Альт-саксофонист Фил Вудс (1931-2015). Фил вудс


Альт-саксофонист Фил Вудс (1931-2015) — Полный Джаз 2.0

Кирилл Мошков,редактор «Джаз.Ру» CM

inmemoriam«Если он сдержит слово, никто больше никогда не услышит его игру», написал журналист Рик Наулин в питтсбургском издании «Пост-Газетт» 6 сентября. Дело в том, что за два дня до этого Наулин побывал в концертном зале Manchester Craftsmen’s Guild, где перед последней пьесой своего выступления с местным джаз-трио и струнниками из Питтсбургского симфонического оркестра великий альт-саксофонист Фил Вудс объявил: он завершает исполнительскую карьеру, продолжавшуюся почти семь десятилетий. У 83-летнего музыканта была эмфизема лёгких, он вынужден был долгое время жить с кислородным баллоном под боком и с кислородными трубками в носу, и, конечно, это не облегчало ему выступления. Однако Наулин проанализировал великолепную игру легендарного альтиста на финальном концерте и признал в своём тексте, что карьера Вудса завершается «на высокой ноте».

Phil WoodsPhil Woods

Вудс сдержал слово — но никто не предполагал, что это станет ясно так скоро. Как описал произошедшее многолетний барабанщик квартета Вудса, Билл Гудвин, «Фил вышел из дела на собственных условиях». Вчера, 29 сентября, Фил Вудс попрощался у себя дома в Питтсбурге, штат Пенсильвания, с женой и сыном, разослал мужественные прощальные письма друзьям, коллегам и ученикам-саксофонистам (включая Роберта Анчиполовского в Израиле, для которого Фил был не просто учителем, но фактически отцом в музыке) и отключил измучившую его кислородную маску. Музыканту было 83 года.

Phil Woods (photo © Nate Guidry, Post-Gazette)Phil Woods (photo © Nate Guidry, Post-Gazette)Последний концерт Фила Вудса (2 сентября 2015)

Фил Вудс — один из тех джазовых музыкантов, кому повезло быть знакомым если и не по имени, то по одному блестящему инструментальному соло максимально широкой аудитории. Вряд ли те, кто слышал это соло, знал имя саксофониста — но для нескольких поколений массовой публики по всему миру этот изящный инструментальный эпизод был символом высочайшего уровня игры на саксофоне. Речь о песне «Just the Way You Are», которую американский певец и пианист Билли Джоэл записал в 1977 г. для своего альбома «The Stranger». Альбом получил тогда премию «Грэмми» в категории «Лучшая запись года», а «Такая, как ты есть» обрела позолоченный граммофончик как «Лучшая песня года». И в этой песне звучит царственное соло альт-саксофона Фила Вудса.

АУДИО: Billy Joel — «Just the Way You Are», 1977

Но, конечно, история Фила Вудса в музыке началась задолго до этой записи. Он впервые взял в руки альт-саксофон двенадцатилетним, в 1943 году, в своём родном городе Спрингфилд, штат Массачусетс. Его первым и главным героем на альте был великий Чарли Паркер, а учителем стал легендарный пианист-новатор Ленни Тристано. Молодой Вудс занимался в двух ведущих консерваториях Нью-Йорка — Манхэттенской школе музыки и Джульярде, и уже к 20 годам стал профессиональным музыкантом. Опыта он набирался в ансамблях Чарли Барнета, Кенни Дорэма, коллеги-альтиста Джина Квилла (их совместный ансамбль, где игру двух опирающихся на манеру Паркера альтистов практически невозможно различить, записывался для лейблов Prestige и Epic) и особенно — трубача Диззи Гиллеспи, который услышал в игре Фила новое воплощение недавно ушедшего из жизни Паркера и с удовольствием взял молодого альтиста в знаменитый «тур Госдепартамента» по странам и континентам. Вудса после этого всё чаще воспринимали как наследника Чарли Паркера — чему в какой-то степени способствовала женитьба Фила на вдове Паркера, Чен (впрочем, они вскоре расстались).

Творческая дружба Фила Вудса и Диззи Гиллеспи продолжалась до конца жизни великого трубача — вот, например, видео их совместного оркестрового проекта конца 1980-х гг.

ВИДЕО: Dizzy Gillespie and Phil Woods All Stars, 1989

ДАЛЕЕ: продолжение биографии Фила Вудса; его роль в истории советского джаза… и многое другое 

В конце концов Вудс стал одним из самых приглашаемых альт-саксофонистов Нью-Йорка. Его особенно ценили в биг-бэндах, потому что он обладал не слишком частой в те годы способностью «играть с листа» — т. е., читая ноты, без продолжительных репетиций сразу же играть выписанный на нотной бумаге материал. Только в конце 60-х — начале 70-х гг. прошлого века он, устав от бесконечной череды коммерческих студийных работ по записи музыки для рекламных роликов, на время покинул столицу мирового джаза и создал в Париже ансамбль Phil Woods And His European Rhythm Machine. За роялем был Джордж Грунтц (впоследствии — Гордон Бек), на ударных играл Даниэль Юмэр, а на контрабасе — Анри Тексье.

ВИДЕО: Фил Вудс в Париже, 1969

Вернувшись в США в 1974, Вудс вновь попал в обойму приглашаемых студийных солистов, но теперь уже на новом уровне: давнишний однокашник по Джульярдской консерватории продюсер Фил Рамон нанял Вудса сыграть саксофонное соло в песне вокалиста Пола Саймона «Have a Good Time» (1975), а группа Steely Dan использовала его игру в песне «Doctor Wu». После этого последовала работа с Билли Джоэлом, ставшая самой коммерчески успешной записью с участием Вудса.

Фил Вудс в 1970-е гг.Фил Вудс в 1970-е гг.

Но джазовую сцену Фил не оставлял, создав постоянный квартет, где с ним десятилетиями работали барабанщик Билл Гудвин и контрабасист Стив Гилмор, а пианисты время от времени менялись (в разные годы это были Билл Шарлап или Билл Мэйз). В 80-е квартет иногда становился квинтетом: на сцене появился многообещающий трубач Том Харрелл, и Вудс часто приглашал его вторым солистом в свой ансамбль; впоследствии трубачом его квинтета стал Брайан Линч.

ВИДЕО: Phil Woods Quintet «Repetition» (на трубе — Том Харрелл), конец 1980-х гг.

Вудс четырежды завоёвывал премию «Грэмми» как солист — впервые ещё в 1975 г. за альбом «Images», который он записал с оркестром Мишеля Леграна. В 2007 г. Национальный фонд искусств США присудил ему высшую государственную награду США в области джазовой музыки — звание «Мастер джаза», а вашингтонский Центр исполнительских искусств им. Джона Кеннеди вручил Филу награду «Живая легенда джаза». В этот период, — да и вплоть до недавнего времени — несмотря на ухудшавшееся здоровье, великий альтист много гастролировал.

ВИДЕО: Phil Woods & Robert Anchipolovsky «Star Eyes» — выступление в Израиле с ансамблем его ученика Роберта Анчиполовского, 2008

В последние четверть века Фил Вудс, стремившийся к максимальной чистоте и прозрачности звучания своего ансамбля, практически полностью отказался от звукоусиления на концертах, что заставляло его предпочитать для выступления небольшие площадки, на которых прозрачный акустический звук его ансамбля мог быть слышен наилучшим образом.

ВИДЕО: Фил Вудс и трио пианиста Седара Уолтона (Рэй Браун — контрабас, Микки Рокер — ударные) в Нью-Йорке в канун нового, 1987 года.

Интересно, что Фил Вудс сыграл определённую роль в истории джаза в нашей стране. В 1962 г. очередной «тура Госдепартамента» впервые привёл американских джазменов в Советский Союз: с продолжительными гастролями (Ленинград, Москва, Киев, Тбилиси, Ташкент…) приехал оркестр легендарного кларнетиста свинговой эры Бенни Гудмана. В составе оркестра было много молодых нью-йоркских солистов самого высокого уровня; был среди них и Фил Вудс.

За месяц путешествий по СССР у американских джазменов завязались дружеские отношения со многими советскими коллегами. В Ленинграде альтист Вудс особенно сблизился со своим коллегой Геннадием Гольштейном (на фото они играют джем в ленинградской гостинице «Астория»). Перед отъездом гастролёров обратно в США Гольштейн вручил Вудсу ноты своих композиций и аранжировок, запечатанные в конверт — чтобы, если советская таможня обыщет музыканта, он мог уверенно ответить, что не знает о содержимом пакета (что бывает за передачу рукописей и вообще любых письменных материалов на Запад, советские музыканты знали очень хорошо).

Вернувшись в Нью-Йорк, часть музыкантов оркестра по инициативе Фила Вудса и контрабасиста Билла Кроу приняла участие в записи привезённого из СССР музыкального материала. Хорошо известен альбом, вышедший под именем участвовавшего в тех гастролях пианиста Виктора Фелдмана — «Soviet Jazz Themes» (Ava Records / MGM, 1963). А материал Геннадия Гольштейна аранжировал для состава из восьми инструментов Ал Кон. Запись была сделана в студии радиостанции «Свобода» (Radio Liberty), которая тогда же и издала четыре пьесы в формате 10-дюймового EP под названием «Jazz at Liberty» (да, по-английски «Джаз на свободе» тоже звучит как некая игра слов). Было напечатано буквально несколько десятков экземпляров. Характерно, что из опасений за безопасность Гольштейна его имя нигде на пластинке не было указано, продюсер Джо Валерио и журналист Борис Оршанский написали только, что «Американские музыканты играют советские пьесы».

Только в 2005 г. эта запись с рядом дополнительных материалов была издана на компакт-диске московским лейблом SoLyd Records под названием «The Liberty of Jazz». «Джаз.Ру» рассказывал об этом в подкасте от марта 2006 г.

АУДИО: слушать «Джазовый подкаст» (автор — Кирилл Мошков, главный редактор «Джаз.Ру»), посвящённый выходу уникального аудиодокумента раннего американско-советского джазового сотрудничества с участием Фила Вудса.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. Более подробно о проекте «Джаз на свободе» — в «Полном джазе 1.0» за 2006 г.

Phil Woods (photo © David W. Coulter, 2004)Phil Woods (photo © David W. Coulter, 2004)

Фил Вудс долгие годы работал над автобиографией, «Моя жизнь в ми-бемоль» («My Life In E Flat») — название намекает на строй альт-саксофона, начинающийся именно с этой ноты. Судя по отдельным отрывкам, которые он разрешал публиковать в блогах своих друзей, это должна быть восхитительная книга, наполненная юмором и бесценными подробностями жизни музыкантского сообщества в период «золотого века» джаза. Однако до сих пор не известно, успел ли Фил завершить работу над книгой…

journal.jazz.ru

Альт-саксофонист Фил Вудс (1931-2015) | Джаз.Ру

Кирилл Мошков,редактор «Джаз.Ру» CM

inmemoriam«Если он сдержит слово, никто больше никогда не услышит его игру», написал журналист Рик Наулин в питтсбургском издании «Пост-Газетт» 6 сентября. Дело в том, что за два дня до этого Наулин побывал в концертном зале Manchester Craftsmen’s Guild, где перед последней пьесой своего выступления с местным джаз-трио и струнниками из Питтсбургского симфонического оркестра великий альт-саксофонист Фил Вудс объявил: он завершает исполнительскую карьеру, продолжавшуюся почти семь десятилетий. У 83-летнего музыканта была эмфизема лёгких, он вынужден был долгое время жить с кислородным баллоном под боком и с кислородными трубками в носу, и, конечно, это не облегчало ему выступления. Однако Наулин проанализировал великолепную игру легендарного альтиста на финальном концерте и признал в своём тексте, что карьера Вудса завершается «на высокой ноте».

Phil WoodsPhil Woods

Вудс сдержал слово — но никто не предполагал, что это станет ясно так скоро. Как описал произошедшее многолетний барабанщик квартета Вудса, Билл Гудвин, «Фил вышел из дела на собственных условиях». Вчера, 29 сентября, Фил Вудс попрощался у себя дома в Питтсбурге, штат Пенсильвания, с женой и сыном, разослал мужественные прощальные письма друзьям, коллегам и ученикам-саксофонистам (включая Роберта Анчиполовского в Израиле, для которого Фил был не просто учителем, но фактически отцом в музыке) и отключил измучившую его кислородную маску. Музыканту было 83 года.

Phil Woods (photo © Nate Guidry, Post-Gazette)Phil Woods (photo © Nate Guidry, Post-Gazette)Последний концерт Фила Вудса (2 сентября 2015)

Фил Вудс — один из тех джазовых музыкантов, кому повезло быть знакомым если и не по имени, то по одному блестящему инструментальному соло максимально широкой аудитории. Вряд ли те, кто слышал это соло, знал имя саксофониста — но для нескольких поколений массовой публики по всему миру этот изящный инструментальный эпизод был символом высочайшего уровня игры на саксофоне. Речь о песне «Just the Way You Are», которую американский певец и пианист Билли Джоэл записал в 1977 г. для своего альбома «The Stranger». Альбом получил тогда премию «Грэмми» в категории «Лучшая запись года», а «Такая, как ты есть» обрела позолоченный граммофончик как «Лучшая песня года». И в этой песне звучит царственное соло альт-саксофона Фила Вудса.

АУДИО: Billy Joel — «Just the Way You Are», 1977

Но, конечно, история Фила Вудса в музыке началась задолго до этой записи. Он впервые взял в руки альт-саксофон двенадцатилетним, в 1943 году, в своём родном городе Спрингфилд, штат Массачусетс. Его первым и главным героем на альте был великий Чарли Паркер, а учителем стал легендарный пианист-новатор Ленни Тристано. Молодой Вудс занимался в двух ведущих консерваториях Нью-Йорка — Манхэттенской школе музыки и Джульярде, и уже к 20 годам стал профессиональным музыкантом. Опыта он набирался в ансамблях Чарли Барнета, Кенни Дорэма, коллеги-альтиста Джина Квилла (их совместный ансамбль, где игру двух опирающихся на манеру Паркера альтистов практически невозможно различить, записывался для лейблов Prestige и Epic) и особенно — трубача Диззи Гиллеспи, который услышал в игре Фила новое воплощение недавно ушедшего из жизни Паркера и с удовольствием взял молодого альтиста в знаменитый «тур Госдепартамента» по странам и континентам. Вудса после этого всё чаще воспринимали как наследника Чарли Паркера — чему в какой-то степени способствовала женитьба Фила на вдове Паркера, Чен (впрочем, они вскоре расстались).

Творческая дружба Фила Вудса и Диззи Гиллеспи продолжалась до конца жизни великого трубача — вот, например, видео их совместного оркестрового проекта конца 1980-х гг.

ВИДЕО: Dizzy Gillespie and Phil Woods All Stars, 1989

ДАЛЕЕ: продолжение биографии Фила Вудса; его роль в истории советского джаза… и многое другое 

В конце концов Вудс стал одним из самых приглашаемых альт-саксофонистов Нью-Йорка. Его особенно ценили в биг-бэндах, потому что он обладал не слишком частой в те годы способностью «играть с листа» — т. е., читая ноты, без продолжительных репетиций сразу же играть выписанный на нотной бумаге материал. Только в конце 60-х — начале 70-х гг. прошлого века он, устав от бесконечной череды коммерческих студийных работ по записи музыки для рекламных роликов, на время покинул столицу мирового джаза и создал в Париже ансамбль Phil Woods And His European Rhythm Machine. За роялем был Джордж Грунтц (впоследствии — Гордон Бек), на ударных играл Даниэль Юмэр, а на контрабасе — Анри Тексье.

ВИДЕО: Фил Вудс в Париже, 1969

Вернувшись в США в 1974, Вудс вновь попал в обойму приглашаемых студийных солистов, но теперь уже на новом уровне: давнишний однокашник по Джульярдской консерватории продюсер Фил Рамон нанял Вудса сыграть саксофонное соло в песне вокалиста Пола Саймона «Have a Good Time» (1975), а группа Steely Dan использовала его игру в песне «Doctor Wu». После этого последовала работа с Билли Джоэлом, ставшая самой коммерчески успешной записью с участием Вудса.

Фил Вудс в 1970-е гг.Фил Вудс в 1970-е гг.

Но джазовую сцену Фил не оставлял, создав постоянный квартет, где с ним десятилетиями работали барабанщик Билл Гудвин и контрабасист Стив Гилмор, а пианисты время от времени менялись (в разные годы это были Билл Шарлап или Билл Мэйз). В 80-е квартет иногда становился квинтетом: на сцене появился многообещающий трубач Том Харрелл, и Вудс часто приглашал его вторым солистом в свой ансамбль; впоследствии трубачом его квинтета стал Брайан Линч.

ВИДЕО: Phil Woods Quintet «Repetition» (на трубе — Том Харрелл), конец 1980-х гг.

Вудс четырежды завоёвывал премию «Грэмми» как солист — впервые ещё в 1975 г. за альбом «Images», который он записал с оркестром Мишеля Леграна. В 2007 г. Национальный фонд искусств США присудил ему высшую государственную награду США в области джазовой музыки — звание «Мастер джаза», а вашингтонский Центр исполнительских искусств им. Джона Кеннеди вручил Филу награду «Живая легенда джаза». В этот период, — да и вплоть до недавнего времени — несмотря на ухудшавшееся здоровье, великий альтист много гастролировал.

ВИДЕО: Phil Woods & Robert Anchipolovsky «Star Eyes» — выступление в Израиле с ансамблем его ученика Роберта Анчиполовского, 2008

В последние четверть века Фил Вудс, стремившийся к максимальной чистоте и прозрачности звучания своего ансамбля, практически полностью отказался от звукоусиления на концертах, что заставляло его предпочитать для выступления небольшие площадки, на которых прозрачный акустический звук его ансамбля мог быть слышен наилучшим образом.

ВИДЕО: Фил Вудс и трио пианиста Седара Уолтона (Рэй Браун — контрабас, Микки Рокер — ударные) в Нью-Йорке в канун нового, 1987 года.

Интересно, что Фил Вудс сыграл определённую роль в истории джаза в нашей стране. В 1962 г. очередной «тура Госдепартамента» впервые привёл американских джазменов в Советский Союз: с продолжительными гастролями (Ленинград, Москва, Киев, Тбилиси, Ташкент…) приехал оркестр легендарного кларнетиста свинговой эры Бенни Гудмана. В составе оркестра было много молодых нью-йоркских солистов самого высокого уровня; был среди них и Фил Вудс.

За месяц путешествий по СССР у американских джазменов завязались дружеские отношения со многими советскими коллегами. В Ленинграде альтист Вудс особенно сблизился со своим коллегой Геннадием Гольштейном (на фото они играют джем в ленинградской гостинице «Астория»). Перед отъездом гастролёров обратно в США Гольштейн вручил Вудсу ноты своих композиций и аранжировок, запечатанные в конверт — чтобы, если советская таможня обыщет музыканта, он мог уверенно ответить, что не знает о содержимом пакета (что бывает за передачу рукописей и вообще любых письменных материалов на Запад, советские музыканты знали очень хорошо).

Вернувшись в Нью-Йорк, часть музыкантов оркестра по инициативе Фила Вудса и контрабасиста Билла Кроу приняла участие в записи привезённого из СССР музыкального материала. Хорошо известен альбом, вышедший под именем участвовавшего в тех гастролях пианиста Виктора Фелдмана — «Soviet Jazz Themes» (Ava Records / MGM, 1963). А материал Геннадия Гольштейна аранжировал для состава из восьми инструментов Ал Кон. Запись была сделана в студии радиостанции «Свобода» (Radio Liberty), которая тогда же и издала четыре пьесы в формате 10-дюймового EP под названием «Jazz at Liberty» (да, по-английски «Джаз на свободе» тоже звучит как некая игра слов). Было напечатано буквально несколько десятков экземпляров. Характерно, что из опасений за безопасность Гольштейна его имя нигде на пластинке не было указано, продюсер Джо Валерио и журналист Борис Оршанский написали только, что «Американские музыканты играют советские пьесы».

Только в 2005 г. эта запись с рядом дополнительных материалов была издана на компакт-диске московским лейблом SoLyd Records под названием «The Liberty of Jazz». «Джаз.Ру» рассказывал об этом в подкасте от марта 2006 г.

АУДИО: слушать «Джазовый подкаст» (автор — Кирилл Мошков, главный редактор «Джаз.Ру»), посвящённый выходу уникального аудиодокумента раннего американско-советского джазового сотрудничества с участием Фила Вудса.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. Более подробно о проекте «Джаз на свободе» — в «Полном джазе 1.0» за 2006 г.

Phil Woods (photo © David W. Coulter, 2004)Phil Woods (photo © David W. Coulter, 2004)

Фил Вудс долгие годы работал над автобиографией, «Моя жизнь в ми-бемоль» («My Life In E Flat») — название намекает на строй альт-саксофона, начинающийся именно с этой ноты. Судя по отдельным отрывкам, которые он разрешал публиковать в блогах своих друзей, это должна быть восхитительная книга, наполненная юмором и бесценными подробностями жизни музыкантского сообщества в период «золотого века» джаза. Однако до сих пор не известно, успел ли Фил завершить работу над книгой…

new.jazz.ru

Фил Вудс – наследник Птицы Паркера?

Контрабасист и писатель Билл Кроу из (он там родился) Отелло, штат Вашингтон, пишет: «Однажды оркестр Джея МакШэнна, вереницей машин катил на концерт в университет Небраски. Машина, в которой дремал Чарли Паркер, подняв пыль, прокатила через какую-то деревушку, сбив курицу. Чарли, разлепив веки, сказал водителю: - Кореш, дай задний ход, ты сбил курицу! Достигнув места преступления, машина остановилась. Чарли ловко выпрыгнул на дорогу и подобрал курицу. Когда вся команда добралась до города Линкольн, где для них был забронирован ночлег в частном доме, Чарли Паркер попросил хозяйку зажарить птичку, yardbird, то есть дворовую птичку, на ужин. С тех пор одни звали его Yard, Двор…., другие – Птица, Bird». В итоге курица победила, но отрастила крылья и стала одиноким орлом джаза. Гораздо позже Чарли Паркер сбил немало цыплят, кур и настоящих птиц, пытавшихся летать – то есть играть на альт-саксофоне… В Казани и Кемерово, в Кинешме и Калуге, Кронштадте и Каргополе, а так же на все остальные буквы, исключая Ы, вы слушает еженедельное и свингующее «Время Джаза» - на коротких «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Charlie Parker - Now's the Time – 3:16 (Charlie Parker - Now's the Time - Dreyfus Jazz)

«Now's the Time», «Настало время» - пьеса Чарли Птицы Паркера. Птица – альт-сакс и лидер; Майлз Дейвис (19 лет!) – труба; Диззи Гиллеспи (не совсем обычная роль!) – фортепьяно; Кёрли Рассел – контрабас и еще один отец-основатель би-бопа Макс Роуч – ударные. Город Нью-Йорк, 26 ноября 1945 года.Чарли Птица Паркер сегодня теневой, почти закулисный герой «Времени Джаза». Главный герой, его ученик и скорее последователь, Фил Вудс:

Phil Woods - How Little We Know – 8:28 (Phil Woods Quintet - Ballads & Blues – Venus Rds)

«How Little We Know» - Хоаги Кармайкла. Квинтет Фила Вудса: Вудс – альт-саксофон; Браян Линч – труба; Билл Чарлап – рояль; Стив Гилмор – контрабас и Билл Гудвин – ударные. Студия звукозаписи «Аватар», Нью-Йорк, июнь 2008 года. Филу Вудсу было в том июне 75 лет.

Фил Вудс Фил Вудс

Нынче ему исполнился 81 год и в этом ноябре он дает пять концертов в США. Так что сегодня мы отмечаем его день рождения и его траекторию полета. Чарли Птица Паркер его сбил, но не насмерть, ему не удалось отправить Фила в духовку. Впрочем…

Как и сам Чарли Паркер Фил Вудс любил играть стандарты, блюзы и баллады. Конечно же, он играл всё, что сочинил Птица. Но детали позже. Сейчас же напомню, что вы слушаете еженедельное свингующее «Время Джаза», время истории американского джаза на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в утопшей в дождях Лютеции – ваш ДС.

Frank Sinatra - How Little We Know – 2:19 (Frank Sinatra - Sinatra's Sinatra – Reprise)

«How Little We Know», «Как мало мы знаем! Сколько же предстоит открыть: что за химическая реакция идёт между любимым и возлюбленной!» И здесь у Хоаги Кармайкла гениальная рифма:

How little we understand - what touches off that tingleThat sudden explosion - when two tingles intermingle –Как плохо мы понимаем, откуда берется эта дрожь,Этот неожиданный взрыв, порождающий трепет, заставляющий трепещущих сплестись вместе…

Tingle – intermingle – не все в «Алее Оловянных Кастрюль» были способны на такие рифмы…Фрэнк Синатра и оркестр Нелсона Ридла,1963 год, Голливуд.

Но вернемся к нашим птичкам. Птица Паркер начал играть в пятнадцать лет буквально из-за нужды; нужно было как-то чем-то зарабатывать. И он получал за шесть-восемь часов работы в оркестре Джея МакШэнна доллар или доллар 25 центов. При этом никто не понимал, что он играет, потому что он отказывался играть «как надо». Однажды ударник Джо Джоунс запустил в него тяжелой тарелкой, перелетевшей всю сцену. Птица собрал шмотки и надолго удалился.Он никогда не мог объяснить что он играет, как и почему. Он не мог и сказать, кто его любимый музыкант. Вернее он говорил такое, от чего народ зеленел. Первым у него шел Брамс, затем Шёнберг, третьим был Эллингтон, далее – Хиндемит и Стравинский. Любимым же человеком он называл… Омара Хаяма…

Charlie Parker – Ornithology – 4:23 (Charlie Parker - At Storyville - Blue Note)

«Ornithology», «Орнитология», то есть наука о птицах – конечная метаморфоза съеденной курицы. Одна из самых известных композиций Чарли. Паркер – альт-саксофон и лидер; Ред Гарлэнд – рояль; Билли Григгс – контрабас и Рой Хайнс – ударные. Клуб «Storyville», Бостон, 22 сентября 1953 года.Фил Вудс появился на сцене юным последователем и учеником Чарли Паркера. Он учился у самого Ленни Тристано, затем в манхэттенской школе музыки и, наконец, в Juilliard School. Его друг Джо Лопез научил его играть на кларнете, но Фил, Филипп, перешел на альт-саксофон, и, после смерти Паркера его стали называть New Bird, хотя он и не копировал Паркера, а шел по его следам.

Phil Woods - Waltz For A Lovely Wife – 4:05 (Phil Woods - Warm Woods – EPIC)

«Waltz For A Lovely Wife», «Вальс для милейшей жёнушки» Фила Вудса. Вудс, лидер и альт-сакс; Боб Корвин – рояль; Сонни Даллас – контрабас и Ник Стэйбэлэс – ударные. 8 ноября 1957 года, Нью-Йорк-Сити.

Позиция боперов по поводу направления развития джаза была сформулирована в знаменитой фразе приписываемой Монку: «Мы хотели играть такую музыку, которую «они» не смогли бы сыграть»."Они" — это белые джазмены, которые переняли манеру свинга у чернокожих и зарабатывали на этой музыке хорошие деньги». – пишет русская Вики. На самом деле идея висела в воздухе еще в Канзасе, а кто её сформулировал – никто не знает. Играть в два раза быстрее с переходами, «мостами», которые этим белым ребятам не под силу…. – всё это звучало от Канзаса, Чикаго и до «Minton’s House’a» в Нью-Йорке. Чарли Паркер и сам не понимал, что и как он играет, пока, цитирую Вики в данном случае выступающую вполне по делу:«В одну из ночей 1939 года он (Паркер) играл «Cherokee» с гитаристом Уильямом «Бидди» Флитом. И внезапно Чарли Паркеру в голову пришла идея о том, как можно разнообразить свои соло. Впоследствии это открытие стало наиболее значимой инновацией в джазовой музыке. Чарли понял что, используя все двенадцать звуков хроматической гаммы можно направить мелодию в любую тональность, что нарушало некоторые принципы привычного построения джазовых соло. На раннем этапе становления бибопа этот стиль был раскритикован многими признанными джазменами эпохи свинга. Боперы в ответ называли подобных традиционалистов «moldy figs» — что означает «заплесневелый пустяк» или «заплесневелые формы». Однако, некоторые музыканты старой школы, такие как Коулмен Хокинс и Бенни Гудман были настроены более позитивно по отношению к новому стилю и даже участвовали в джемах и студийных записях вместе с молодыми представителями нового направления».Вот историческая, но трудная для ушей, почти любительская, запись «Cherokee»:

Charlie Parker – Cherokee – 2:09 (Charlie Parker - Complete Savoy & Dial Sessions – Savoy)

Чарли Паркер, 1947 Чарли Паркер, 1947

«Cherokee» - по предположению Скота Яноу, это запись 1944 года с Бадом Пауэлом, Диззи Гиллеспи и Максом Роучем. Запись сделана, видимо, фирмой «Savoy», крайне не профессионально, длится две минуты и резко обрывается. Для нас, пост-пост-пост боперов в соло Птицы нет ничего особенного настолько мы привыкли к классическому бопу.

Чарли умер в марте 1955-го. Ему было 34 года. Врачи, после вскрытия, сказали, что он, смягчим формулировку, был изношен, как шестидесятилетний старец.А теперь – к сбитым, но выжившим птичкам:

Phil Woods – Sсherzo – 11:27 (Phil Woods - The Rights of Swing – Black Lion)

«Sсherzo» Фила Вудса. Бенни Бейли – труба; Кёртис Фуллер – тромбон; Джулис Уоткинс – валторна; Фил Вудс – лидер и альт-саксофон; Сахиб Шихаб – бартон-сакс; Томми Флэнэгэн – рояль; Бадди Кэтлет – контрабас и Оузи Джоунсон – ударные. Нью-Йорк, 10 февраля 1961 года.А теперь главное: после смерти Чарли Паркера молодой Фил Вудс женился на его вдове Чан Паркер. Мне довелось зреть Чан в кабинете моего издателя Ивана Набокова – она принесла рукопись книги «Моя жизнь в ми бемоль…». Чан и Фил поселись под Парижем в Буживале, колыбеле импрессионистов, в городке, где жила Полина Виардо и Иван Тургенев.Чан Паркер прекрасно помнила, как таксисты в Нью-Йорке отказывались остановиться потому что она была с «цветным», афроамериканцем, как говорят нынче. У нее было двое детей от Паркера и Фил Вудс не хотел, чтобы они росли в атмосфере расизма. Отсюда и его решение перебраться в Европу, отсюда и Буживаль - любимое место пленэров импрессионистов.Финишная прямая вашего «Времени Джаза». Вы можете слушать нас LIVE или в подкасте с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.

The Dave Brubeck Quartet - Like Someone in Love – 7:11 (The Dave Brubeck Quartet - The Great Concerts – CBS)

«Like Someone in Love», «Как некто влюбленный» или проще – «Как влюбленный» - стандарт Джимми ван Хьюсена. Редкий, не задетый Чарли Паркером, альт-саксофонист Пол Дезмонд – альт-сакс; Дейв Брубек – лидер квартета, рояль; Джин Райт – контрабас и Джо Морелло – ударные. Карнеги Холл, 21 февраля 1963 года.Фил Вудс действительно был влюблен в Чан. Может быть, в какой-то мере, подсознательно, потому что она была Паркер, хоть и не расписанной с Птицей. Их же брак был зарегистрирован на день позже запланированного – Фила остановила полиция и нашла в машине 30 граммов марихуаны, которую он купил дабы отпраздновать не первую брачную ночь, но как положено. Полиция не разрешила ему позвонить Чан, которая и без того с опаленными нервами, не знала, что и думать. Днем позже их расписал нотариус, который был хозяином кафе и парикмахером. Процедура заняла несколько минут между двумя стрижками.Чан сохранила от Птицы старый зеленый «форд» и саксофон Паркера. Фил Вудс играл на саксофоне Птицы.

Phil Woods - Like Someone In Love – 6:12 (Phil Woods - Warm Woods – EPIC)

«Как кто-то влюбленный», второй вариант. На этот раз Фил Вудс, лидер и альт-сакс; Боб Корвин – рояль; Сонни Даллас – контрабас и Ник Стэйбэлэс – ударные. 8 ноября 1957 года, Нью-Йорк-Сити. Напомню, что Фил празднует свой день рождения, ему исполнился 81 год.Вот, пожалуй, и все на сегодня. Звукорежиссер «Времени Джаза», как и на прошлой неделе, Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Всех вам благ, удачно и не скучной недели, чао, бай-бай!

www.svoboda.org

ВУДС Фил

Имя латиницей: Woods Phil

Пол: мужской

Дата рождения: 02.11.1931

Место рождения: Спрингфилд, штат Массачусетс, США

Дата смерти: 29.09.2015 Возраст (83)

Место смерти: Восточный Страдсбург, штат Пенсильвания, США

Знак зодиака: Скорпион

По восточному: Коза

География: ЕВРОПА, РОССИЯ, СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА, США, ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: джаз, искусство, музыка, эстрада.

Ключевой год: 1955

Фил ВУДС

американский джазовый музыкант. Занимался у Ленни Тристано. На протяжении 4 лет занимался в Джуллиардской школе по классу кларнета. Развивая чужие идеи, ему удалось создать яркий, глубоко индивидуальный стиль. Среди альт-саксофонистов его поколения такое удавалось разве что другому выдающемуся мастеру – Кэннонболу Эддерли. Приобрел известность в середине 50-х гг. В 1956 г. он много ездил по США и другим странам, играя в оркестре Диззи Гиллеспи. В 1950-1960 гг. работал еще в одном знаменитом биг-бэнде – оркестре Квинси Джонса. В 1962 г. он в составе оркестра Бенни Гудмена совершил гастроли по России. В 1968 г. на 4 года поселился в Париже. Там он выступал со своим оркестром, путешествуя по всей Европе. Затем он вернулся в Штаты, где его карьера блестяще продолжилась. Следует отметить, что он – музыкант, который внимательно следит за тем, что происходит в быстро меняющемся джазовом мире, поэтому его музыкальный язык в какие-то моменты обогащался и элементами авангарда, и даже элементами рок-музыки. Этот музыкант ценится в джазовом мире не только как прекрасный аранжировщик, но и как одаренный композитор.

Медиа (1)

Фил ВУДС в фотографиях:

Связи (17) Источники (3)Наверх

persons-info.com


Смотрите также