Храм богини Исиды на острове Филе. Остров филе


Храм Исиды на острове Филе

Содержание:

Между городом Асуан и первым порогом реки Нил еще совсем недавно располагался небольшой остров Филе, известный своими монументальными сооружениями. До недавнего времени  именно там находился храм Исиды, усилиями ЮНЕСКО спасенный от затопления во время возведения Асуанской плотины.

Строение на другом берегу

История и судьба храма Исиды

Египтяне верили, что остров Филе был местом вечного сна бога Осириса, и путь туда был запрещен для простых смертных. Только жрецы имели право проводить здесь священные ритуалы.

Согласно мифам Древнего Египта, на этом острове родилась сама богиня Исида. Здесь же при правителях Нектанебе I и Нектанебе II был заложен храм, посвященный ей. Уже первые сооружения, возведенные здесь, были настолько великолепны, что знаменитый античный историк Геродот назвал построенный здесь храм «жемчужиной Египта». Его сердце – святилище Маммиси, или «Дом рождения Гора». По традиции, перед храмом Исиды был построен пилон, на котором можно увидеть изображения фараона, приносящего дары богине. 

Храм Исиды достраивался во время царствования династии Птолемеев, а его возведение завершилось только в III веке нашей эры при императоре Каракалле. В сам храм представляет собой сооружение, протянувшееся на 60 метров, с двумя пилонами, залом с колоннами, подземельями, молельнями и большим двором. Это выдающийся архитектурный ансамбль, возвышающийся над другими сооружениями острова.

Памятник древности

Император Август начал строить возле храма Исиды колоннаду с капителями в виде пальм. Затем его работу продолжит Тиберий. Он же возвел на севере острова храм в честь Августа, а император Клавдий построил храм нубийского божества Хорендота. Свой след на этом месте оставил и римский император Траян – он построил небольшой изящное сооружение, получившее название «Киоск». Он находился на восточном побережье острова и, скорее всего, выполнял функции парадной пристани. В «Киоске» причудливо переплелись элементы античного и древнеегипетского зодчества.

При императоре Адриане возле храма Исиды построили однопролетную арку. Берега острова укрепили, на них устроили каменные причалы и установили обелиски из гранита. Здесь же располагался лагерь римского гарнизона, к нему с реки вела лестница с террасами.

Остров Филе был поглощен водами Асуанского водохранилища в 70-х годах прошлого столетия. Но древние памятники, которые находились на нем, усилиями ЮНЕСКО были спасены от уничтожения. Храм Исиды и «Киоск» Траяна были распилены на множество блоков и перенесены в более высокое место.    

Храмовый комплекс острова в наши дни

Храмовый комплекс Филе состоит из храма Нектанеба I, «Киоска» Траяна, храма богини Хатхор и монументального храма богини Исиды. Это своеобразное сочетание египетской, римской и греческой культур. 

Храм Нектанеба I датирован IV веком до нашей эры и является древнейшим сооружением комплекса. Это галерея с 14 колоннами, капители которых имеют хатхорическую форму . Отсюда открывается величественный зал с колоннами двумя галереями – по одной с каждой стороны. Левая галерея включает в себя 32 колонны, а правая так и осталась незаконченной. Здесь сохранились следы украшений на потолке и сцены подношения даров на стенах и на самих колоннах. Капители колонн выполнены в форме разных растений и не похожи друг от друга.

Причудливые колонны

Храм Исиды, располагавшийся на острове Филе до второй половины XX столетия – это одно из наиболее уцелевших архитектурных творений времен правления династии Птолемеев. На большей части его барельефов изображены сцены жертвоприношений богам Древнего Египта. Сам храм находится в глубине открытого двора. Перед ним построен массивный пилон – 18 метров в высоту и 45,5 метров в ширину. На правой его части изображается Птолемей XIII, готовящийся принести своих врагов в жертву Исиде, Гору и Хатхор. Барельефы на левой стороне пилона получили сильные повреждения, но все же можно разглядеть вооруженного правителя, готовящегося убить посохом пленных чужеземцев.

Справа от храма Исиды находится потрясающе красивая и изящная постройка – «Киоск» Траяна. Благодаря своей красоте и элегантности он стал настоящим символом острова Филе. «Киоск» находился на берегу реки, и во время древних празднеств именно к нему подплывала лодка со статуей богини Исиды. Само сооружение имеет форму четырехугольника и включает в себя 14 колонн, капители которых соединяют собой всю постройку. В ней всего два барельефа, на которых изображен Траян, подносящий дары Исиде, Гору и Осирису.

Часть барельефа

Недалеко от «Киоска» находится небольшой храм богини Хатхор, возведенный при Птолемее IV. Известно, что его украшением занимался сам император Август. Барельефы храма очень оригинальны и примечательны: например, жрец, играющий на двойной флейте, или обезьяны, исполняющие танец в то время, как одна из них исполняет музыку на лютне. 

Колонны храмового комплекса, прежде чем их размыли беспощадные воды Нила, были покрыты специальными красителями – синим, зеленым, желтым и красным. Сейчас все это великолепие можно только представлять. Но, несмотря на то, что краски построек, находившихся на острове, безвозвратно утратились, Филе был и остается хоть и древним, но безумно очаровательным образцом шарма и изящества. Геродот был абсолютно прав, когда назвал это место «жемчужиной Египта».

Еще по теме

Достопримечательности Луксора – что посмотреть в древнем городе Египта

Все о главных достопримечательностях Каира

Греческая культура в Египте – о достопримечательностях Александрии

Достопримечательности Эль-Гуны – что посмотреть туристу

Достопримечательности Дахаба – золотого города Египта

Все о погоде

Обзоры популярных отелей Египта по городам

Подробные обзоры египетских отелей с фотографиями и отзывами!

5 звезд

4 звезды

3 звезды

egyptfan.ru

Остров Филе в Египте | Мировой туризм

Остров Филе и его храм Исиды очаровывают посетителей со времён Птолемеев, когда была возведена большая часть комплекса. Набожных и любопытных влёк сюда культ, процветавший на всём пространстве римской империи вплоть до наступления христианской эры. Первые европейцы, «заново открывая» Филе в XVIII веке, могли лишь издали восхищаться им. Их попытки высадиться на берег «были встречены воплями, угрозами и, наконец, копьями местных жителей, обитавших в руинах».

Однако последующие путешественники смогли в полной мере насладиться соприкосновением с этим призраком классической древности. «Если бы между пальмами нам предстала процессия одетых в белое жрецов, несущих над собой ковчег божества, мы бы не сочли это странным», – отмечала Амелия Эдвардс. После сооружения первой Асуанской плотины поднявшиеся воды подступили к самому храму, затопляя его на полгода, и туристы могли любоваться призрачными контурами здания под толщей прозрачной воды.

Остров Филе в Египте

Когда стало ясно, что строительство новой высотной плотины приведёт к окончательному затоплению Филе, Юнеско и Египетская служба древностей подготовили грандиозную операцию (1972-1980) по переносу храмов на соседний остров Агилика, для чего был изменён его ландшафт. Новый храм Филе величественно возвышается среди вулканических пород, как драгоценное украшение на царственной синеве озера, но он больше обращён фасадом к посвящённому Осирису острову Бига, откуда проистекала и его собственная святость.

Прибытие на остров Филе (Египет)

Большинство посетителей добираются до острова Филе на такси из Асуана. Это единственный не представляющий трудностей способ добраться туда и вернуться назад. Такси высадит вас у причала моторных лодок Шаллал на расстоянии двух километров от восточного конца старой плотины. Там вы можете приобрести билеты (памятник открыт для посещения ежедневно, зимой 7:00-16:00; летом 7:00-17:00 в Рамадан – 7:00-16:00; 35 фунтов).

Договорившись о цене за моторную лодку, которая отвезёт вас на остров (официально это стоит 27 фунтов за лодку туда и обратно или по два с половиной фунта с каждого, если в лодке более восьми человек), не платите ничего, пока вновь не окажетесь на том же берегу, чтобы лодочник дождался вас, пока вы исследуете памятник. Если вы задержитесь больше чем на час, придётся заплатить бакшиш. На острове негде купить еду или напитки.

Некоторые считают, что светомузыкальное представление на Филе более эффектно, чем в Карнакском храме из-за его островного расположения. Каждую ночь проводятся два или три представления. Сверьтесь с программой в туристическом офисе. Как и в Карнаке, шоу включает в себя часовую экскурсию по руинам, чьи освещённые прожектором контуры производят большее впечатление, чем мелодраматическое звуковое сопровождение.

Пробравшись в первый ряд, вы сможете насладиться панорамным видом всего комплекса без необходимости сильно выворачивать голову во втором акте. Билеты (55 фунтов, без студенческих скидок) продаются возле причала как раз перед началом первого представления. Вам необходимо нанять такси из Асуана, чтобы оно доставило вас туда и обратно. Приготовьтесь заплатить 20-30 фунтов за четырёхместную машину (включая время ожидания) плюс 30-35 фунтов за поездку на моторной лодке на остров и назад.

Храм Исиды на острове Филе

Храм Исиды на острове Филе (Египет)

Статус Филе как культового центра восходит ко временам Нового царства, когда остров Бига считался одним из мест упокоения Осириса и первым куском суши, возникшим из вод первоначального Хаоса. Поскольку Бига был запретной землёй для всех, кроме жречества, центром проведения публичных праздников стал соседний Филе, изначально известный как «Остров из времени Ра».

За исключением нескольких элементов, оставшихся от Позднего периода, ныне существующий храм Исиды строился и перестраивался в течение восьми столетий при эллинистических и римских правителях, которые стремились соотнести самих себя с мифом об Осирисе и культом Исиды.

Представляя собой изысканный сплав древнеегипетской и греко-римской архитектуры, храмовый комплекс на редкость гармонично сочетается со своим окружением. Высеченные из камня колонны и пилоны сверкают белизной или лучатся золотом, контрастируя с почти средиземноморской синевой воды и чёрными нильскими скалами.

Из всех культов древнего Египта ни один не существовал так долго и не распространялся так широко, как культ богини Исиды. Как супруга Осириса, она вывела мир из животного состояния, введя институт брака и обучив женщин домашним ремёслам. Как чародейка – собрала части его расчленённого тела и ненадолго оживила его, чтобы зачать сына, Хора, а затем использовала свою магию, дабы помочь последнему победить злого Сета и восстановить божественный порядок.

Поскольку фараоны отождествляли себя с Хором, Исида почиталась в качестве божественной матери живого царя. В этой роли она неизбежно отождествлялась с Хатхор. В Поздний период две богини и вовсе сливаются в одну. С этого времени Исида известна как Великая мать всех богов, повелительница природных сил, богиня десяти тысяч имён, покровительница женщин, девственности и плотской любви.

По мере слияния с культами других средиземноморских женских божеств почитание Исиды постепенно распространилось по римской империи (самый западный из сохранившихся Исеум, культовый храм, расположен в Венгрии). Исида, всех питающая, любящая и прощающая, была главным соперником христианства в период между третьим и пятым столетиями. Многие исследователи верят, что появление культа Девы Марии было вызвано попыткой христиан отнять поклонников у Исиды. Раннее коптское искусство отождествляет одну с другой, Хора с Иисусом, а христианский крест с древнеегипетским знаком анх.

Павильон Нектанеба I на острове Филе

Моторные лодки останавливаются возле древнего причала у южной оконечности острова. В древние времена, на прежнем месте острова Филе, посетители поднимались по двойной лестнице к портику Нектанеба, расположенному у входа в храм. Возведённый фараоном XXX династии в честь его «Матери Исиды», он стал прообразом изящных построек птолемеевской и римской эпохи. Обратите внимание на двойные капители сохранившихся колонн.

В нижней части они традиционные, в форме цветка, а в верхней – квадратные, имитирующие систр Хатхор. На них-то и опирается архитрав. Перегородки, которые некогда представляли собой стены, в верхней части украшены карнизом с выкружкой и фризом из уреев – мотив, восходящий ещё к постройкам фараона Джосера в Северной Саккаре, возведённым за три тысячи лет до этого.

Позади вестибюля лежит вытянутый трапециевидный двор, обрамлённый колоннадами. Западная колоннада с прекрасно вырезанными и слегка отличающимися друг от друга капителями сохранилась лучше. Окна расположенной позади неё стены некогда выходили на Бига, остров Осириса. Одно из окон, то, что находится напротив двух первых колонн, увенчано рельефным портретом Нерона, подносящего два изображения ока Хору и Исиде. Менее интересная и не достроенная до конца восточная колоннада примыкает к группе разрушенных строений.

Позади основания храма Аренснуписа (почитавшегося в Поздний период под прозвищем «Добрый спутник Исиды») лежит разрушенная молельня Мандулиса, нубийского божества Калабша (храм Калабша). Возле первого пилона находится незаконченный храм Имхотепа, возведённый в честь мудреца и целителя, спланировавшего ступенчатую пирамиду Джосера и впоследствии почитавшегося в качестве бога – покровителя врачевания. На стенах внешнего двора этого храма изображены Хнум, Сатит, Анукет, Исида с Осирисом и Птолемей IV перед Имхотепом.

Величественный первый пилон воздвиг Неос Дионис, который в традиционной манере изображён поражающим врагов в каждом из его углов под взглядами Исиды, Хора и Хатхор. Помещённые в правой части пилона врата Птолемея II, по всей видимости, остались от более раннего храма. Главный портал пилона всё ещё находится в хорошем состоянии (хотя датируется правлением Нектанеба). Некогда по бокам его стояли два гранитных обелиска, а теперь остались только два каменных льва. Внутри портала есть надписи наполеоновских солдат, запечатлевшие их победу над мамлюками в 1799 году.

Меньшая дверь в западной части пилона, ведущая к «дому рождения», использовалась для проведения ритуалов маммизи. Этот вход украшен персонифицированными изображениями нубийских божеств и фигур традиционного египетского пантеона. На обратной стороне пилона запечатлены сцены торжественного выноса жрецами ладьи Исиды.

Оказываясь во внешнем дворе, большинство посетителей сразу отправляется к «дому рождения» или второму пилону, чтобы рассмотреть восточную колоннаду. Рельефы, находящиеся за изящными колоннами стилизованных растительных форм, изображают царя за совершением обрядов, таких как вынос ладьи Сокара. Несколько дверей ведут в шесть помещений, которые, вероятно имели служебные функции.

Павильон Траяна на острове Филе

В одном из них, называемом «Библиотекой», изображён Тот в виде ибиса и бабуина, Маат, львиноголовая Тефнут и Сешет – богиня письма. К северу находится разрушенная молельня, которую римляне возвели напротив гранитной скалы, превращённой при Птолемее IV в стелу. Последняя сообщает о переданных царём храму земельных владениях.

Стоящий под углом к первому второй пилон изменяет направление центральной оси, на которую ориентированы прочие здания храма. Большой рельеф, помещённый на правой башне, показывает, как Неос Дионис приносит жертвы Хору и Хатхор. В меньшей по размеру сцене вверху он вручает венок Хору и Нефтиде, возлагает ладан и мирру на алтарь Осириса, Исиды и Хора. Сходные изображения на другой башне были стёрты первыми христианами, которые уничтожили также фрески в верхнем правом углу ворот, ведущих к храму в собственном смысле слова.

В западной части внешнего двора возвышается обнесённый колоннадой «дом рождения» Птолемея IV, который возводил своё происхождение к Хору и Осирису. Большинство рельефов с внешней стороны было добавлено в римское время, что объясняет, почему фигура императора Августа на них затмевает Буто, богиню севера, играющую на арфе перед юным нагим Хором и его матерью у одного из краёв центрального яруса позади ряда колонн с хатхорическими капителями.

Южнее и выше под римскими рельефами находятся надписи иероглифическими и демотическими знаками, которые частично повторяют надписи на Розеттском камне. Внутри маммизи окружённый колоннами внешний двор и два вестибюля указывают путь к святилищу, в котором есть замечательные изображения.

И хотя иконоборцы стёрли богинь, кормящих младенца-фараона на левой стене, вы всё ещё можете видеть Исиду, рожающую Хора на болотах, в нижней части дальней стены. С обратной стороны святилища за северной колоннадой есть перекликающаяся с этой сцена, изображающая Исиду кормящей Хора среди болота.

Непосредственно позади второго пилона лежит маленький открытый двор, который изначально был отделён от гипостиля перегородкой, ныне разрушенной. На замечательной картине Дэвида Робертса запечатлён этот «Большой портик» в его оригинальных красках: капители в форме растений на фоне зелёных и жёлтых цветов и голубоватых почек; тёмно-красные и золотые крылатые солнечные диски, парящие под центральной частью потолка, который во всех остальных местах украшен рельефами астрономического содержания.

Не раскрашенные стены и стволы колонн несут на себе изображения строителя зала, Птолемея VIII Эвергета II, приносящего жертвы различным богам. После того как император Юстиниан запретил отправление обрядов, связанных с почитанием Исиды, на Филе в 550 году нашей эры, копты стали проводить в зале свои службы и вырезали кресты на стенах. На левой опоре дверей в заднем вестибюле сохранившаяся часть латинской надписи утверждает: В Mure stultus est («Б. Муре – дурак»).

Как и в других храмах, вестибюли становятся более низкими и тёмными, по мере того как вы приближаетесь к святилищу. Рядом с дверью направо от первого вестибюля греческая надпись сообщает об «очищении» этого языческого сооружения при епископе Феодоре во время правления Юстиниана. С другой стороны вестибюля находится комната, открывающая проход к лестнице на крышу.

Ворота Адриана на острове Филе

В следующем вестибюле имеется интересное изображение, обрамляющее вход с задней стороны на котором царь предлагает систр (слева) и вино (справа) Исиде и Харпократу. На левой опоре двери он доставляет приношения Мину, корзину Сехмет и вино Осирису. Позади изображены священный бык и семь коров. В частично разрушенном поперечном вестибюле за пределами святилища царь преподносит ожерелья, вино и изображение глаза Осирису, Исиде, Хатхор и Нефтиде.

В тускло освещённом, благодаря двум отверстиям в крыше, святилище сохранился каменный пьедестал, посвящённый Птолемеем III и его женой Береникой, на котором некогда помещалась ладья богини. На левой стене фараон стоит напротив Исиды, крылья которой заботливо обнимают Осириса. С противоположной стороны восседающая на троне Исида кормит младенца Хора (вверху) и встаёт, чтобы дать грудь юному фараону (внизу, ныне изображение повреждено). Прочие комнаты, использовавшиеся для хранения даров, содержат рельефы, изображающие богиню с нубийскими чертами лица.

Постарайтесь убедить охрану отпереть дверь на лестницу, которая ведёт на крышу. В нескольких находящихся здесь комнатах с низким потолком рассказывается о воскрешении Осириса. После сцен оплакивания в вестибюле этого посвящённого Осирису святилища вы можете увидеть Исиду, собирающую его части, и убитого бога, лежащего нагим, с раздутым телом на похоронных носилках (фаллос, как всегда, пострадал от рук вандалов).

Оплаканный Исидой и Нефтидой, Осирис оживает, чтобы оплодотворить свою сестру-супругу, в то время как две богини восстанавливают его тело для солнечного возрождения. Четыре сына Хора переносят представленного в виде сокологолового Сокара Осириса на покрытое папирусом болото, чтобы освятить его священными водами в присутствии Анубиса.

Ворота Адриана на острове Филе (Египет)

Покинув храм через западную дверь первого вестибюля, вы окажетесь около ворот Адриана, помещённых в кольцевой стене, которая когда-то опоясывала остров. Сбоку от вас будут две стены старого вестибюля, украшенные примечательными рельефами. Правая стена изображает рождение Нила, чей двойной поток проливает на землю Хапи, бог Нила, из своей пещеры под островом Бига, на которой сидит сокол. Справа от этой сцены Исида, Нефтида и другие поклоняются молодому соколу, взлетающему из болота.

Над дверью в противоположной стене Исида и Нефтида вручают двойную корону Хору, чьё имя записывают на стволе пальмы Тот (слева) и Сешет (справа). Ниже Исида наблюдает, как крокодил тащит тело Осириса к скалистому мысу (возможно, острову Бига). Около ворот в собственном смысле слова среди изображений богов появляется фигура Адриана (над перемычкой).

Опоры двери несут на себе символы Абидоса (слева) и Осириса (справа). В верхней части стены изображён Марк Аврелий, стоящий перед Исидой и Осирисом. Ниже он преподносит Исиде виноград и цветы. К северу от ворот лежит фундамент храма Хорендота (одна из ипостасей Хора), построенного императором Клавдием.

Храм Хатхор на острове Филе

Храм Хатхор и павильон Траяна на острове Филе (Египет)

Дабы почтить всех богов, фигурирующих в мифе об Осирисе, к востоку от главного комплекса был сооружён маленький храм Хатхор. Не считая двух колонн с головами Хатхор in situ и остатков капителей с обратной стороны, разрушенный храм примечателен лишь рельефом с изображением музыкантов, среди которых помещён играющий на арфе бог Бес.

Больше всего бросающимся в глаза, подлинным символом Филе является грациозный открытый павильон Траяна, прозванный «Ложем фараона». Перенесённый из своей водяной могилы командой британских военно-морских ныряльщиков и восстановленный, он удачно сочетает разноцветные ряды подражающих растениям колонн со строгой классической формой всего здания. Лишь на двух стенах есть рельефы.

Последними по порядку идут разрушенный храм Августа и врата Диоклетиана, которые отделяли старый Филе от построенной из кирпича-сырца римской деревни. Последняя так сильно пострадала от повторяющихся наводнений, что её решено было оставить под водами озера. В этом же направлении находятся уборные.

Facebook

Twitter

Google+

Вконтакте

Одноклассники

Мой мир

LiveJournal

turizm.world

Филе - "Остров времени" - Хамсин. Блог Виктора Солкина

Филе. Храм Исиды со стороны тайной пристани. (с) фото - Виктор Солкин, 2003.

Остров Филе, расположенный неподалеку от современного Асуана – один из важнейших культовых центров богини Исиды. Его древнее название Паиурек восходит к выражению «остров времен (Ра)», т.е. предвечный холм, сотворенный богом в начале времен. Остров также был посвящен Хатхор, «Владычице Нубии». Согласно традиции, именно на этот остров впервые ступила нога благой «золотой» богини, возвращающейся в облике Тефнут из далеких южных земель. Здесь почитался и Осирис, супруг Исиды, одна из гробниц которого находилась на соседнем «запретном» острове Абатон (совр. Биге).

Исида, скрывающаяся с Хором в болотах Ах-Бит. Рельеф из маммизи храма Исиды на о-ве Филе. 4 в. до н.э. (с) фото - Виктор Солкин, 2007 г.

Неизвестно, когда на Филе был воздвигнут первый храм. Здесь были обнаружены архитектурные фрагменты с именами фараонов Нового царства, однако все основные храмовые сооружения острова, дошедшие до нашего времени в превосходном состоянии, были возведены при царях XXX династии и в греко-римское время. Древнейшее сохранившееся сооружения на Филе, это небольшой портик, надписанный именами фараона Нектанеба I, расположенный около древней пристани, от которой дорога ведет к главному храму Исиды. Поврежденный наводнением, он был перестроен Птолемеем II. Расположенные между портиком и первым пилоном храма изящные колоннады с композитными капителями возвели римляне – Август и Тиберий. К восточной колоннаде, которая так и не была завершена, примыкают небольшие храмы нубийских богов Мандулиса и Ирихемеснефера. Третий храм, находящийся ближе всего к храму Исиды был посвящен обожествленному Имхотепу.

Осирис и Исида. Рельеф зала жертвоприношений храма Исиды. 1 в. до н.э. (с) фото - Виктор Солкин, 2007 г.

Перед первым пилоном храма Исиды некогда возвышались два обелиска Птолемея VIII, в настоящее время находящиеся в Кингстонхолл, в Англии. Между первым и вторым пилонами расположено маммизи, строительство которого началось при Птолемее VIII, а закончилось при Тиберии. Второй пилон, не такой массивный как первый, покрыт рельефами, изображающими Птолемея XII побивающим иноземцев перед великой богиней. Фрагменты красивейшей полихромной росписи, которыми некогда были покрыты колонны гипостильного зала, все еще видны на капителях, несмотря на то, что после сооружения в начале XX века первой Асуанской плотины уникальный храм затапливался водами Нила на девять месяцев в году в течение нескольких десятков лет. Зеленые пятна водорослей, въевшихся в песчаник храмовых стен и уничтоживших росписи, и поныне свидетельствуют о бездумном и варварском отношении человека к наследию былых веков.

Хаторическая капитель колонны на входе в маммизи храма богини Исиды. (с) фото - Виктор Солкин, 2007 г.

Само святилище Исиды состоит из двенадцати помещений и крипты, стены которых богато отделаны рельефами; в число этих залов входила и знаменитая храмовая библиотека, посвященная богу Тоту. Из покоев, примыкающих к Святая святых лестница ведет на террасу и тайное святилище Осириса, стены которого покрыты рельефными композициями, повествующими о том, как Исида собирала воедино части тела своего убитого супруга. Рельефы, которыми покрыты внешние стены храма, были выполнены при римских императорах. В центральном святилище и поныне стоит подстава для ладьи Исиды, установленная при Птолемее III; гранитный наос для статуи богини был вывезен в Европу в XIX веке.

Центральный проход храма Исиды и подстава для священной ладьи. (с) фото - Виктор Солкин, 2003.

К западу от храма Исиды, перпендикулярно к плоскости II пилона расположены ворота Адриана и один из двух ниломеров, существовавших на острове. На поверхности ворот сохранились уникальные изображения, связанные с осирическими ритуалами Филе. На одном из них Исида наблюдает за крокодилом, который выносит из вод тело Осириса на остров Биге, некогда располагавшийся напротив ворот Адриана. Севернее находятся развалины храма Хора Неджитефа, построенного при императоре Клавдии.

Таинство Абатона. Рельеф на воротах Адриана на Филе. (с) фото - Виктор Солкин, 2003.

К востоку от храма Исиды при Птолемее VI был возведен небольшой храм Хатхор, а несколько южнее от него – одно из самых красивых сооружений на острове – знаменитый киоск Траяна с четырнадцатью капителями в виде цветов, над которыми должны были быть вырезаны скульптурные лица Исиды-Хатхор. К сожалению, поражающий своей монументальностью и, одновременно, изяществом киоск, считавшийся в древности официальными воротами острова Исиды, так и остался незавершенным. Огромное количество граффити, оставленных в храме паломниками, свидетельствует о популярности храма, считавшегося одной из величайших святынь Египта. Исиду чтили здесь не только египтяне, но и кочевые жители Нубии, которые, несмотря на постоянные столкновения с наместником близлежащей Сиены, всегда с почтением относились к острову Исиды и даже, согласно договору 453 г. н.э. получили право освящать статуей богини свои земли. Культ Исиды процветал на Филе и после того, как весь остальной Египет был христианизирован. Храм был закрыт лишь в 550 г. н.э. при Юстиниане после долгих боев за древнюю святыню, во время которых погибли последние жрецы, хранившие основы культуры земли фараонов.

"Киоск" Траяна на острове Филе. (с) фото - Виктор Солкин, 2007.

Во время строительства Высотной Асуанской плотины в 60-х годах XX века храм Исиды, по праву считающийся жемчужиной древнеегипетского зодчества, был перенесен на соседний, более высокий остров Агилкия и тем самым спасен от полного затопления.

Солкин В.В. Столпы небес. Сокровенный Египет. М., 2006.Junker G. Der grosse Pylon des Tempels der Isis in Philä. Vienna, 1958.Junker H., Winter E. Das Geburtshaus des Tempels der Isis in Philä. Vienna, 1965.Kákosy L. Zu einer etymologie von Philä: die “Insel der Zeit”.// Studia Aegyptiaca VII. Budapest, 1981, pp. 185-194.Peters-Destéract M. Philae. Le domaine d’Isis. Paris, 1997.Sauneron S., Stierlin H. Edfou et Philae, derniers temples d’Egypte. Paris, 1975.Vassilika E. Ptolemaic Philae. Leuven, 1989.

Цит. по: Солкин В.В. Филе // Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005, 2008

Исида, «украшение сокровенное». Глава VIII из книги Солкин В.В. Столпы небес. Сокровенный Египет. М., 2006. Часть I, Часть II, Часть III

victorsolkin.livejournal.com

Остров Филе на рубеже веков: humus

Филы, или Филэ, или Филе (греч. Φιλαί или Φίλαι, лат. Philae) – остров на реке Нил в Египте. Согласно древнеегипетским легендам здесь был похоронен бог Осирис. Название острова походит от египетского П-и-лак, что в переводе означает остров Лак или остров Конца. Дорога через пустыню к ФилеВ античные времена остров называли недоступным, на его священной земле могли проживать только жрецы, а животные, птицы и рыба якобы обходили остров стороной. Ещё ранее на нем располагался перевалочный пункт на торговом пути между Египтом и Нубией.ФилеДревние летописцы называли Филами сразу два острова у порога Нила. Остров Филе меньший из них (до затопления он был 380 м в длину и 120 м в ширину), но значительно интересней для археологов, историков и туристов. При династии Птолемеев остров был густо застроен различными зданиями, многие из них хорошо сохранились до наших дней. Материалом для их постройки служил гранит из ближайших карьеров.Общий вид на ФилеФараон Нектанеб I возвел в южной части острова храм в честь богини неба Хатхор. Его дело продолжили Птолемеи и новые правители Египта из Рима. За огромными пропилеями находились гранитные львы, каменные клетки для ястребов и каменные тринадцатиметровые обелиски. Стены храма украшают барельефы со сценами из жизни Осириса. Остров Филе – яркое свидетельство эволюции древнеегипетской архитектуры и искусства.Развалины храмовХрам в Филе оставался едва ли не последним языческим храмом в Византии, просуществовав до времен Юстиниана. Так получилось, потому что его считали храмом посвященным богине Изиде, которая в поздние античные времена отождествлялась с Кипридой и сближалась с Пресвятой Богородицей. При Юстиниане святилище было преобразовано в церковь Богородицы, его рисунки и надписи постепенно уничтожались церковниками.Храм Изиды

В XX веке перед сообществом возникла угроза потери храма в Филах, в результате затопления острова Асуанским водохранилищем. В 1902 году, после постройки англичанами дамбы, вода затопила часть острова, что нанесло необратимый урон древнеегипетскому памятнику. Филе. Без подписи

Во время строительства Асуанского водохранилища в 1960 году, ЮНЕСКО выступило с предложением о разборе и переносе храма на Элефантину. Было сделано множество фотографий, проведены тщательные замеры, после чего храм был разобран по каменным блокам, перевезен и заново собран на острове Агилика, что расположен в 500 метрах вверх по течению Нила.

humus.livejournal.com

Остров Филе, храм Исиды, павильон Траяна

Остров Филе

История острова Филе

В окружении гранитных скал к голубому небу устремляется своими колоннами и пилонами священный остров богини Исиды.

Храмовый комплекс Филе – один из трёх наиболее сохранившихся «птолемеевских» храмов. Два других – в Дендере и Эдфу. Филе насчитывает около 400 метров в длину и 135 метров в ширину. Он был самым большим из трёх островов расположенных у южной оконечности первого нильского порога.

В названии «Филе» заключено само местоположение острова. «Пилак» – имя, под которым остров был известен в древние времена, означает «угловой» или «крайний остров». В давние времена Филе находился у восточного берега Нила, рядом с небольшим заливом, на самом краю, к югу от первого порога.

Два других островка – Бига и Агилкия. Бига, частично затопленный, считался наиболее священным из всех островов. Ведь именно здесь спал вечным сном сам Осирис. Ни один смертный не имел права ступить на землю Биги. Лишь священнослужители могли находиться здесь и совершать обряды. С соседнего острова Филе жрецы приплывали на Бигу. Ритуал проходил на самом острове, где стояло 360 столов для жертвоприношений. Столы стояли таким образом, что явно указывали на место захоронения Осириса.

Храмовый комплекс Филе был посвящен Исиде – супруге Осириса, которая силой своей любви соединила разрозненные части мужа и воскресила его. Традиция требовала, чтобы, по крайней мере, один раз в году египтяне совершали паломничество на этот священный остров. Только в 535 году, при императоре Юстиниане, жрецы, служившие культу Исиды, были изгнаны с острова.

Третий остров называется Агилкия. Именно на нем теперь находится храм Исиды, перенесенный сюда с затопленного ныне Филе.

Расскажем подробнее об истории переноса храма. Вплоть до 1898 года Филе возвышался над Нилом в течение всего года. После возведения Старой Английской Плотины остров на большую часть года погружался в воды искусственного озера. В августе и сентябре, для того чтобы избежать сильного напора паводка, часть воды спускали через плотину. В это время остров вновь появлялся из воды и его можно было посетить. Строительство Высотной Асуанской Плотины стало для Филе губительным. Глубина водохранилища на месте острова составила от четырёх до двадцати метров. Постоянные приливы и отливы размывали фундамент храма, что рано или поздно привело бы к его разрушению. С 1972 по 1980 г. были проведены работы по демонтажу храмового комплекса с последующим переносом его на Агилкию, где он и был точно воссоздан, согласно топонимии Филе. С 1979 года остров Филе является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ансамбль сооружений в Филе включает в себя павильон Нектанебо, монументальный храм Исиды с пристройками, небольшой, но очень изящный, павильон Траяна и маленький храм Хатхор.

Экскурсия на остров Филе

Лодки привозят туристов, пожелавших посетить Филе, к южной оконечности острова, где находится пристань.

Прежде всего, перед нами появляется павильон Нектанебо 1-го – прямоугольный портик (галерея) с 14-ю колоннами, капители которых имеют хаторическую форму (форму широкого лица богини Хатхор, по бокам которого коровьи ушки). Всё вместе даёт нам изображение систра – любимого музыкального инструмента Исиды. Систр также был символом Ихи – молодого сына Хатхор. Павильон относится к IV веку до нашей эры и, следовательно, является самой древней постройкой комплекса. Отсюда начинается огромный дромос (открытый колонный зал) с двумя галереями с каждой стороны. Та, что справа – незакончена; левая насчитывает 32 колонны. Здесь можно увидеть следы украшений на потолке и сцены жертвоприношений на самих колоннах и внутренних стенах. Капители колонн отличаются друг от друга и сделаны в форме различных растений.

Храм Исиды находящийся в глубине открытого двора завершает декор своим монументальным первым пилоном. Это выступ фасада высотой в 18 и шириной 45.5 метров. Две массивные башни окаймляют портал. На правой от нас части пилона изображен фараон Птолемей XIII (Новый Дионис) в обычной для подобного изображения позе. Он держит в руке волосы своих врагов и готовится принести их (врагов) в жертву Исиде Хорусу и Хатхор. Барельефы левой башни сильно повреждены, но можно рассмотреть фараона вооруженного жезлом и намеренного убить пленных чужеземцев.

Проходим между башнями… Справа - надпись времен египетской кампании Наполеона, напоминающая нам о победе французов над мамлюками в седьмом году республики (1799).

Теперь мы во внутреннем, открытом, дворе храма, в глубине которого возвышается второй пилон. Направо строение портика с пристройками, которые использовались в своё время жрецами. Налево элегантное «маммиси» - периптер (четырехугольное здание, окруженное колоннадой). Мы опять видим хаторические колонны. В маммиси три комнаты, которые предшествуют пронаусу (часть храма перед святилищем): здесь было место почитания Исиды и её сына Хоруса. Искусные барельефы рассказывают нам о рождении, детстве и воспитании юного бога. Барельеф "Исида кормит Хоруса грудью". На внешней стороне, наверху, воспроизведен текст Розеттского камня; камня, который, в своё время помог французскому ученому Шампольону расшифровать иероглифы. Второй пилон выше первого, которому он, кстати, не совсем параллелен. Высота его 22, а ширина 32 метра. На фасаде – обычные сцены: Птолемей XIII (Новый Дионис) истребляет пленников перед богами. Справа огромный гранитный блок. Он положен сюда для того чтобы напоминать о том, как Птолемей VI принес в дар храму земли острова.

Несколько ступеней ведут в гипостильный зал. Цветочные капители десяти колонн когда-то были многоцветны. Следы красок до сих пор видны на потолке: символы Верхнего и Нижнего Египта, солнечные ладьи, астрономические символы. В VI веке, в эпоху епископа Феодора, пронаос был переделан в христианскую церковь. На это указывают, помимо всего прочего, многочисленные кресты выбитые на стенах храма. Также здесь можно увидеть раннехристианский алтарь.

Отсюда отправляемся в наос (святилище), насчитывающий 12 комнат и крипту (часовню), расписанные изнутри литургическими сценами (литургия – богослужение). Проходим в само святилище, где в своё время находилась лодка с изображением богини Исиды. Лестница открывает на проход к террасе, где вестибюль формирует погребальную комнату Осириса. Внутреннее убранство имеет отношение к циклу Осириса и рассказывает нам о его смерти, погребении, магических ритуалах и его воскресении.

Большая часть барельефов храма Филе рассказывает о религиозных обрядах и жертвоприношениях богам. Но есть одно изображение, выделяющееся своей оригинальностью и незаурядностью. Оно видно на так называемой «двери» бастиона Адриана.

Это павильон, относящийся к эпохе Антонинов (96 – 192 гг.), расположенный в восточной части храмового комплекса, на уровне второго пилона. Внутри этого строения, на северной части стены, один из барельефов рассказывает, как древние египтяне представляли себе истоки Нила. Мы видим Хапи в образе человека-гермафродита, символизирующего обожествленные Верхний и Нижний Египет. Бог сидит в пещере окруженной змеёй, и держит в своих руках две вазы, из которых низвергаются водные потоки. Египтяне верили, что исток Нила находится где-то неподалёку от первого Нильского порога, на подступах к горе Му-Хапи «Вода Хапи». Сам фараон руководил ежегодным ритуалом в честь бога – в то время, когда звезда Сотис (Сириус) вызывала разлив Нила.

На противоположной стороне острова, по правую сторону от храма Исиды возвышается другое великолепное здание этого комплекса – павильон Траяна. Он выходит на реку, и благодаря своей элегантности и идеальным пропорциям стал своеобразным символом всего острова Филе. Прежде, во время роскошных процессий на Ниле именно здесь причаливала лодка со статуей Исиды. Построенный императором Траяном, павильон имеет четырехугольную форму и состоит из четырнадцати колонн капители которых соединяют собой всю постройку. В павильоне всего два барельефа изображающих самого Траяна, приносящего дары Исиде, Осирису и Хорусу.

По другую сторону от павильона – маленький храм богини Хатхор построенный Птолемеем IV (Филопатор). Украшал храм император Август. Многочисленные барельефы весьма любопытны: среди прочих есть изображение жреца играющего на двойной флейте и изображение обезьян, которые танцуют, в то время как одна из них играет на лютне.

Храмовый комплекс Филе представляет собой синтез египетской, греческой и римской цивилизаций; архитекторы и живописцы совместными усилиями создали шедевр.

Не стоит забывать, что прежде чем быть размытыми водами Старой плотины, все колонны были покрыты блестящими красками – синей, красной, желтой и зеленой. Сейчас можно только представить насколько великолепно выглядел Филе для путешественников побывавших на острове до затопления храмов в искусственном озере Асуана (Рисунок 1800 года). Несмотря на то, что краски храмов оказались навсегда потерянными, Филе остаётся полным очарования, примером элегантности и шарма и поистине является «жемчужиной Египта».

Рекомендуем ознакомится: http://www.akela-travel.ru

worldunique.ru

Храмы Филе на острове Агелики, часть I: до появления Верхней дамбы

От Мири Парсонс и Джимми Данн

 

The Kiosk of Trajan prior to the monument's removal to Agilika Island in Southern Egypt

 

Одной из главной достопримечательностью, включенной почти в каждый тур по Египту, является то, что объявлено как остров Филе, но Филе –это фактически несуществующий остров и в настоящее время погребен под озеро Насер. Остров иногда был виден, а иногда нет после возведения старой Асуанской плотины, но была постоянно погружена из-за высотной дамбы.

 

Филе является приближенным переводом с греческого местного названия "Пилак" известного из иероглифических текстов и которое может быть нубийского происхождения. Древние египтяне видели в имени Филе этимологию со значением "остров времени [Ра]", то есть создание, но история острова намного старее.

Мы говорим сегодня, что Филе является основным храмовым комплексом, переехавшим из этого острова, после построения Высокой Дамбы, на остров Агелики. Он был центром культа богини Исиды и ее связи с Осирисом, Гором (Хорусом) и царством во время Птолемеевского периода истории Египта.

 

A Painting of Philae while Dry and Prior to its Move

 

Сегодня существует две плотины в Асуане, но, конечно, в прежние времена их не было. До плотины, Остров Филе находился в начале или в южной части первого водопада Нила, где река набирает скорость, сбросив пять метров в закрученных турбулентных вихрей и падая белой водой на расстоянии трех миль. Различные фараоны попытались успокоить или хотя бы обеспечить более безопасный обход этих порогов. Пепи I построил по крайней мере один канал, так же как и Меренре, ранее Древнего царства, а позднее и другие фараоны, такие как Сенусерт III.

 

Существовали многочисленные острова в этом регионе, Амелия Эдвардс говорит сотни, в том числе Биггех, текущее местоположение храма - Агелика, группа небольших островов в Авад Эль-Хаса и ниже водопада (на севере), Сихейл и Элефантин

 

A Flooded Philae Prior to its Move

 

В ранние времена, священники Филе утверждали, что источник Нила был бездонным и лежал под породами Биггеха, где половина реки поднималась на поток к северу, а половина текла на юг. Их соперниками были священники Элефантин, которые сделали подобное заявление. На самом деле, река вокруг этих островов уже тогда была на глубиной более ста футов в некотороых местах, с круговоротами вод, которые могли изгибаться и поворачиваться во всех направлениях.

 

Это течение воды было опасным в древние времена, что избегает современный посетитель острова Агилика. Амелия Эдвардс, бесстрашный викторианской египтолог видела это иначе, чем мы сегодня. Она рассказывает:

 

"В Асуане, один ставит на прощание с Египом и уходит в Нубию через ворота Водопада - который, по правде говоря, не является водопадом как таковым, а множеством порогов, протяженностью две трети расстояния между Элефантин и Филе. Нил - отвлеченный от своего первоначального курса некоторыми неучтенными препятствиями, характер которых породил множество научных гипотез - протекает через скалистые бассейны ограниченные песчаными склонами с одной стороны, и гранитными скалами с другой. Шипованная с бесчисленными островками, разделенных на бесчисленные каналы, пенясь над затонувшими породами, вихрем приносящая валуны, сейчас маленькие, потом глубокие, теперь как слон, сейчас спешат, здесь падает в ребристые полости крошечных дрейфов песка, кружит над вихрями скрытых джакузи, река, будь то смотрящая с палубы дахабеи или с высоты берега, который виден везде, борется за свой путь через лабиринт, пути которого никогда еще не были отмечены на карте".

 

Конечно, можно получить еще некоторые представления об этих водопадах к северу от Старой Асуанской плотины. В древние времена путешественники собершали свои религиозные обряды на Филе, прежде чем продолжить через опасные места юга на "Землю призраков".

 

The Ground Plan of Old Philae Island before it was submerged

 

На острове Сехель более 250 надписей от паломников и лиц, прибывающих и проходящих через площадь, начиная с Четвертой династии до Птолемеевского периода. Пепи I проложил каналы через водопады, чтобы помочь лодкам следовать пути по спокойной воде выше Филе. Харкнуф прошел здесь по пути в Нубию во времена правления Пепи II. Также здесь на Сехель расположена так называемая Стела Голода, описанная в Птолемеевские времена, но связанных с правления фараона Джосера из Третьей династии. В ней говорится, что фараон постановил, что крупные участки земли по обе стороны реки, простирающиесяся от южной стороны Элефантина, должны быть переданы храму Хнума, наряду с одной десятой всех производств и животноводства, а также налоги на караваны и добычу золота. Существует идентичный указ в храме Филе, вырезанный на базе восточной башни второго Великого пилона.

Такова была сила богов, или, по крайней мере веры в нее, что в соответствии с надписью на основе восточного обелиска, стоявшего напротив Большой Колонны, во время правления Птолемея VIII, Эвергета (Евергета) II, и Клеопатры III своей второй Жены, священники жаловались, что они были вынуждены возмещать расходы гражданских и военных властей, понесенные во время их пребывания в Филе. Священникам не оставалось достаточно средств, чтобы продолжать жертвоприношения и возлияния на благо фараонской семьи. Эвергет II освободил священников от дальнейших платежей.

 

Another Old photo showing just how hight the water could get after the Old Aswan Dam was built

 

Остров Филе лежал в четырех милях к югу от современного Элефантине, только на другой стороне Старой Асуанской плотины. Измерения показывают около 500 метров с севера на юг и 160 метров с востока на запад, а это означало, что он был почти полностью покрыт храмами и другими памятниками. Они были защищены от наводнений Нила в древние времена высокими стенами, причалами и террасами. На самом деле, прежде чем было начато строительство первой плотины, остров всегда оставался в стороне от реки, на своем гранитном фундаменте в безопасности от турбулентного пика наводнений с абразивами ила.

 

Installing a Coffer Dam around Old Philae so it could be pumped dry and the monuments moved.

 

До строительства Асуанской плотины, инженеры были в цене, капитану Генри Лайону было предложено поддержать памятники Филе, чтобы они могли выдерживать погружение в воду, что он и сделал. Кроме того, он раскопал часть местности, где он обнаружил останки некоторых христианских церквей.

После того, как Старая плотина была построена, она создала озеро, расширяющееся к югу около 140 км и граничащее с суданской границей. В самом деле, высота плотины впервые была ограничена из-за протестов людей, заинтересованных в сохранении Филе и других храмов и памятников от погружения. Уинстон Черчилль был мало озабочен этим. Он отметил, что:

"Предложение в 1500 миллионов кубических футов воды в Хатор Мудрецами Запада является самой жестокой, самой злой и самой бессмысленной жертвой, когда-либо принесенной на алтарь ложной религии. Государство должно бороться, а люди голодать, чтобы профессора могли ликовать, а туристы нашли место где могут нацарапать их имена. "

Таким образом, уровень воды был поднят, и храмы и сооружения на Филе затоплялись каждый год с декабря до март, и посетить их можно было в это время только на лодке, проходящей через Траян и двор храма Исиды .

Однако, все оказалось не так ужасно, как предполагалось. Вода останавливалась, спасая при этом храм от эрозии песчаных бурь и помогла удалить отложения солей, которые были разрушительны для каменной кладки. Регулярные инспекции памятников показали, что она принесла меньше вреда, чем можно было ожидать, за исключением лакокрасочных работ, которые были смыты новым озером, созданным из-за Старой Английской плотины.

 

The Coffer Dam surrounding Philae Island after its completion

 

Тогда, когда началось строительство высотной плотины, ряд других памятников к югу от Асуана, храм и другие памятники должны были либо быть перемещены или быть потеряными под водой.

В действительности, остров Филе не был бы потерян под водами озера Насер, а скорее под озером, которое было сформировано между Высокой дамбой и Старой Дамбой. Это был единственный крупный памятник, расположенный в этом регионе. Он находился бы почти постоянно в воде, но что еще хуже, это небольшое озеро, где уровень воды ежедневно увеличивется и падает на несколько метров, которое бы неизбежно полностью подрывало храмы.

 

Old Philae Island after the removal of water behind the Coffer Dam

 

Памятники Филе были перемещены на остров Агилики к северо-западу от острова Филе в течение 1970-х годов. Так как вода уже охватила большинство памятников на Филе, плотины должны были быть построены вокруг острова, а затем откаживание воды. Эта работа началась в 1972 году и была закончена в 1980 году совместными усилиями ЮНЕСКО и Организации по Египетским Древностям. Новое место было тщательно организованно, чтобы сделать его похожим на Филе как можно больше. Около 40 000 блоков, весом около 20 000 тонн были перенесены на новое место.

 

Следующий

 

Смотрите также

 

 

 

Источники:

 

www.touregypt.net

Остров Филе | Интересные Факты

Заключительная часть трилогии об острове Филе (часть 1, часть 2)

Нектанеб I последний из египтян.

Храмовый комплекс включает также храм Нектанеба I — первого фараона последней коренной династии Древнего Египта.

В каком-то смысле Нектанеба I можно назвать последним из египтян, по крайней мере — последним из великих египетских фараонов… При нем, в 380– 362 гг. до н. э., Египет вновь пережил хозяйственный и культурный расцвет. Нектанеб I много строил и украшал страну памятниками искусства. Не обошел он своим вниманием и остров Филе.

После Нектанеба I страна вновь начала клониться к упадку, а затем ХХХ династию сменили чужеземцы — сначала пришли персы, затем — Александр Македонский. Его преемники, династия Птолемеев, вдохнули новую жизнь в храмовый комплекс Филе, застроив его гранитными зданиями.

Храм Хатхор.

На южной окраине Филе фараон Нектанеб I заложил храм в честь богини любви Хатхор. Династия Птолемеев, а затем и пришедшие вслед за Клеопатрой римские правители Египта также уделяли большое внимание украшению этого храма. Основные постройки выполнены при Птолемее IV (Филопаторе), а в украшении храма участвовал римский император Август.

Храм Хатхор на острове Филе маленький, но вызывающий восторг синтезом египетских, греческих и римских традиций. Стены украшают прекрасные рельефы. Например, замечательно выполнены изображения танцующих обезьянок, одна из которых играет на лютне.

Храм Хатхор стерегли гранитные львы. С помощью камнерезов были искусно сделаны клетки для священных ястребов.

Павильон Траяна.

Осматривая достопримечательности острова, вы наверняка обратите внимание на изящный павильон из 14 колонн с красивыми резными капителями. Это павильон Траяна.

Павильон Траяна

Идеальные пропорции и элегантность этого небольшого сооружения вызывают восхищение. Павильон, воздвигнутый императором Траяном, является символом всего острова Филе.

Некогда ладья со статуей Исиды, путешествовавшая по Нилу во время пышных процессий, причаливала к острову именно около павильона.

Интересно, что павильон довольно лаконичен. Из украшений в нем — всего два барельефа. Они изображают императора Траяна, который приносит дары прекрасной Исиде, великому Осирису и царственному Хору.

Легкий, воздушный павильон на берегу Нила — образец утонченного эллинистического искусства в эпоху заката Древнего Египта. Совсем скоро великая цивилизация перестанет существовать, и эти последние памятники — лебединая песня уходящей эпохи.

Заключение.

Остров Филе — не только красивейшее место с древними храмами эпохи Позднего царства и эллинизма, но и пример приложения огромных усилий человечества по сохранению памятников прошлого. Современное развитие инфраструктуры планеты подчас ставит под угрозу замечательную архитектуру былых веков и тысячелетий. Есть три пути: либо отказаться от технического развития «насыщенных» памятниками территорий, либо смириться с уничтожением культурного наследия, либо попытаться его спасти.

Строительство Асуанской плотины поставило под угрозу существование великолепного храмового комплекса на острове Филе. Потребовалась многолетняя и дорогостоящая работа по переносу памятников. Но что значат деньги по сравнению со спасением замечательных архитектурных строений — прекрасных храмов Исиды и Хатхор, изящного павильона Траяна?

Сейчас на «новом Филе» не просто расположены эти чудесные строения, но и восстановлены ландшафт Филе, его топография. И посещающие остров туристы могут любоваться памятниками древнеегипетской культуры, которые были спасены благодаря энтузиазму неравнодушных людей. Ведь нет ничего дороже памяти, бережно хранимой для потомков. Красота Филе принадлежит не только древним египтянам, но и всему человечеству.

1001fact.ru


Смотрите также