Церковь Покрова в Филях. Фили церковь


Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева): bdb_2000

Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)Церковь Покрова Богоматери в Филях – уникальный памятник архитектуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства конца XVII века. Храм был построен в 1692-1693 годах дядей Петра I боярином Львом Нарышкиным в его подмосковном имении и является ярким образцом зодчества так называемого нарышкинского стиля (или барокко). Его отличают использование нетрадиционного для древнерусской архитектуры решения плана и объемной композиции, ориентация на европейские образцы в белокаменной резьбе. По изысканности силуэта, гармоничным пропорциям объемов и качеству исполнения белокаменных деталей церковь Покрова в Филях является одной из лучших среди усадебных храмов своего времени. Она представляет собой центрическое сооружение, в котором объединены нижняя зимняя (теплая) церковь, верхний летний (холодный) храм и колокольня, попасть на которую можно по внутристенной лестнице.

02 Церковь имеет престолы в летнем и зимнем храмах. Верхний, летний, во имя Спаса Нерукотворного, почти полностью сохранил первоначальное декоративное убранство интерьера. Золоченая резьба иконостаса, клиросов и царской ложи выполнена лучшими московскими резчиками. Иконы для иконостаса написаны выдающимися художниками из числа царских мастеров Оружейной палаты, Кириллом Улановым, Карпом Золотаревым. Интерьер нижней, Покровской, церкви неоднократно обновлялся на протяжении XVIII-XIX веков.Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

03 Строительство храма велось в 1690-1693 годах, отделочные работы были завершены в 1694 г. Сохранилось предание о том, что Петр I пожаловал на украшение храма 400 золотых червонцев из казны. Молодой царь любил навещать в Филях своего дядю, часто устраивавшего там торжественные приемы. Дальнейшая история филевской церкви, принадлежавшей семье Нарышкиных до 1868 года, имеет ряд знаменательных страниц. 7 июня 1763 года Фили посетила императрица Екатерина II, находившаяся в Москве по случаю коронации. Императрица присутствовала на богослужении в храме, а затем в ее честь был устроен торжественный обед.Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

04 Строительство каменного храма на территории боярской вотчины в конце XVII века было важным событием для ее владельца. Церковь сразу же становилась основной доминантой усадьбы, была видна издалека, заявляя о своем хозяине на всю округу. Усадебные храмы этого времени отличаются необычной высотой, сложной объемно-пространственной композицией и пышным белокаменным убранством фасадов. Новый архитектурный стиль как нельзя лучше подходил для подобных построек, свидетельствуя о знатном происхождении, родовитости владельцев, подчеркивая их богатство и добродетели.

Пожар, случившийся в московском доме Нарышкиных в 1712 году, уничтожил все документы, связанные с возведением церкви Покрова в Филях. Остается неизвестным, как и у кого родился замысел ее необычного облика, что послужило для нее конкретным образцом, как звали строивших ее мастеров.

Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

05 В верхний храм можно попасть с галереи, на которую ведут три лестницы – с северной, западной и южной сторон. Отсутствие четвертой лестницы с востока вносит легкую асимметрию в объемно-пространственное решение. В восточном полукруглом выступе, внешне ничем не отличающемся от остальных, помещается алтарь. Престол в алтаре верхнего храма расположен непосредственно над престолом нижнего, что не характерно для древнерусской традиции: при освящении церкви в подклете ее алтарную апсиду выносили к востоку, дабы не ходить ногами над престолом. Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

06 Новаторский по формам резной белокаменный декор – важнейшая составляющая нарышкинского стиля. Он сформировался в русском зодчестве конца XVII века независимо от сложения центрических ярусных композиций и мог украшать совершенно разные по типу постройки. В отличие от памятников «узорочья» предшествовавшего времени, где декор был неразрывно связан с кирпичной кладкой, белокаменная резьба нарышкинских храмов накладывалась на ровную гладь стены, подчеркивая конструктивные узлы и основные архитектурные линии.Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

07 Заимствованный из разных источников, новый декор впитал ренессансные, маньеристические и барочные черты. Важную роль в его формировании сыграли белорусские резчики по дереву, работавшие в Москве с середины XVII века. Многие мотивы нарышкинского декора появились сначала в выполненном ими резном убранстве деревянного царского дворца в Коломенском, а затем перешли в каменные постройки. Другим его источником были издававшиеся в Северной Европе иллюстрированные руководства для архитекторов и декораторов, откуда заимствовались как собственно архитектурные (колонки, балюстрады, фиалы, пальметты-раковины и т.д.), так и чисто орнаментальные формы (картуши, гирлянды с цветами и фруктами и пр.).Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

08На протяжении всего своего существования нарышкинский стиль оставался столичным явлением. Заказчиками столь дорогих храмов могли быть только представители царского дома, очень знатные вельможи, приближенные к двору высшие церковные иерархи, а также богатейшие купцы. Члены семьи Нарышкиных были строителями целого ряда таких храмов. Лев Кириллович кроме филевского храма выстроил в своей городской усадьбе церковь Знамения на Шереметевом дворе, декоративное убранство которой имеет много общего с церковью Покрова в Филях.Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

09 Церковь Покрова в Филях произвела сильное впечатление на современников и стала образцом для многих вотчинных храмов рубежа XVII – XVIII веков, когда в Подмосковье началось массовое усадебное строительство.Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

10Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

11 Внутренняя архитектура храмов нарышкинского стиля не менее своеобразна, чем их наружный облик. Ярусная композиция придает небольшому внутреннему пространству значительную высоту, а раскрытые к основному помещению храма полукруглые лепестки-экседры создают сложную пространственную конфигурацию его интерьера. Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

12 Верхний летний храм филевской церкви сохранил свой первоначальный интерьер с редкостной полнотой. Сегодня он предстает таким же, каким замыслили его мастера-декораторы, каким видели его Лев Кириллович Нарышкин и молодой царь Петр I. Свидетелем тех времен служит подлинный пол, выложенный из дубовых плах.Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

13 Главное украшение филевского храма – его резной золоченый иконостас, имеющий нетрадиционную ступенчатую форму и, благодаря растительным орнаментам, покрывающим его архитектурную основу, зримо являющий собой образ прекрасного райского сада. Резьба подчиняет себе форму икон, заставляя их принимать причудливые округлые или граненые очертания, затрудняет четкое прочтение их рядов по горизонтали. Каждая из икон имеет собственную раму, такую высокую, что они кажутся утопленными в тело иконостаса. Движение пронизывает весь иконостас, который как бы живет, дышит, прорастает на глазах пребывающих в храме.Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

14 Тектоника филевского иконостаса первоначально читалась более отчетливо, поскольку его основная конструкция, на которой крепились резные детали, была темной, а сами резные детали – золочеными. В середине XIX века иконостас был полностью перезолочен, и эта позолота была оставлена при реставрации. Подлинную окраску восстановили лишь на клиросах, навесных киотах и владельческой ложе. Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

15 Все три открытые в четверик притворы верхнего храма не сохранили декоративного оформления конца XVII века. Находящиеся в них киоты с иконами выполнены в 1850 году. Тогда же весь храм был покрыт росписью – отдельными сюжетными композициями в орнаментальных рамах, имитирующих лепнину, а также псевдобарочными и псевдоклассическими архитектурными мотивами по голубому полю стены.Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

16Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

17Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

18Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

19Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

20Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

21Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

22Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

23Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

24Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

25Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

26Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

27Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

28 Со сводов вниз, пронзая единой осью все внутреннее пространство храма, спускается цепь главного светильника-паникадила, выполненная в виде пышной цветочной гирлянды. Эта изысканная деталь убранства придавала еще большую нарядность интерьеру, обильно декорированному пышной золоченой деревянной резьбой. Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

29 Искусство такой резьбы пришло в Москву в середине XVII столетия вместе с белорусскими мастерами-резчиками, которых привлек для украшения Воскресенского храма в Новом Иерусалиме патриарх Никон. После опалы патриарха они стали работать при царском дворе. «Белорусская резь» стала очень популярной в Москве, поскольку позволяла украшать храмы с невиданной ранее пышностью. Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

30 По формам и технике исполнения эта резьба полностью соответствовала аналогичному искусству, распространенному в странах Северной Европы и Польше. Основное отличие «белорусской» или «флемской» (т.е. фламандской) резьбы от традиционной для России глухой плоскостной заключалось в том, что она была сквозной и объемной, фактически скульптурной, и требовала для своего исполнения особых инструментов.Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

31Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

32Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

33Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

34Церковь Покрова в Филях (Филиал музея им. Андрея Рублева)

тексты:Церковь Покрова в Филях / АрхитектураЦерковь Покрова в Филях / Интерьер

Все мои посты сначала выходят в моем журнале: http://bdb-2000.livejournal.com

Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций

bdb-2000.livejournal.com

Церковь Покрова в Филях - Нигде кроме, как в Стокгольме

Так получилось, что время я не рассчитал и приехал аккурат к закрытию этой территории-музея. Поэтому пришлось снимать только со стороны, общий вид, во внутренние убранства попасть не получилось.

Отсюда открывается хороший вид и на другую современную достопримечательность Москвы - деловой центр "Москва-Сити".

Вид по-крупнее. Видно что стройка идёт полным ходом. Я кстати года полтора назад был на одной из строящихся этих башен и снимал от туда прекрасные просторы Москвы. Со стороны Филей, все башни выстроились ровно в ряд и создают отличную композицию современной архитектуры.

Москва-сити

Церковь рядом смотрится уже и не так величественно, после взгляда на эти гигантские башни)

Конечно обидно, что приехал так поздно и не получилось по-ближе рассмотреть это произведение искусства...В храме ведь ещё находится и музей Андрея Рублёва.

Историческая справка.

Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города. Одно здание совмещает в себе и церковь, и колокольню. Колокола висят в пролётах среднего яруса.

Снимок сделан в 1888 году.

Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).

Снимок сделан между 1890-1900 годами.

В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от авианалётов были разобраны главы и верхний ярус, но все же зажигательные бомбы попали в него. В видимых под лестницей каморке жили монахини. Сейчас когда стоишь на том месте - непонятно - как там и жить можно было... Стоять то тесно.

Снимок сделан между 1941-1949 годами.

До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века. Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е. В. Михайловский и И. В. Ильенко.

Снимок сделан в 1965 году.

В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде.

Снимок сделан в 1982 году

sergeybond.livejournal.com

Церковь Покрова в Филях — Википедия

Координаты: 55°45′03″ с. ш. 37°30′36″ в. д. / 55.75083° с. ш. 37.51000° в. д. / 55.75083; 37.51000 (G) (O) (Я)

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях — православный храм Георгиевского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Филёвский Парк, Западного административного округа города Москвы (Новозаводская улица, д. 6).

Здание архитектурно относится к распространённому в конце XVII века типу ярусных центрических церквей, образец раннего московского барокко.

Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.

Документов об авторе церкви не сохранилось, но предполагается, что общий проект (композицию) составлял сам заказчик, некоторые искусствоведы считают автором церкви зодчего Якова Бухвостова, хотя её стилистические особенности заметно отличаются от достоверных произведений Бухвостова[1], зато обнаруживают поразительное сходство с документально подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова[1] — создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве и церкви Успения на Покровке.

В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком - там, где был двор Л. К. Нарышкина, стоит церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим - для того же заказчика.

Храм Покрова в Филях – пятиярусная центрическая церковь, построенная в стиле «Нарышкинского» барокко. Здание церкви с четырёхлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трех сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание совмещает в себе зимнюю и летнюю церкви и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.

На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I.

Позднее около церкви был разбит регулярный парк.

Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.

Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).

По храму село Фили было названо Покровским. Мимо храма проходило Звенигородское шоссе (ныне Большая Филёвская улица), по которому паломники ездили в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь.

В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от авианалётов были разобраны главы и верхний ярус, но все же зажигательные бомбы попали в него.

До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века.

Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е. В. Михайловский и И. В. Ильенко.

В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде.

С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения[2]; первое богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особой художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника. 26 сентября 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов[2], но регулярные богослужения не возобновились.

После многолетних, в том числе и судебных, споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма[2]; в нижнем храме возобновились регулярные (по праздникам) богослужения.

В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.

Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов.

На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.

Храм в 1888 году

Настоятели[править]

wp.wiki-wiki.ru


Смотрите также