Предтечей Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях была церковь Покрова в Кунцевском городище. Вообще, место, где находится Кунцевское городище, считается одним из мест силы, там когда-то находилось языческое капище, и согласно одному из преданий, церковь Покрова Богородицы, которая стояла здесь, бесследно ушла под землю вместе с крестом всего за одну ночь. Но это легенда, на самом деле церковь была уничтожена поляками во времена смуты. В то время Кунцево было родовой вотчиной бояр Мстиславских, подаренное им ещё Иваном Грозным.
В 1649 году Кунцево и Фили переходят во владение Ильи Даниловича Милославского. В конце 17-го века после продолжительной и кровавой битвы между кланом бояр Милославских и кланом бояр Нарышкиных за право называться родителями русского царя, род Милославских пресёкся и вотчина Кунцево и Фили (названная так по протекавшей там речке Фильке, хотя её правильное название Хвили, также называлось расположенное здесь село), после стрелецкого бунта были передана во владение Нарышкиных.
Строительство церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях велось на деньги Льва Кирилловича Нарышкина — брата Натальи Кирилловны Нарышкиной, а следовательно родного дяди Петра Первого. Также точно известно, что деньги на строительство храма в Филях пожаловала царица Наталья Кирилловна, а сам царь Пётр Первый отпустил из казны 400 золотых червонцев.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях была построена всего за год, строительство началось в 1690 году, а закончилось летом 1691 года.
Сама церковь в Филях являет собой прекрасный образец раннего московского барокко, который иногда называют нарышкинским стилем — Нарышкины были западниками и именно нарышкинский стиль стал предтечей знаменитого петровского барокко.
В какой то мере филёвская церковь стала перекрёстом России и Европы, как удачно выразился один краевед — «мостиком между Москвой царя Алексея Михайловича и Северной Пальмирой императора Петра Великого». Также известно, что эта церковь стала классическим образцом нарышкинского барокко: название было дано потому, что именно Лев Нарышкин строил в этом стиле свои домовые церкви в Москве, а затем, ему подражали многие и многие.
Здание церкви в Филях — ярусный, центрический храм, как писали в технической документации того времени — «иже под колоколы», то есть когда колокольня завершает здание, а не является пристройкой к нему.
Четыре боковые главы пристроены к зданию храма и ориентированы по сторонам света, а центральная глава отстоит на расстоянии от них и возносится вверх. В ознаменование родства владельца церкви с царской династией и участия самого государя в устроении храма восточная и западная главы под крестами были увенчаны двуглавыми орлами, а центральная глава — ещё и короной.
Внутри устроена отдельная ложа для хозяина и его гостей, прозванная «царской»: узкий балкончик словно висит в воздухе перед иконостасом на западной стене. Но предание гласит, что, посещая филёвский храм, Петр Первый никогда не поднимался в царскую ложу, оставаясь во время богослужения на клиросе вместе с певчими, и сам пел с ними.
На первом этаже (подклеть) находилась зимняя отапливаемая церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Льва Кирилловича Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он, спрятавшись в чулане, молился перед этой иконой во время пока стрельцы убивали двух его братьев).
Первоначальный интерьер нижней церкви в Филях не сохранился — многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты армии Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня — полковая портняжная мастерская.
В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий.
До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века. В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде.
В 2000 году правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма, в нижнем храме возобновились регулярные богослужения, в верхнем оставался музей. Ситуация выглядит странной. Двойственное чувство охватывает душу, особенно если зайти в музей сразу же после посещения нижней церкви.
Источник: сайт «Багира. Загадки истории»
raven-yellow.livejournal.com
Есть места, которые находятся в центре современного полиса, но выглядят так, как будто вынырнули вдруг из глубины веков. К таким можно отнести Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, расположенную в Филевском парке. Храм, созданию которого предшествовали трагические события и счастливые случайности. Уникальное здание, сохранившееся с момента возведения практически в первозданном виде. Об этой церкви, ее истории, достопримечательностях и интересных фактах и будет этот рассказ.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы можно посетить каждый день с восьми до девятнадцати часов.
Смотрим видео о этой неповторимой и красивой церкви Покрова в Филях. Приятного просмотра.
На меня Церковь Покрова в Филях оказала благостное впечатление. Все тихо, размеренно и почти по-домашнему. Приятно поразило архитектурное решение здания. Под разными углами обзора оно видоизменяется и выглядит то как древнерусский терем, то как западный дворец. Уважаемые коллеги, прошу высказаться о ваших впечатлениях в комментариях.
www.lifejourney.club
Он пережил нашествие французов и Великую отечественную войну. Но самую главную проверку на прочность ему приготовил мирный двадцать первый век.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, памятник архитектуры XVII века, может исчезнуть на наших глазах.
Причина тому – планируемая застройка соседнего Западного речного порта. Кроме того, храм, стены которого помнят еще Петра I, нуждается в реставрации. Но провести ее мешает неясный правовой статус памятника.
Храм в Филях
«Исторически здесь всегда был естественный сток вод. Вода течет по склону, попадает в Москва-реку, – протоиерей Борис Михайлов, настоятель Покровского храма в Филях, показывает рукой в сторону набережной. – Что планируют сделать сейчас? Территорию в низине, где была промзона речного порта, хотят застроить 70-метровыми жилыми домами, провести там восьмиполосное шоссе. Под это строительство нужно будет забетонировать площадку, и она станет плотиной на пути воды. На том месте, где сегодня стоит храм, будет болото».
Отец Борис – искусствовед по образованию. Он написал книгу по истории филевского храма и влюблен в него всей душой. О грядущей застройке настоятель узнал от местных жителей, многие из которых его прихожане.
Они развернули настоящую борьбу против строительных планов. Застройка, по их мнению, повредит не только храму, но и сделает невыносимой жизнь остальных обитателей Новозаводской улицы.
Сложные грунты под местом будущего строительства приведут к разрушению соседних домов, исчезнут спортивные площадки, квартал окажется в кольце дорог.
Местные жители собрали более тысячи подписей жильцов в свою поддержку, написали письма президенту, премьер-министру, мэру Москвы, в целый ряд государственных учреждений.
Образцы этих писем выложены в соцсетях. Их предлагают подписать и отправить от своего имени всем желающим.
– Я такой пролетарской ярости не видел, воспроизвести это невозможно, – вспоминает отец Борис общественные слушания в ноябре, где жильцы встретились лицом к лицу с застройщиками.
Застройщик – ОАО «Порт-Сити», одним из учредителей которого является Михаил Хубутия, председатель Союза грузин России и председатель совета директоров торгового дома «Шатер» (управляет московскими Гостиным Двором и Манежем).
– На слушаниях застройщикам удалось получить перевес в голосах, – говорит Сергей Клычков, координатор движения «Архнадзор». – Они представили свои списки, где фигурировало более 2000 подписей за строительство. В основном в этих бумагах подписались сотрудники ближайших кафе и шиномонтажей. Сейчас местные жители обратились в прокуратуру, поскольку подозревают, что часть подписей подделали.
Судьба строительного проекта, который поставит под угрозу будущее уникального храма, сегодня не ясна. «Понятно, что застройщики не откажутся от него просто так, будут продавливать его», – говорит отец Борис Михайлов. С этим мнением согласен и эксперт «Архнадзора».
В самом «Порт-Сити» отрицают, что застройка Западного порта негативно повлияет на состояние храма. «Разговор про отсутствие стоков – это разговор дилетантов, – говорит сотрудник компании, который отказался назвать свое имя. – Понятно, что о сплошной бетонной стене, которая создаст болото наверху, речи не идет. Все-таки проект делали специалисты».
«Не нужно быть специалистом, чтобы понимать: три 70-метровые высотки и многополосная трасса нарушат исторически сложившуюся гидрологеолгическую ситуацию», – говорит отец Борис Михайлов.
По словам сотрудника «Порт-Сити», сейчас проект проходит доработку в НИИ Генплана. Сроки начала строительства пока неизвестны.
Строительство под стенами древнего храма – не единственная опасность, которая его подстерегает. Эксперты определяют современное состояние храма как «аварийное».
«Последнюю реставрацию проводили в 2000 году. Тогда же констатировали, что памятник находится в неудовлетворительном состоянии», – говорит Сергей Клычков.
По его словам, проведению реставрационных работ мешает неопределенный статус храма. В 2013 году церковь Покрова в Филях получила статус федерального объекта культурного назначения. При этом процедура передачи памятника в федеральную собственность так и не была доведена до конца, и церковь Покрова по-прежнему находится на балансе города.
Сегодня в храме располагается филиал музея Андрея Рублева. Музей сохраняет верхний и нижний храмы. Верхний храм в летнее время открыт для посетителей, нижний храм распоряжением правительства Российской Федерации должен быть передан в пользование прихода. Но эта передача до сих пор не осуществлена, говорит отец Борис Михайлов. Приход имеет возможность служить в храме в определенные дни по соглашению с музеем.
Музей – пользователь памятника на правах охранно-арендного договора с Департаментом культурного наследия Москвы, говорит Сергей Клычков. Двойственный статус храма делает невозможным его передачу в оперативное управление музею и получение бюджетных средств на реставрацию памятника и развитие музейной зоны.
«Протечки и подсосы, вода. Вот основная проблема храма в настоящее время, – говорит отец Борис Михайлов. – Вчера мне показали нижний цоколь с внутренней стороны. И там везде желтые разводы – то есть вода всасывается и идет по камню. Он же там беленый, и хорошо видно, как происходит подсос – раз волна развода, два волна…»
По словам отца Бориса, ни священник, ни приход исправить эту ситуацию не могут: «Как приход мы зарегистрированы в этом храме с начала девяностых годов. Но до сих пор мы не можем реализовать свое право на служение в нем и участвовать в реставрационном процессе».
Здание храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях возвели в 1690-1693 годы на средства боярина Льва Кирилловича Нарышкина в его загородной усадьбе.
Церковь Покрова в Филях
Храм – образец архитектурного стиля, который называют «нарышкинским барокко». На первом этаже находилась зимняя отапливаемая церковь Покрова Богородицы. Над ней – церковь Спаса Нерукотворного. Ее назвали в благодарность Богу за спасение Льва Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта. От рук стрельцов погибли многие его родные. Сам Лев Кириллович молился перед иконой Спаса и выжил.
Известно, что на украшение храма пожаловал четыреста червонцев Пётр I. Нарышкин приходился царю родным дядей. В 1703 году после взятия Нарвы Пётр I привез в подарок для церкви цветные витражи.
Зодчим и автором иконостаса в верхней церкви, главной храмовой достопримечательности, был Карп Золотарёв, глава художественной мастерской Посольского приказа. Он известен своими работами в Крестовоздвиженской церкви московского Кремля, Новодевичьем и Донском монастырях.
Храм в Филях
Во время войны 1812 года в нижнем храме французы устроили конюшню. Из-за этого первоначальное убранство нижней церкви не сохранилось. Интерьер верхней церкви, где французы разместили портняжную мастерскую, пострадал меньше.
В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба состоялась 12 июля. В целях маскировки от авианалётов разобрали главы и верхний ярус, наверху посадили зенитчика. Во время военных действий под Москвой храм использовали как лазарет.
Первое богослужение в нижнем храме провели в 1992 году. Ежегодно 28 августа на празднование Спаса Нерукотворного с ведома музея прихожане храма совершают крестный ход и молебен в верхней церкви. Протоиерей Борис Михайлов ждет этого дня: «Входя туда, видя этой потрясающей работы иконостас, это великолепие – я каждый раз ощущаю настоящий духовный подъем».
Фото Ефима Эрихмана
www.pravmir.ru
Храм Покрова - классический образец стиля, получившего название по фамилии заказчиков – бояр Нарышкиных. Об архитекторах зданий известно гораздо меньше, чем о их заказчиках.
Поэтому стиль, в котором построены многие здания Москвы и очень немногие за ее пределами в конце XVII – начале XVII века, получил название от имени заказчиков.
Иногда его называют нарышкинским, или московским, барокко, но иностранцы не узнают в храме Покрова в Филях или храме Бориса и Глеба в Зюзино свое, европейское, относя их к чисто русскому стилю.
И это не случайно, потому что, придя с запада, стиль барокко был существенно адаптирован и творчески переработан, в результате чего возник совершенно новый вариант русского барокко, вобравший в себя и чисто русские элементы, и западные.
«Церковь Покрова в Филях... — лёгкая кружевная сказка... чисто московская, а не европейская красота... Оттого-то стиль московского барокко имеет так мало общего с барокко западноевропейским, оттого он так неразрывно спаян со всем искусством, непосредственно ему на Москве предшествовавшим, и оттого для каждого иностранца так неуловимы барочные черты...» (И. Грабарь)
Об одном из самых ярких образцов нарышкинского стиля – храме Знамения в Дубровицах – я уже рассказывала. Сегодня рассказ о храме Покрова в Филях, который является классикой нарышкинского стиля, открывшего принципиально новую страницу в истории русского храмового зодчества.
Храм Покрова в Филях. 1690-1694 гг..
Никоновский стиль, как попытка насильственно насадить единообразие в культовом строительстве, не прижился. После ухода Никона зодчие предпочитали строить, ориентируясь на прежний, дониконовский, стиль.
Но проблема единообразия стиля, реформирования и преобразования канона культового строительства оставалась. Каждый архитектор предпринимал шаги в этом направлении, понимая, что времена изменились, что культура все больше двигалась в сторону усиления декоративности и праздничности, украшательства и светскости. Но решения не находилось.
Пока не появился принципиально новый тип храма – «восьмерик на четверике», сохранивший, с одной стороны пятикупольность и многоярусность, как то предписывал патриарх Никон, а с другой, основывался на принципах древнерусского деревянного зодчества, с которым Никон боролся.
Нарышкинский стиль сумел органично переработать многие западные элементы, такие, как симметричность, повторяемость рисунка, обилие декоративных элементов, красочность, скульптурность и другие.
Лев Кириллович Нарышкин
Но, с другой стороны, поставленные одна на другую формы разных размеров и конфигураций, они не сливались в один объем, как это было на западе, а присоединялись друг к другу по принципу сложения, как было принято в русском деревянном зодчестве: одна клеть присоединялась к другой, не сливаясь друг с другом.
Храм становился устремленной ввысь пирамидой, где каждый ярус жил самостоятельной жизнью, поскольку был отграничен один от другого. Одновременно в храме широко используются декоративные элементы, пришедшие с запада, в частности из Польши, Украины и Белоруссии.
Спрос на декоративность все больше формировался элитой, которая заглядывалась на западный быт, стремилась к театральности и красоте. Новая жена Алексея Михайловича, Наталья Нарышкина, воспитанная в доме главы Посольского приказа Артамона Сергеевича Матвеева, впитала в себя этот дух и привнесла его в царский дом. Да и Алексей Михайлович не чурался западного влияния, проникаясь им все больше и больше.
Интерьер нижнего храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы
Храм Покрова в Филях стал образцовым. Наконец было найдено то, что так долго, почти наощупь, искалось. Храм – полностью центрический: вертикальная ось включает в себя как само храмовое пространство, так и колокольню, которая в других вариантах выносилась на запад и находилась над притвором.
В основании храма находится симметричный четырехлепестковый равносторонний крест, в котором алтарная сторона имеет такое же очертание, как и остальные три. Отличить ее можно только по отсутствию с этой стороны лестницы на площадку-гульбище.
Само по себе такое устроение храма было нетипичным для древнерусского храма, потому что алтарная апсида (стена) традиционно отличается от других даже по конфигурации. Во-вторых, поставленные друг на друга части храма допускали, что престолы – нижний и верхний – находятся один над другим, что также нарушает общепринятый канон.
План летнего (верхнего) храма
В храме Покрова в Филях, построенном по принципу сложения, есть два храма: нижний - зимний, отапливаемый, и верхний – летний, неотапливаемый. Верхний посвящен Спасу Нерукотворному, нижний – Покрову Пресвятой Богородицы. Покровский нижний храм приходский, верхний – домовой, для хозяйской семьи. Сегодня в нем находится филиал музея Андрея Рублева.
Но отступление от канона позволило создать впечатление торжественности и цельности композиции, которая строилась по принципу ступенчатости и восхождения ввысь, что усиливалось постепенным уменьшением размеров вышележащих элементов по сравнению с нижними.
Вообще такое медленное восхождение к вершине характерно для православного мировосприятия. Так на иконах горы всегда изображаются с площадками (лещадками), являясь символом постепенного движения к вершинам духа. Храм Покрова построен принципу иконных горок.
Обходная галерея вокруг второго этажа храма
Храм состоит из пяти ярусов. Первый – храм в честь Покрова, второй, третий и четвертый ярусы – летний храм и пятый – колокольня, которую венчает маковка с крестом, словно собирающая всю конструкцию в единое целое и являющаяся последней точкой.
Первый ярус так же, как и следующий – второй, имеет в основании четырехлепестковый крест, каждый конец которого заканчивается полукружием. Если полукружия убрать, то в основании получится равносторонний четверик.
Поднимаясь с нижнего этажа по трехсторонней белокаменной лестнице, попадаешь на площадку второго этажа. Лестница и медленный подъем по ней задают ритм всей храмовой композиции. Первый ярус второго этажа имеет ту же конфигурацию, что и первый этаж, только меньших размеров.
Внутренний интерьер летнего храма в честь Спаса Нерукотворного
Вверху из-за лепестков-полукружий виден верх четверика, на котором стоит восьмигранник («восьмерик»), венчающий летний храм. Основной достопримечательностью второго этажа является чудный резной деревянный восьмиярусный иконостас.
Таких в России насчитывается единицы, поскольку классический русский иконостас – пятиярусный. Иконостас летнего храма выполнен лучшим мастером-резчиком того времени Карпом Ивановичем Золотарёвым и является уникальным по красоте и исполнению.
Белый декор внешнего убранства храма Покрова подчеркивает ступенчатость восхождения и соединяет храм в единое целое. Белые колонны украшают, как и в русском деревянном зодчестве, стыки стен, углов и окон. Вертикаль гасится белым горизонтальным карнизом, который заканчивается пеной декоративного узора.
Северные двери иконостаса. Дьякон Стефан поразительно похож на молодого Петра Первого
Диалог вертикали и горизонтали выливается в их синтез: три колонны в каждом углу четверика, над которыми, словно корона, возвышается белокаменный гребешок декора.
Интерьер верхнего храма также построен на диалоге вертикали и горизонтали. Вертикаль существенно преобладает над горизонталью и у молящегося создается то же ощущение восхождения ввысь, как и во внешней композиции храма. Плавным и ступенчатым является переход от четверика к восьмерику, создавая атмосферу спокойствия и гармонии.
Темный низ храма Покрова одновременно с ярким освещением верха окнами восьмерика дополняет чувство полета и восхождения вверх молящегося.
Тина Гай
sotvori-sebia-sam.ru
Церковь Покрова в Филях |
«Покровское, Фили тож»
История Филей восходит к очень древним временам. Традиционно считается, что название местности произошло от маленькой речушки Хвильки, в просторечии Фильки, правого притока Москвы-реки. Согласно словарю В.И. Даля «хвиля» означает «мокреть», «непогода», «жижа» – то есть сырую, нездоровую («хилую») болотистую местность. Другая версия сложней: топоним Фили произошел от финно-угорского «веле» – «поселение» и восходит к тем далеким домосковским временам, когда здесь жили финно-угорские языческие племена.
Достоверно известная история Филей началась с XVI века, когда великий князь Василий III пожаловал местные земли в вотчину своему боярину Федору Михайловичу Мстиславскому, прибывшему на русскую службу из Литвы. Его сын Иван Мстиславский удержал вотчину при Иване Васильевиче Грозном, ибо был первым воеводой в походе на Казань, но при Борисе Годунове ему не повезло: Иван Мстиславский с дочерью Ириной участвовали в боярском заговоре против Годунова и после его воцарения оказались в опале. Мстиславский был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где и пробыл до самой смерти, а Ирину постригли в инокини московского Вознесенского монастыря в Кремле.
Однако филевская вотчина не ушла из родового владения Мстиславских и была передана сыну Ивана Мстиславского – Федору, которому суждено было не раз появиться на страницах русской истории. Он приходился правнуком Василию III – так повелось, что Фили издревле принадлежали родственникам правящих династий. Поэтому Федор Мстиславский даже претендовал на русский престол, соперничая с Годуновым и Романовыми. Обычно Годунов подобного не прощал, но, тем не менее, при нем Федор Мстиславский возглавлял Боярскую думу, выходил с войском против Лжедмитрия I, а после падения царя Василия Шуйского, в 1610–1612 годах, в «безгосударево время», именно он возглавлял боярское правительство из семи знатнейших бояр, то есть был главой знаменитой Семибоярщины. А затем успешно вошел в окружение первого Романова.
В то время, когда Федор Мстиславский владел филевской вотчиной, здесь появилась деревянная Покровская церковь с приделом в честь Зачатия святой Анной Пресвятой Богородицы. Храм был основан в 1619 году не только Мстиславскими, но и тщанием недавно воцарившегося Михаила Федоровича в честь памятного и благодатного для Москвы и России события: в праздник Покрова, 1 октября 1618 года, войска польского королевича Владислава, призванного в период Смуты на русский престол, и польского гетмана Сагайдачного, попытавшиеся приступом взять Москву, были решительно отброшены русскими. Это было фактическое окончание Смутного времени. В этой победе москвичи увидели явное покровительство Богородицы, и тогда в Москве появились несколько новых Покровских церквей (в царских резиденциях Рубцове и Измайлове и в Медведкове – вотчине князя Пожарского) в том числе и в Филях. И хотя храм был устроен тщанием первого Романова, Мстиславские обустраивали храм, обеспечив его иконами, утварью и колоколами.
Появление же Зачатьевского придела было связано с тем, что Федор Мстиславский оставался бездетным – все его чада умирали в младенчестве, а он страстно хотел иметь наследника и в молении соорудил этот придел. И все же он остался без потомства. После его смерти в 1622 году филевская вотчина перешла его сестре Ирине, инокине Вознесенского монастыря. Поскольку обитель она не покинула, все дела в имении вел управляющий Третьяк Резанцев. В деревянном Покровском храме хранилась икона мученицы Ирины в честь тезоименитства владелицы. Лишь после смерти монахини, последовавшей в 1639 году, вотчину забрали в казну, и в ней было заведено дворцовое хозяйство. А духовенство в Покровский храм назначал сам патриарх ввиду дворцового статуса Филей.
Царь Алексей Михайлович бережно относился к далекой вотчине, ибо любил здесь «тешиться», то есть охотиться на птицу и всякого зверя, наказывая беречь «Хвильские болота» и никого туда не пускать. Уже в 1646 году Алексей Михайлович пожаловал это владение Ивану Даниловичу Милославскому, отцу своей первой жены Марии Ильиничны. Всем была памятна былая бедность Милославских, когда его дочери продавали на базаре собственноручно собранные в лесу грибы, но он умело использовал свое новое положение при дворе и после соляного бунта 1648 года возглавил правительство. Государственное управление ему явно не удалось: во время следующего – медного бунта 1662 года Милославский был обвинен восставшими москвичами в измене. Тем не менее, он благополучно дожил до смерти в 1668 году, а в следующем году умерла и его венценосная дочь. Филевское имение перешло к племяннику покойной царицы, знаменитому Ивану Михайловичу Милославскому – будущему зачинщику стрелецкого бунта 1682 года и главе антинарышкинских настроений. Последние годы опальный боярин доживал в другой своей вотчине – Всехсвятской, что на Соколе, но лишь после его смерти в 1685 году филевские земли снова отошли в казну.
К тому времени в Москве уже разыгрались драматичные события, отразившиеся на судьбе Филей и местной Покровской церкви. В мае 1682 года по наущению Милославских вспыхнул стрелецкий бунт против Нарышкиных: два боярских клана, родственных двум женам Алексея Михайловича, боролись за власть и за влияние на престол, решая, кто будет править – Иван Алексеевич, наследник от первой жены царя, или Петр, сын Нарышкиной.
27 апреля 1682 года внезапно умер 21-летний царь Федор Алексеевич, сын Алексея Михайловича и Марии Милославской. Сразу же по Москве поползли слухи, что государя извели Нарышкины, дабы заполучить власть. Особенно эти слухи усугубило странное обстоятельство, что в самый день смерти царя братья Нарышкины, в том числе и Лев Кириллович, были пожалованы в спальники, то есть получили близкий доступ к государю. Все это взволновало народ и стрелецкое войско. А уже 15 мая был запущен новый слух, будто Нарышкины задушили царевича Ивана Алексеевича, чтобы престол окончательно достался Петру. И тогда царица Наталья Кирилловна вышла к волновавшимся стрельцам на Красное крыльцо вместе с малолетними царевичами Петром и Иваном. Стрельцы пришли в замешательство, но все равно потребовали выдать «изменников» Нарышкиных. Один боярин гневно крикнул на них, чтобы они разошлись, и те взбунтовались.
Два брата царицы Наталии Кирилловны были убиты стрельцами, а третий, Лев Кириллович, которому тогда было всего 14 лет, спрятался на женской половине дворца, едва ли не в чулане. По преданию, над дверью этого чулана висела икона Спаса Нерукотворного. По другой версии, отрок заперся в какой-то комнате, где была икона Спаса Нерукотворного; пав на колени, он молился Господу о спасении жизни и дал обет: если останется жив, построит храм в честь этой иконы.
Лев Нарышкин уцелел и начал постепенно восходить в приближенные Петра: уже в 1688 году 20-летний юноша был пожалован в бояре. В июне 1689 года Петр подарил ему филевскую вотчину с деревнями, а после окончательной победы над Софьей, одержанной в августе того же года, назначил его главой Посольского приказа. Боярин сразу же приступил к исполнению своего обета, и вскоре в Филях появилась новая церковь…
«Церковь есть небо на земле»
Эта каменная церковь стала домовым храмом Льва Нарышкина в филевской вотчине, где он устроил одну из первых в России усадьбу на европейский «регулярный» манер: с парком, прудами, фруктовым садом и дворцом с башней, увенчанной часами. Он сделал себе исключительно загородную резиденцию, а местных крестьян отселил на 1,5 км от храма на Большую Можайскую дорогу и создал новую деревню Фили – именно в ней потом оказалась знаменитая «кутузовская изба». В усадьбе же Фили остались только дворовые люди. После постройки новой церкви резиденция стала именоваться селом Покровским, иногда с прибавлением «Фили тож».
Новая церковь стала средокрестием России и Европы, «мостиком между Москвой царя Алексея Михайловича и Северной Пальмирой императора Петра Великого», как удачно выразился один современный исследователь. Хрестоматийно известно, что она стала классическим образцом нарышкинского барокко: название было дано потому, что именно Лев Нарышкин строил в этом стиле свои домовые церкви в Москве, хотя ему подражали многие и многие. На примере же Покровской церкви, благо она доступна посетителям, можно ознакомиться с этим стилем во всей его полноте.
В 1712 году, вскоре после построения церкви, пожар в московском доме Нарышкиных уничтожил весь архив. Неизвестными остались имена мастеров, строивших эту церковь, автор замысла, образец, ставший прототипом, а о времени ее построения можно только догадываться. Она точно построена между 1689 годом, когда Льву Нарышкину была пожалована филевская вотчина, и 1694 годом, судя по дате, выточенной на церковной лампаде. Главную трудность вызывает имя архитектора. На этот счет у ученых имеются три версии: неизвестный зодчий, украинские мастера, Яков Бухвостов. Или же Петр I предоставил мастеров из Приказа каменных дел и Оружейной палаты, что могло иметь место в любом случае. Известны два мастера, участвовавшие в отделке церкви и росписи, – Карп Золотарев и Кирилл Уланов. Бесспорно и влияние Украины, в том же столетии присоединенной к России, и влияние Польши, оказанное через ту же Украину. В 1681 году царь Федор Алексеевич послал Карпа Золотарева в Малороссию изучать местное зодчество и обмерять храмы. Государь тогда задумал построить роскошный храм Воскресения на Пресне, но его смерть оборвала эти замыслы, а работа на Украине пригодилась Карпу в дальнейшем.
Иностранные мастера, работавшие при царском дворе, были обязаны иметь русских учеников. Карп Золотарев был учеником живописца Богдана Салтанова, армянина из Персии, который писал иконы в европейском стиле. Сам Карп прежде работал в Ново-Иерусалимском монастыре, потом участвовал в создании иконостасов в Новодевичьем, работал он и у Голицына в Оружейной палате, а потом и в Посольском приказе. После 1689 года за близость к опальному Голицыну Карпа уволили из Посольского приказа, но быстро вернули обратно – уж больно хорошо мастер владел новым искусством, потребным Петру I и его новой эпохе. А в 1690 году Посольский приказ возглавил Лев Нарышкин – и тут же пригласил мастера в свои Фили, где он исполнил иконостас и несколько образов.
У храма Покрова в Филях есть две общие главные особенности. Во-первых, это домовая церковь, то есть предназначенная исключительно для хозяев резиденции и их гостей. Отсюда ее малая вместительность – внутри она несравнимо меньше, чем снаружи. Во-вторых, домовая церковь в то же время была призвана символизировать могущество, статус, богатство, заслуги, происхождение и положение ее владельцев, тем более ближайших родственников правящего государя. Достоверно известно, что деньги на строительство филевского храма пожаловала царица Наталья Кирилловна, и еще подарила полотенце, по преданию, вышитое ее руками, а сам Петр отпустил из казны 400 золотых червонцев. Он вообще любил вотчины своих родственников, а Фили особенно, к тому же владелец приходился ему ровесником, ибо был старше царственного племянника всего на четыре года.
План церкви. Фото с сайта cultinfo.ru |
Внутренность православного храма символизирует горний мир: «Церковь есть небо земное, в него же пренебесный Бог вселяется». Покровская церковь внутри не менее оригинальна, чем снаружи, и вторит главной идее. Ее храмовой иконой, помещенной в местном чине иконостаса, был тот самый кремлевский образ Спаса Нерукотворного, перед которым юный Нарышкин молился о спасении. И, исполняя обет, он почтил образ, ставший главной святыней храма. Для него заказали огромную деревянную раму с клеймами, в которые поместили живописные сюжеты, повествующие об истории образа, из «Сказания о Спасе Нерукотворном» Иоанна Дамаскина. А сам образ поместили в серебряный оклад, обильно украшенный драгоценными камнями. (Теперь осталась только одна рама, и, судя по ней, сам образ был совсем небольшим.)
Главной достопримечательностью храма стал резной иконостас. В этой церкви по моде, заведенной еще при дворе царевны Софьи, не было стенной росписи, и ее отсутствие «компенсировали» красотой уникального девятиярусного иконостаса. Его девять ярусов связаны, вероятно, с праздником Покрова, престольным для прежней филевской церкви и для нижнего храма, и символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Слева от царских врат – образ Успения Богоматери, исполненный иконописцем Кириллом Улановым как парная икона к Спасу Нерукотворному, в такой же деревянной раме с клеймами на сюжеты из «Слова об Успении», приписываемом Иоанну Богослову. Однако явны новые веяния с отступлением от канонических традиций: вверху изображено не вознесение Богоматери, а Ее коронование как Царицы Небесной. Вознесение же изображено в одном из клейм, причем, как считают ученые, по нидерландскому образцу – как восхождение на Небеса.
В остальном нижний ярус иконостаса целиком состоит из икон по тезоименитству хозяев дома и их августейших родственников. Образ «Апостолы Петр и Павел» посвящен именинам Петра I, «Иоанн Предтеча и Алексий, человек Божий» – именинам его соправителя Ивана Алексеевича (или по другой версии – брата хозяина, Ивана Нарышкина, убитого стрельцами) и царя Алексея Михайловича. Икона мучеников Адриана и Наталии устроена в честь тезоименитства царицы Натальи Кирилловны, а образ святителя Льва, епископа Катанского, и великомученицы Параскевы – по именинам самого Льва Нарышкина и его первой супруги Прасковьи.
Интересно, что в этом храме довольно неожиданно соблюдена древняя каноническая традиция – изображать на диаконских дверях святых диаконов – мучеников древнехристианской Церкви: на северной двери – образ первомученика Стефана, первого из семи диаконов, поставленных апостолами, и первого христианского святого, а на южной – образ римского архидиакона Лаврентия, пострадавшего в III веке. Позднее на диаконских дверях стали обычно изображать райских вратарников – архангелов Михаила и Гавриила.
Однако древний церковный канон соблюден довольно своеобразно: в лике святого Стефана легко угадывается молодой Петр I, а в святом Лаврентии ученые видят портрет его соправителя Ивана. Древняя традиция получила здесь и еще одно звучание: праздники святых Стефана (2 августа) и Лаврентия (10 августа) совпадали с особо памятной датой: именно в эти августовские дни 1689 года Петр I не только спасся от царевны Софьи сам, но и окончательно ее победил. К тому же в образе апостола Петра, письма Карпа Золотарева, усматривают первое в России автопортретное изображение, в чем видят влияние западной традиции. По мнению священника Бориса Михайлова, настоятеля Покровской церкви и кандидата искусствоведения, на создание этого образа сильно повлияла картина «Апостолы Петр и Павел» кисти Эль Греко, написанная в 1614 году. Апостолы изображены с символами своих страданий: апостол Петр держит крест, а апостол Павел – меч.
Структура храма повлияла на ширину иконостаса – он довольно узок и образов в чинах меньше, чем обычно. В деисусном чине вместо традиционного «Спаса в силах» помещен образ «Царь царем» (иногда считается, что это было наследием времен патриарха Никона, который ввел такое новшество). Господь подчеркнуто изображен здесь в царском облачении, которое выступает здесь как символ Его царственности. В царском облачении изображена и предстоящая Ему Богоматерь. Верхний чин увенчивает резное распятие, тоже согласно традиции, заведенной Никоном: первое резное распятие было исполнено для его Нового Иерусалима, а потом и для дворцовых храмов Московского Кремля. Над распятием в своде купола – символе неба – написан образ Новозаветной Троицы в окружении ангельских сил и в клубящихся облаках, что символически перекликается с идеей храмовых окон. Согласно замыслу архитекторов, окна расположены очень высоко, чтобы оградить мысль и душу молящегося на время пребывания в храме от событий мира сего – из окон видно только небо. А главное, эти окна легко и свободно пропускают в храм солнечный свет как символ небесного сияния, Божественного света.
Уникальна и резьба иконостаса, изобилующая религиозной символикой. Считается, что ее принесли в Москву белорусские мастера, выписанные патриархом Никоном для строительства Нового Иерусалима, а после его падения перешедшие в ведение Оружейной палаты и работавшие при царском доме, так что их приглашение в Фили сложности не представляло. Такую резьбу называли «флемской» (от нем. Flamme – пламя), пламенеющей – за горящую, переливающуюся, сверкающую позолоту. Эта резьба входила тогда в моду благодаря своей пышности и красоте, поскольку храмовая стенопись отсутствовала, а скульптура была запрещена церковным каноном.
Резной декор иконостаса содержит новые для Москвы и России мотивы, в нем частично присутствует символика, заимствованная с Запада. Например, в Европе роза – цветок Богоматери в знак Ее непорочности; надрезанный, треснувший гранат – символ страстей Христовых и одновременно единства верующих; яблоко же символизирует первородный грех. Однако в филевской церкви все это было не простым копированием, а переосмыслением в русских традициях. Иконостас Покровского храма символизирует образ райского сада. Главный его символ – виноградная лоза с гроздью ягод, – символ Христа, Его страданий, а также святого причастия, совершаемого в храме, был и символом райского древа. Его окружают символы райского цветения, щедрости и полноты жизни: цветы, ягоды, фрукты, раковины с жемчужинами, причем подмечено, что резные корзины с фруктами исполнены без дна – плоды свободно выпадают из корзин, словно символизируя райское изобилие. Было и прямое заимствование, несвойственное для России, например, в цоколе иконостаса под местным чином изображено так называемое «Сердце Христово». Однако в целом именно переиначивание на русский лад западных традиций, а не копирование и слепое подчинение им, было характерно для нарышкинского барокко. По выражению Игоря Грабаря, назвавшего филевскую церковь «легкой кружевной сказкой», это была «чисто московская, а не европейская красота».
Еще одна особенность храма – живоподобная живопись. Образы лишены аскетичности, им приданы совершенно живые, мирские черты. Великомученицы Екатерина и Варвара изображены обыкновенными, довольно красивыми девушками, но в роскошных одеяниях и драгоценных венцах, а венец – символ мученичества и царского достоинства. Обычно такую живопись в храмах считают западным влиянием, но ныне некоторые ученые видят в этом заимствование не европейское, а, напротив, греческое, внедрявшееся тем же патриархом Никоном.
И, наконец, стихи, что были начертаны в раме образа Спаса Нерукотворного:
Иисусе, Сын живаго Бога,Милосердия пучина премнога.Вемы, яко на Тя кто уповает,От всех злых спасен бывает…И ныне зрящих, Христе, на образ Твой,В молитве приносящих Тебе глас свой,Льву, верну рабу Своему,Милость подаждь и дому всемуНемятежное даруй благоденство,Посем в небеси вечное блаженство.Впервые эти вирши появились на иконе письма Симона Ушакова, исполненной для Троицкого собора в лавре, но здесь они были воспроизведены с соответствующими изменениями. Интересно, что когда филевская церковь сама стала образцом для подражания, копировали и эти стихи, меняя имя «Лев» на имя владельца.
Церковь действительно потрясла современников и вызвала у многих желание иметь у себя подобное чудо. Воспроизводили даже посвящение храма, не говоря уже о деталях. Спасская церковь в Уборах, которую зодчий Яков Бухвостов строил для графа П.Б. Шереметева, яркий тому пример. Оба храма возводились почти одновременно, но церковь в Филях была закончена раньше, и граф Шереметев приказал архитектору переделать работу, освятить новый храм в честь Спаса Нерукотворного и скопировать стихи, только с изменением имени на Петр.
В маленькой нижней церкви иконостас имеет всего три чина, однако в нем сохранился дубовый престол из старой деревянной Покровской церкви, один из древнейших в Москве, и храмовый образ Покрова Богородицы, чтимый как чудотворный из-за совершившихся еще в XIX веке исцелений. Известно, что после молебна с акафистом, отслуженным перед этим образом, был избавлен от лихорадки человек, не нашедший помощи у врачей.
Домовая и приходская
Уже во времена Льва Нарышкина определилось назначение двух церквей: верхняя Спасская была домовой, исключительно для хозяев имения, а нижняя Покровская – приходской для их дворовых слуг, администрации вотчины, а потом и для всего окрестного населения. Оттого службы чаще совершались именно в нижнем храме.
Первый хозяин, Лев Нарышкин, скоро попал в немилость Петру за нерадивое, неуспешное ведение политических дел: уже в 1698 году он был отставлен от всех дел и через семь лет умер, но вотчина осталась в фамильном владении Нарышкиных. Малолетних сыновей Льва Кирилловича Петр отправил в Англию учиться морскому делу, но особенно благоволил к старшему Александру, ласково называя его Львовичем. В мае 1722 года «у Львовичей» в Филях гостила супруга государя, будущая императрица Екатерина I.
А 7 июня 1763 года в Фили пожаловала сама Екатерина Великая, когда приехала в Москву на коронацию и удостоила своим посещением Нарышкиных. Императрицу встречали под колокольный звон Покровской церкви и пушечный салют. Приложившись к кресту, с которым ее вышел приветствовать священник, государыня отправилась в храм, отстояла торжественный молебен, а потом соизволила отобедать с хозяевами и погулять в саду. В годы ее правления Покровскую церковь реставрировал сам Матвей Казаков. Цвет храма тогда отличался от современного. Возможно, что изначально он был расписан «под мрамор», как и храм в Троице-Лыкове, но в XVIII веке точно был сине-голубым, а в XIX веке – красным и желтым.
Грозным летом 1812 года Фили встречали императора Александра I – он тогда прибыл в столицу для организации ее защиты и для подъема народного духа. Получив известие, что государь проедет мимо Филей, священник Покровской церкви с крестом и в облачении отправился к Поклонной горе встречать его. Император вышел из экипажа, сделал земной поклон, приложился к кресту с тяжким вздохом и уехал. А 1 сентября в деревне Фили, что была расположена ближе к Можайской дороге, в избе крестьянина Андрея Фролова (самом просторной из всех местных домов) Кутузов созвал военный совет, на котором было принято трудное решение оставить Москву.
Наполеон тоже не обошел Покровскую церковь стороной: часть его армии вступала в Москву как раз через Фили. В нижнем храме, по обыкновению, его полчища устроили конюшни, в верхнем – швальню (полковую портняжную мастерскую). По легенде, священник сумел спасти драгоценную утварь: перед вступлением неприятеля он пригласил каменщиков, которые устроили в северной главе храма тайник, куда он и спрятал сокровища. Однако были похищены петровские цветные витражи.
После победы храм, восстановленный и освященный святителем Филаретом, митрополитом Московским, стал одним из центральных мемориалов Отечественной войны, словно вторя храму Христа Спасителя. Каждый год в Покровской церкви 31 августа совершалась заупокойная всенощная за убиенных русских воинов, павших на полях сражений Отечественной войны, а 1 сентября (день военного совета в Филях) – литургия с особой панихидой, на которой поминались император Александр I, фельдмаршал М.И. Кутузов и все их соратники. Затем из Покровской церкви отправлялся крестный ход к «кутузовской избе».
7 июня 1868 году изба сгорела – удалось спасти икону Архистратига Михаила и подлинную скамью, на которой сидел Кутузов. Утрата для Москвы была тяжелой, и памятник решили восстановить. Тогдашний владелец филевских земель Э.Д. Нарышкин предложил городу это историческое место в подарок, и в 1887 году состоялась закладка новой «кутузовской избы». В тот торжественный день в Покровской церкви была совершена литургия, а затем крестный ход отправился к месту закладки, где отслужили водосвятный молебен. Уже через полтора месяца бревенчатая изба, выстроенная по проекту архитектора Н. Струкова, открылась как музей. Официально она была приписана к Покровскому храму как его имущество, и каждый год 1 сентября к ней по-прежнему совершался крестный ход.
Эммануил Дмитриевич Нарышкин стал последним фамильным владельцем Филей. В 1868 году он продал усадьбу почетному гражданину и известному московскому благотворителю П.Г. Шелапутину, владельцу крупной шелковой фабрики на Яузе – и поныне о том напоминает Шелапутинский переулок в Рогожской слободе. У его жены оказались слабые легкие, и она нуждалась в свежем, загородном воздухе. Шелапутин устроил больной супруге в Филях настоящую резиденцию с зимним садом и птицами. 34 года он оставался бессменным старостой Покровского храма, соорудил при нем три часовни. В престольный праздник вся его многочисленная семья съезжалась в Фили, и после литургии устраивался праздничный обед. Всем стало лучше при Шелапутине: священникам Покровской церкви он купил новые причтовые дома, крестьянам устроил бесплатную амбулаторию, больным детям – приюты. Притом деятельность его простиралась далеко за пределы Филей: так, профессору И.В. Цветаеву он помогал строить Музей изящных искусств на Волхонке – именно на его средства был устроен зал эллинистической скульптуры. Он же основал Шелапутинское педагогическое училище (Областной педагогический институт им. Крупской), Шелапутинское женское ремесленное (!) училище и знаменитую Шелапутинскую гимназию на Девичьем поле, где несколько лет учился маленький М.А. Шолохов.
Весной 1893 году на даче у Шелапутиных в Филях поселился тяжело больной, нуждавшийся художник А.К. Саврасов: возможно, хозяева приняли его как гостя. Здесь он с натуры написал картину «Распутица»: как считают, вид на ней открывается с той точки, где сейчас находится станция метро «Фили» около храма.
В том же 1893 году в Покровской церкви справляли новое торжество – 200-летие со дня ее основания. 12 июня 1893 года здесь отслужили панихиду по государям Алексею Михайловичи и Петру I, царице Наталье Кирилловне и храмоздателю Льву Кирилловичу Нарышкину. Шелапутин устроил не только соответствующий прием высокого духовенства и важных гостей, но и настоящий праздник всем Филям: церковь была красиво иллюминирована, местным крестьянам выданы подарки, гостинцы и даже книжки об истории их приходского храма.
В 1914 году Шелапутин скончался, и его отпевали в Покровской церкви. Впереди были самые роковые годы.
Путь к спасению
Фото с сайта sobory.ru |
Церковь устояла чудом. Довоенные страницы ее истории – это долгая борьба за жизнь с заводом № 22, неоднократно покушавшимся на храм, стоявший близ его территории. Руководство завода и весь пролетарский коллектив требовали сноса храма, чтобы непременно на его месте построить универсальный магазин как жизненно необходимый рабочему поселку, иначе ходить далеко. Верующие, прихожане и вся культурная общественность, как могли, отстаивали этот храм перед городскими властями разных уровней, и те неоднократно отказывали заводу № 22 ввиду большого прихода и особой ценности храма. Завод не сдавался и потребовал в таком случае закрыть храм и устроить в нем рабочий клуб: в нижней части – аудиторию с буфетом и гардеробом, а в верхней – читальню с комнатой отдыха; требовал он и «очистки» стен от «образов и лепки». Был предложен и другой вариант: открыть в помещении нижнего храма «дом учебы», а в верхнем – антирелигиозный музей. Что угодно, лишь бы церковь закрыть. Умело апеллировали к главному фактору: у рабочих маленькие дети, которые каждый день видят перед глазами православный храм, да еще и бегают в него вместо уроков. Битва кончилась победой сторонников сохранения храма после обращения во ВЦИК. Власти приняли решение храм не закрывать и оставить в пользовании общины из-за многочисленности прихода.
Глядя на эту красоту, трудно поверить, что еще в начале 1950-х годов храм стоял полуразрушенным и изуродованным. Храм закрыли только в июле 1941 года. В целях маскировки от авианалетов были разобраны главы и верхний ярус, но все же зажигательные бомбы попали в него. После войны местные прихожане просили об открытии храма, но уже безуспешно. После двух реставраций в нем было решено устроить филиал Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, который в те же годы открылся в Спасо-Андрониковом монастыре. В нижнем храме полностью восстановили интерьер в стиле XIX века. А в верхнем, на редкость хорошо сохранившемся, новые детали специально не покрывали позолотой, чтобы их можно было отличить от подлинных: интерьер, вплоть до древнейшего дубового пола, уцелел таким, каким его видел Петр I. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде. Туго приходилось многочисленным местным верующим: ведь путь до ближайшего действующего храма занимал около часа.
К сожалению, музей в верхнем храме сохраняется и сейчас. В конце 1990 года по ходатайству патриарха Алексия II церковь вернули верующим, но только нижний Покровский храм, который не представляет особой художественной ценности. Там сейчас по праздникам и выходным совершаются богослужения. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника, чего Церковь якобы обеспечить не сможет, ведь храм Покрова в Филях внесен ЮНЕСКО в перечень «Сокровищ мира».
Ситуация выглядит странной. Крохотный нижний храм живет всей возможной полнотой церковной жизни. А, переступив за порог верхнего храма, ощущаешь какой-то нелепый анахронизм, будто попал в не самое далекое прошлое. Двойственное чувство охватывает душу, особенно если зайти в музей сразу же после посещения нижней церкви: с одной стороны, благоговейное восхищение красотой бывшего храма, а с другой – горечь оттого, что храм, под сводами которого веками возносилась молитва, все еще закрыт. Убогим выглядит столик кассира с билетами в пустом помещении храма, заходя в которое, все – и сотрудники, и посетители музея – осеняют себя крестным знамением. Что будет потеряно, если храм вернут Церкви, а храму – богослужение?
www.pravoslavie.ru
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Координаты: 55°45′03″ с. ш. 37°30′36″ в. д. / 55.75083° с. ш. 37.51000° в. д. / 55.75083; 37.51000 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.75083&mlon=37.51000&zoom=16 (O)] (Я)Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях — православный храм Георгиевского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Филёвский Парк, Западного административного округа города Москвы (Новозаводская улица, д. 6).
Здание архитектурно относится к распространённому в конце XVII века типу ярусных центрических церквей, образец раннего московского барокко.
Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.
Документов об авторе церкви не сохранилось, но предполагается, что общий проект (композицию) составлял сам заказчик, некоторые искусствоведы считают автором церкви зодчего Якова Бухвостова, хотя её стилистические особенности заметно отличаются от достоверных произведений Бухвостова[1], зато обнаруживают поразительное сходство с документально подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова[1] — создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве и церкви Успения на Покровке.
В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком — там, где был двор Л. К. Нарышкина, стоит церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим — для того же заказчика.
Храм Покрова в Филях — пятиярусная центрическая церковь, построенная в стиле «Нарышкинского» барокко. Здание церкви с четырёхлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трех сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание совмещает в себе зимнюю и летнюю церкви и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.
На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I.
Позднее около церкви был разбит регулярный парк.
Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.
Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).
По храму село Фили было названо Покровским. Мимо храма проходило Звенигородское шоссе (ныне Большая Филёвская улица), по которому паломники ездили в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь.
В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от авианалётов были разобраны главы и верхний ярус, но все же зажигательные бомбы попали в него.
До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века.
Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е. В. Михайловский и И. В. Ильенко.
В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде.
С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения[2]; первое богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особой художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника. 26 сентября 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов[2], но регулярные богослужения не возобновились.
После многолетних, в том числе и судебных, споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма[2]; в нижнем храме возобновились регулярные (по праздникам) богослужения.
В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.
Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов.
На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.
Church of the Protection of the Theotokos in Fili 05.jpg
Church of the Protection of the Theotokos in Fili 06.jpg
Moscow Church in Fili.JPG
Church of the Protection of the Theotokos in Fili Plaque.jpg
Наташе было 16 лет, и был 1809 год, тот самый, до которого она четыре года тому назад по пальцам считала с Борисом после того, как она с ним поцеловалась. С тех пор она ни разу не видала Бориса. Перед Соней и с матерью, когда разговор заходил о Борисе, она совершенно свободно говорила, как о деле решенном, что всё, что было прежде, – было ребячество, про которое не стоило и говорить, и которое давно было забыто. Но в самой тайной глубине ее души, вопрос о том, было ли обязательство к Борису шуткой или важным, связывающим обещанием, мучил ее. С самых тех пор, как Борис в 1805 году из Москвы уехал в армию, он не видался с Ростовыми. Несколько раз он бывал в Москве, проезжал недалеко от Отрадного, но ни разу не был у Ростовых. Наташе приходило иногда к голову, что он не хотел видеть ее, и эти догадки ее подтверждались тем грустным тоном, которым говаривали о нем старшие: – В нынешнем веке не помнят старых друзей, – говорила графиня вслед за упоминанием о Борисе. Анна Михайловна, в последнее время реже бывавшая у Ростовых, тоже держала себя как то особенно достойно, и всякий раз восторженно и благодарно говорила о достоинствах своего сына и о блестящей карьере, на которой он находился. Когда Ростовы приехали в Петербург, Борис приехал к ним с визитом. Он ехал к ним не без волнения. Воспоминание о Наташе было самым поэтическим воспоминанием Бориса. Но вместе с тем он ехал с твердым намерением ясно дать почувствовать и ей, и родным ее, что детские отношения между ним и Наташей не могут быть обязательством ни для нее, ни для него. У него было блестящее положение в обществе, благодаря интимности с графиней Безуховой, блестящее положение на службе, благодаря покровительству важного лица, доверием которого он вполне пользовался, и у него были зарождающиеся планы женитьбы на одной из самых богатых невест Петербурга, которые очень легко могли осуществиться. Когда Борис вошел в гостиную Ростовых, Наташа была в своей комнате. Узнав о его приезде, она раскрасневшись почти вбежала в гостиную, сияя более чем ласковой улыбкой. Борис помнил ту Наташу в коротеньком платье, с черными, блестящими из под локон глазами и с отчаянным, детским смехом, которую он знал 4 года тому назад, и потому, когда вошла совсем другая Наташа, он смутился, и лицо его выразило восторженное удивление. Это выражение его лица обрадовало Наташу. – Что, узнаешь свою маленькую приятельницу шалунью? – сказала графиня. Борис поцеловал руку Наташи и сказал, что он удивлен происшедшей в ней переменой.
wiki-org.ru
Страницы сайта
Приложения к сайту
Календарь
« Май 2018 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Храм в Филях - Кружевная сказка |
Главная достопримечательность храма в Филях - восьмиярусный золоченый резной иконостас |
Дорога от метро "Фили" к храму | Храм в Филях зимой |
Храм Покрова в Филях – пятиярусная центрическая церковь, построенная в 1694 году в стиле «Нарышкинского» барокко. Здание церкви с четырехлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трех сторон ведут три широких открытых крыльца. Лишь отсутствие лестницы на галерею у восточного «лепестка» указывает местоположение алтаря.
Лестница | Вход в нижний (зимний) Покровский храм |
Кружева мартовского снегопада | Вид с южной стороны |
Вид с восточной стороны на апсиды храма | Ярусы, уходящие в небо |
Южный фасад ( обмерный чертеж ).На первом уровне расположен теплый (зимний) Покровский храм, объем второго, третьего и четвертого ярусов занимает верхний (летний) Спасский храм, на пятом ярусе находится колокольня |
Лестница на галерею | Обходная галерея |
План нижнего (зимнего) Покровского храма | План верхнего (летнего) Спасского храма |
Генеральный план усадьбы Фили. К настоящему времени от ансамбля сохранились только храм и частично - регулярный усадебный парк (на его месте - детский парк Фили). Главный дом утрачен в конце XIX века (на месте усадьбы построена богадельня), тогда же были засыпаны пруды. На схеме показана планировочная ось, связующая Главный дом усадьбы и храм. Хорошо видно, что храм поставлен в соответствии с планировочной осью усадьбы и направление алтаря ближе всего к северо-восточному. |
Интерьер храма - музея. Вид в сторону южного входа. |
Интерьер западной части храма | Огромное паникадило в центре храма |
Интерьер нижнего Покровско храма | Интерьер верхнего храма Спаса Нерукотворного Образа |
Резной деревянный балкон - царская ложа |
Левая часть иконостаса - изображение очень напоминаетмолодого царя Петра Первого (?) | Центральная часть иконостаса - резные Царские врата |
У Филей сложная история. В 1689 село Фили (Хвили, Фили-Покровское) передано в вотчину дяде Петра I – боярину Льву Нарышкину. Щедрое финансирование и царское покровительство обеспечило участие в строительстве лучших мастеров. Усадьба была окружена с востока и юга системой прудов, устроенных на основе речки Фильки, впадавшей здесь в Москву-реку. На западной половине усадьбы, где напротив храма стоял господский дом, был регулярный парк. Крестьянские избы из Покровского были перенесены к Можайской дороге, образовалась деревня Фили, где в 1812 году прошел знаменитый военный «Совет в Филях». Побывали в усадьбе и французы, разграбив интерьер Покровской церкви и драгоценные иконы, и устроив в ней конюшню. Возможно, поэтому первоначальные белокаменные лестницы оказались сильно разрушенными и при ремонте были перестроены.
Первоначальные открытые лестницы ( чертеж конца XVIII в ) | Вход в верхний храм и в музей |
Общий вид Храма в Филях в солнечный зимний день |
О музее необходимо рассказать подробнее, особенно потому, что сегодня у нас слишком активно происходит уничтожение музеев под предлогом возвращения зданий церкви. Музеев древнерусской культуры в Москве катастрофически мало, всего два. Один - в архитектурном комплексе Андроникова монастыря и второй, его филиал, в верхней Церкви Покрова в Филях. И это в Москве, столице России….
Музей просто уникален. Он очень тихий, здесь можно спокойно посмотреть и интерьеры, и знаменитый иконостас, и очень много экспонатов, рассказывающих о русской истории и культуре. Так как музей размещен в «летнем» храме, то работает он только в теплое время года, с 15 мая по 15 октября. Самое главное состоит в том, что музей в храме дает возможность почувствовать саму атмосферу древнерусской культуры. Вот некоторые из его экспонатов :
Выставка икон | Престол | Деревянная купель |
В будний день путь к храму не простой ! |
1. Н.Я. Тихомиров. Архитектура подмосковных усадеб. - М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1955г.2. Памятники архитектуры Москвы. Том 7. Окрестности старой Москвы. – М.: Искусство - XXI век, 2004г.3. История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.4. Сорок Сороков. Том 4. Окраины Москвы. 1988г.
Фотографии выполнены автором в 2009 году, и дополнены летом 2010 года
Фото – фильм «Кружевная сказка» - исторический и архитектурный обзор церкви Покрова в Филях. Узоры Нарышкинского барокко среди заснеженных кружевных деревьев! В фильме 60 «движущихся» фотографий, чертежи, рассказ об истории храма и неожиданный музыкальный фрагмент в конце. Все съемки выполнены зимой - и в снегопад, и в солнечную погоду.
Смотреть на You Tube http://www.youtube.com/watch?v=YghI0Pe4jzk
odintsovgrigori.ucoz.ru