом строе - территориальный округ. см. ФРАТРИЯ.
Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009
Фила(греч. phyle - род, племя).
1. Родоплеменное объединение в Греции. Ф. была средоточием политической, военной и религиозной стороны жизни греков в период родового строя. С отмиранием родовых отношений ф. утратила свое первоначальное значение: вместо родовых ф. были созданы территориальные. Периандр в Коринфе, напр., утвердил 8 таких ф., а Клисфен в Афинах - 10 (впоследствии их стало 12). В Спарте было 3 ф.: Гиллеи, Диманы и Памфилы.
2. Отряд пехотинцев или всадников, выставлявшийся от каждой аттической территориальной ф.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревя...
ФИЛА• Φυλή,
племя (колено), обозначение подразделения народа у греков, — название, происшедшее, очевидно, из стремления дать отдельным частям народа, равно как и самому народу, генеалогическое происхождение, привести эти части к определенным родоначальникам и дать, таким образом, государственным учреждениям, приводя их в связь с естественными отношениями, прочность и уважение.
I. Аттические Ф.
Миф рассказывает о многих древних делениях на племена, которые относят к древнейшим аттическим царям. Так, одно деление приписывается Кекрону (Кекропида, Автохфон, Актея, Паралия), другое — Кранаю (Кранаида, Атфида, Месогея, Диакрида), третье — Эрихфонию (Диада, Афенаида, Посейдонада, Гефестиада...
фила фи́лаРусское словесное ударение. — М.: ЭНАС. М.В. Зарва. 2001.
1. В Древней Греции при первобытнообщинном строе - племя, состоящее из трех фратрий, которые в свою очередь делились на отдельные роды.
Филаосн. подразделение гражд. коллектива в греч. полисе, по своему происхожд. восходит к родовому обществу. Она состояла из неск. фратрий, образовывала культовое сообщество со своими собств. жрецами, в перио-ды войны представляла собой воин. подразделение. Число Ф. было различным: в Ионии чаще всего их было четыре, в дорийской обл. — три. Клисфен заимствовал это назв. для терр. деления Аттики и создал в 508 — 507 до н.э. десять новых Ф. как адм. единиц, причем старым Ф., в к-рых власть находилась в руках родовой знати, он оставил только религ. функции. Эти новые Ф. распадались в свою очередь на три триттии (побережье, город и горы) и многочисл. демы.
Каждая Ф. посылала в совет 50 членов, пританов, занимавш. ведением дел в совете на протяжении 1/10 части года.
enc-dic.com
Греческий народ (греч. этнос) делился на отдельные этнические группы (греч. фила), которые занимали определённую область (греч. хора). Фила делилась на фратрии (досл. “братства” – союзы родов). Фратрии, в свою очередь, делились на род`ы (греч. генос), которые являлись основой политической (в народном собрании) и военной (отряды) организации общины. Фратрии и роды жили общинами. Роды делились на большие семьи (греч. ойкос; 2-3 поколения родственников). Каждая семья получала, по жребию, надел (греч. клер “жребий”) из земель общины. Несмотря на то, что в общине жили родственники – это уже была не родовая община. Земля делилась на наделы, которые получали отдельные семьи, самостоятельно обрабатывавшие свои клеры собственным трудом. Это была уже соседская община (ахейск. греч. дем, дорийск. греч. кома – “поселение”).
Первобытная соседская община являлась верховным коллективным собственником земли. Её права верховного коллективного собственника земли проявлялись в том, что она проводила: (1) переделы земли, (2) перераспределение произведённого продукта (греч. литургии), (3) община не допускала к земле не общинников. Отдельные общинники при переделах получали наделы (по количеству едоков) в трудовую собственность. Пока общинники обрабатывали землю – они имели право на неё и на производимый на ней продукт; если земля забрасывалась – соседская община, как верховный коллективный собственник земли, изымала пустующий участок и передавала её семье, где появились новые едоки, и которая могла её обработать своим трудом.
Система управления этих соседских общин была такова:
1. Во главе общины стоял вождь (ахейск. греч. басилей “правитель”; дорийск. греч. архагет “владыка”). Он был выборным, выбирался народным собранием, заключая договор с народом (греч. демосом, т.е. с общинниками), обязуясь соблюдать древние обычаи. Но басилей выбирался не из всех общинников, а из рода правителей. Любой родственник вождя (дяди, братья, сыновья, племянники и т.п.) могли на выборах претендовать на эту должность. Поэтому выборность сочеталась с наследственностью, но никакого порядка престолонаследия не было. Басилей выполнял:
а) административные функции – управляли делами общины;
б) судебные функции – судил народ (т.е. общинников), хранил и толковал обычаи;
в) военные функции – был главой дружины и общинного ополчения;
г) религиозные функции – являлся верховным жрецом общинных культов и имел право на получение даров (греч. дотинай).
Так как в Греции не было необходимости в системе ирригации (искусственного орошения), то коллективный фонд здесь возник в форме священного хозяйства при хозяйстве вождя. Поэтому, при необходимости, в особых случаях, басилей собирал с общинников средства на общие нужды, что стало прообразом будущей системы налогообложения.
Для того, чтобы кормиться, басилею из земель общины выделялся специальный надел, который назывался теменос (досл. “отрезанный”; т.е. изъятый из переделов земли).
2. Вторым органом в соседской общине был совет знати (ахейск. греч. бул΄э “совет”; дорийск. греч. герусия “совет старцев”), члены которого назывались геронтами (букв. “старцами”). Но не следует путать этот совет с советом старейшин, так как в бул΄э заседали только знатные люди. Совет знати являлся совещательным органом при вожде, вместе они занимались решением текущих дел. Члены совета знати выполняли также судебные функции (решали споры общинников), военные функции (в общинном ополчении возглавляли отряды своих сородичей), религиозные функции (были жрецами родовых культов, исполняли обряды на родовых праздниках).
3. Третий орган – народное собрание (афин. агора).
studfiles.net
Д. К.
Поделитесь на страничкеslovar.wikireading.ru
в Древней Греции родоплеменные объединения, позднее преобразованные в территориальные округа. Древние родовые Ф. были средоточием политической, военной и религиозной жизни населения Греции периода родового строя, они делились на фратрии (См. Фратрия). Власть в Ф. принадлежала народному собранию, совету старейшин и избираемому филобасилевсу, объединявшему в одном лице религиональную, судебную и военную власть. В процессе формирования рабовладельческих государств родовые Ф. Заменялись территориальными. В Аттике по реформе Клисфена (510–509 до н. э.) вместо 4 родовых Ф. было создано 10 территориальных, каждая из которых состояла из 3 частей (триттий), взятых по одной из трёх областей Аттики (гористой, прибрежн...
(греч., ед. ч. phyle) - в Древней Греции - родоплемен-ные объединения, позднее, в результате реформ Клисфена и Эфиаль-та, преобразованные в территориальные округа. Древние родовые Ф. были средоточием политической, военной и религиозной жизни населения Греции периода родового строя, они делились на фратрии. Власть в Ф. принадлежала народному собранию, совету старейшин и избираемому филобасилевсу, объединявшему в одном лице религиозную, судебную и военную власть, В процессе формирования рабовладельческих государств родовые Ф. заменялись территориальными. Территориальные Ф. в Аттике стали опорой демократического государственного устройства.
ФИЛЫ(греч., ед. ч. phyle) - в Древней Греции - родоплеменные объединения, позднее, в результате реформ Клисфена и Эфиальта, преобразованные в территориальные округа. Древние родовые Ф. были средоточием политической, военной и религиозной жизни населения Греции периода родового строя, они делились на фратрии. Власть в Ф. принадлежала народному собранию, совету старейшин и избираемому филобасилевсу, объединявшему в одном лице религиозную, судебную и военную власть, В процессе формирования рабовладельческих государств родовые Ф. заменялись территориальными. Территориальные Ф. в Аттике стали опорой демократического государственного устройства.
Энциклопедический словарь экономики и праваостров на Ниле между Египтом и Нубией. выше первого порога, где находился храм Исиды. При Птолемеях туда были перенесены религиозные церемонии с острова Элефантина, расположенного несколько ниже первого порога (напротив Сиены, ныне Асуана). При Юстиниане I в 6-м веке н.э. храм был закрыт. Сохранились самые древние храмовые постройки на Филы относятся ко времени Нектанеба I, то есть к периоду после 370 до н.э.
В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 2(Источник: «Древнеегипетский словарь-справочник».)
(греч., ед. ч. pyln) - в Др. Греции родоплеменные объединения, позднее преобразованные в терр. округа. Древние родовые Ф. делились на фратрии, состоявшие из родов. Они были средоточением политич., воен. и религ. жизни населения Греции периода родового строя. Власть в Ф. принадлежала нар. собранию, совету старейшин и избираемому филобасилевсу (афин. термин), объединявшему в одном лице религ., судебную и воен. власть. В процессе формирования рабовладельч. гос-в родовые Ф., являвшиеся опорой родовой знати, заменялись территориальными. В Аттике по реформе Клисфена (510-509 до н. э.) вместо 4 родовых Ф. было создано 10 территориальных, каждая из к-рых состояла из 3 частей (триттий), взятых по одной из 3 выделенных также по терр. признаку областей. Терр. Ф. в Аттике стали опорой демократич. гос. устройства.
— в Древней Греции родоплеменные объединения, преобразованные затем в территориальные округа.
(гр., ед. ч. phyle) - в Древней Греции родоплеменные объединения, в процессе развития государственности преобразованные в территориальные округа.
Филы(φύλαι) и фратрии (Φρατριαι) — подразделения населения у древних греков, основанные первоначально на родовом принципе: каждая фратрия ("братство") заключала несколько родов, а несколько фратрий составляли филу ("колено", "племя"; ср. римские "трибы", см.). Эти деления восходят еще к доисторическому времени (Ф. и фратрии упоминаются уже в Гомеровских поэмах), но подробности о них известны нам только для сравнительно позднего времени и для немногих местностей, вследствие чего многие важные стороны этого устройства остаются неясными. Ф. встречаются у всех греков, но число их было неодинаково у разных племен. Так, у народов ионического племени мы встречаем в древнейшее время четыре Ф., причем одинаковым в разных местах является не только число, но и названия Ф.: Гелеонты, Аргад...
ФИЛЫ — отдельные генетические ветви филогенетического древа.Словарь ботанических терминов. — Киев: Наукова Думка. Под общей редакцией д.б.н. И.А. Дудки. 1984.
ФИЛЫ• Philae,
Φιλαί, Φίλαι, прелестный остров Нила на южной границе Египта, с городом того же имени, представлявший самый южный пункт Египта. Там, по преданию, были похоронены Изида и Озирис, почему город был украшен многими храмами и великолепными постройками. Strab. 17, 803. 818. 820; н. Djesiret el Berbeh, т. е. остров храмов, с великолепными развалинами.
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.
Филы1. в Др. Греции родопленные объед., позднее преобразов. в терр. округа. Древ. родовые Ф. делились на фратрии, состоявшие из родов. Они были средоточением политич., воен. и религ. жизни населения Греции периода родового строя. Власть в Ф. принадлежала нар. собранию, совету старейшин и избираемому филобасилевсу. объед. в одном лице религ., суд. и воен. власть. В процессе формирования рабовлад. госуд. родовые Ф., явл. опорой родовой знати, заменялись терр. В Аттике по реформе Клисфена (510 — 509 до н.э.) вместо 4 родовых Ф. было создано 10 терр., каждая из к-рых состояла из 3 частей (триттий), взятых по одной из 3 выделенных также по терр. признаку обл. Терр. Ф. в Аттике стали опорой демократич. гос. устр-ва.
enc-dic.com