Фили́ — исторический район Москвы[1]. Располагается в Западном административном округе, на месте существовавшего здесь села Фили (Покровское).
Село Фили (ранее Хвили) располагалось вблизи Москвы на речке Фильке, вдали от Большой дороги, в четырёх вёрстах от Дорогомиловской заставы. Известно с 1454 года.
И. Е. Забелин считал, что в XIV веке, Филёвскими землями владел князь Владимир Андреевич Храбрый — двоюродный брат великого князя Московского Дмитрия Донского. Князь Владимир Андреевич завещал Филёвско-Кунцевские земли на помин души своей и всей великокняжеской семьи Новинскому монастырю, откуда эти земли перешли во владение ростовского архиепископа владыки Григория, строителя Дорогомиловского архиерейского двора в Москве.
В конце 1520-х годов Филёвская вотчина была пожалована великим Московским князем Василием III Федору Михайловичу Мстиславскому, который в 1525 году перешёл к нему на службу из Литвы.
В 1572 году царь Иван Грозный в своем духовном завещании подтвердил вотчинные владения, в том числе Фили и Кунцево, сыну Фёдора Михайловича князю Ивану Федоровичу Мстиславскому.
В начале XVII века взамен разрушенной поляками церкви Покрова в Кунцевском городище возводится на новом месте деревянная церковь Покрова с приделом Зачатия святой Анны.
У князя Ивана Мстиславского было два сына и две дочери. Княжна Ирина — старица Вознесенского монастыря — была последней владелицей села Хвили из рода Мстиславских. Она скончалась 15 ноября 1639 года в Вознесенском монастыре, а вотчина была взята в казну.
В 1649 году царь Алексей Михайлович пожаловал эти земли Илье Даниловичу Милославскому, отцу царицы Марии Ильиничны Милославской. После смерти в 1668 году Ильи Даниловича село и окрестные земли опять перешли в казну, а 11 июня 1689 года дворцовое село Хвили с деревнями Мазилово, Ипское, Гусарово было пожаловано царём Петром I в вотчину боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, родному брату царицы Натальи Кирилловны — матери Петра I. В 1690-х годах Лев Кириллович разворачивает благоустройство своего нового владения: строит в Филях барский деревянный дом с башней и часами, разбивает регулярный парк с системой из трёх прудов на реке Фильке, устраивает переправу через Москву-реку и строит новую церковь Покрова (1690—93) в новом, особенном стиле, получившем впоследствии название «нарышкинское барокко». После постройки храма село стало именоваться Покровским. А незадолго до смерти, около 1704 года, Л. К. Нарышкин перенёс крестьянские дворы за версту от прежнего места, подальше от усадьбы, к Можайской дороге у Поклонной горы, где образовалась сначала слободка, а затем и деревня с прежним названием Фили.
После смерти сына Льва Кирилловича Александра Львовича село Покровское и деревня Фили достались его сыну Александру Александровичу, которого удостоила 7 июля 1763 года своим посещением Покровского во время коронационных торжеств в Москве императрица Екатерина II. Императрица переправилась через Москву-реку на собственном нарышкинском пароме и под звон колоколов и орудийный салют посетила храм Покрова.
Александр Александрович Нарышкин — владелец Покровского-Филей — умер в 1795 году, не оставив детей. Село перешло сначала к младшему брату Льву Александровичу, а после смерти последнего — к его сыну, Александру Львовичу.
Александр Львович Нарышкин умер в Париже в 1826 году. Во время его владения Филями и Кунцевом разразилась Отечественная война 1812 года, во время которой пострадала Церковь Покрова в Филях, а деревня пережила сильный пожар. Вскоре после войны церковь отремонтировали, а сгоревшая часть деревни Фили была отстроена заново.
1 (13) сентября во время Отечественной войны 1812 в Филях состоялся созванный М. И. Кутузовым военный совет для решения вопроса: дать ли сражение под Москвой или оставить город без боя (см. совет в Филях). Изба крестьянина А. Фролова, в которой происходил совет, сгорела в 1868, была восстановлена в 1887, с 1962 — филиал Бородинской панорамы.
В 1854 году Э. Д. Нарышкин перенёс деревню Фили ближе к селу Покровское, на старом месте осталась лишь изба Фроловых, в которой и проходил знаменитый совет в Филях.
К середине XIX века род Нарышкиных потерял свои владения в Филях и Кунцеве. В 1865 году часть вотчины была продана богатому предпринимателю Кузьме Терентьевичу Солдатёнкову, часть — бывшему управляющему Г. Гурьеву и Шелапутину Павлу Григорьевичу.
В 1870 году через Фили прошла Московско-Брестская железная дорога и была построена железнодорожная станция Фили, которая стоит как бы на границе между старым селом Покровское-Хвили и деревней Фили.
В конце XIX века деревня уже вплотную примыкала к Москве. Большинство населения занималось огородничеством и садоводством, ориентированным на сбыт в городе. В Филях находилась большая красильно-набивная фабрика купца Сергея Дмитриевича Кузьмичева с 589 рабочими.
В 1916 году на северо-западной окраине Филей построен «Второй автомобильный завод „Руссо-Балт“» на базе эвакуированного из Риги завода «Руссо-Балт».
По данным переписи 1926 года в деревне значилось 396 хозяйств и жило 1342 человека.
30 января 1931 года Фили вошли в состав Москвы[2].
Во время Великой Отечественной войны после начала боев на московском направлении осенью 1941 года в Филях была развёрнута подвижная танкоремонтная база ПТРБ-25 (сформированная из рабочих завода № 183). Во время битвы за Москву ПТРБ-25 отремонтировала несколько десятков танков, а после завершения сражения была направлена в район Сталинграда[3].
С 1949 года по март 1951 года Авиазавод № 23 выпускал серийно самолёты Ту-4.
В марте 1951 года завод № 23 был передан в распоряжение ОКБ-23 В. М. Мясищева.В дальнейшем завод № 23 выпускал вертолёты Ми-6 и Ми-8.
В Филях находятся Филёвский парк и Поклонная гора, расположены Западный речной порт, завод имени Хруничева, Федеральная таможенная служба, комбинат железобетонных изделий, телевизионный завод «Рубин», трубный завод.
wikipedia.green
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Координаты: 55°45′04″ с. ш. 37°30′36″ в. д. / 55.75111° с. ш. 37.51000° в. д. / 55.75111; 37.51000 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.75111&mlon=37.51000&zoom=15 (O)] (Я)Фили́ — исторический район Москвы[1]. Располагается в Западном административном округе, на месте существовавшего здесь села Фили (Покровское).
Село Фили (ранее Хвили) располагалось вблизи Москвы на речке Фильке, вдали от Большой дороги, в четырёх вёрстах от Дорогомиловской заставы. Известно с 1454 года.
И. Е. Забелин считал, что в XIV веке, Филёвскими землями владел князь Владимир Андреевич Храбрый — двоюродный брат великого князя Московского Дмитрия Донского. Князь Владимир Андреевич завещал Филёвско-Кунцевские земли на помин души своей и всей великокняжеской семьи Новинскому монастырю, откуда эти земли перешли во владение ростовского архиепископа владыки Григория, строителя Дорогомиловского архиерейского двора в Москве.
В конце 1520-х годов Филёвская вотчина была пожалована великим Московским князем Василием III Федору Михайловичу Мстиславскому, который в 1525 году перешёл к нему на службу из Литвы.
В 1572 году царь Иван Грозный в своем духовном завещании подтвердил вотчинные владения, в том числе Фили и Кунцево, сыну Фёдора Михайловича князю Ивану Федоровичу Мстиславскому.
В начале XVII века взамен разрушенной поляками церкви Покрова в Кунцевском городище возводится на новом месте деревянная церковь Покрова с приделом Зачатия святой Анны.
В свою очередь у князя Ивана Мстиславского было два сына и две дочери. Княжна Ирина — старица Вознесенского монастыря — была последней владелицей села Хвили из рода Мстиславских. Она скончалась 15 ноября 1639 года в Вознесенском монастыре, а вотчина была взята в казну.
В 1649 году царь Алексей Михайлович пожаловал эти земли Илье Даниловичу Милославскому, отцу царицы Марии Ильиничны Милославской. После смерти в 1668 году Ильи Даниловича село и окрестные земли опять перешли в казну, а 11 июня 1689 года дворцовое село Хвили с деревнями Мазилово, Ипское, Гусарово было пожаловано царем Петром I в вотчину боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, родному брату царицы Натальи Кирилловны — матери Петра I. В 1690-х годах Лев Кириллович разворачивает благоустройство своего нового владения: строит в Филях барский деревянный дом с башней и часами, разбивает регулярный парк с системой из трёх прудов на реке Фильке, устраивает переправу через Москву-реку и строит новую церковь Покрова (1690—93) в новом, особенном стиле, получившем впоследствии название «нарышкинское барокко». После постройки храма село стало именоваться Покровским. А незадолго до смерти, около 1704 года, Л. К. Нарышкин перенёс крестьянские дворы за версту от прежнего места, подальше от усадьбы, к Можайской дороге у Поклонной горы, где образовалась сначала слободка, а затем и деревня с прежним названием Фили.
После смерти сына Льва Кирилловича Александра Львовича село Покровское и деревня Фили достались его сыну Александру Александровичу, которого удостоила 7 июля 1763 года своим посещением Покровского во время коронационных торжеств в Москве императрица Екатерина II. Императрица переправилась через Москву-реку на собственном нарышкинском пароме и под звон колоколов и орудийный салют посетила храм Покрова.
Александр Александрович Нарышкин — владелец Покровского-Филей — умер в 1795 году, не оставив детей. Село перешло сначала к младшему брату Льву Александровичу, а после смерти последнего — к его сыну, Александру Львовичу.
Александр Львович Нарышкин умер в Париже в 1826 году. Во время его владения Филями и Кунцево разразилась Отечественная война 1812 года, во время которой пострадала Церковь Покрова в Филях, а деревня пережила сильный пожар. Вскоре после войны церковь отремонтировали, а сгоревшая часть д. Фили была отстроена заново.
1 (13) сентября во время Отечественной войны 1812 в Филях состоялся созванный М. И. Кутузовым военный совет для решения вопроса: дать ли сражение под Москвой или оставить город без боя (см. совет в Филях). Изба крестьянина А. Фролова, в которой происходил совет, сгорела в 1868, была восстановлена в 1887, с 1962 — филиал Бородинская панорама.
В 1854 году Э. Д. Нарышкин перенёс деревню Фили ближе к селу Покровское, на старом месте осталась лишь изба Фроловых, в которой и проходил знаменитый совет в Филях.
К середине XIX века род Нарышкиных потерял свои владения в Филях и Кунцевской местности. В 1865 году часть вотчины была продана богатому предпринимателю Кузьме Терентьевичу Солдатёнкову, часть — бывшему управляющему Г. Гурьеву и Шелапутину Павлу Григорьевичу.
В 1870 году через Фили прошла Московско-Брестская железная дорога и была построена железнодорожная станция Фили, которая стоит как бы на границе между старым селом Покровское-Хвили и деревней Фили.
В конце XIX века деревня уже вплотную примыкала к Москве. Большинство населения занималось огородничеством и садоводством, ориентированным на сбыт в городе. В Филях находилась большая красильно-набивная фабрика купца Сергея Дмитриевича Кузьмичева с 589 рабочими.
В 1916 году на северо-западной окраине Филей построен «Второй автомобильный завод „Руссо-Балт“» на базе эвакуированного из Риги завода «Руссо-Балт».
По данным переписи 1926 года в деревне значилось 396 хозяйств и жило 1342 человека.
30 января 1931 года Фили вошли в состав Москвы[2].
С 1949 года по март 1951 года Авиазавод № 23 выпускал серийно, самолёты Ту-4
В марте 1951 года завод № 23 был передан в распоряжение ОКБ-23 В. М. Мясищева.В дальнейшем, завод № 23 выпускал вертолёты Ми-6 и Ми-8.
В Филях находятся Филёвский парк и Поклонная гора, расположены Западный речной порт, завод имени Хруничева, Федеральная таможенная служба, комбинат железобетонных изделий, телевизионный завод «Рубин», трубный завод.
wiki-org.ru
Электродепо «Фили́» (ТЧ-9) обслуживает Филёвскую и Арбатско-Покровскую линии Московского метрополитена. Введено в эксплуатацию 1 января 1962 года. Обслуживает маршруты № 01-15 и № 51-55 (на ответвлении) Филёвской линии, а также 61-76 на Арбатско-Покровской линии.
Замена вагонов типа «Д» на вагоны «Е» различных модификаций в электродепо «Фили» была закончена в 1992 году. Однако, после 1992 года и до 2008 года в электродепо понемногу поступали вагоны типов «Е», «Еж», «Еж1», «Ем-508» и «Ем-509» из электродепо, переводимых на новые вагоны (сначала «Калужского», затем «Свиблово», «Черкизово» и, наконец, «Северного»). При этом в «Филях» списывались наиболее старые вагоны серии «Е». Долгое время в депо «Фили» стоял самый первый вагон метро типа «Е» № 3001, 1959 года выпуска. Весной 2006 года данный вагон был порезан.
В апреле 2004 года в депо «Фили» поступил на испытания опытный трёхвагонный состав из вагонов 81-740А/741А («Русич»). Однако вскоре после испытаний этот поезд был передан на Бутовскую линию. В июне 2005 года в депо поступил первый серийный четырёхвагонный поезд «Русич» 81-740.1/741.1. Впервые вышел с пассажирами в конце июля. С тех пор началась массовая замена старых вагонов «Е», «Еж», «Еж1», «Ем-508», «Ем-509» на 81-740.1/741.1, которая завершилась в 2009 году.
В конце ноября 2011 года в депо переданы 6-ти вагонные составы типа 81-717/714 из электродепо «Красная Пресня», а также из электродепо «Новогиреево», для эксплуатации на участке Филёвской линии «Александровский сад» — «Международная». Также эти поезда эксплуатируются на участке «Александровский сад» — «Кунцевская» при следовании в депо, а также в редких случаях при размене. Причиной передачи этих вагонов на линию являлась надобность скорейшей замены подвижного состава Кольцевой линии. Из-за нехватки новых составов было принято решение действовать по следующей схеме: из депо «Фили» часть вагонов 81-740.1/741.1 «Русич» передавалась в депо «Измайлово», а оттуда, в свою очередь, на Кольцевую линию передавались вагоны модификации .4 (на данной линии используется только такая вариация модели), а из депо «Красная Пресня» в депо «Фили» передавались отслужившие свой срок вагоны 81-717/714. Планировалось, что вагоны будут обслуживать линию временно, однако данные составы не были заменены до 2013 года (именно тогда прекратилось производство вагонов «Русич») и находятся в эксплуатации на Филёвской линии уже более пяти лет. По состоянию на 2017 год электродепо «Фили» продолжает получать вагоны типа 81-717/714, снимаемые с различных электродепо, а отслужившие свой срок перегоняют на утилизацию в ТЧ-16 «Митино».
В октябре 2017 года в депо поступил состав 81-765/766/767 «Москва» (65025-65026) из ТЧ-11 «Выхино» для изучения локомотивными бригадами данного подвижного состава.
Электропоезд 81-740/741 заезжает на территорию депо
Дрезины АГМу на территории депо
Пути перед зданием депо. На путях - вагоны Еж
Электропоезд 81-740/741 на выезде из депо
Здание депо и съезд с Филёвской линии
Съезд с Филёвской линии
Пути перед депо
Съезд на Филёвскую линию
wikiredia.ru