Корни Магии Хаоса - в каждой оккультной традиции и в трудах многих индивидуумов. Если же нужно назвать одного человека, ответственного за рождение этой динамично развивающейся магической системы, то это английский художник и оккультист Остин Осман Спейр (1886–1956). Правда, он никогда не предполагал, что эта система практического оккультизма, созданная им исключительно для самого себя, будет столь широко использоваться другими.
В 1978 году Пит Кэрролл и Рэй Шервин создали орден "Иллюминаты Танатэроса" (Illuminates of Thanateros, IOT). Их целью было познакомить практикующих магов с идеями Хаоса. В отличие от Спейра, Иллюминаты Танатэроса признавали возможность и пользу групповой работы в Магии Хаоса. Отклик на их первые публикации превзошел все ожидания, и к 1982 году по всему миру уже работали не только одиночки, но и группы магов-хаотистов.
Слово "Хаос" в названии этой "традиции без традиции" есть признание бесконечности, неопределимости, непредсказуемости, многовариантности Вселенной и существующих в ней отношений. "Космос" (противоположность Хаоса) - это упорядоченная вселенная, которая существует только в вашей голове (как сказал бы Роберт Уилсон), Хаос - это Вселенная как "вещь в себе".
Если бы мага Хаоса попросили сформулировать свое кредо, оно выглядело бы примерно так (во всяком случае, так его выразил Шервин):
Я не верю ни во что. Я знаю то, что знаю, и постулирую теории, которые, будучи подвергнуты проверке, могут войти, а могут и не войти в мою систему принятых убеждений. Нет ни богов, ни демонов, кроме тех, которые мое кондиционирование заставило меня признать, и тех, которых я создал сам. Я создаю и разрушаю свои убеждения, опираясь только на их полезность. Соглашаюсь со словами мудрых "Ничто не истинно, все разрешено" и действую соответственно - при условии, что это никому не мешает.
Магия Хаоса ориентирована не столько на познание мира (превращение Хаоса в Космос), сколько на активное формирование окружающей мага реальности. При этом используется арсенал всех традиций практической магии - от тантрического буддизма и вуду до Кроули и дискордианства. Хаотист избегает любых догм, рамок, определений, проповедей, мессианства, шаблонов и жестких структур. Обожает свободу и юмор.
Содержание:
Смена парадигм, которая происходит сейчас в передовых кругах магов, объясняется многими причинами. Символический синкретизм "Золотой Зари" конца XIX века, соединивший герметические учения эпохи Возрождения и восточную эзотерику, какой она виделась европейским колониальным империям, достиг полного расцвета лишь при Алистере Кроули, который обогатил его гностическими энергетическими практиками, заимствованными из различных культурных источников. Потом был Остин Спейр, сумевший установить основной психотехнический трюк, который лежит в основе всех форм магии, и показавший, что вникать в причудливый символизм магии вовсе не обязательно. Задолго до появления экзистенциализма и постмодернизма Спейр разработал постмодернистский подход к магии.
Общая и специальная теории относительности мало что добавили к эзотерической теории, хотя идея культурного релятивизма проявилась в синкретическом оккультизме задолго до того, как нашла широкое признание в обществе. Зато квантовая физика, еще один столп науки XX столетия, оказывает огромную поддержку многим областям метафизической теории и даже предлагает возможные направления и перспективы ее развития. Пока что аппарат квантовой физики активно используется только в Магии Хаоса. Вскоре после зарождения парадигмы Магии Хаоса появилась математика хаоса, разработанная на основе теории катастроф. Именно она подтвердила гипотезу о том, что должен существовать некий механизм, с помощью которого субатомная неопределенность переносится в макроскопический мир нашего опыта.
Многое из того, что маги двадцатого века считали само собой разумеющимся, происходит от "Золотой Зари" и Алистера Кроули. Многое из того, что станет основой общепринятой магической теории и практики в нынешнем столетии, разовьется на основе внедренных идей и техник, которые разрабатываются в Магии Хаоса сейчас. Эта книга, провозглашающая зарю новой традиции, несомненно, внесет выдающийся вклад в происходящую ныне магическую революцию.
Мир полон магии; мы ощущаем это, когда оглядываемся вокруг, поднявшись на горную вершину, или когда испытываем глубокое удовлетворение в конце удачного дня. Магия - это дверь, через которую мы входим в тайну, беспредельность и суть вещей. Мы живем в мире полновластного правления искусственно навязанных нам систем общественного и личного контроля, которые постоянно пичкают нас ложью, и каждый из нас в одиночку беспомощен и бессилен что-либо изменить. Магия - это искусство изменения. Изменения условий жизни в соответствии с развивающимся чувством личной ответственности; изменения мира вокруг себя по собственному выбору; отказа от роли беспомощных винтиков в механизме вселенной. Все действия, направленные на личное или коллективное освобождение, суть действия магические. Магия вводит нас в состояние восторга и экстаза; она наделяет прозрением и пониманием, позволяет нам изменить себя и мир, в котором мы живем. С помощью магии можно исследовать возможности свободы.
Вроде бы все так просто, верно? Так нет же, магию умышленно запутали многословием, превратили в непроходимые джунгли специальных терминов, которые отпугивают непосвященных и служат интересам тех, кто использует этот псевдонаучный жаргон, чтобы преувеличить значение своей деятельности, придать ей законный статус и расширить сферы влияния. Созданы абстрактные духовные пространства, посреди которых возвышаются вавилонские башни "внутренних планов", духовных иерархий и "оккультных истин", но забыта магия окружающего нас мира. Понятие "таинственного" извращено. Мы ищем "тайное знание" в текстах, написанных на мертвых языках, и в и древних гробницах, не замечая тайны самой жизни вокруг нас. Так что забудьте ненадолго все, что вы читали о духовном просветлении, о том, как стать Магом девяносто девятой степени посвящения и о прочей высокопарной белиберде. Магия удивительно проста. Что же она вам предлагает?
1. Способ освободиться от привитых вам с детства установок и ограничений, которые сужают пределы ваших возможностей.
2. Возможности исследовать вашу жизнь, присмотреться к себе, понять и модифицировать поведение, эмоциональные реакции и модели мышления, которые препятствуют обучению и развитию.
3. Развить уверенность в себе и личную харизму.
4. Расширить ваше представление о возможном, когда ваши душа и разум сосредоточены на каком-то желании.
5. Развить личные способности и восприятие: чем лучше мы видим мир, тем больше понимаем, что он живой.
6. Жить интересно: магия - это то, что доставляет удовольствие.
7. Вызывать изменения в соответствии с вашей волей.
Магия может дать вам все это, и даже больше. Магия - это отношение к жизни, которое начинается с постановки вопросов: Что делать, чтобы выжить? Как я хочу жить? Кем я хочу быть? Определите ваши цели, и магия предложит вам абстрактные средства и техники для их достижения.
О чем вы думаете, когда слышите слово "Хаос"?
- "Состояние, в котором роль случая максимальна."
- "Неорганизованное состояние первобытной материи до начала Творения."
- "Беспорядочное состояние."
- "Первопричиной всего был Хаос."
- "Это не анархия, это хаос."
- "В начале был Хаос."
- "Агенты Хаоса испепеляют взглядом всех, кто может их увидеть…" (Хаким Бей, "Хаос: лозунги онтологической анархии")
- "Каждому из нас нужен внутренний Хаос, чтобы дать рождение танцующей звезде." (Ф. Ницше, "Так говорил Заратустра")
- "Материя - это иллюзия, плотность - иллюзия, мы - иллюзия. Реален лишь Хаос." (Норман Спинрад, "Агент Хаоса")
- "В необъятных просторах неба сияет лик Хаоса."
Смена парадигм, которая происходит сейчас в передовых кругах магов, объясняется многими причинами. Символический синкретизм «Золотой Зари» конца девятнадцатого века, соединивший герметические учения эпохи Возрождения и восточную эзотерику, какой она виделась европейским колониальным империям, достиг полного расцвета лишь при Алистере Кроули, который обогатил его гностическими энергетическими практиками, заимствованными из различных культурных источников. Потом был Остин Спейр, сумевший установить основной психотехнический трюк, который лежит в основе всех форм магии, и показавший, что вникать в причудливый символизм магии вовсе не обязательно. Задолго до появления экзистенциализма и постмодернизма Спейр разработал постмодернистский подход к магии.
Предисловие Питера Кэрролла.
Смена парадигм, которая происходит сейчас в передовых кругах магов, объясняется многими причинами. Символический синкретизм \»Золотой Зари\» конца девятнадцатого века, соединивший герметические учения эпохи Возрождения и восточную эзотерику, какой она виделась европейским колониальным империям, достиг полного расцвета лишь при Алистере Кроули, который обогатил его гностическими энергетическими практиками, заимствованными из различных культурных источников. Потом был Остин Спейр, сумевший установить основной психотехнический трюк, который лежит в основе всех форм магии, и показавший, что вникать в причудливый символизм магии вовсе не обязательно. Задолго до появления экзистенциализма и постмодернизма Спейр разработал постмодернистский подход к магии.
Общая и специальная теории относительности мало что добавили к эзотерической теории, хотя идея культурного релятивизма проявилась в синкретическом оккультизме задолго до того, как нашла широкое признание в обществе. Зато квантовая физика, еще один столп науки двадцатого столетия, оказывает огромную поддержку многим областям метафизической теории и даже предлагает возможные направления и перспективы ее развития. Пока что аппарат квантовой физики активно используется только в Магии Хаоса. Вскоре после зарождения парадигмы Магии Хаоса появилась математика хаоса, разработанная на основе теории катастроф. Именно она подтвердила гипотезу о том, что должен существовать некий механизм, с помощью которого субатомная неопределенность переносится в макроскопический мир нашего опыта.
Многое из того, что маги двадцатого века считали само собой разумеющимся, происходит от «Золотой Зари» и Алистера Кроули. Многое из того, что станет основой общепринятой магической теории и практики в нынешнем столетии, разовьется на основе внедренных идей и техник, которые разрабатываются в Магии Хаоса сейчас. Эта книга, провозглашающая зарю новой традиции, несомненно, внесет выдающийся вклад в происходящую ныне магическую революцию.
Что такое магия?
Мир полон магии; мы ощущаем это, когда оглядываемся вокруг, поднявшись на горную вершину, или когда испытываем глубокое удовлетворение в конце удачного дня. Магия — это дверь, через которую мы входим в тайну, беспредельность и суть вещей. Мы живем в мире полновластного правления искусственно навязанных нам систем общественного и личного контроля, которые постоянно пичкают нас ложью, и каждый из нас в одиночку беспомощен и бессилен что-либо изменить. Магия — это искусство изменения. Изменения условий жизни в соответствии с развивающимся чувством личной ответственности; изменения мира вокруг себя по собственному выбору; отказа от роли беспомощных винтиков в механизме вселенной. Все действия, направленные на личное или коллективное освобождение, суть действия магические. Магия вводит нас в состояние восторга и экстаза; она наделяет прозрением и пониманием, позволяет нам изменить себя и мир, в котором мы живем. С помощью магии можно исследовать возможности свободы.
Вроде бы все так просто, верно? Так нет же, магию умышленно запутали многословием, превратили в непроходимые джунгли специальных терминов, которые отпугивают непосвященных и служат интересам тех, кто использует этот псевдонаучный жаргон, чтобы преувеличить значение своей деятельности, придать ей законный статус и расширить сферы влияния. Созданы абстрактные духовные пространства, посреди которых возвышаются вавилонские башни «внутренних планов», духовных иерархий и «оккультных истин», но забыта магия окружающего нас мира. Понятие «таинственного» извращено. Мы ищем «тайное знание» в текстах, написанных на мертвых языках, и в и древних гробницах, не замечая тайны самой жизни вокруг нас. Так что забудьте ненадолго все, что вы читали о духовном просветлении, о том, как стать Магом девяносто девятой степени посвящения и о прочей высокопарной белиберде. Магия удивительно проста. Что же она вам предлагает?
Способ освободиться от привитых вам с детства установок и ограничений, которые сужают пределы ваших возможностей.
1. Возможности исследовать вашу жизнь, присмотреться к себе, понять и модифицировать поведение, эмоциональные реакции и модели мышления, которые препятствуют обучению и развитию.
2. Развить уверенность в себе и личную харизму.
3. Расширить ваше представление о возможном, когда ваши душа и разум сосредоточены на каком-то желании.
4. Развить личные способности и восприятие: чем лучше мы видим мир, тем больше понимаем, что он живой.
5. Жить интересно: магия — это то, что доставляет удовольствие.
6. Вызывать изменения в соответствии с вашей волей.
Магия может дать вам все это, и даже больше. Магия — это отношение к жизни, которое начинается с постановки вопросов: Что делать, чтобы выжить? Как я хочу жить? Кем я хочу быть? Определите ваши цели, и магия предложит вам абстрактные средства и техники для их достижения.
Что такое Магия Хаоса?
О чем вы думаете, когда слышите слово «Хаос»?
«Состояние, в котором роль случая максимальна»
«Неорганизованное состояние первобытной материи до начала Творения»
«Беспорядочное состояние»
«Первопричиной всего был Хаос»
«Это не анархия, это хаос»
«В начале был Хаос»
«Агенты Хаоса испепеляют взглядом всех, кто может их увидеть…» (Хаким Бей, «Хаос: лозунги отнологической анархии»)
«Каждому из нас нужен внутренний Хаос, чтобы дать рождение танцующей звезде\» (Ф. Ницше, \»Так говорил Заратустра»)
«Материя — это иллюзия, плотность — иллюзия, мы — иллюзия. Реален лишь Хаос» (Норман Спинрад, «Агент Хаоса»)
«В необъятных просторах неба сияет лик Хаоса»
Хаос вмещает в себя все это, и намного больше. При всем различии наших представлений никто из нас не может игнорировать его. В последние двадцать лет Хаос стал синонимом революции в методологии и мышлении; лег в основу развития новой формы науки, новых технологий и нарождающегося нового мировоззрения. Если теория хаоса порождает споры в научном сообществе, то Магия Хаоса вызывает полемику в оккультных кругах. Магию Хаоса клеймят по-разному: это и «английская Телема», и «самое черное колдовство», и «очередной интеллектуальный выверт». Этот переворот в мышлении связан с пониманием несостоятельности научного мировоззрения, установившего общепризнанные границы человеческого опыта. Требуются новые идеи и модели, а также новые способы существования и, что еще важнее, новые способы действия. Магия Хаоса предлагает новый подход к «деланию» магии.
Основные принципы Магии Хаоса.
В отличие от магических систем, которые обычно опираются на определенную модель духовной и физической вселенной — например, на Древо Жизни, — Магия Хаоса строится на ряде «центральных принципов», определяющих ее подход к магии в целом (впрочем, это не универсальные аксиомы, так что вы можете со спокойной совестью менять их):
1. Отказ от догматизма. Маги Хаоса стремятся не впадать в догматизм (если только временная система убеждений, которую они приняли, не требует от них проявления догматизма). Вместо догм у них «котмы» (термин, введенный дискордианцами (1), например: «Мы, дискордианцы, должны держаться врозь!». Таким образом, маги Хаоса оставляют за собой право менять взгляды, опровергать самих себя и приводить альтернативные доводы, которые могут быть убедительными или неубедительными. По их мнению, мы тратим много времени и энергии на то, чтобы всегда быть правыми. Что плохого в том, чтобы иногда ошибаться?
2. Личный опыт — превыше всего. Иными словами, никогда никому не верьте на слово, все проверяйте на собственном опыте. Магия жестоко пострадала от «кабинетных теоретиков», которые увековечивали мифы и давно устаревшую информацию только потому, что им было лень самостоятельно экспериментировать. Иногда так и подмывает задать вопрос с неочевидным ответом, чтобы посмотреть, как будут выходить из положения самозваные эксперты. Некоторые скорее захлебнутся словесным поносом, чем признаются в собственном незнании. Истинный же адепт, вероятнее всего, ответит: «А х… его знает». Еще на раннем этапе маги Хаоса сделали удивительное открытие: если очистить любую конкретную технику практической магии от шелухи догматизма, личных убеждений, установок и анекдотов, она становиться очень простой в описании.
3. Техническое мастерство. С ранних времен Магии Хаоса бытует ошибочное мнение, что она предоставляет практикующим полную свободу делать все, что вздумается, особенно не заботясь об оценке и анализе своих действий. Но это не так. Магия Хаоса всегда требовала от практикующих трезвого самоанализа и настаивала на необходимости практиковать техники, с которыми вы экспериментируете, до получения желаемых результатов. Обучение «деланию» магии требует развития целого комплекса умений и способностей, и если вы намерены заниматься всеми этими странными вещами всерьез, не логично ли вкладывать в них все свои силы?
4. Декондиционирование (освобождение от обусловленности). Согласно парадигме Хаоса, одна из первостепенных задач обучающегося мага состоит в полном освобождении от системы убеждений, установок и искусственно навязанных представлений о себе, обществе и мире. Наше эго — это иллюзия устойчивой самости, сохраняющаяся только благодаря постоянным разграничениям вроде «это я, а это не я; это я люблю, а это не люблю». Определенные убеждения относительно политики, религии, свободы воли; половые, расовые, культурные предпочтения и т. п. — все это способствует сохранению устойчивого чувства «я», и даже сами наши слабые попытки разрушить эту устойчивость тоже позволяют нам ощущать себя уникальными индивидуумами. Выполняя упражнения по декондиционированию, мы начинаем расширять трещины в здании нашей консенсусной реальности, а это, можно надеяться, позволит нам меньше привязываться к нашим убеждениям и фантазиям, освобождаться от них или при необходимости модифицировать.
5. Разнообразие подходов. Как уже упоминалось, «традиционные» подходы подразумевают выбор одной конкретной магической системы. Магия же Хаоса приветствует эклектический подход, и ее адепты вольны выбирать любые магические системы, использовать любые религиозные, парапсихологические, литературные, телевизионные темы, и т. д. Если любых двух магов Хаоса спросить, чем они занимаются, вряд ли вы найдете в их ответах что-то общее. Вот почему так трудно дать точное определение Магии Хаоса, и это не очень-то нравится аккуратистам, которые любят, чтобы все подходы к магии были ясными, понятными и четко обозначенными.
6. Гнозис. Умение входить в Измененные Состояния Сознания по желанию — один из ключей к магическим способностям. Мы склонны проводить четкую границу между «обыденным сознанием» и «измененными состояниями сознания». На самом же деле мы постоянно переходим из одних состояний сознания в другие, отличающиеся степенью внимания. Если же говорить о магии, то есть о намеренном вхождении в интенсивные измененные состояния, то у такого «Физиологического Гнозиса» есть два полюса: состояния Торможения и Возбуждения. В первый род состояний человека вводят такие физически «пассивные» техники, как медитация, йога, скраинг (прорицательная работа с магическими кристаллами, хрустальными шарами, зеркалами), созерцание и сенсорная депривация, а во второй — песнопения, барабанный бой, танец, эмоциональное и сексуальное возбуждение.
Краткая история Хаоса
Движение Магии Хаоса зародилось в конце 1970-х годов в Англии. Пока все газеты обсуждали новый феномен панк-рока, а ученые мира осваивали таинственный математический мир фракталов и нелинейной динамики, в дебрях Западного Йоркшира создавался новый подход к магической практике. В это время в английском оккультизме господствовали три направления: популярное «Ведовство», Западная Каббала и Телема. По крайней мере, находилось достаточное количество людей, которым это было настолько интересно, что они даже издавали специальные журналы. В одном из таких журналов, «New Equinox», печатались ранние сочинения Питера Дж. Кэрролла, который считается выдающимся представителем современной Магии Хаоса. К 1978 году появились первые объявления об ордене \»Иллюминатов Танатэроса\», чьи практики представляли собой смесь шаманизма, даосизма, Тантры и Телемы. Вскоре вышла в свет книга Питера Кэрролла \»Liber Null\». Хотя в ней излагались основы философии и практические техники Магии Хаоса, само это название не употреблялось. Вскоре Рэй Шервин опубликовал \»Книгу результатов\», в которой простым и понятным языком объяснял великое магическое изобретение Остина Османа Спейра — магию сигил, или оккультных символов. Многие считают Остина О. Спейра \»дедушкой\» Магии Хаоса. Превосходный художник-духовидец, маг и спиритист, он был мало кому известен, пока его не вытащил на свет Кеннет Грант. В те времена, когда многие глумились над спиритическими сеансами и \»духами-наставниками\», отдавая предпочтение сложным розенкрейцеровским церемониям, Спейр писал портреты духов, с которыми общался, и пользовался собственной системой \»разумных букв\», или сигил, для выражения своих желаний. Спейр весьма прохладно относился к магическим принципам \»Золотой Зари\» и довольно язвительно о них высказывался в \»Книге наслаждения\» (1913).
В этой работе (с подзаголовком \»Психология экстаза\») содержатся основы магической философии Спейра и ключевые практические техники. Это не очень-то легкое чтение, и сам Спейр часто называл свою книгу \»непостижимой мистикой\». Его словарь огромен, грамматика странна, многие термины употребляются в непривычных значениях. К тому же Спейр не пытался писать в доходчивой манере \»учебника\», к которой привык современный читатель; \»Книга наслаждения\» стилистически скорее напоминает древний гримуар, или \»колдовскую книгу\». К счастью, магия сигил очень хорошо объясняется в \»Книге результатов\»; кроме того, спейровская концепция алфавита желаний подробно рассматривается в книге \»Liber Null\».
Большое влияние на развитие Магии Хаоса оказал также Алистер Кроули. Он синтезировал свое магическое мировоззрение (психокосм) на основе знаний и опыта, почерпнутых из различных магических и эзотерических систем — \»Золотой зари\», йоги, алхимии, Каббалы и других дисциплин. Да и сама жизнь Кроули представляет не меньший интерес, чем его сочинения по магии и мистицизму. Кроули создал свой собственный мир, находившийся за пределами общепринятой морали. Он сознательно стремился к экстремальным переживаниям, скрывая и одновременно открывая себя в самых разных ярких обличьях. Отчасти личность Кроули привлекает современного мага тем, что он создал очень мощный психокосм, выдержавший проверку временем, который продолжает развиваться и принимать различные формы. Кроули не столько \»следовал\» какой-то традиции, сколько воплощал в себе динамический процесс управления реальностью, выстраивая собственный путь из всего, что случайно оказывалось под рукой.
На ранних этапах Магией Хаоса занималось множество неформальных групп, которые притягивались друг к другу, чтобы вместе опробовать возможности нового течения. Когда \»New Equinox\» перестал существовать, эти \»дети Хаоса\» публиковали свои впечатления и ереси на страницах нового британского оккультного журнала \»Lamp of Thoth\». К первым книгам по Магии Хаоса добавились две магнитофонные записи: \»Концепция Хаоса\», в которой обсуждались основы Магии Хаоса, и \»Камера Хаоса\», научно-фантастическая медитация, в которой сочетались образы из сериала \»Стар Трек\» и книг Майкла Муркока и Герберта Уэллса. Затем издательство \»Сорсерерз Эпрентис Пресс\» переиздало \»Liber Null\» и \»Книгу результатов\», а также опубликовало книгу Пита Кэрролла \»Психонавт\». Все эти работы наряду со статьями по Магии Хаоса, опубликованными в \»Lamp of Thoth\», привлекали к движению все больше людей, желавших опробовать новый подход. Благодаря усилиям Ральфа Тегтмайера на Магию Хаоса обратила внимание и континентальная Европа.
Основная идея Магии Хаоса проста: самое главное в магии, как и в сексе, — это практика, никакие теоретизирования и интеллектуальные размышления не заменят реального опыта. Поэтому в \»Liber Null\» П. Кэрролла был представлен \»костяк\» магических техник, применение которых позволяет внести желаемые изменения в жизнь практикующего. Автор \»Liber Null\» объяснял, что он намеренно сосредоточил все внимание на техниках, так как в разных системах магии при всем различии символов, верований и догм, по существу, используются одинаковые практические методы. Вы можете выбирать любую систему символов, какую хотите, поскольку опутывающая их паутина веры представляет собой лишь средство для достижения цели, а не саму цель (подробнее поговорим об этом чуть позже).
Глубокое влияние на развитие Магии Хаоса оказали работы Роберта Антона Уилсона и Компании, и особенно Дискордианского Общества, члены которого почитают греческую богиню Хаоса Эриду. Дискордианцы заметили, что Магия Хаоса с ее юмором, шутовством и абсолютной беззаботностью весьма сильно отличалась от классической магии с ее \»мрачной серьезностью и значительностью\». У оккультистов всегда была (и сейчас остается) склонность считать себя избранными людьми, элитой посвященных. По словам самих дискордианцев, Дискордианское Общество — это \»племя философов, богословов, магов, ученых, художников, шутов и тому подобных маньяков, которых интересует Богиня Беспорядка Эрида и Ее деяния\». Широкая публика впервые узнала о существовании Дискордианского Общества из потрясающей трилогии Роберта Антона Уилсона и Роберта Ши \»Иллюминатус\», а также из книги Малаклипса Младшего \»Principia Discordia\», в которой формулируются основные принципы Дискордианской Религии, основанной на почитании греческой богини Эриды.
По преданию, Эрида была дочерью Ночи и женой Хроноса. Она породила целую шайку богов: Скорби, Забывчивости, Голода, Болезней, Битв, Убийств, Лжи; милейшие детки! Древние греки приписывали все огорчения и раздоры проискам Эриды. Когда античные государства пали, Эрида исчезла, хотя и подозревают, что именно она приложила руку к \»проявлению\» первых бюрократий, анкет в трех экземплярах и страховых компаний. Долгое время ее никто не встречал на борту космического корабля Гея, пока, наконец, в самом конце пятидесятых годов двадцатого века она не явилась двум молодым калифорнийцам, которые со временем прославились под именами Омар Равенхурст и Малаклипс Младший. Эрида назначила их Хранителями Священного Хаоса и поручила им \»передать ограниченным людям, что нет никаких правил, если только они сами не придумают себе правила\». После чего Омар и Мал назначили друг друга Верховными Жрецами собственного безумия и основали Общество Дискордии. С тех пор слава Эриды неуклонно росла и из богини, о которой упоминалось лишь в исторических сносках, она превратилась в мифическую суперзвезду. А дискордианское движение, если верить в то, что оно действительно существует, ширится по обе стороны Атлантики, чему чрезвычайно способствует дискордианская тактика объявления всех и каждого подлинным Папой. Все больше людей разделяет религиозную идею прославления беспорядка и безумия. Эрида фигурирует в центральном древнегреческом мифе из нескончаемого сериала \»Гора Олимп — обитель Богов\», в эпизоде, послужившем причиной Троянской войны. Согласно мифу, Зевс устроил прием и не пожелал пригласить Эриду, поскольку там, где она появлялась, начинались распри. Вне себя от такого оскорбления, Эрида сделала золотое яблоко и, написав на нем \»Прекраснейшей\», вбросила его в зал, где собрались гости. Три приглашенные богини, Афина, Гера и Афродита, начали претендовать на это яблоко, устроили потасовку и даже начали кидаться тарелками. Чтобы уладить спор, Зевс приказал всем трем подчиниться суждению смертного, который выберет \»прекраснейшую\», и объявил, что этим смертным будет Парис, сыр царя Трои. Зевс поручил Гермесу препроводить всех трех богинь к Парису, но каждая из богинь, стремясь перехитрить остальных, улизнула пораньше, чтобы подкупить Париса. Афина предложила ему победу в сражении, Гера обещала огромное богатство, а Афродита, \»ослабив завязки и пояс туники\», посулила Парису самую прекрасную из смертных женщин. Так Афродита получила яблоко, а Парис бежал с Еленой, которая, увы, оказалась женой Менелая, царя Спарты. Благодаря вмешательству Афины и Геры началась война, а остальное, как говорится, — уже история.
Сейчас, в эпоху большей терпимости к хаосу, Эрида несколько приутихла. Современные дискордианцы приписывают ее вмешательству все \»странности\», которые происходят в их жизни, синхронистичности и необъяснимые происшествия, творческие порывы вдохновения и безумные вечеринки. Конечно, временами Эрида становится стервозной, но с кем не бывает? Именно дискордианцы показали, что в длинный список противоположностей, которым так любили пользоваться оккультисты, не вошла пара \»шутливость — серьезность\». Юмор важен для магии. Как однажды сказал мой коллега, мы слишком много значим, чтобы принимать себя всерьез. Некоторые члены \»Пакта Иллюминатов Танатэроса\» с помощью смеха избавляют людей от разных форм зависимости. А что лучше смеха может поставить на место напыщенных и преисполненных собственной важности оккультных пустозвонов, на которых периодически натыкаешься? Внимание: ритуалы, выполняемые с глупым лицом, могут оказаться не менее эффективными, чем ритуалы, выполняемые с лицом серьезным. Магия — это удовольствие, иначе зачем ею заниматься?
В отличие от множества магических систем, которые не могут обойтись без славного исторического или мифического прошлого (Атлантида, Лемурия, Альбион и т. п.), Магия Хаоса создана на основе научной фантастики, квантовой физики и всего остального по вкусу практикующих. Вместо попытки восстанавливать и сохранять традицию, которая связывает ее с прошлым (и былой славой), Магия Хаоса дает возможность практикующим использовать все, что они считают необходимым, в их временной системе убеждений и символов. Главное — это полученные результаты, а не \»аутентичность\» рабочей системы. Таким образом, Магию Хаоса нельзя считать системой, поскольку она использует другие системы и приветствует изобретение новых, что придает ей поистине постмодернистский характер.
Понятно, что Магия Хаоса не могла не приобрести \»зловещую\» репутацию. Этому способствовали три фактора. Во-первых, ее подход к магии \»Сделай сам: выбирай и смешивай\» не одобряли \»традиционалистские\» школы. Во-вторых, многие люди считали слово \»Хаос\» синонимом \»анархии\», что вызывало массу самых разных негативных ассоциаций. И, в-третьих, некоторые публикации по Магии Хаоса расхваливались как \»кощунственные, зловещие и опасные\», хотя таковыми и не были, и это привлекало тех, чье эго жаждало темной славы. Хотя на заре Магии Хаоса существовали организации сатанистов, они, безусловно, не пропагандировали себя столь активно, как другие оккультные группы. Поэтому Магия Хаоса привлекала к себе внимание не только тех, кому нужна была \»чернуха\», но и тех, кому нужен был \»сатанинский оппонент\», чтобы ощущать себя \»девственно-белыми\».
Примечательно, что с самого начала Магию Хаоса считали \»экспериментальным полигоном\», на котором проверялась эффективность не только магических техник и практик, но и огромного числа концепций, которые многими людьми, изучавшими оккультизм, слепо принимались за \»истину\». Конец 1980-х годов ознаменовался новым всплеском интереса к Магии Хаоса. Начали выходить специальные оккультные журналы, например, \»Chaos International\», в которых практикующие маги-хаотисты публично сообщали о своих технических и философских открытиях. В этот период резко увеличился интерес к оккультизму, появились вполне доступные по цене персональные электронные издательские системы, сыгравшие не последнюю роль в широком распространении электронного \»самиздата\» и увеличении количества крупных специализированных оккультных журналов. Разделение эзотерической науки на отдельные (и практически взаимоисключающие друг друга) ветви продолжалось, и в конце 1980-х произошел также всплеск интереса к шаманизму. Расширению оккультных движений весьма способствовал такой важный, но часто недооцениваемый фактор, как доступность информации. Зайдя в книжный магазин, в котором продается оккультная литература, вы найдете на полках массу книг по любому предмету, от астрологии до дзэн-буддизма. Увы, пока что популярность Магии Хаоса не достигла столь высокого уровня. Но ее идеи распространяются из уст в уста, по информационным каналам Интернета, в малотиражных книгах и специальных журналах. В субкультуре, где по коммерческим соображениям создается иллюзия \»обособленности\» оккультных традиций и школ, тексты по Магии Хаоса направлены на объединение самых разных подходов и взаимодействие между условными секторами рынка оккультных убеждений.
Развитие науки о хаосе и Магии Хаоса происходит удивительно синхронно и сопровождается поразительными совпадениями. Например, в 1987 году университет Лидса (Англия) устроил выставку научных возможностей Хаоса. Позже в том же году Лидс стал местом проведения первого \»симпозиума по Магии Хаоса\», и выяснилось, что это настоящий центр активности магов-хаотистов: именно в этом городе работали такие группы, как выше упомянутый орден \»Иллюминаты Танатэроса\» (IOT), \»Круг Хаоса\» и \»Орден нейромантов Лидса\».
Каким-то магическим образом слово \»Хаос\» стало модной \»фишкой\» девяностых. Фрактальные узоры переползали с экранов компьютеров на футболки, афиши рэйвов и открытки. Сейчас наука о хаосе, которая называется нелинейной динамикой, находит применение в различных областях знания — от экономики до лингвистики, — а ее основы широко популяризированы Ианом Малкольмом в фильме Спилберга \»Парк юрского периода\». В свое время распространение персональных компьютеров способствовало пересмотру научной парадигмы, в результате чего возникла наука о хаосе. Практическое применение принципа Хаоса тоже не могло не отразиться на дальнейшем развитии компьютерных технологий — взять хотя бы фрактальное сжатие данных. На очень фундаментальном уровне Хаос бросает вызов нашему привычному способу восприятия мира.
Фрактальная логика.
Фракталы сейчас стали не только иллюстрацией принципов новых развивающихся наук, но и излюбленными символами поп-культуры. Фракталом называется структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому. Сам термин \»фрактал\» означает \»дробный\». Когда вы всматриваетесь во фрактальную форму, то видите одну и ту же структуру независимо от степени увеличения. Такое подобие можно увидеть в природе, рассматривая при разном приближении горы, облака и береговые линии. Его можно встретить, исследуя формы молекул или галактик. Фрактальность стремительно становится одной из самых емких метафор для объяснения и понимания мира. Можно смоделировать сознание как фрактал. Безусловно, большая часть знаний появляется в нашей голове точно так же, как моделируется фрактал на экране компьютера. Рассмотрим это на примере процесса творческого мышления. У нас есть разрозненные мысли; постепенно они увязываются друг с другом, выстраиваются в какое-то подобие системы, и вдруг проступают \»четкие очертания\» новой идеи. То, как мы смотрим на что-то, определяет возможные варианты того, что мы найдем. Если человек широко образован и внимателен, если его кругозор не ограничен, а знания не узко специализированы, он увидит много общего в представлениях, которые лежат в основе различных дисциплин и специальностей. Точно также можно найти много общего в представлениях, возникающих в различных культурах и в разные исторические моменты. В каком-то смысле фрактал символизирует представление двадцатого века о том, что на каком-то уровне в любой момент времени все сущее взаимосвязано.
Теория хаоса — это теория многих дисциплин. Она применяется во многих областях знания — от изучения эпилепсии до колебания курсов ценных бумаг на фондовой бирже. Но самые поразительные выводы, к которым приходит теория хаоса, касаются нашего внутреннего восприятия мира на повседневном уровне. Мы считаем вполне \»естественным\», что события развиваются в логической, линейной последовательности, а если нечто выбивается из такой последовательности, мы считаем это аномалией. Такая линейность отражается во всем, от математики до беллетристики, доходя до уровня, на котором представление о линейности мира срастается с нашим сознанием и считается само собой разумеющимся. Мы представляем наше восприятие мира именно таким, но это не значит, что в реальности мы воспринимаем мир именно так. В каком-то смысле теория хаоса показывает нам очевидное: одно событие может изменить последующие события и оказать колоссальное влияние на нас. Например, мы считаем, что день ото дня не меняемся, оставаясь \»самими собой\», а меняемся только по прошествии долгого периода времени. Теория хаоса показывает внутреннюю сложность, которая скрывается за кажущейся внешней простотой. Обратите внимание, как мы моделируем наше сознание. Мы говорим о \»нормальном\» сознании, а все, что от него отличается, называем \»измененными состояниями сознания\». Но ведь мы непрерывно переходим из одного состояния сознания в другое, то осознавая, то переставая осознавать все, что происходит вокруг. Мы погружаемся в воспоминания, фантазируем, фокусируем внимание на фрагменте внутреннего диалога, на какой-то мелодии или песенке из рекламного ролика, мы грезим наяву, продумываем возможные варианты развития событий в ближайшем будущем, и так далее. Когда вы задумаетесь, что в каждый момент времени ваше сознание одновременно блуждает по многим направлениям, \»нормальное сознание\» покажется вам фикцией. Сознание работает не в дискретном, а в аналоговом (т. е. непрерывном) режиме.
Полезность теории хаоса как модели заключается в том, что она, в отличие от предыдущих теорий, способна приближенно моделировать огромное множество явлений. Наука, существовавшая до развития теории хаоса, рассматривала все явления в отрыве друг от друга, то есть выделяла один элемент события или ситуации и подробно его изучала. Например, типичный подход к изучению аппарата нашего чувственного восприятия сводится к изучению каждого органа чувств в отдельности. Мы можем многое узнать о каждом отдельном органе чувств, но разве такой метод точно описывает наше восприятие мира? Человек постоянно совершает ошибку, когда путает карту с территорией, то есть ведет себя так, словно модели, которые мы используем для интерпретации нашего опыта, представляют собой реальный опыт. Согласно теории хаоса, ни одна модель не в состоянии описать какое-то явление совершенно точно: она способна дать нам лишь приблизительное представление об этом явлении. Принцип неопределенности Гейзенберга продемонстрировал эту концепцию на математическом уровне.
Хасану-и-Саббаху, основателю ордена Ассасинов, приписывается знаменитая фраза, которая стала девизом магов Хаоса и которую можно считать еще одной формулировкой принципа неопределенности: \»Ничто не истинно, все разрешено\». Если \»ничто не истинно\», то вопросы о \»доказательстве\» становятся излишними, а ответственность — \»разрешение\» — за собственные действия и убеждения несет сам человек. Если \»ничто не истинно\», то все становится искусством, игрой, фантазией. Поэтому вы свободны в выборе убеждений и установок и не должны ощущать необходимость доказывать их \»истинность\» или научную достоверность. Вроде бы весьма очевидная мысль, но почему-то мы ведем себя так, словно находимся в противоположной ситуации. Отдельные \»истины\», которые носят основополагающий характер, продолжают существовать только потому, что безжалостно игнорируются факты, не соответствующие любой конкретной системе убеждений. Таким же образом сохраняется верность убеждениям даже при относительном отсутствии поддерживающих их доказательств. Магия Хаоса признает могущество и гибкость убеждений, и поэтому пользуется убеждениями как инструментом магической деятельности. Тот факт, что мы легко позволяем убеждениям лечь в основу нашей интерпретации реальности, дает нам возможность манипулировать этой способностью в магических целях.
Магические модели.
Наблюдаемые сдвиги в научной парадигме повлекли за собой изменение общей концепции магии. До последнего времени (в широком историческом смысле) люди, практикующие магию, придерживались \»Духовной\» Модели, согласно которой Иные Миры реальны и населены различными пантеонами дискретных сущностей: элементалов, демонов, ангелов, богинь, богов и т. п. Задача мага или шамана заключается в том, чтобы разработать (или получить в наследство) карту маршрутов в Иных Мирах и завести там друзей (или войти в контакт с родственниками). Выполняя эти задачи, он вынужден взаимодействовать с духами определенным образом, чтобы заставить их выполнить его волю. Поэтому священники молятся, шаманы употребляют священные грибы, чтобы встретиться с предками, а демонологи выкрикивают страшными голосами ветхозаветные тексты, угрозами заставляя сущностей подчиняться им.
К началу восемнадцатого века, когда происходило зарождение точной науки, на Западе распространилась теория \»животного магнетизма\», первая \»Энергетическая\» Модель магии. Эта модель указывает на существование \»тонких энергий\», которыми можно манипулировать при помощи ряда техник. Затем появились Бульвер-Литтон с его идеей энергии вриль, Элифас Леви с астральным светом, медиумы с их эктоплазмой, адаптированные для Запада теории праны, чакр и кундалини и, наконец, Вильгельм Рейх с его энергией оргон.
Очередной виток развития магии происходил на фоне популяризации психологии — главным образом благодаря психоаналитическим \»вывертам\» Фрейда, Юнга и компании. На этом этапе Иные Миры превратились в миры внутренние, демоны переселились в подсознание, а Скрытые Учителя оказались проявлениями \»Высшего Я\». Для ряда последующих сторонников этой модели карты Таро из магической и прорицательной системы превратились в \»инструменты\» личной трансформации, а богини и боги перешли из разряда \»реальных\» сущностей в психологические символы, или архетипы.
Сейчас, когда мы начинаем жить в информационной культуре, большие перспективы сулит парадигма \»Кибернетической\» Модели. Эта модель утверждает, что независимо от нашего чувственного восприятия реальная Вселенная по природе стохастична. Магия — это набор техник, вызывающих нейрологический шторм в сознании, из-за которого возникают микроскопические флуктуации во Вселенной, а они в конце концов приводят макроскопическим изменениям — в соответствии с намерениям мага. Именно в этом состоит суть \»эффекта бабочки\» .
У каждой модели есть свои притягательные стороны, как есть свои приверженцы и противники. Во многих оккультных учебниках довольно успешно уживаются элементы Духовной, Энергетической и Психологической Моделей. Если когда-нибудь вам доведется \»объяснять\» все эти непонятные вещи скептику или твердолобому материалисту, возьмите за основу Психологическую Модель. Современные люди, которые придерживаются Духовной Модели (если только они не сторонники \»языческих\» или \»оккультных\» убеждений), считают, что обладают исключительным правом на использование духов! Если вы имеете дело с компьютерным или фрактальным фанатом, обязательно излагайте ему \»киберпанковскую\» парадигму. Если же говорить об ученых, то они вообще признают что-то лишь в том случае, если это \»рационально обосновано\». Например, до недавнего времени, пока не появилась теория эндорфинной стимуляции, научный истеблишмент с большим пренебрежением относился к акупунктуре, которая объяснялась на основе Энергетической Модели. Теперь же набор иголок есть в физиотерапевтическом отделении любой больницы.Хотя маги склонны привязываться к любимой модели, гораздо полезнее плавно менять модели в зависимости от обстоятельств. Некоторые модели \»лучше\» других объясняют некоторые аспекты магии. \»Духовная\», и самая старая, модель способна объяснить чуть ли не любой аспект.
Подписаться на обновления
znaharstvo.net
znaharstvo.net
У будущего размытые края, но там…так ярко, что мне стоит надеть солнечные очки[1]. Ускоряющиеся изменения, словно логотипы (ЛОГОС), заполонили всё вокруг. Образы видео мелькают в наших головах. Реальность стала телевизуальной. Видеодром извергает образы, фигуры речи, особенности языка жестов, стиль и моду, которые мы впитываем и стараемся воспроизводить. По сути дела, вирусные образы, производимые для потребления, уже привели к нашей необратимой мутации.
Мы живём в магической реальности, где реальное становится гипер-реальным – бесконечным взаимодействием с большими-чем-вся-жизнь образами на экране, звуками и видеоиграми. Так как теперь столь многое в нашем опыте зависит от гештальтов медиаинформации, то мы уже способны замыкать этого «ленточного червя» на себя самого, присваивая и используя аппаратное обеспечение, генерирующее гипер-реальные элементы нашего опыта.
Уильям С. Берроуз – этот архидемонолог гиперреальности – глубоко погрузился в «кошмарную культуру» тяжёлых наркотиков, запретной сексуальности и магических миров, порождённых его художественными и экспериментальными видениями. Его видения близкого будущего и исследования путешествий во времени, в компании бродяг, изгоев, колдунов и вампирических политиков, сплетаются друг с другом, подобно Туннелям Сета, если использовать причудливую метатезу Кеннета Гранта. Но те пробуренные Берроузом в фасаде гиперреальности туннели, что разоблачают паразитов и вампиров разума, гораздо доступнее и проще. Он, в отличие от прочих современных магических писателей, не пытается воспроизвести прошлое, или создать территорию, игнорирующую Видеодром (и поэтому по-прежнему поддерживающуюся им). Колдовство Берроуза несёт характерные приметы двадцатого столетия.
Словесный ВирусЦель всякого вируса – выживание посредством репликации, воспроизведения себя в клетках организма-хозяина. Словесный Вирус – это очень маленькая словесная единица, направляющая энергию своего хозяина-человека на повторное воспроизведение инструкций или паттернов поведения. Вам случалось когда-нибудь бродить, не в силах выкинуть популярный мотивчик из головы? Реклама, слоганы, призывы, слова и образы – все они носители паразитического вируса.
Разум можно рассматривать как более или менее стабильный кластер инструкций, воспоминаний и идентификаций, из которых возникает внутренний диалог, этот постоянный статический шёпот самоорганизующейся системы. Охваченная постоянной совместной игрой петель прямой и обратной связи, эта система взаимодействует с тотальным гештальтом опыта и обменивается с ним информацией. Самосознание в виде Эго возникает из сети информационных процессов. Эго сводит всю переживаемую информацию к термам, посредством которых оно способно поддерживать своё фиктивное существование. Оно, кроме того, психический цензор, чья профессия – препятствовать изменениям. Не настраивайте свой разум, это реальность сбоит.
"Когда мир уже не такой, как думает наш разум, тогда мы оказываемся посреди кошмара"Роган в сериале "Werewolf"
Эго поддерживает своё существование с помощью внутреннего диалога – убеждений и историй, которые создают «Я есмь». Слова – коллективная собственность, так что манипуляция идентичностью с помощью словесных вирусов становится очень простым делом, простым до такой степени, что может происходить совершенно незаметно. Внутренний голос поддерживает чувство Эго путём постоянного зацикливания набора идентификаций, которые могут поддерживаться сколько угодно благодаря самому существованию вирусных механизмов, вроде таких слов/образов, как: идентификационное является/есть/это, глагол быть, определённый артикль the (этот), концепция или/или[2].
"Идентификационное «ЯВЛЯТЬСЯ» является, по сути, вирусным механизмом, удерживающим вас в ЭТОЙ вселенной... ИЛИ/ИЛИ... эта формула конфликта... может рассматриваться как архетипический вирусный механизм"Уильям С. Берроуз, "Электронная Революция"
Те, кто стали адептами словесных манипуляций, контролируют мышление в массовых масштабах. Мы создали всепланетное расширение наших нервных систем[3]. Информационные датчики, компиляторы, блоки памяти, передающие станции. Теперь это часть повседневной жизни, мирского существования, эта система представляет собой один из элементов нашего гештальта восприятия; она настолько же часть нашей встроенной реальности, насколько и прочие общепризнанные элементы. Этот гештальт-посредник проецирует систему Контроля, управляемую жрецами, громогласно отрицающими своё существование.
Double-BindТелевидение – это электронная матка и родовой канал. Искусственное расширение способности создавать образы. Будучи коварной штукой, оно влияет на всех – кроме МЕНЯ. Создаёт телевидение убеждения, или отражает их? Ответ – отражает И создаёт: подтверждает то, что мы и так уже «знаем» как Истину и таким образом формирует убеждения, посредством петли обратной связи. Ключ – это слова и образы, а особенно те, которые скрывают/приоткрывают сообщения секса и смерти.
Последние формируют Команды Контроля, на которые субъекты уже обучены реагировать. Они работают в соответствии с теорией, которую Грегори Бейтсон в 1960 году назвал «дабл-байнд». В ситуации дабл-байнд субъект запутывается в клубке парадоксальных предписаний, и в итоге оказывается неспособен поступить правильно. Продолжительное переживание подобных ситуаций приводит к адаптации, и субъект учится воспринимать вселенную в категориях дабл-байнда, должен/не должен. Обычно, одно сообщение простое и открытое, а другое абстрактное и скрытое. Юность, проведённая в индустриальном обществе – это период обучения программным Командам Контроля. Берроуз описывал такую ситуацию[4] в терминах старой армейской игры:
"Противоречивые команды это две команды, противоречащие друг другу и подаваемые в одно и то же время. «Смирно!» Солдат автоматически вытягивается по стойке. «Вольно!» - солдат мгновенно расслабляется. Теперь вообразите капитана, который входит в казарму, чеканя «Смирно» одной половиной лица, и «Вольно» другой. Попытка в одно и то же время подчиниться обеим откровенно противоречивым командам, имеющим статус команды уже на уровне автоматизма, дезориентирует субъекта. Он может реагировать гневом, апатией, тревогой, даже коллапсом.Берроуз, The Job
Р.Д. Лэйнг приводит более сложные примеры ситуаций дабл-байнд, и описывает, как они травмируют индивидуума. Этот процесс в дальнейшем сопровождается формированием петель тревоги, когда личность чувствует тревогу в данной ситуации и пытается убежать в безопасное место. В возникающей в результате ситуации как объясняет Лэйнг, личность становится похожа на «кого-то с рукой на горячей плите, кто прижимает руку всё сильнее, вместо того, чтобы отдёрнуть её»
С точки зрения Берроуза, аристотелевский подход «или/или» особенно вирулентен. Идентификационное есть в нашем языке приводит к предположению, что ярлык ЕСТЬ вещь. Мы цепляем на людей ярлыки, и тогда ими можно манипулировать гораздо искуснее. В особенности это касается ярлыков, которые несут сообщения страха, и которые обычно блокируют мышление. Вот что говорит Гор Видал о сексе:
Такой вещи, как «гомосексуальная личность» просто нет, как нет и «гетеросексуальных личностей». Эти слова – прилагательные, описывающие сексуальный акт, а не людей. При этом гей-активисты нынче заявляют, что есть нечто, называемое «особыми чувствами геев» (gay sensibility), то есть внешний и видимый признак нового человеческого существа. Вот так безумие порождает безумие.Pink Star and Yellow Triangle
Нам постоянно говорят, что всевозможные орудия электронного гештальта оказывают лишь поверхностное влияние на наше мышление. Держитесь от этих печей подальше. Программы Контроля работают лучше всего, когда вы не осознаёте их существование. Однако, как только достигнуто понимание того, как они работают, следующим шагом будет начать подрывать их.
Нарезки как колдовствоА что такое в точности сны и грёзы? Определённые сопоставления слова и образа.Берроуз, "The Job"
Лучший способ уничтожить дух – отдельной ли личности, группы, или племени – это отрезать путь к миру грёз. Белые колонисты проделали это с американскими индейцами, отрицая ценность их мира грёз, отрезав доступ к их культурно-мифологическому опыту и заменив это всё узкими границами фундаментализма – Командами Контроля.
Мифический мир Грёз это невозделанная территория колдунов, территория, где Программа Контроля едва ли способна работать. Сны – это дорога к отступлению в Космическое Пространство, и, как и для любого шоу с исчезновением, для этого нам нужен театр – театр вуду. Он не имеет фиксированного пространства, и в него можно попасть, только используя постоянно меняющийся набор магических техник и масок.
Хотя Брайон Гайсин был первым, кто обнаружил возможности нарезок как литературной техники, именно Берроуз распространил эту технику на другие области. Нарезки применяются для создания новых связей между образами и словами, и разрушения аристотелевского мышления «или/или». Нарезая текст или образы, можно выявить новые сообщения. Текст, нарезанный и заменённый, даёт возможность проявиться новым сообщениям, часто вроде бы предсказывающим будущие события. Напоминает такую форму прорицания, как Таро, которая, в этих терминах, «врезает» субъекта в образные связи, и путём прочитывания выявляет новый гештальт восприятия.
Шекспир, Рембо живут в их словах. Нарежь словесные линии, и ты услышишь их голоса. Нарезки часто приходят в виде кодированных сообщений, обладающих особым значением для того, кто делает нарезку. Столоверчение? Возможно. Определённо, это улучшает паршивые, как правило, «контактные поэмы», получаемые через медиума. Рембо даёт знать о своём присутствие, и далее следуют скверные, вымученные стихи. Нарежьте слова Рембо, и гарантирована хорошая поэзия, если не личное появление.Уильям Берроуз, "The Third Mind"
Берроуз использует технику нарезок для введения кинематографических образов и музыкальных отрывков в текст. Он также предлагает множество приложений для нарезок фильма, магнитофонных записей и видео, в попытке разрушить наши привычки контроля. Кроме того, он также указывает на использование камер и магнитофонов для разрушения и уничтожения определённых районов. Фальшивые передачи новостей могут быть сделаны для распространения слухов, политические речи, перемежающиеся хрюканьем свиней, дискредитируют власть напыщенных политиков, дикие истории из новостей постепенно разбалтывают реальность публики. Используйте картинки, отрывки текстов, фотографии, вырезки новостей и т.д. как координаты для проецирования себя назад во времени.
Параллели с более «традиционными» подходами к магии очевидны, взять например сигилы: нарезаются определённые желания, и с помощью концентрации на образе актуализируется то, что Стивен Мэйс называет виртуальными формами. Практика метанойи (взгляда на мир с новых точек зрения) тоже представляет собой часть процесса нарезки. Наши убеждения и принципы происходят из опыта и обучения, и когда убеждения устраняются и перетасовываются, или сопоставляются, формируя причудливые сочетания, тогда мы можем освободиться от ограничений веры. Поменять чьи-то политические или религиозные убеждения относительно просто; в меньшей степени удаётся разрушить подспудные аспекты программы контроля, поскольку они представляют собой лингвистические формулировки, образующие базис нашего мышления. Практикуясь, можно научиться стирать целые блоки слов/образов на целые периоды времени:
"Я навсегда стираю Каббалу Я навсегда стираю формулы и директивы старейшин Минро Я навсегда стираю это слово Вы не можете взять эти слова в космическое пространство Это всё всё всё"Берроуз, "The Last Words of Hassan-i-Sabbah"
Независимо от того, насколько беспорядочными будут слова и образы, мы способны увидеть в них значение; создать тезис для антитезиса. Личное значение в нарезках проскальзывает в повторениях и сопоставлениях кусков текста. Берроуз применял это в своих романах, создавая пассажи, работающие как подпороговые переключатели, которые очаровывают и открывают сознание читателя для магической вселенной, таящейся, словно трещина между блоками нарезок. В отличие от магических сигилов, на которых нужно активно фокусровать внимание, последовательности нарезок протягиваются на периферии сознания. Там, где видны блики нуль-пространств, в которых Берроуз создавал свой плацдарм. Вы не найдёте эти области в ходе каких-нибудь астральных путешествий – они извиваются, подобно живым (и порочным) элементалам, которые не могут быть заключены внутри упорядоченных структур вроде Каббалы. Бесплодные земли психики извергаются зверем гиперреальности, пожирающим самого себя. Нарезки создают что-то вроде дезориентации во времени – мы ведь привыкли читать текст в линейной последовательности. Нарезки сдвигают вперёд и назад слова/образы и их ассоциации, выстраивая новые значения и наводя на скрытые ассоциации. В этом они подражают повторяющимся командам контроля, которые столь сильно формируют наше поведение. Это напоминает гематрию – нумерологический анализ ассоциаций идей и символов, который может иной раз работать как инвертированный коан дзен, перегружая разум столь большим количеством концепций, что происходит «вспышка» (нейрологический оргазм?), и возникают новые ассоциации и озарения.
Мы охвачены сетью постоянного обмена с элементами гипер-реальности; это одновременно отдаляет нас от реальности, и обращает наш опыт к гипер-чувственным образам, заряженным словесными вирусами дабл-байнда. Проникая через трещины в стенах, ограждающих область нашего опыта, мы можем добиться понимания того, как проложить дорогу к отступлению – туннель между структурами, создающими консенсусную реальность. Любой образ жизни, в достаточноq степени создающий пограничные явления, может подтолкнуть нас к этим дырам. Магика в особенности связана с созданием мгновенных перебоев в работе фабрики существования, от взлома персональных программ контроля до контакта с внеземными «сущностями», таящимися у порогов сознания. Всевозможные сущности и астральные видения, которые могут встретиться в ходе магических исследований, можно рассматривать как нарезки существующих ассоциаций/образов – аванпосты, где мы можем реорганизовать понимание и знание такими путями, которые позволят нам пройти глубже по туннелю к возможности освобождения. Но, парадоксальным образом, даже эти образы пожираются и перевариваются орудиями гиперреальности. Вспомните, например, как сюрреалистическая революция в искусстве была перехвачена и превращена в средство для рекламы сигарет. Тексты Берроуза, когда-то подвергавшиеся цензуре, поглощены гиперреальным гештальтом «современной литературы». Этот зверь пожрёт всё, что окажется в поле зрения его многочисленных голов, и превратит в насыщенную образную пищу для нас, живущих в его брюхе. Но сигнальные огни, указывающие пути к отступлению, хоть и тускло, но по-прежнему светят, и в них теплится наша надежда на постепенную всеобщую мутацию.
Странный пистолет у него в руках… дикая музыка Пана… кричащие толпы… Пистолет Кима разрезает небо, словно газовая горелка. От неба отваливаются куски. Музыка становится все громче и сливается с завываниями ветра…"Пространство Мёртвых Дорог"
Примечания переводчикаНазвание статьи, судя по всему, обыгрывает известную Operation Overlord.
1. Будущее такое яркое, что мне стоит надеть солнечные очки ("The Future's So Bright, I Gotta Wear Shades") - название популярной в 1986 году песни дуэта Timbuk3.
2. Перечисленные механизмы "идентификационности" и "аристотелевского мышления" подробно рассмотрены в работах Коржибского, откуда Берроуз и его последователи и позаимствовали подобные идеи.
3. Идея рассматривать информационные технологии и медиа в качестве расширения человеческой нервной системы (а технологию вообще - как расширение или замену прочих органов) происходит из работ Маршалла МакЛюэна.
4. При всём уважении к Берроузу, надо сказать что этот пример зрелищный, но не слишком удачный. "Полноценный" дабл-байнд - это не просто два противоречащих друг другу сообщения, а сообщения, находящиеся на разных логических уровнях (как и сказано выше, одно более конкретное, другое абстрактное). А в примере Берроуза это практически потеряно. Подробно об этом здесь: http://double-bind.livejournal.com/19716.html Впрочем, может быть, авторы статьи не слишком удачно выбрали иллюстрацию.
chaos-magic-ru.livejournal.com
У будущего размытые края, но там…так ярко, что мне стоит надеть солнечные очки[1]. Ускоряющиеся изменения, словно логотипы (ЛОГОС), заполонили всё вокруг. Образы видео мелькают в наших головах. Реальность стала телевизуальной. Видеодром извергает образы, фигуры речи, особенности языка жестов, стиль и моду, которые мы впитываем и стараемся воспроизводить. По сути дела, вирусные образы, производимые для потребления, уже привели к нашей необратимой мутации.
Мы живём в магической реальности, где реальное становится гипер-реальным – бесконечным взаимодействием с большими-чем-вся-жизнь образами на экране, звуками и видеоиграми. Так как теперь столь многое в нашем опыте зависит от гештальтов медиаинформации, то мы уже способны замыкать этого «ленточного червя» на себя самого, присваивая и используя аппаратное обеспечение, генерирующее гипер-реальные элементы нашего опыта.
Уильям С. Берроуз – этот архидемонолог гиперреальности – глубоко погрузился в «кошмарную культуру» тяжёлых наркотиков, запретной сексуальности и магических миров, порождённых его художественными и экспериментальными видениями. Его видения близкого будущего и исследования путешествий во времени, в компании бродяг, изгоев, колдунов и вампирических политиков, сплетаются друг с другом, подобно Туннелям Сета, если использовать причудливую метатезу Кеннета Гранта. Но те пробуренные Берроузом в фасаде гиперреальности туннели, что разоблачают паразитов и вампиров разума, гораздо доступнее и проще. Он, в отличие от прочих современных магических писателей, не пытается воспроизвести прошлое, или создать территорию, игнорирующую Видеодром (и поэтому по-прежнему поддерживающуюся им). Колдовство Берроуза несёт характерные приметы двадцатого столетия.
Словесный ВирусЦель всякого вируса – выживание посредством репликации, воспроизведения себя в клетках организма-хозяина. Словесный Вирус – это очень маленькая словесная единица, направляющая энергию своего хозяина-человека на повторное воспроизведение инструкций или паттернов поведения. Вам случалось когда-нибудь бродить, не в силах выкинуть популярный мотивчик из головы? Реклама, слоганы, призывы, слова и образы – все они носители паразитического вируса.
Разум можно рассматривать как более или менее стабильный кластер инструкций, воспоминаний и идентификаций, из которых возникает внутренний диалог, этот постоянный статический шёпот самоорганизующейся системы. Охваченная постоянной совместной игрой петель прямой и обратной связи, эта система взаимодействует с тотальным гештальтом опыта и обменивается с ним информацией. Самосознание в виде Эго возникает из сети информационных процессов. Эго сводит всю переживаемую информацию к термам, посредством которых оно способно поддерживать своё фиктивное существование. Оно, кроме того, психический цензор, чья профессия – препятствовать изменениям. Не настраивайте свой разум, это реальность сбоит.
"Когда мир уже не такой, как думает наш разум, тогда мы оказываемся посреди кошмара"Роган в сериале "Werewolf"
Эго поддерживает своё существование с помощью внутреннего диалога – убеждений и историй, которые создают «Я есмь». Слова – коллективная собственность, так что манипуляция идентичностью с помощью словесных вирусов становится очень простым делом, простым до такой степени, что может происходить совершенно незаметно. Внутренний голос поддерживает чувство Эго путём постоянного зацикливания набора идентификаций, которые могут поддерживаться сколько угодно благодаря самому существованию вирусных механизмов, вроде таких слов/образов, как: идентификационное является/есть/это, глагол быть, определённый артикль the (этот), концепция или/или[2].
"Идентификационное «ЯВЛЯТЬСЯ» является, по сути, вирусным механизмом, удерживающим вас в ЭТОЙ вселенной... ИЛИ/ИЛИ... эта формула конфликта... может рассматриваться как архетипический вирусный механизм"Уильям С. Берроуз, "Электронная Революция"
Те, кто стали адептами словесных манипуляций, контролируют мышление в массовых масштабах. Мы создали всепланетное расширение наших нервных систем[3]. Информационные датчики, компиляторы, блоки памяти, передающие станции. Теперь это часть повседневной жизни, мирского существования, эта система представляет собой один из элементов нашего гештальта восприятия; она настолько же часть нашей встроенной реальности, насколько и прочие общепризнанные элементы. Этот гештальт-посредник проецирует систему Контроля, управляемую жрецами, громогласно отрицающими своё существование.
Double-BindТелевидение – это электронная матка и родовой канал. Искусственное расширение способности создавать образы. Будучи коварной штукой, оно влияет на всех – кроме МЕНЯ. Создаёт телевидение убеждения, или отражает их? Ответ – отражает И создаёт: подтверждает то, что мы и так уже «знаем» как Истину и таким образом формирует убеждения, посредством петли обратной связи. Ключ – это слова и образы, а особенно те, которые скрывают/приоткрывают сообщения секса и смерти.
Последние формируют Команды Контроля, на которые субъекты уже обучены реагировать. Они работают в соответствии с теорией, которую Грегори Бейтсон в 1960 году назвал «дабл-байнд». В ситуации дабл-байнд субъект запутывается в клубке парадоксальных предписаний, и в итоге оказывается неспособен поступить правильно. Продолжительное переживание подобных ситуаций приводит к адаптации, и субъект учится воспринимать вселенную в категориях дабл-байнда, должен/не должен. Обычно, одно сообщение простое и открытое, а другое абстрактное и скрытое. Юность, проведённая в индустриальном обществе – это период обучения программным Командам Контроля. Берроуз описывал такую ситуацию[4] в терминах старой армейской игры:
"Противоречивые команды это две команды, противоречащие друг другу и подаваемые в одно и то же время. «Смирно!» Солдат автоматически вытягивается по стойке. «Вольно!» - солдат мгновенно расслабляется. Теперь вообразите капитана, который входит в казарму, чеканя «Смирно» одной половиной лица, и «Вольно» другой. Попытка в одно и то же время подчиниться обеим откровенно противоречивым командам, имеющим статус команды уже на уровне автоматизма, дезориентирует субъекта. Он может реагировать гневом, апатией, тревогой, даже коллапсом.Берроуз, The Job
Р.Д. Лэйнг приводит более сложные примеры ситуаций дабл-байнд, и описывает, как они травмируют индивидуума. Этот процесс в дальнейшем сопровождается формированием петель тревоги, когда личность чувствует тревогу в данной ситуации и пытается убежать в безопасное место. В возникающей в результате ситуации как объясняет Лэйнг, личность становится похожа на «кого-то с рукой на горячей плите, кто прижимает руку всё сильнее, вместо того, чтобы отдёрнуть её»
С точки зрения Берроуза, аристотелевский подход «или/или» особенно вирулентен. Идентификационное есть в нашем языке приводит к предположению, что ярлык ЕСТЬ вещь. Мы цепляем на людей ярлыки, и тогда ими можно манипулировать гораздо искуснее. В особенности это касается ярлыков, которые несут сообщения страха, и которые обычно блокируют мышление. Вот что говорит Гор Видал о сексе:
Такой вещи, как «гомосексуальная личность» просто нет, как нет и «гетеросексуальных личностей». Эти слова – прилагательные, описывающие сексуальный акт, а не людей. При этом гей-активисты нынче заявляют, что есть нечто, называемое «особыми чувствами геев» (gay sensibility), то есть внешний и видимый признак нового человеческого существа. Вот так безумие порождает безумие.Pink Star and Yellow Triangle
Нам постоянно говорят, что всевозможные орудия электронного гештальта оказывают лишь поверхностное влияние на наше мышление. Держитесь от этих печей подальше. Программы Контроля работают лучше всего, когда вы не осознаёте их существование. Однако, как только достигнуто понимание того, как они работают, следующим шагом будет начать подрывать их.
Нарезки как колдовствоА что такое в точности сны и грёзы? Определённые сопоставления слова и образа.Берроуз, "The Job"
Лучший способ уничтожить дух – отдельной ли личности, группы, или племени – это отрезать путь к миру грёз. Белые колонисты проделали это с американскими индейцами, отрицая ценность их мира грёз, отрезав доступ к их культурно-мифологическому опыту и заменив это всё узкими границами фундаментализма – Командами Контроля.
Мифический мир Грёз это невозделанная территория колдунов, территория, где Программа Контроля едва ли способна работать. Сны – это дорога к отступлению в Космическое Пространство, и, как и для любого шоу с исчезновением, для этого нам нужен театр – театр вуду. Он не имеет фиксированного пространства, и в него можно попасть, только используя постоянно меняющийся набор магических техник и масок.
Хотя Брайон Гайсин был первым, кто обнаружил возможности нарезок как литературной техники, именно Берроуз распространил эту технику на другие области. Нарезки применяются для создания новых связей между образами и словами, и разрушения аристотелевского мышления «или/или». Нарезая текст или образы, можно выявить новые сообщения. Текст, нарезанный и заменённый, даёт возможность проявиться новым сообщениям, часто вроде бы предсказывающим будущие события. Напоминает такую форму прорицания, как Таро, которая, в этих терминах, «врезает» субъекта в образные связи, и путём прочитывания выявляет новый гештальт восприятия.
Шекспир, Рембо живут в их словах. Нарежь словесные линии, и ты услышишь их голоса. Нарезки часто приходят в виде кодированных сообщений, обладающих особым значением для того, кто делает нарезку. Столоверчение? Возможно. Определённо, это улучшает паршивые, как правило, «контактные поэмы», получаемые через медиума. Рембо даёт знать о своём присутствие, и далее следуют скверные, вымученные стихи. Нарежьте слова Рембо, и гарантирована хорошая поэзия, если не личное появление.Уильям Берроуз, "The Third Mind"
Берроуз использует технику нарезок для введения кинематографических образов и музыкальных отрывков в текст. Он также предлагает множество приложений для нарезок фильма, магнитофонных записей и видео, в попытке разрушить наши привычки контроля. Кроме того, он также указывает на использование камер и магнитофонов для разрушения и уничтожения определённых районов. Фальшивые передачи новостей могут быть сделаны для распространения слухов, политические речи, перемежающиеся хрюканьем свиней, дискредитируют власть напыщенных политиков, дикие истории из новостей постепенно разбалтывают реальность публики. Используйте картинки, отрывки текстов, фотографии, вырезки новостей и т.д. как координаты для проецирования себя назад во времени.
Параллели с более «традиционными» подходами к магии очевидны, взять например сигилы: нарезаются определённые желания, и с помощью концентрации на образе актуализируется то, что Стивен Мэйс называет виртуальными формами. Практика метанойи (взгляда на мир с новых точек зрения) тоже представляет собой часть процесса нарезки. Наши убеждения и принципы происходят из опыта и обучения, и когда убеждения устраняются и перетасовываются, или сопоставляются, формируя причудливые сочетания, тогда мы можем освободиться от ограничений веры. Поменять чьи-то политические или религиозные убеждения относительно просто; в меньшей степени удаётся разрушить подспудные аспекты программы контроля, поскольку они представляют собой лингвистические формулировки, образующие базис нашего мышления. Практикуясь, можно научиться стирать целые блоки слов/образов на целые периоды времени:
"Я навсегда стираю Каббалу Я навсегда стираю формулы и директивы старейшин Минро Я навсегда стираю это слово Вы не можете взять эти слова в космическое пространство Это всё всё всё"Берроуз, "The Last Words of Hassan-i-Sabbah"
Независимо от того, насколько беспорядочными будут слова и образы, мы способны увидеть в них значение; создать тезис для антитезиса. Личное значение в нарезках проскальзывает в повторениях и сопоставлениях кусков текста. Берроуз применял это в своих романах, создавая пассажи, работающие как подпороговые переключатели, которые очаровывают и открывают сознание читателя для магической вселенной, таящейся, словно трещина между блоками нарезок. В отличие от магических сигилов, на которых нужно активно фокусровать внимание, последовательности нарезок протягиваются на периферии сознания. Там, где видны блики нуль-пространств, в которых Берроуз создавал свой плацдарм. Вы не найдёте эти области в ходе каких-нибудь астральных путешествий – они извиваются, подобно живым (и порочным) элементалам, которые не могут быть заключены внутри упорядоченных структур вроде Каббалы. Бесплодные земли психики извергаются зверем гиперреальности, пожирающим самого себя. Нарезки создают что-то вроде дезориентации во времени – мы ведь привыкли читать текст в линейной последовательности. Нарезки сдвигают вперёд и назад слова/образы и их ассоциации, выстраивая новые значения и наводя на скрытые ассоциации. В этом они подражают повторяющимся командам контроля, которые столь сильно формируют наше поведение. Это напоминает гематрию – нумерологический анализ ассоциаций идей и символов, который может иной раз работать как инвертированный коан дзен, перегружая разум столь большим количеством концепций, что происходит «вспышка» (нейрологический оргазм?), и возникают новые ассоциации и озарения.
Мы охвачены сетью постоянного обмена с элементами гипер-реальности; это одновременно отдаляет нас от реальности, и обращает наш опыт к гипер-чувственным образам, заряженным словесными вирусами дабл-байнда. Проникая через трещины в стенах, ограждающих область нашего опыта, мы можем добиться понимания того, как проложить дорогу к отступлению – туннель между структурами, создающими консенсусную реальность. Любой образ жизни, в достаточноq степени создающий пограничные явления, может подтолкнуть нас к этим дырам. Магика в особенности связана с созданием мгновенных перебоев в работе фабрики существования, от взлома персональных программ контроля до контакта с внеземными «сущностями», таящимися у порогов сознания. Всевозможные сущности и астральные видения, которые могут встретиться в ходе магических исследований, можно рассматривать как нарезки существующих ассоциаций/образов – аванпосты, где мы можем реорганизовать понимание и знание такими путями, которые позволят нам пройти глубже по туннелю к возможности освобождения. Но, парадоксальным образом, даже эти образы пожираются и перевариваются орудиями гиперреальности. Вспомните, например, как сюрреалистическая революция в искусстве была перехвачена и превращена в средство для рекламы сигарет. Тексты Берроуза, когда-то подвергавшиеся цензуре, поглощены гиперреальным гештальтом «современной литературы». Этот зверь пожрёт всё, что окажется в поле зрения его многочисленных голов, и превратит в насыщенную образную пищу для нас, живущих в его брюхе. Но сигнальные огни, указывающие пути к отступлению, хоть и тускло, но по-прежнему светят, и в них теплится наша надежда на постепенную всеобщую мутацию.
Странный пистолет у него в руках… дикая музыка Пана… кричащие толпы… Пистолет Кима разрезает небо, словно газовая горелка. От неба отваливаются куски. Музыка становится все громче и сливается с завываниями ветра…"Пространство Мёртвых Дорог"
Примечания переводчикаНазвание статьи, судя по всему, обыгрывает известную Operation Overlord.
1. Будущее такое яркое, что мне стоит надеть солнечные очки ("The Future's So Bright, I Gotta Wear Shades") - название популярной в 1986 году песни дуэта Timbuk3.
2. Перечисленные механизмы "идентификационности" и "аристотелевского мышления" подробно рассмотрены в работах Коржибского, откуда Берроуз и его последователи и позаимствовали подобные идеи.
3. Идея рассматривать информационные технологии и медиа в качестве расширения человеческой нервной системы (а технологию вообще - как расширение или замену прочих органов) происходит из работ Маршалла МакЛюэна.
4. При всём уважении к Берроузу, надо сказать что этот пример зрелищный, но не слишком удачный. "Полноценный" дабл-байнд - это не просто два противоречащих друг другу сообщения, а сообщения, находящиеся на разных логических уровнях (как и сказано выше, одно более конкретное, другое абстрактное). А в примере Берроуза это практически потеряно. Подробно об этом здесь: http://double-bind.livejournal.com/19716.html Впрочем, может быть, авторы статьи не слишком удачно выбрали иллюстрацию.
ibsorath.livejournal.com