Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.
Документов об авторе церкви не сохранилось, но предполагается, что общий проект (композицию) составлял сам заказчик, некоторые искусствоведы считают автором церкви зодчего Якова Бухвостова, хотя её стилистические особенности заметно отличаются от достоверных произведений Бухвостова[1], зато обнаруживают поразительное сходство с документально подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова[1] — создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве и церкви Успения на Покровке.
В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком — там, где был двор Л. К. Нарышкина, стоит церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим — для того же заказчика.
Храм Покрова в Филях — пятиярусный центрический храм, построенный в стиле «Нарышкинского» барокко. Здание храма с четырёхлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трёх сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание совмещает в себе зимний и летний храм и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.
На первом этаже (подклеть) находился зимний (отапливаемый) храм Покрова Пресвятой Богородицы, а над ней храм Спаса Нерукотворного, который назван в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I.
Позднее около церкви был разбит регулярный парк.
Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.
Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время Отечественной войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).
По храму село Фили было названо Покровским. Мимо храма проходило Звенигородское шоссе (ныне Большая Филёвская улица), по которому паломники ездили в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь.
В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от авианалётов были разобраны главы и верхний ярус, но все же зажигательные бомбы попали в него.
До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века.
Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е. В. Михайловский и И. В. Ильенко.
В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде.
С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения[2]; первое богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особой художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника. 26 сентября 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов[2], но регулярные богослужения не возобновились.
После многолетних, в том числе и судебных, споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма[2]; в нижнем храме возобновились регулярные (по праздникам) богослужения.
В 2017 году храм полностью передан РПЦ[3].
В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.
Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов.
На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.
Храм в 1888 годуru-wiki.org
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях являет собой удивительный образец нарышкинского или раннего московского барокко. Образ этой церкви чист, воздушен, изящен и вызывает в душе восхитительное состояние легкости и восторженного (не побоюсь этого слова) умиления в душе этой красотой. Давно уж хотел в подробностях сфотографировать эту церковь и надо сказать снимал ее и раньше еще на мыльницу, но был тогда не доволен полученным результатом. Планируемая фотосессия - всё так и откладывалось по разным причинам. В этот же раз посыл побывать здесь был прямым ненавязчивым и естественным – церковь в Филях! Вот так мы с durasik и порешили, посмотрев Мамонову дачу на Воробьевых горах, еще пару примечательных исторических мест, «полетать» вокруг и запечатлеть эту замечательную церковь с необычных ракурсов. Погода правда была «не летная», да и вообще я стараюсь не фотографировать в такую промозглую погоду по понятным причинам. Но порыв есть порыв.
Итак, мы увидим Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях такой какова она есть в преддверии зимы, когда еще не нападал снег и температура на улице пока выше ноля. Даже интересно, что же получилось в итоге!?) Здесь также я попробую «сваять» непритязательный ролик об этой церкви разместив его в заключительной части этого материала. Пока мы «летали» начал накрапывать дождик так что подробно заснять уже с рук фотокамерой церковь и ее архитектурные детали вполне не удалось. Но давайте посмотрим-таки, что же у нас вышло и заодно узнаем об этой церкви наверное чуть больше того, что можно найти в сети.Ранее на этом месте находилась церковь Покрова в Кунцевском городище. Вообще же, место, где находится Кунцевское городище, считается одним из так называемых "мест силы", здесь когда-то находилось языческое капище, и согласно одному из преданий, церковь Покрова Богородицы, которая некогда стояла здесь, бесследно ушла целиком под землю всего за одну ночь. Но это конечно легенда, на самом же деле церковь была сооружена в 1619 году и сожжена поляками во времена смуты. В то время Кунцево было родовой вотчиной бояр Мстиславских, подаренное им ещё Иваном Грозным. Построена же она была в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.02.
В конце XVII века после продолжительной и кровавой битвы между кланами бояр Милославских и Нарышкиных за право называться "прародителями" русского царя, род Милославских пресёкся и вотчина Кунцево и Фили (названная так по протекавшей там речке Фильке, хотя её более верное название Хвиля; примерно также называлось и расположенное здесь село), после стрелецкого бунта были переданы во владение Нарышкиных.03.
Нынешнее же здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690-1694 годах на средства Льва Кирилловича Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). По некоторым сторонним сведениям, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях была возведена все же за один год - началось строительство в 1690 году, а закончилось летом 1691 года.04.
Что интересно, документов о зодчем церкви не сохранилось, но предполагается, что общий проект (композицию) составлял сам заказчик. Некоторые искусствоведы считают автором Якова Бухвостова, хотя её стилистические особенности заметно отличаются от достоверных произведений Бухвостова, зато обнаруживают поразительное сходство с документально подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова - создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве и церкви Успения на Покровке. В какой-то степени филёвская церковь стала «мостиком между Москвой царя Алексея Михайловича и Северной Пальмирой императора Петра Великого».05.
Известно, что именно эта церковь стала классическим образцом нарышкинского барокко. Название было дано потому, что именно Лев Кириллович Нарышкин строил в этом стиле свои домовые храмы в Москве, а затем, ему стали подражать многие русские аристократы.06.07.
В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком - там, где был двор Л.К. Нарышкина, находится церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим - для того же заказчика.08.Церковь Знамения на Шереметевском дворе
Храм Покрова в Филях - пятиярусный центрический храм, построенный в стиле «нарышкинского» барокко. Здание храма с четырёхлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трёх сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание («иже под колоколы») совмещает в себе зимний и летний храм и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.09.
На первом этаже (в подклете) находился зимний (отапливаемый) храм Покрова Пресвятой Богородицы, а над ней храм Спаса Нерукотворного, который назван в благодарность за спасение Л.К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (говорят, что он молился именно перед этой иконой во время бунта укрывшись в тайнике, в то время как стрельцы убивали двух его братьев).10.11.12.13.
Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году после взятия Нарвы Пётр привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма ранее украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал сам царь Пётр I... Позднее около церкви был разбит регулярный парк.15.16.17.
Обойдем Покровскую церковь справа...25.26.27.28.29.30.31.32.
Сейчас мы рассматриваем фасад церкви с северо-запада.33.34.
До революции храм выглядел так.35.Фото церкви 1888 года
36.37.38.
Верхний храм39.40.
По храму село Фили было названо Покровским. Мимо церкви проходило Звенигородское шоссе (ныне Большая Филёвская улица), по которому паломники ездили в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь.41.42.43.44.45.Надгробная пристенная плита
Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.
Верхний храм сейчас закрыт для посещения поэтому воспользуюсь сторонними фото...46.Верхний храм
47.Верхний храм
Первоначальный интерьер нижнего храма не сохранился: многое погибло во время Отечественной войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни. В верхнем этаже ими же была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).48.Нижний храм
В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь как ориентир для наведения орудий. Однако зажигательные бомбы врага попали-таки в него.49.
До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая окончательно завершилась в середине 80-х годов XX века. Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е.В. Михайловский и И.В. Ильенко. В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей же открылся в 1980 году к Олимпиаде.
С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения. Первое же богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особой художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года. В верхнем же храме был оставлен музей с целью сохранения исторического памятника. 26 сентября 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов, но регулярные богослужения не возобновились. После многолетних, в том числе и судебных, споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма. В нижнем храме возобновились регулярные (по праздникам) богослужения.
50.В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Ранний иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время. Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол - один из древнейших сохранившихся престолов. На сводах храма сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.
В заключение - четырехминутный обзорный ролик о Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях:
Фото внутри церкви: raven_yellow
© Vladimir d’Ar, 2017
vladimirdar.livejournal.com
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях — православный храм Георгиевского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Филёвский Парк, Западного административного округа города Москвы (Новозаводская улица, д. 6).
Здание храма архитектурно относится к распространённому в конце XVII века типу ярусных центрических храмов, образец раннего московского барокко.
Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.
Документов об авторе церкви не сохранилось, но предполагается, что общий проект (композицию) составлял сам заказчик, некоторые искусствоведы считают автором церкви зодчего Якова Бухвостова, хотя её стилистические особенности заметно отличаются от достоверных произведений Бухвостова[1], зато обнаруживают поразительное сходство с документально подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова[1] — создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве и церкви Успения на Покровке.
В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком — там, где был двор Л. К. Нарышкина, стоит церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим — для того же заказчика.
Храм Покрова в Филях — пятиярусный центрический храм, построенный в стиле «Нарышкинского» барокко. Здание храма с четырёхлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трёх сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание совмещает в себе зимний и летний храм и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.
На первом этаже (подклеть) находился зимний (отапливаемый) храм Покрова Пресвятой Богородицы, а над ней храм Спаса Нерукотворного, который назван в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I.
Позднее около церкви был разбит регулярный парк.
Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.
Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время Отечественной войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена (полковая портняжная мастерская).
По храму село Фили было названо Покровским. Мимо храма проходило Звенигородское шоссе (ныне Большая Филёвская улица), по которому паломники ездили в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь.
В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от авианалётов были разобраны главы и верхний , но все же зажигательные бомбы попали в него.
До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века.
Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы и .
В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде.
С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения[2]; первое богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особой художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника. 26 сентября 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов[2], но регулярные богослужения не возобновились.
После многолетних, в том числе и судебных, споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма[2]; в нижнем храме возобновились регулярные (по праздникам) богослужения.
В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.
Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов.
На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.
Храм в 1888 годуencyclopaedia.bid
Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.
Документов об авторе церкви не сохранилось, но предполагается, что общий проект (композицию) составлял сам заказчик, некоторые искусствоведы считают автором церкви зодчего Якова Бухвостова, хотя её стилистические особенности заметно отличаются от достоверных произведений Бухвостова[1], зато обнаруживают поразительное сходство с документально подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова[1] — создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве и церкви Успения на Покровке.
В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком — там, где был двор Л. К. Нарышкина, стоит церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим — для того же заказчика.
Храм Покрова в Филях — пятиярусный центрический храм, построенный в стиле «Нарышкинского» барокко. Здание храма с четырёхлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трёх сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание совмещает в себе зимний и летний храм и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.
На первом этаже (подклеть) находился зимний (отапливаемый) храм Покрова Пресвятой Богородицы, а над ней храм Спаса Нерукотворного, который назван в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I.
Позднее около церкви был разбит регулярный парк.
Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.
Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время Отечественной войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).
По храму село Фили было названо Покровским. Мимо храма проходило Звенигородское шоссе (ныне Большая Филёвская улица), по которому паломники ездили в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь.
В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от авианалётов были разобраны главы и верхний ярус, но все же зажигательные бомбы попали в него.
До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века.
Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е. В. Михайловский и И. В. Ильенко.
В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде.
С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения[2]; первое богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особой художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника. 26 сентября 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов[2], но регулярные богослужения не возобновились.
После многолетних, в том числе и судебных, споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма[2]; в нижнем храме возобновились регулярные (по праздникам) богослужения.
В 2017 году храм полностью передан РПЦ[3].
В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.
Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов.
На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.
Храм в 1888 годуorg-wikipediya.ru