Фил Хайн - Сжатый Хаос: введение в Магию Хаоса. Хайн фил магия хаоса


введение в Магию Хаоса читать онлайн, Инна Микитась и Фил Хайн

Annotation

Корни Магии Хаоса — в каждой оккультной традиции и в трудах многих индивидуумов. Если же нужно назвать одного человека, ответственного за рождение этой динамично развивающейся магической системы, то это английский художник и оккультист Остин Осман Спейр (1886–1956). Правда, он никогда не предполагал, что эта система практического оккультизма, созданная им исключительно для самого себя, будет столь широко использоваться другими.

В 1978 году Пит Кэрролл и Рэй Шервин создали орден «Иллюминаты Танатэроса» (Illuminates of Thanateros, IOT). Их целью было познакомить практикующих магов с идеями Хаоса. В отличие от Спейра, Иллюминаты Танатэроса признавали возможность и пользу групповой работы в Магии Хаоса. Отклик на их первые публикации превзошел все ожидания, и к 1982 году по всему миру уже работали не только одиночки, но и группы магов-хаотистов.

Слово «Хаос» в названии этой «традиции без традиции» есть признание бесконечности, неопределимости, непредсказуемости, многовариантности Вселенной и существующих в ней отношений. «Космос» (противоположность Хаоса) — это упорядоченная вселенная, которая существует только в вашей голове (как сказал бы Роберт Уилсон), Хаос — это Вселенная как «вещь в себе».

Если бы мага Хаоса попросили сформулировать свое кредо, оно выглядело бы примерно так (во всяком случае, так его выразил Шервин):

Я не верю ни во что. Я знаю то, что знаю, и постулирую теории, которые, будучи подвергнуты проверке, могут войти, а могут и не войти в мою систему принятых убеждений. Нет ни богов, ни демонов, кроме тех, которые мое кондиционирование заставило меня признать, и тех, которых я создал сам. Я создаю и разрушаю свои убеждения, опираясь только на их полезность. Соглашаюсь со словами мудрых «Ничто не истинно, все разрешено» и действую соответственно — при условии, что это никому не мешает.

Магия Хаоса ориентирована не столько на познание мира (превращение Хаоса в Космос), сколько на активное формирование окружающей мага реальности. При этом используется арсенал всех традиций практической магии — от тантрического буддизма и вуду до Кроули и дискордианства. Хаотист избегает любых догм, рамок, определений, проповедей, мессианства, шаблонов и жестких структур. Обожает свободу и юмор.

Фил Хайн

Предисловие Питера Кэрролла

Глава первая

Что такое магия?

Что такое Магия Хаоса?

Основные принципы Магии Хаоса

Краткая история Хаоса

Фрактальная логика

Магические модели

Глава вторая

Декларация намерения

Самооценка

Модели и метафоры

«Я» и «другие»

Достижимая Реальность

Магическая сила

Глава третья

Подготовка к магической практике

Магический дневник

Время

Необходимость перерывов

Этапы обучения

Самооценка

Опасна ли магия?

Изоляция

Магофилия

Одержимость

Космическая трагедия

Паранойя

Гностическое истощение

Качества ХАОСА[5]

Уверенность

Честь

Вопросы чести

Решение проблем

Признание ошибок

Внимательность

Организованность

Стремление к совершенству

Эрудиция

Чувствительность

Глава четвертая

Тренировка телосознания

Изменения поз тела

Делай проще

Движение во времени

Расширенный магический дневник

Оттенки восприятия

Сенсорное обогащение

Гештальты восприятия

Кинестетическая память

Астральный храм

Звездный зал

Транс и восприятие

Скраинг[10]

Динамическое сновидение

Дневник сновидений

Элементарное управление сновидениями

Телепатия сновидений

Коллективные сновидения

Сновидения о будущем

Осознанные сновидения

Axis Mundi

Магическая воля

Глава пятая

Магия сигилл

Декларация намерения

Прорицательные техники

Анализ ССВО

Другие источники информации

Определение доступных путей

Связывание намерения с символическим носителем

Интенсивный Гнозис, ибо Отрешенное Безмыслие

Запуск

Забывание

Записывание результатов

Не бойтесь экспериментировать

Связывание сигилл

Обмен сигиллами

Магия как игра

Оценка

План

Реализация

Анализ

Игрушки мага

Пластилин

Свечи

Бечевка

Дары

Находки

Кристаллы

Домино и кости

Древесина

Цветные карандаши и мелки

Маятники

Воздушные шары

Статуэтки

Магические орудия

Магическое чутье

Защита

Любовь и любовная магия

Целительство

Проклятие

Богатство и слава — чарующие силы[13]

Магия без реквизита

Глава шестая

Вызывание (эвокация)

Последовательность процедуры создания сервитора

1. Определите общий характер намерения

2. Определите конкретное намерение

3. Символы, соответствующие задаче сервитора

Символы: язык глубинного разума

Графические символы

4. Следует ли учитывать фактор времени?

5. Требуется ли сервитору имя?

6. Нужна ли материальная база?

Последовательность запуска сервитора

Процедура запуска

Ритуал очищения пространства

Декларация намерения

Упражнение «вспышка молнии»

Взрывная волна при запуске сервитора

Сервиторы универсального назначения

Зависимость от сервитора

Сервиторы-вирусы

Мины Хаоса

Языки программирования сервиторов

Функциональные духи

Глава седьмая

Любовь к себе

Разрушение представления о себе

Картографирование собственного «я»

Распознавание привычных моделей

Навязчивые идеи

Защитные механизмы

Агрессия

Апатия

Регрессия

Сублимация

Интеллектуализация

Фантазия

Разрушение границ

Многие «я»

Нейтральное «я»

Свобода убеждений

Глава восьмая

Патворкинг Ра-Хур-Хуита

Персонификация божественных форм

Призывание как драма

Голос и интонации

Нейтральная поза

Магия масок

Принципы работы с масками

Животные

Лица

Раскрашивание лица

Реквизит

Предостережения

Самостоятельная работа

Ароматы

Пища и напитки

Одежда

Сценические наряды

Музыкальные инструменты

Шумовые инструменты

Ритмические инструменты

Протяжный звук

Глава девятая

Личные демоны

Эмоциональная инженерия

Ганеша — укротитель демонов

Ганеша — усыпитель демонов

Пароль «Остановись, наблюдай, расслабься»

Магические реакции

Личный гений

Ченнелинговые сущности

Глава десятая

Инициация как процесс

Кризис и «призвание»

Инициатическая болезнь

Темная ночь души

Макро- и микроинициации

Оценка

План

Реализация

Анализ

Страх

Расслабьтесь в страхе

Сахаджа

Столкновения с внутренними мирами

Просветление

Гнозис

notes

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

knigogid.ru

Фил Хайн - Сжатый Хаос: введение в Магию Хаоса читать онлайн

Фил Хайн

СЖАТЫЙ ХАОС:

введение в Магию Хаоса

Предисловие Питера Кэрролла

Смена парадигм, которая происходит сейчас в передовых кругах магов, объясняется многими причинами. Символический синкретизм «Золотой Зари» конца XIX века, соединивший герметические учения эпохи Возрождения и восточную эзотерику, какой она виделась европейским колониальным империям, достиг полного расцвета лишь при Алистере Кроули, который обогатил его гностическими энергетическими практиками, заимствованными из различных культурных источников. Потом был Остин Спейр, сумевший установить основной психотехнический трюк, который лежит в основе всех форм магии, и показавший, что вникать в причудливый символизм магии вовсе не обязательно. Задолго до появления экзистенциализма и постмодернизма Спейр разработал постмодернистский подход к магии.

Общая и специальная теории относительности мало что добавили к эзотерической теории, хотя идея культурного релятивизма проявилась в синкретическом оккультизме задолго до того, как нашла широкое признание в обществе. Зато квантовая физика, еще один столп науки XX столетия, оказывает огромную поддержку многим областям метафизической теории и даже предлагает возможные направления и перспективы ее развития. Пока что аппарат квантовой физики активно используется только в Магии Хаоса. Вскоре после зарождения парадигмы Магии Хаоса появилась математика хаоса, разработанная на основе теории катастроф. Именно она подтвердила гипотезу о том, что должен существовать некий механизм, с помощью которого субатомная неопределенность переносится в макроскопический мир нашего опыта.

Многое из того, что маги двадцатого века считали само собой разумеющимся, происходит от «Золотой Зари» и Алистера Кроули. Многое из того, что станет основой общепринятой магической теории и практики в нынешнем столетии, разовьется на основе внедренных идей и техник, которые разрабатываются в Магии Хаоса сейчас. Эта книга, провозглашающая зарю новой традиции, несомненно, внесет выдающийся вклад в происходящую ныне магическую революцию.

Глава первая

Может ли Хаос быть Магией?

Что такое магия?

Мир полон магии; мы ощущаем это, когда оглядываемся вокруг, поднявшись на горную вершину, или когда испытываем глубокое удовлетворение в конце удачного дня. Магия — это дверь, через которую мы входим в тайну, беспредельность и суть вещей. Мы живем в мире полновластного правления искусственно навязанных нам систем общественного и личного контроля, которые постоянно пичкают нас ложью, и каждый из нас в одиночку беспомощен и бессилен что-либо изменить. Магия — это искусство изменения. Изменения условий жизни в соответствии с развивающимся чувством личной ответственности; изменения мира вокруг себя по собственному выбору; отказа от роли беспомощных винтиков в механизме вселенной. Все действия, направленные на личное или коллективное освобождение, суть действия магические. Магия вводит нас в состояние восторга и экстаза; она наделяет прозрением и пониманием, позволяет нам изменить себя и мир, в котором мы живем. С помощью магии можно исследовать возможности свободы.

Вроде бы все так просто, верно? Так нет же, магию умышленно запутали многословием, превратили в непроходимые джунгли специальных терминов, которые отпугивают непосвященных и служат интересам тех, кто использует этот псевдонаучный жаргон, чтобы преувеличить значение своей деятельности, придать ей законный статус и расширить сферы влияния. Созданы абстрактные духовные пространства, посреди которых возвышаются вавилонские башни «внутренних планов», духовных иерархий и «оккультных истин», но забыта магия окружающего нас мира. Понятие «таинственного» извращено. Мы ищем «тайное знание» в текстах, написанных на мертвых языках, и в и древних гробницах, не замечая тайны самой жизни вокруг нас. Так что забудьте ненадолго все, что вы читали о духовном просветлении, о том, как стать Магом девяносто девятой степени посвящения и о прочей высокопарной белиберде. Магия удивительно проста. Что же она вам предлагает?

1. Способ освободиться от привитых вам с детства установок и ограничений, которые сужают пределы ваших возможностей.

2. Возможности исследовать вашу жизнь, присмотреться к себе, понять и модифицировать поведение, эмоциональные реакции и модели мышления, которые препятствуют обучению и развитию.

3. Развить уверенность в себе и личную харизму.

4. Расширить ваше представление о возможном, когда ваши душа и разум сосредоточены на каком-то желании.

5. Развить личные способности и восприятие: чем лучше мы видим мир, тем больше понимаем, что он живой.

6. Жить интересно: магия — это то, что доставляет удовольствие.

7. Вызывать изменения в соответствии с вашей волей.

Магия может дать вам все это, и даже больше. Магия — это отношение к жизни, которое начинается с постановки вопросов: Что делать, чтобы выжить? Как я хочу жить? Кем я хочу быть? Определите ваши цели, и магия предложит вам абстрактные средства и техники для их достижения.

Что такое Магия Хаоса?

О чем вы думаете, когда слышите слово «Хаос»?

— «Состояние, в котором роль случая максимальна.»

— «Неорганизованное состояние первобытной материи до начала Творения.»

— «Беспорядочное состояние.»

— «Первопричиной всего был Хаос.»

— «Это не анархия, это хаос.»

— «В начале был Хаос.»

— «Агенты Хаоса испепеляют взглядом всех, кто может их увидеть…» (Хаким Бей, «Хаос: лозунги онтологической анархии»)

— «Каждому из нас нужен внутренний Хаос, чтобы дать рождение танцующей звезде.» (Ф. Ницше, «Так говорил Заратустра»)

— «Материя — это иллюзия, плотность — иллюзия, мы — иллюзия. Реален лишь Хаос.» (Норман Спинрад, «Агент Хаоса»)

— «В необъятных просторах неба сияет лик Хаоса.»

Хаос вмещает в себя все это, и намного больше. При всем различии наших представлений никто из нас не может игнорировать его. В последние двадцать лет Хаос стал синонимом революции в методологии и мышлении; лег в основу развития новой формы науки, новых технологий и нарождающегося нового мировоззрения. Если теория хаоса порождает споры в научном сообществе, то Магия Хаоса вызывает полемику в оккультных кругах. Магию Хаоса клеймят по-разному: это и «английская Телема», и «самое черное колдовство», и «очередной интеллектуальный выверт». Этот переворот в мышлении связан с пониманием несостоятельности научного мировоззрения, установившего общепризнанные границы человеческого опыта. Требуются новые идеи и модели, а также новые способы существования и, что еще важнее, новые способы действия. Магия Хаоса предлагает новый подход к «деланию» магии.

libking.ru

Фил Хайн. Магия сигил

Фил Хайн.

 

Это одна из самых простых и эффективных форм практической магики, используемых современными магами. Как только вы поймете основы работы с сигилами и поэксперементируете с различными способами их создания, можете начинать эксперименты с формами магии сигил, уникальными для вас.

Процесс Сигилизации можно разделить на шесть этапов:

1 – Определение намерения2 – Пути достижения3 – Связывание намерения с символическим носителем4 – Интенсивный Гнозис/Безразличная Отстраненность5 – Пуск6 – Забвение

1. Определение намерения

Первая часть процесса заключается в следующем: вы должны четко определить ваше магическое намерение – настолько точно, насколько это возможно, избегая, в то же время, чрезмерного усложнения. Туманные цели порождают, как правило, туманные результаты, и, напротив, чем яснее определена цель, тем выше вероятность того, что вы получите соответствующий ей результат. Моя знакомая создала однажды сигилу для того, чтобы обзавестись любовником, дав при этом крайне подробные описания того, как он должен выглядеть, какую водить машину и т.п. Нечего и говорить, что её "идеал" вскорости явился – в точном соответствии с описанием; однако выяснилось (увы, слишком поздно!), что она позабыла обозначить в своей сигиле "интеллект", – и в результате лишь приобрела лишнюю обузу!

2. Пути достижения

В целом, сигилы превосходны для достижения ясных, конкретных результатов, что делает их великолепным инструментом Результативной Магики – например, целительства, изменения привычек, стимуляции вдохновения, контроля над снами и так далее. Будет, однако, весьма полезно "обозначить" путь достижения цели. Есть традиционный магический пример получения денег, краткий сюжет которого: Брат Пратт делает заклинание на деньги, и ожидает, когда вселенная его осчастливит. В течение следующих месяцев он заметно укрепляет свое финансовое положение за счет внезапных смертей родственников, получения компенсации после попадания под сенокосилку и так далее. Если бы он обозначил возможные пути получения прибыли, например, написание книги (хе-хе), новую работу или выигрыш в лотерее, он, возможно, разбогател бы более приятным способом. Обычно магия, таким образом, и работает, и это наводит на мысль, что вселенная обладает весьма своеобразным чувством юмора.

3. Связывание намерения

Как только вы определились с намерением, оно может быть отражено в символической аналогии или шифре – сигнале, на котором вы можете фокусироваться с различной степенью внимательности, не вспоминая о первоначальном желании. Наиболее распространенные здесь техники:

а) Монограмма – запишите ваше желание, уберите все повторяющиеся буквы, а из оставшегося составьте фигуру.

б) Мантра – запишите желание, преобразуйте в бессмысленную фразу или слово, которое можно повторять нараспев.

В дополнение к вышеперечисленному, можно использовать и другие средства – например, запах, вкус, цвета, язык телодвижений и жесты.

4. Интенсивный Гнозис/Безразличная Отстраненность

Сигилы можно проецировать во вселенную через акт Гнозиса – обычно, но не обязательно, в ритуально-магическом контексте. Популярные техники включают кружение, песнопения, танец, визуализацию, нервное перевозбуждение или истощение, сексуальное возбуждение. Еще один способ "изменения сознания" – Безразличная Отстраненность (Intense Vacuity) – разновидность состояния "не-слишком-вовлечен". Пример сигилизации этим способом – машинально вычерчивать сигилы, прислушиваясь при этом к утомительному разговору, на который приходится обращать некоторое внимание.

5. Пуск

Это – собственно проецирование сигилы во вселенную в момент наивысшего пика Гнозиса/Отстраненности. Например, в момент оргазма, помрачения сознания в результате гипервентиляции или ответа на вопрос по существу утомительного разговора, к которому вы предположительно прислушиваетесь.

6. Забвение

Как только ваша сигила запущена, вам следует забыть первоначальное намерение, и позволить действовать Эффекту Бабочки (Butterfly Effect). Забыть о том, что вы сделали, – часто наиболее трудная часть процесса. Неплохо, если вам нет особого дела до того, как будет реализовано ваше намерение (следовательно, работа с сигилами желаний, которые не слишком вас беспокоят, – хороший путь для начала экспериментов), однако, если вы жаждете во что бы то ни стало достичь своей цели, все несколько сложнее. Потому что если вы не задерживаетесь на мыслях о цели по мере их возникновения, они не приносят большого вреда. Здесь пора привести еще одну аналогию.

Постоянно меняющийся клубок страстей, желаний, страхов, фантазий и т.д., теснящихся в нашем сознании, можно сравнить с садом, впрочем, весьма запущенным и заросшим; цветы, сорняки, вьюнки – и редкие визиты садовых грабель. Продвижение через процесс сигилизации подобно внезапному порыву навести в саду порядок. Вы выбираете одно растение (т.е. ваше намерение), отделяете его от других, удобряете и поливаете его, подрезаете, занимаетесь им до тех пор, пока оно не станет выделяться среди прочих, а затем вдруг теряете интерес к работе и уходите в дом смотреть телевизор. Хитрость в том, чтобы при следующем посещении "сада" не обращать внимания на растение, о котором вы недавно так много заботились. Если намерение переплетется в вашей голове с прочими мыслями, вы приметесь строить фантастические планы – что сделаете с деньгами, когда они появятся, как все будет с парнем, девушкой или муравьедом вашей мечты, и т.д., и желание сольется с другими желаниями, уменьшая, таким образом, возможность своего удовлетворения нужным способом.

Вот полезное состояние при работе с сигилами: как только сигила отправится в глубины вселенной (которая, подобно Санта-Клаусу, всегда получает послание), нужно обрести уверенность в том, что сигила начала свою работу, так что больше нет необходимости уделять ей внимание. Такая уверенность появляется обычно, если раньше вы уже имели результаты успешной работы с сигилами. Результат же часто дает о себе знать, когда желание скрыто, – то есть, едва вы полностью забыли о нем, как вдруг оно исполняется. Нечто подобное можно испытать, пытаясь поймать машину на заброшенной дороге глубокой ночью. Вы идете уже несколько часов и насквозь вымокли под дождем, вы с мрачной уверенностью "знаете", что никто вас не подберет, но все равно поднимаете руку. Что за черт, а? Пятью минутами спустя вас вдруг подбирает парень, девушка либо муравьед из предыдущей сигилы, сидящий за рулем "порше", и спрашивает, куда вас подбросить. Свихнуться можно, не правда ли?.. Однако магия сигил обычно работает именно таким образом.

 

Из книги "Condensed Chaos" by Phil Hine

Перевод Boo-boo

© PAN'S ASYLUM Lodge O.T.O.

© Thelema.RU

www.thelema.ru

Сжатый Хаос: введение в Магию Хаоса

 

Краткая история Хаоса

Движение Магии Хаоса зародилось в конце 1970-х годов в Англии. Пока все газеты обсуждали новый феномен панк-рока, а ученые мира осваивали таинственный математический мир фракталов и нелинейной динамики, в дебрях Западного Йоркшира создавался новый подход к магической практике. В это время в английском оккультизме господствовали три направления: популярное «Ведовство», Западная Каббала и Телема. По крайней мере, находилось достаточное количество людей, которым это было настолько интересно, что они даже издавали специальные журналы. В одном из таких журналов, «New Equinox», печатались ранние сочинения Питера Дж. Кэрролла, который считается выдающимся представителем современной Магии Хаоса. К 1978 году появились первые объявления об ордене «Иллюминатов Танатэроса», чьи практики представляли собой смесь шаманизма, даосизма, Тантры и Телемы. Вскоре вышла в свет книга Питера Кэрролла «Liber Null». Хотя в ней излагались основы философии и практические техники Магии Хаоса, само это название не употреблялось. Вскоре Рэй Шервин опубликовал «Книгу результатов», в которой простым и понятным языком объяснял великое магическое изобретение Остина Османа Спейра — магию сигилл, или оккультных символов. Многие считают Остина О. Спейра «дедушкой» Магии Хаоса. Превосходный художник-духовидец, маг и спиритист, он был мало кому известен, пока его не вытащил на свет Кеннет Грант. В те времена, когда многие глумились над спиритическими сеансами и «духами-наставниками», отдавая предпочтение сложным розенкрейцеровским церемониям, Спейр писал портреты духов, с которыми общался, и пользовался собственной системой «разумных букв», или сигилл, для выражения своих желаний. Спейр весьма прохладно относился к магическим принципам «Золотой Зари» и довольно язвительно о них высказывался в «Книге наслаждения» (1913).

В этой работе (с подзаголовком «Психология экстаза») содержатся основы магической философии Спейра и ключевые практические техники. Это не очень-то легкое чтение, и сам Спейр часто называл свою книгу «непостижимой мистикой». Его словарь огромен, грамматика странна, многие термины употребляются в непривычных значениях. К тому же Спейр не пытался писать в доходчивой манере «учебника», к которой привык современный читатель; «Книга наслаждения» стилистически скорее напоминает древний гримуар, или «колдовскую книгу». К счастью, магия сигилл очень хорошо объясняется в «Книге результатов»; кроме того, спейровская концепция алфавита желаний подробно рассматривается в книге «Liber Null».

Большое влияние на развитие Магии Хаоса оказал также Алистер Кроули. Он синтезировал свое магическое мировоззрение (психокосм) на основе знаний и опыта, почерпнутых из различных магических и эзотерических систем — «Золотой зари», йоги, алхимии, Каббалы и других дисциплин. Да и сама жизнь Кроули представляет не меньший интерес, чем его сочинения по магии и мистицизму. Кроули создал свой собственный мир, находившийся за пределами общепринятой морали. Он сознательно стремился к экстремальным переживаниям, скрывая и одновременно открывая себя в самых разных ярких обличьях. Отчасти личность Кроули привлекает современного мага тем, что он создал очень мощный психокосм, выдержавший проверку временем, который продолжает развиваться и принимать различные формы. Кроули не столько «следовал» какой-то традиции, сколько воплощал в себе динамический процесс управления реальностью, выстраивая собственный путь из всего, что случайно оказывалось под рукой.

На ранних этапах Магией Хаоса занималось множество неформальных групп, которые притягивались друг к другу, чтобы вместе опробовать возможности нового течения. Когда «New Equinox» перестал существовать, эти «дети Хаоса» публиковали свои впечатления и ереси на страницах нового британского оккультного журнала «Lamp of Thoth». К первым книгам по Магии Хаоса добавились две магнитофонные записи: «Концепция Хаоса», в которой обсуждались основы Магии Хаоса, и «Камера Хаоса», научно-фантастическая медитация, в которой сочетались образы из сериала «Стар Трек» и книг Майкла Муркока и Герберта Уэллса. Затем издательство «Сорсерерз Эпрентис Пресс» переиздало «Liber Null» и «Книгу результатов», а также опубликовало книгу Пита Кэрролла «Психонавт». Все эти работы наряду со статьями по Магии Хаоса, опубликованными в «Lamp of Thoth», привлекали к движению все больше людей, желавших опробовать новый подход. Благодаря усилиям Ральфа Тегтмайера на Магию Хаоса обратила внимание и континентальная Европа.

Основная идея Магии Хаоса проста: самое главное в магии, как и в сексе, — это практика, никакие теоретизирования и интеллектуальные размышления не заменят реального опыта. Поэтому в «Liber Null» П. Кэрролла был представлен «костяк» магических техник, применение которых позволяет внести желаемые изменения в жизнь практикующего. Автор «Liber Null» объяснял, что он намеренно сосредоточил все внимание на техниках, так как в разных системах магии при всем различии символов, верований и догм, по существу, используются одинаковые практические методы. Вы можете выбирать любую систему символов, какую хотите, поскольку опутывающая их паутина веры представляет собой лишь средство для достижения цели, а не саму цель (подробнее поговорим об этом чуть позже).

Глубокое влияние на развитие Магии Хаоса оказали работы Роберта Антона Уилсона и Компании, и особенно Дискордианского Общества, члены которого почитают греческую богиню Хаоса Эриду. Дискордианцы заметили, что Магия Хаоса с ее юмором, шутовством и абсолютной беззаботностью весьма сильно отличалась от классической магии с ее «мрачной серьезностью и значительностью». У оккультистов всегда была (и сейчас остается) склонность считать себя избранными людьми, элитой посвященных. По словам самих дискордианцев, Дискордианское Общество — это «племя философов, богословов, магов, ученых, художников, шутов и тому подобных маньяков, которых интересует Богиня Беспорядка Эрида и Ее деяния». Широкая публика впервые узнала о существовании Дискордианского Общества из потрясающей трилогии Роберта Антона Уилсона и Роберта Шея «Иллюминатус», а также из книги Малаклипса Младшего «Principia Discordia», в которой формулируются основные принципы Дискордианской Религии, основанной на почитании греческой богини Эриды.

По преданию, Эрида была дочерью Ночи и женой Хроноса. Она породила целую шайку богов: Скорби, Забывчивости, Голода, Болезней, Битв, Убийств, Лжи; милейшие детки! Древние греки приписывали все огорчения и раздоры проискам Эриды. Когда античные государства пали, Эрида исчезла, хотя и подозревают, что именно она приложила руку к «проявлению» первых бюрократий, анкет в трех экземплярах и страховых компаний. Долгое время ее никто не встречал на борту космического корабля Гея, пока, наконец, в самом конце пятидесятых годов двадцатого века она не явилась двум молодым калифорнийцам, которые со временем прославились под именами Омар Равенхурст и Малаклипс Младший. Эрида назначила их Хранителями Священного Хаоса и поручила им «передать ограниченным людям, что нет никаких правил, если только они сами не придумают себе правила». После чего Омар и Мал назначили друг друга Верховными Жрецами собственного безумия и основали Общество Дискордии. С тех пор слава Эриды неуклонно росла и из богини, о которой упоминалось лишь в исторических сносках, она превратилась в мифическую суперзвезду. А дискордианское движение, если верить в то, что оно действительно существует, ширится по обе стороны Атлантики, чему чрезвычайно способствует дискордианская тактика объявления всех и каждого подлинным Папой. Все больше людей разделяет религиозную идею прославления беспорядка и безумия. Эрида фигурирует в центральном древнегреческом мифе из нескончаемого сериала «Гора Олимп — обитель Богов», в эпизоде, послужившем причиной Троянской войны. Согласно мифу, Зевс устроил прием и не пожелал пригласить Эриду, поскольку там, где она появлялась, начинались распри. Вне себя от такого оскорбления, Эрида сделала золотое яблоко и, написав на нем «Прекраснейшей», вбросила его в зал, где собрались гости. Три приглашенные богини, Афина, Гера и Афродита, начали претендовать на это яблоко, устроили потасовку и даже начали кидаться тарелками. Чтобы уладить спор, Зевс приказал всем трем подчиниться суждению смертного, который выберет «прекраснейшую», и объявил, что этим смертным будет Парис, сыр царя Трои. Зевс поручил Гермесу препроводить всех трех богинь к Парису, но каждая из богинь, стремясь перехитрить остальных, улизнула пораньше, чтобы подкупить Париса. Афина предложила ему победу в сражении, Гера обещала огромное богатство, а Афродита, «ослабив завязки и пояс туники», посулила Парису самую прекрасную из смертных женщин. Так Афродита получила яблоко, а Парис бежал с Еленой, которая, увы, оказалась женой Менелая, царя Спарты. Благодаря вмешательству Афины и Геры началась война, а остальное, как говорится, — уже история.

Сейчас, в эпоху большей терпимости к хаосу, Эрида несколько приутихла. Современные дискордианцы приписывают ее вмешательству все «странности», которые происходят в их жизни, синхронистичности и необъяснимые происшествия, творческие порывы вдохновения и безумные вечеринки. Конечно, временами Эрида становится стервозной, но с кем не бывает? Именно дискордианцы показали, что в длинный список противоположностей, которым так любили пользоваться оккультисты, не вошла пара «шутливость — серьезность». Юмор важен для магии. Как однажды сказал мой коллега, мы слишком много значим, чтобы принимать себя всерьез. Некоторые члены «Пакта Иллюминатов Танатэроса» с помощью смеха избавляют людей от разных форм зависимости. А что лучше смеха может поставить на место напыщенных и преисполненных собственной важности оккультных пустозвонов, на которых периодически натыкаешься? Внимание: ритуалы, выполняемые с глупым лицом, могут оказаться не менее эффективными, чем ритуалы, выполняемые с лицом серьезным. Магия — это удовольствие, иначе зачем ею заниматься?

В отличие от множества магических систем, которые не могут обойтись без славного исторического или мифического прошлого (Атлантида, Лемурия, Альбион и т. п.), Магия Хаоса создана на основе научной фантастики, квантовой физики и всего остального по вкусу практикующих. Вместо попытки восстанавливать и сохранять традицию, которая связывает ее с прошлым (и былой славой), Магия Хаоса дает возможность практикующим использовать все, что они считают необходимым, в их временной системе убеждений и символов. Главное — это полученные результаты, а не «аутентичность» рабочей системы. Таким образом, Магию Хаоса нельзя считать системой, поскольку она использует другие системы и приветствует изобретение новых, что придает ей поистине постмодернистский характер.

Понятно, что Магия Хаоса не могла не приобрести «зловещую» репутацию. Этому способствовали три фактора. Во-первых, ее подход к магии «Сделай сам: выбирай и смешивай» не одобряли «традиционалистские» школы. Во-вторых, многие люди считали слово «Хаос» синонимом «анархии», что вызывало массу самых разных негативных ассоциаций. И, в-третьих, некоторые публикации по Магии Хаоса расхваливались как «кощунственные, зловещие и опасные», хотя таковыми и не были, и это привлекало тех, чье эго жаждало темной славы. Хотя на заре Магии Хаоса существовали организации сатанистов, они, безусловно, не пропагандировали себя столь активно, как другие оккультные группы. Поэтому Магия Хаоса привлекала к себе внимание не только тех, кому нужна была «чернуха», но и тех, кому нужен был «сатанинский оппонент», чтобы ощущать себя «девственно-белыми».

Примечательно, что с самого начала Магию Хаоса считали «экспериментальным полигоном», на котором проверялась эффективность не только магических техник и практик, но и огромного числа концепций, которые многими людьми, изучавшими оккультизм, слепо принимались за «истину». Конец 1980-х годов ознаменовался новым всплеском интереса к Магии Хаоса. Начали выходить специальные оккультные журналы, например, «Chaos International», в которых практикующие маги-хаотисты публично сообщали о своих технических и философских открытиях. В этот период резко увеличился интерес к оккультизму, появились вполне доступные по цене персональные электронные издательские системы, сыгравшие не последнюю роль в широком распространении электронного «самиздата» и увеличении количества крупных специализированных оккультных журналов. Разделение эзотерической науки на отдельные (и практически взаимоисключающие друг друга) ветви продолжалось, и в конце 1980-х произошел также всплеск интереса к шаманизму. Расширению оккультных движений весьма способствовал такой важный, но часто недооцениваемый фактор, как доступность информации. Зайдя в книжный магазин, в котором продается оккультная литература, вы найдете на полках массу книг по любому предмету, от астрологии до дзэн-буддизма. Увы, пока что популярность Магии Хаоса не достигла столь высокого уровня. Но ее идеи распространяются из уст в уста, по информационным каналам Интернета, в малотиражных книгах и специальных журналах. В субкультуре, где по коммерческим соображениям создается иллюзия «обособленности» оккультных традиций и школ, тексты по Магии Хаоса направлены на объединение самых разных подходов и взаимодействие между условными секторами рынка оккультных убеждений.

Развитие науки о хаосе и Магии Хаоса происходит удивительно синхронно и сопровождается поразительными совпадениями. Например, в 1987 году университет Лидса (Англия) устроил выставку научных возможностей Хаоса. Позже в том же году Лидс стал местом проведения первого «симпозиума по Магии Хаоса», и выяснилось, что это настоящий центр активности магов-хаотистов: именно в этом городе работали такие группы, как выше упомянутый орден «Иллюминаты Танатэроса» (IOT), «Круг Хаоса» и «Орден нейромантов Лидса».

Каким-то магическим образом слово «Хаос» стало модной «фишкой» девяностых. Фрактальные узоры переползали с экранов компьютеров на футболки, афиши рэйвов и открытки. Сейчас наука о хаосе, которая называется нелинейной динамикой, находит применение в различных областях знания — от экономики до лингвистики, — а ее основы широко популяризированы Ианом Малкольмом в фильме Спилберга «Парк Юрского периода». В свое время распространение персональных компьютеров способствовало пересмотру научной парадигмы, в результате чего возникла наука о хаосе. Практическое применение принципа Хаоса тоже не могло не отразиться на дальнейшем развитии компьютерных технологий — взять хотя бы фрактальное сжатие данных. На очень фундаментальном уровне Хаос бросает вызов нашему привычному способу восприятия мира.

litresp.ru

Глава вторая. Магия в материальном мире. «Сжатый Хаос: введение в Магию Хаоса»

 

Магическая сила

Магия Хаоса не только занимается расширением границ Достижимой Реальности, но и предполагает понимание того, что некоторые добровольно принятые ограничения могут быть источником силы. Кстати, что такое «сила»? В магическом контексте обладать силой означает быть способным вызывать опасных демонов, изничтожать врагов и пользоваться помощью могучих партнеров. Ходит много толков о таинственных и тонких энергиях, с помощью которых проявляется сила мага. У слова «сила» (англ. power) есть много определений, среди которых «способность действовать или вызывать следствие; контроль, влияние или власть над другими» или, как сформулировал Бертран Рассел, «способность добиваться желаемого результата». Пожалуй, последнее определение лучше всего отражает смысл понятия «магическая сила».

В последние годы возникла некоторая неясность в вопросе о том, как соотносятся сила и основной принцип Магии Хаоса, согласно которому «Ничто не истинно, все разрешено». Некоторые критики склонны считать, что суть Магии Хаоса состоит в отмене всех ограничений и обретении силы в абсолютной свободе. Это не только неправильное понимание сути Магии Хаоса, но и превратное толкование силы. Абсолютная, ничем не сдерживаемая сила в современном мире — это фикция. Куда бы вы ни обратили взор в поисках «могущественного» человека, повсюду при ближайшем рассмотрении окажется, что его сила существенно ограничена. Рассмотрим, например, кризис, который возник в США в связи с захватом заложников в Иране. Теоретически тогдашний президент США Джимми Картер обладал достаточным могуществом, чтобы в течение нескольких минут превратить Иран в дымящиеся руины. Хотя военный потенциал США позволял это сделать, в действительности это было невозможно. В свете этого примера можно скорректировать определение «магической силы». Итак, это способность добиваться желаемого результата в рамках ограничений, которые накладывает данная ситуация. Распространено заблуждение, что магическая сила каким-то образом позволяет магу проявлять контроль над аспектами реальности; возникло разделение понятий «внешняя» (плохая) и «внутренняя сила» (хорошая). Термин «внешняя сила» характеризует физическую, юридическую или финансовую власть над кем-то или чем-то. «Внутренняя сила» — это очень личное ощущение того, что ты МОЖЕШЬ, возникающее в результате совершения творческих или магических действий. Такое разделение по-своему ценно, так как позволяет нам понять, что магическая сила находится внутри нас; это сила, которую мы ощущаем изнутри, и она не имеет никакого отношения к внешней силе (власти) над кем-то или чем-то. Далее идут так называемые магические способности: телепатия, левитация, влияние на людей (и события) на расстоянии, чтение ауры, предвидение и т. д., вплоть до сгибания ложек взглядом. В Тантре такие способности называются сиддхи, что в переводе означает «достижения». То, что называется достижением, приобретается в результате практики, дисциплины и терпения. Если вам когда-нибудь повстречается маг, который совершает чудеса «по требованию», не сомневайтесь, что он практиковался в течение весьма долгого периода времени.

Магия — это поиск силы, то есть способности достигать желаемого результата. Вы становитесь «сильным» именно в этом смысле, когда демонстрируете себе (и остальным, если работаете в группе или в контакте с другими магами), что способны реализовать ваше намерение, не теряя уверенности и не напрягаясь. Ведь магия — это не столько то, что вы «делаете», сколько проявление вашей сущности. Разница между успешным магом и человеком, страдающим манией величия, как раз и заключается в понимании границ и ограничений появления вашей силы. Магия Хаоса вовсе не призывает отменить все правила и ограничения. Магия Хаоса — это процесс открытия самых эффективных указаний и дисциплин, которые позволят вам вызывать изменения в мире.

Магическая реальность: Сумеречная Зона

Магия — процесс двусторонний; вы используете магию, чтобы измениться, а она, в свою очередь, изменяет вас. Позволяя себе войти в магическую реальность, вы не создаете некую магическую территорию за пределами вашей повседневной жизни, а разрешаете магии войти в вашу жизнь, впуская в нее все странное, иррациональное, необъяснимое, но при этом неопровержимо реальное. Освоив ритуальную магию, вы можете научиться вызывать духов, но что произойдет, когда духи вызовут вас? Мелькание полуразмытых фигур, мимолетные ощущения присутствия чего-то странного, мерцающие огни и блуждающие тени — все это характерно для магической территории. Но что вы сделаете, когда магической территорией станет ваш дом?

По этой теме нет готовых сценариев поведения или учебных курсов. Вы обучаетесь на личном опыте и слушаете друзей. Это самое настоящее вторжение Сумеречной Зоны, когда размываются границы, которые мы прочерчиваем между повседневным опытом и чем-то более чем реальным. Что самое важное в этих ощущениях? Во-первых, то, что они реальны до такой степени, что охватывают вас вопреки всем рациональным объяснениям. Всякий раз, присутствуя при странном, я весь дрожу, а в уголках глаз пощипывает от слез. Я знаю и ценю эту реакцию, поскольку она позволяет мне отделить «настоящую» странность от чрезмерно активного воображения. Во-вторых, эти переживания часто разделяются другими людьми. Маг общается с богами, демонами, духами, элементалами и т. п. Может ошибочно показаться, что все эти сущности находятся только в вашем распоряжении, не существуют сами по себе и не обладают собственной волей. Это заблуждение рассеивается, когда дух появляется без вызова, и особенно если другие люди тоже с ним встречаются. Причем, как правило, в таких случаях мы воспринимаем их появление вполне «нормально». И только впоследствии, когда до нас вдруг доходит, что произошло, мы удивляемся: «Чего-чего?». Несколько лет назад у меня гостил друг. Выйдя из ванной, он сказал, что на лестничной площадке происходит что-то странное. Заинтригованный, я отправился посмотреть, что там такое, и обнаружил в полумраке лестничного колодца движущуюся тень, имевшую форму человека высотой около двух метров. Мы приступили к этой сущности с расспросами, но она отвечала уклончиво, хотя и обещала «дать нам силу». Оставшись неудовлетворенными ее ответами, мы попросили ее оставить нас в покое. И только потом до нас дошло, насколько поразительным был весь этот опыт. Особенно нас удивляло то, что, безоговорочно приняв факт присутствия неизвестной сущности, мы очень скептично относились к ее ответам на наши вопросы, а когда поняли, что она не сообщает нам информацию нужного нам качества, быстро от нее избавились.

Такое поведение довольно распространено, по крайней мере, среди людей, с которыми я беседовал о таких вторжениях сверхъестественного в нашу жизнь. Мы делаем то, что считаем в данный момент уместным, и лишь впоследствии, понимая всю странность ситуации, испытываем потрясение. И еще какое потрясение! Когда люди спрашивают меня: «Опасна ли магия?», я вспоминаю, что довелось пережить одной моей знакомой пару лет назад. Она только знакомилась с «сознанием Богини», пройдя школу феминистской политики, хотя все еще не избавилась от католического чувства вины. Я дал ее приятелю экземпляр «Гимна Пану» Алистера Кроули. В тот же вечер она увидела и прочла эту книгу. Она сказала, что книга вызвала у нее смешанные чувства восторга и отвращения, поскольку в ее душе возник конфликт между взорвавшимися эмоциями и устоявшимися убеждениями. Исполненная удивительного внутреннего напряжения и предчувствий, она потянулась к книжной полке и столкнула с нее колоду Таро, принадлежавшую ее другу. Карта «Дьявол» упала лицевой стороной вверх прямо ей под ноги. В этот момент, как призналась она впоследствии, ее мир рассыпался, как карточный домик. Теперь я мог бы сказать, что она встретилась с Хаосом, или синхронистичностью, но такие термины на практике значения не имеют. Значение имело лишь то, что это случилось и в один миг изменило ее мир. Вот вам самая настоящая магия. Не думаю, что можно сознательно искать таких встреч: они приходят к нам сами. Отсюда и произошел термин «Сумеречная Зона»: НЛО-навты никогда не показываются тем, кто в них верит, а предпочитают являться «самым обычным людям». Но, видимо, все же существуют какие-то особенности осознания и восприятия, которые способствуют или, наоборот, мешают ощущать присутствие «Сумеречной Зоны». Еще этому способствует физическое истощение, ибо оно обостряет ваши ощущения. А вот умственное перенапряжение притупляет ваши чувства и способность воспринимать вторжения извне. Наверное, разумнее всего относиться к происходящему на уровне «что происходит, то происходит». Такая позиция перекликается с доктриной Остина Османа Спейра «Не важно — значит, не нужно», которая тоже позволяет немного расслабиться. К такому опыту нужно подходить весьма взвешенно и «трезво». Объяснения — ничто, опыт — все. Меня спрашивают: «Верите ли вы в привидения?» Нет. Хотя это вовсе не значит, что я никогда не соприкасался с тем, что вполне можно было бы объяснить как привидения. Отнюдь нет. Просто я хочу сказать, что не разделяю общепринятых представлений о привидениях и взглядов на их природу. Это, повторю, — ключевая идея Магии Хаоса. Вам вовсе не обязательно верить в прошлые жизни, чакры, реинкарнацию, скрытых Адептов и астральный план, чтобы успешно заниматься магией. Если вам непременно хочется во что-то (или во все это, или во что-то другое) верить, дело ваше. Точно так же вам не обязательно верить во что-то, чтобы оно вдруг заскочило к вам «на огонек». Лично я долгое время был убежден, что магия — это просто замаскированная психология. Но однажды ночью я проснулся и обнаружил, что на моей груди сидит что-то тяжелое и расплывчатое. Да, конечно, я охотно признаю, что со страху чуть не обделался! Мне казалось, что прошла целая вечность, пока я смог визуализировать пентаграмму и спроецировать ее наружу. «Сущность» мгновенно исчезла. Много дней я не мог оправиться от потрясения. Разные люди по-разному объясняли это событие, но для меня важно лишь то, что этот случай продемонстрировал мне убедительнее любого рассказа или книжной теории: магия — штука совершенно реальная.

litresp.ru

Глава седьмая. Магия эго. «Сжатый Хаос: введение в Магию Хаоса»

 

Разрушение представления о себе

В парадигме Магии Хаоса большое значение придается процессу освобождения от обусловленности. Почему? По существу, это процесс осознания себя, выяснения «кто я» с точки зрения приобретенных убеждений, установок и моделей поведения. На протяжении всей жизни мы оплетаем себя сложной паутиной представлений, отождествлений и внутренних диалогов, из которых и возникает это ощущение нашей индивидуальности, которую принято называть эго. Наше ощущение собственного «я» извлекается из «твердых» конструкций общепризнанной реальности — образа мыслей, эмоций и поведения, которые формируют основу нашего взаимодействия с миром, но ощущение собственной уникальности возникает в результате скромных попыток противостоять тотальному слиянию с этими структурами. Процесс освобождения от обусловленности бесконечен, ибо человеческая природа такова, что, вырываясь из пут старых ограничивающих моделей поведения и представлений, мы тут же оплетаем себя паутиной новых.

Перепрограммировать «магические убеждения» не так уж сложно. Однако это вовсе не значит, что любая смена убеждений происходит легко и гладко. Некоторые уровни в структуре наших установок и убеждений удивительно неподатливы к сознательным переменам. В самом деле, некоторые структуры способны «сопротивляться» переменам, ускользая и оставаясь «невидимыми» для осознания, и поэтому их приходится насильно вытягивать на яркий свет. Если сравнить убеждения с зданиями в городе Эго, за крепостными стенами которого дует ветер перемен, то бесконечный процесс освобождения от обусловленности можно сравнить с планомерным срезанием башен, поднимающихся выше городских стен. При таком методичном «срезании» башен время от времени рушится все здание, но это происходит лишь при обращении к таким могущественным формам гнозиса, как сексуальный экстаз, невыносимая боль, или ЛСД Алберта Хоффмана. Освобождение от обусловленности — это процесс непрерывный: едва прорвавшись за фланги одного ряда ограничений (в тантре это называется уничтожением клеши), вы обнаруживаете, что уже обнесли себя забором новых ограничений, причем, как правило, неосознанно. Зачастую структуры убеждений «вложены» друг в друга, и сформированы в результате какого-то глубокого переживания, которое вам довелось испытать. Тимоти Лири называет этот опыт, или переживание, состоянием «импринтной уязвимости», в котором импринт формирует основной отклик на переживание и устанавливает параметры, в рамках которых происходит любое последующее обучение. Техники метапрограммирования, предложенные Тимоти Лири в его восьмиконтурной модели мозга, могут стать серьезным подспорьем в процессе освобождения от обусловленности.

Вы должны помнить, что процесс освобождения от обусловленности происходит не только на интеллектуальном уровне. Не столь уж трудно «интеллектуально признать» переживание или убеждение, которое вы ранее отвергали или не принимали. Куда сложнее, оказавшись в новом положении, начать действовать по-новому, рискуя пережить эмоциональное потрясение. Например, знакомый мне молодой маг откровенно исследовал свои сексуальные убеждения и решил сосредоточить внимание на своем неприятии (или опасении?) гомоэротизма. Он обнаружил, что «интеллектуально» способен признать свое подавленное влечение к другим мужчинам, и, таким образом, решил, что освободился от этой обусловленности. Затем он вступил в несколько гомосексуальных контактов, которые, по его словам, не дали ему никакого физического наслаждения, но лишний раз подтвердили его «мнение», что он сексуально освободился. Такая ситуация — это ловушка, в которой легко застрять. Это типичный внутренний диалог, который строится так: «Я маг, поэтому мне следует делать все, не ощущая вины, отвращения, неловкости и т. д.». Но это очередное отождествление эго, которое вызовет внутренние психические противоречия. Изменение привычек и убеждений бывает успешным только тогда, когда желание избавиться от того или иного ограничения сильнее желания его сохранить.

Одно дело интеллектуально признавать различные убеждения и установки, и совсем другое дело жить в соответствии с этими убеждениями и установками. Часто на каком-то из уровней наши убеждения и установки входят в противоречие друг с другом, но мы не замечаем этого, пока не приступаем к медленному и болезненному процессу самоанализа. Например, не так уж сложно из «фанатичного» христианина превратиться в «фанатичного» мага. Но эта трансформация затрагивает лишь поверхностные убеждения, а глубоко сидящая внутри человека «структура», заставляющая его укреплять собственное эго за счет отрицания всего, что не соответствует его представлению о себе, остается. Освобождение от обусловленности требует, чтобы нити, из которых «сплетены» такие «фундаментальные» структуры, формирующие наше ложное представление о себе, были распущены и распутаны. Только тогда мы сможем понять, как у нас вырабатывались стереотипы взаимодействия с повседневным опытом. Некоторые люди пытаются сразу сбросить все оковы обусловленности и объявляют себя «аморальными», но чаще всего это просто самообман. Есть и другие люди, которые трубят о своей победе над Эго, но и это обман, поскольку без глубокого ощущения индивидуальной уникальности мы бессильны действовать, а ведь магия преимущественно, связана с действием, с изменением.

Один из подходов к освобождению от обусловленности состоит в «надевании» новых «масок», принятии убеждений, установок и отождествлений, которые находятся далеко за пределами вашего фактического представления о себе. Измените ваши политические убеждения, из интроверта превратитесь в экстраверта, откажитесь от старых привычек и пристрастий (что само по себе подвиг!) и усвойте новые, измените сексуальное поведение, сознательно выработайте новые жесты и позы тела, или пристраститесь к тому, чем пренебрегали раньше, считая это «ерундой». В современном обществе с его смешением культур можно пройти через бесчисленное множество субкультур со свойственными каждой из них установками, убеждениями, способами определения реальности и социальными кодами. Но только смотрите, чтобы в одно прекрасное утро вы не встали с постели с намерением: «Сегодня я буду ищущим наслаждения гедонистом-сатанистом». Смена убеждений требует времени — времени, затрат эмоциональной энергии и решительности. Кроме того, изменить убеждения в безопасном пространстве ваших мыслей не сложно, куда сложнее постоянно носить новую маску в самом сложном из миров — в мире социальных отношений. Считайте свидетельством успеха, если вам удастся убедить окружающих, что вы радикально изменились, если они не только поверят в ваше перерождение, но и признают (или отвергнут) вас в новом качестве. В результате такой смены убеждений вы извлечете очень важный урок, научившись ставить себя на место другого, то есть понимать точку зрения другого человека. Такая смена убеждений весьма поучительна еще и потому, что, сравнивая ваши убеждения с убеждениями людей, которые вы некогда считали для себя неприемлемыми, вы осознаете, насколько и те и другие бессмысленны. Вы считаете это цинизмом? Дело ваше, но я предпочитаю считать это формой освобождения. Если «ничто не истинно», но уже лучше радостно надеть на себя маски новых «я» и новых убеждений, зная, что пока вы их носите, они «истинны», как ничто другое.

Освобождение от обусловленности — дело не простое. Часто люди, пережившие опыт «просветления», говорят, что все их прежние сдерживающие структуры развалились. Но разрушьте здание в городе Эго — и оно вновь восстанет, пусть и в другой форме. Состояние интенсивного гнозиса часто порождает ощущение послойного разрушения вашей структуры убеждений, но если не заниматься дальнейшей работой в этом направлении, такое ощущение вскоре проходит. Вам следует познакомиться и с тем, какие вероятные эффекты такой процесс может вызывать у других людей. С этой целью рекомендую почитать книгу Люка Райнхарта «Человек-Жребий»; это увлекательный и поучительный рассказ о человеке, придумавшем способ освободиться от обусловленности. Эго, структура саморегуляции, которая поддерживает миф о собственной уникальности, не любит приспосабливаться к новому опыту. Оно выставляет «невидимую» защиту в виде смутного подозрения (которое быстро становится навязчивой идеей), что вы «лучше» других. В некоторых кругах это называется «магофилией», но об этом не знают те страдальцы, которые выдают себя за магов, ведьм, аватаров, богинь или духовных учителей. Если вы мысленно считаете других людей «стадом» или «быдлом», значит, пришло время в очередной раз оглянуться и понять, в каком направлении вы движетесь. Что касается меня, я предпочитаю использовать преимущества взаимопонимания и гармоничного общения с другими людьми, а не отгораживаться от людей, как потенциальный Раскольников, который втайне мечтает «править дрожащими тварями». Хотя мы можем повторять слова Хасана-и-Саббаха «ничто не истинно, все разрешено», если в ваших действиях вы будете руководствоваться этим девизом, то скорее всего, вступите в конфликт с теми людьми и органами власти, у которых сформировано жестко фиксированное представление о том, что разрешено. Поэтому, несмотря на свой романтический ореол, маги Хаоса редко проявляют полную аморальность. Одна из основных аксиом магической философии гласит, что мораль прорастает изнутри, когда ты начинаешь ощущать разницу между тем, во что тебя учили верить и тем, во что ты веришь.

litresp.ru

Глава третья. Как стать магом. «Сжатый Хаос: введение в Магию Хаоса»

 

Уверенность

По общему мнению, хороший маг «уверен в себе», но что это означает на самом деле? Под уверенностью в себе обычно понимается качество, которое в той или иной мере присуще всем людям. Мы «приобретаем» или «теряем» уверенность в себе. Мы знаем, что быть «чрезмерно самоуверенным» плохо. Поэтому «уверенностью в себе» можно считать это качество лишь тогда, когда оно развито гармонично. Конкретно здесь я понимаю под уверенностью искусство расслабляться в непосредственном настоящем, в моменте «здесь и сейчас». Далее я поясню, что имею в виду, давая такое определение. Человек, лишенный уверенности в себе, обычно избегает всего нового, что не вписывается в его привычную схему поведения. Он опасается за возможные последствия своего шага в область неизвестного, будь эти последствия воображаемые или прогнозируемые на основе прошлого опыта. Чрезмерно самоуверенный человек, напротив, может пробовать все новое и терпеть фиаско, ибо его ограниченность состоит в том, что он «видит» только будущее, в котором уже преуспел, но при этом из фокуса его внимания выпадает настоящее. Если человек спокоен и расслаблен в моменте «здесь и сейчас», то он не проецирует и не прогнозирует варианты развития событий в будущем, не ограничивает свои возможности ни прежним опытом, ни прошлой обусловленностью. Здесь под способностью расслабляться я понимаю способность осознавать каждый момент «здесь и сейчас», держать его «в фокусе» внимания, не пытаясь вписать его в привычные категории и модели, которыми вы привыкли оперировать.

Кроме того, уверенность — это качество, которое зависит от ситуации. Мы часто говорим, что уверенность приходит с опытом и практикой. Человек может практиковать определенный ритуал, пока не станет его выполнять «на едином дыхании», но это вовсе не означает, что он будет абсолютно уверен, выполняя его в присутствии трехсот наблюдателей. Обычно люди чувствуют себя уверенными в привычных сферах жизни, но, ступив на новую территорию, они, как правило, ощущают себя не столь уверенно. Особенно это проявляется в магии, которая чуть ли не по определению подразумевает движение по неотмеченной на картах территории. Мне часто приходилось наблюдать, как люди, которые были «экспертами» в избранных ими сферах деятельности, становились удивительно нервными и неуверенными, попадая в «магическую» ситуацию. Если мы оказываемся в ситуации, где нам не хватает уверенности в себе, то мы не можем расслабиться, и значит, склонны совершать ошибки. Существует мощная психологическая установка на уровне условных рефлексов, что «совершать ошибки — это плохо». Это «плохо» для эго, и еще «хуже» для общественного статуса. Если мы что-то делаем, то должны быть в этом деле «экспертами», или, по крайней мере, делать это «хорошо», то есть безошибочно. Если мы совершаем ошибки, то якобы разрушаем собственное представление о себе.

Потенциально это очень опасная ловушка, в которую можно попасть. Многие путаные и бестолковые магические теоремы умудрились защититься от любых попыток их проанализировать или развенчать именно из-за этой установки, потому что когда такую установку дает влиятельная фигура, наделенная властью, ее чрезвычайно сложно поставить под сомнение. Многочисленные гуру и системы убеждений играют роль страховки, гарантирующей безопасность тем, кто ощущает потребность перешагнуть установленные границы общепризнанной господствующей реальности, но при этом страшно боится сделать этот шаг. Задумайтесь также об уверенности многих людей в «практической применимости магии». Время от времени приходится слышать, как люди уверенно говорят, что «магия работает», когда она «срабатывает» для них, но когда наступает «черная полоса» и жизнь не ладится, они сразу же это объясняют влиянием кармы, лунными фазами, психическими нападениями и пр. Одно из главных слагаемых уверенности — это осознание хаотичности мира, осознание его нелинейности. Обычно мы моделируем события в линейной последовательности, а затем ведем себя так, словно реальное развитие событий соответствует нашим ожиданиям. Конечно, зачастую трудно оставаться спокойным и расслабленным, оказавшись в эпицентре кризиса, когда наши эмоции, воспоминания, фантастические представления, внутренние диалоги и заученные модели реагирования стремятся одержать над нами верх. Это осознание хаотичности потока может прийти точно так же, как новые впечатления, в частности, новое знание. Попадая в новые ситуации, человек обычно испытывает тревогу или страх, потому что эти ситуации ему незнакомы. Когда мы оказываемся в ситуации, сулящей массу неизвестных возможностей и непредвиденных обстоятельств, нам трудно ощущать уверенность, нам трудно полностью расслабиться, успокоив сомнения и страхи. Если мы научимся работать, считая такие новые ситуации не «трудными», а просто «непривычными», то любое физическое ощущение можно воспринимать как пробуждение. Когда новая ситуация вызывает интерес и любопытство, мы обращаем больше внимания на то, что происходит в окружающем мире, а не на демонов нашего эго. Другими словами, когда люди попадают в новую или незнакомую ситуацию, они обычно склонны считать ее трудной, пугающей, и стремятся как можно быстрее из нее выйти. Все неизвестное вызывает смятение и поэтому «трудность» становится сбывающимся пророчеством. Но если считать все незнакомое просто «новым» и «непривычным», то ситуация вызовет ваше пристальное внимание и вы будете полностью ее осознавать.

Уверенностью можно заразить окружающих. Если человек уверен в себе, то может проецировать эту уверенность на окружающих, и они тоже обретут уверенность. Есть масса таких примеров во всех сферах человеческой деятельности. Феномен «распространения уверенности» играет важную роль в магических событиях, которые происходят в группе.

Как я уже говорил, уверенность — это искусство, которое построено на расслаблении. Расслабление пробуждает внимательность к мельчайшим деталям в окружающей обстановке. Как известно, расслабление остужает пыл «страсти получения результата», благодаря чему, с точки зрения уверенности, как раз и генерируются самые фантастические результаты. Но жажда результата — это не только беспокойство. Жажда результата — это неуверенность в качестве исполнения своей роли в группе, страх перед неизвестным, страх забыть роль, и пр. Маг, способный проецировать уверенность на окружающих, может играть роль «якоря» для остальных присутствующих, чтобы они могли расслабиться в настоящем, и интерпретировать все ощущения тела как радостное пробуждение, а не испытывать страх. Понимание необходимости расслабления для обретения уверенности в себе — это необходимое условие для эффективной магической деятельности.

Подчеркивая связь между уверенностью и расслаблением, следует помнить, что для обретения уверенности необходима подготовка. Человек не только должен проявлять внимательность к мельчайшим изменениям и хаотическим флуктуациям, но и быть подготовленным. Это значит, что он должен знать материал и владеть определенным диапазоном известных ему стратегий. В одном из способов избавиться от проекций, вызванных тревожностью, предлагается мысленно проигрывать план действий, накладывая на него эти негативные проекции. Как показывают исследования американского министерства обороны, когда люди, которым удается мысленно проиграть свои возможные реакции на трудные ситуации, попадают в такие ситуации в реальной жизни, они ведут себя более спокойно.

Итак, уверенность мага — это способность расслабиться, столкнувшись с незнакомой или вызывающей беспокойство ситуацией. Эта способность позволяет воспринимать неизвестное как нечто новое и захватывающее. Уверенность — это еще и ключ к успешной магической деятельности, и вскоре я расскажу о техниках, которые это отчетливо демонстрируют. Ели человек (явно) в себе уверен, исполняя магические ритуалы в одиночку, но нервничает или испытывает смущение в любой другой ситуации, значит, он упустил главную суть Магии Хаоса.

Побочный продукт уверенности — это неофилия, то есть непредубежденность к новым идеям и представлениям. Обычно расслабленные и уверенные в себе люди не ощущают необходимость защищать себя или систему убеждений (идеологию), которую они разделяют. Таким образом, настоящие маги придерживаются широких взглядов, не испытывают предубеждений и всегда спокойны и расслаблены. Фанатизм и потребность вербовать приверженцев для обращения в свою веру, — это стиль поведения тех, кто теряет уверенность в себе, выпав из привычного безопасного окружения.

litresp.ru


Смотрите также