Официальный дилер

Granelli является официальным дилером компании DR LAURANNE в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
перейти на официальный сайт представительства DR LAURANNE

Вопрос 13. Реформы Клисфена. Исономия. На сколько территориальных фил клисфен поделил аттику


8. Реформа Клисфена в Афинах

508-500

Алкмеонидами свергнуты Писистратиды => Алкмеониды у власти. Один из них – Клисфен.

Реформы:

Административная. Направлена на подрыв силы родовой аристократии. До этого – деление на филы и фратрии (т. е. по родовым общинам), причём центром каждой филы было поместье знатного рода, вокруг которого группировались более бедные граждане. Голосование по филам => определяет всё именно знать. Клисфен хочет перемешать роды. Вся Аттика разделена на 10 фил, каждая из которых не компактна, а состоит из 3 удалённых друг от друга областей (область триттия. Фила формирует городской, приморской и внутренней триттии). Каждая область включает в себя несколько демов. Следствие – голосование уже не по родам, где всё определяет знать, а рассеяно. Решающая сила теперь – большинство.

Социальная. Дабы ослабить роль аристократии – увеличивает число граждан за счёт торговцев и ремесленников – метеков и вольноотпущенников (ранее – неравноправных жителей Афин).

Аграрная.

После выигранной войны с Халкидой (полис на Эвбее – острове недалеко от Афин), Афины получают территории на острове, куда выселяется клерухия в 4 тысячи бедняков => уменьшение социальной напряженности + укрепление слоя средних землевладельцев (зевгитов).

Политическая. Вместо совета 400 – совет 500 (буле). Формируется выборами 50 человек от каждой филы на год. Постоянный орган, платится жалование. Функции: подготовка повестки для народного собрания, текущее управление. Ареопаг теперь – только судебная власть. Формируется из аристократии кооптацией (введением в него кандидатов без выборов). Новые выборные магистратуры – 10 аподектов (сборщиков взносов) и 10 стратегов (война). Наряду с этим – старая коллегия 9 архонтов. Формируется выборами на год. Функции – жреческие, влияет на военные решения. Но центр тяжести – на стратегах.

Остракизм. Черепки, надпись. 6000 голосов = изгнание.

Последствия. Оформление демократического устройства, победа демоса и т. д.

  1. 9. Греко-персидские войны: причины, основные этапы и последствия

Предпосылки к войне. Дарий I рядом реформ устаканил общество. Огромные богатства, территория, армия. По сравнению с Персией Греция – лилипут. Вместе с тем – соблазнительный кусок, т.к. завоевав Грецию можно получить контроль над Эгейским морем. В 540-530 захвачены М. Азийские полисы. Поначалу лояльная политика, но при Дарии – ужесточение => Милетское (ионийское) восстание. Персидское царство, во главе которого стоял царь Дарий I, было тогда самым сильным государством мира. Под его властью находились и греческие города Малой Азии. Персы подчинили их тиранам, заставили платить большие налоги. Греки с трудом терпели этот гнет. В 500 году до н. э. в Милете вспыхнуло восстание, которое охватило и другие города. Восставшие обратились за помощью к свободным полисам. Но только Афины и Эретрия (город на острове Эвбея) прислали 25 кораблей. Вначале греки одержали несколько побед, но затем были разбиты.

Ионийское восстание (500-494). Началось с Милета (Аристагор). Все побережье. Обратились за помощью в Балканскую Грецию. Откликнулись только Афины, да и то 20 судов. Взятие Сард. Победа над финикийцами при Кипре. 495 – поражение при о. Лада. 494 – взятие Милета и подавление восстания.

Поход Мардония (492-490). Повод – помощь Афин М. Азийским городам. В Греции – страх и растерянность. Программа минимум – Фракия и сев. побережье. Если все пойдет хорошо, то и дальше. 492 – переправа через Геллеспонт. Буря около м. Афон и гибель персидского флота. Возвращение назад. Поход неудачен, но персы имеют плацдарм в Эгеиде.

Поход Датиса и Артаферна (490). С ними Гиппий. 491 – дипломатия: во все полисы – персидские послы с требованием «земли и воды». Фессалия и Беотия дали, Аргос – нейтралитет, остальные – против. Тогда поход. Смело: переправа не каботажная, а прямо через море. Высадка на Эвбее, разгром Эретрии, затем – Марафон (видимо, по совету Гиппия). В Афинах – споры, наступать или обороняться? Мильтиад: наступать. 12 сентября 490 – сражение. У персов – конница и лучники, атака лавой => засеки, узкое место, фаланга держит фланги, разделение ее на 3 части. Сначала сколько могли держали удар лучников, последние 100 м – бегом. Победа. Персов можно бить!

Греко-персидские войны - самые значительные войны в истории Древней Греции. Наиболее подробно о них рассказано в сочинении "История", которое написал Геродот, живший в 5 веке до н. э. Он много путешествовал, посетил Персию и другие страны. Ко времени войн с греками в Персидскую державу входило много стран и народов (см. § 21) !!!. Поэтому Геродот решил рассказать сначала об истории Персии и покоренных ею земель. Позже его назвали "отцом истории", потому что он первым написал настоящее историческое сочинение.

Поход персов. Дарий поклялся отомстить афинянам и эвбейцам, но планы его были грандиознее - он стремился покорить всю Грецию. Дарий отправил в полисы послов с требованием "земли и воды", то есть полного подчинения.

Многие выразили покорность. Только Афины и Спарта решительно отказались. Спартанцы бросили царских послов в колодец, сказав: "Если хотите, можете сами взять там землю и воду!"

В 490 году до н. э. персидский флот подошел с севера к Аттике, и войско высадилось у маленького селения Марафон. Афиняне немедленно отправили туда свое ополчение. Из всей Эллады на помощь им пришли только граждане маленького городка Платеи в Беотии. Персы числом воинов значительно превосходили греков.

3. Битва при Марафоне. Афинский полководец Мильтиад построил воинов в фалангу таким образом, что греки сумели сломить сопротивление персов. Эллины преследовали их до самого моря. Здесь они напали на корабли, которые стали быстро отходить от берега, бросая своих воинов. Греки одержали блестящую победу.

Как рассказывают легенды, получив приказ, один из молодых воинов побежал в Афины. Граждане города томились в неизвестности, и следовало как можно быстрее сообщить им радостное известие о победе. Ни разу не останавливаясь, не выпив ни глотка воды, воин пробежал 42 км 195 м. Таково было расстояние между полем боя и Афинами. Появившись на площади, он остановился, крикнул: "Радуйтесь, афиняне, мы победили!" - и тут же упал бездыханным. В наши дни существует соревнование в беге на расстояние 42 км 195 м, которое называется марафонским бегом.

Победа при Марафоне изменила настроение всех греков. Она разрушила легенду о непобедимости Персии. Сами афиняне гордились победой в битве при Марафоне больше, чем какой-либо другой в своей истории.

4. Греки строят флот. После битвы при Марафоне война не закончилась. Греки только получили передышку. В эти годы в Афинах большим влиянием стал пользоваться талантливый и энергичный политик Фемистокл. Спасение Греции он видел во флоте. Как раз в это время в Аттике открыли богатое серебром месторождение. Фемистокл предложил доходы от его разработки потратить на строительство военных кораблей. Построили 200 триер.

5. Поход персидского царя Ксеркса. Только через 10 лет персы смогли начать новый поход на Грецию. Возглавил его сменивший Дария царь Ксеркс. Армия Ксеркса двигалась на Элладу с севера по суше, а огромный флот сопровождал ее вдоль берега моря. Против грозного врага объединились многие полисы, вручив верховное командование Спарте.

6. Битва у Фермопил (480 год до н. э.). Сражение решили дать в ущелье между Северной и Центральной Грецией у Фермопил. Горы в этом месте близко подходят к морю, и проход очень узкий. Его защищали несколько тысяч греков, в том числе отряд из 300 спартанцев. Командовал всем войском спартанский царь Леонид. Персов было во много раз больше. Ксеркс прислал к Фермопилам гонца с двумя словами: "Сложи оружие". Леонид ответил тоже двумя словами: "Приди возьми".

Кровавый бой длился два дня. Персы не могли прорваться. Но нашелся предатель, который провел их по горным тропам. Враги оказались в тылу греков. Когда Леонид узнал об этом, он приказал всем отходить, а сам со спартанцами и добровольцами остался. Эллины бились с безумной отвагой. Все они погибли в жестоком бою. Но и врагов полегло немало.

Позже в Фермопильском ущелье поставили статую льва (Леонид погречески значит ."львенок") и камень с надписью: "Путник, извести Лакедемон, что мы лежим здесь, честно исполнив закон".

7. Саламинское сражение (480 год до н. э.). Персидская армия двинулась к Афинам. Жители оставили город. Женщин, детей и стариков отправили на соседние острова, все мужчины находились на кораблях. Теперь вся надежда была на флот. Он насчитывал примерно 400 кораблей, половина из них - афинские. Сражение произошло в Саламинском проливе между островом Саламин и берегом Аттики. На рассвете персидские суда вошли в пролив. Афинские корабли стремительно ударили по передовым кораблям противника. Легкие триеры без труда обходили тяжелые вражеские суда. Персы сражались за добычу и награду от царя, греки - за свободу и жизнь. Афиняне видели столбы черного дыма, поднимавшегося над подожженными персами домами и храмами их города. Рядом на островах находились их родители, жены, сестры, дети. Грекам предстояло или погибнуть, или превратиться в рабов. Это увеличивало их силы, никто не думал об опасности.

Большинство вражеских кораблей погибло, остальные отошли. Несмотря на численный перевес врага, греки одержали победу. Ксеркс с уцелевшими кораблями отступил в Малую Азию, но часть армии оставил в Греции.

8. Битвы при Платеях и Микале (479 год до н. э.). Теперь можно было думать об изгнании всех персов из Греции. В 479 году до н. э. произошло сражение у городка Платеи в Беотии. Бой был долгий и кровопролитный. Но греческие гоплиты были лучше обучены, имели более совершенное оружие, сражались за свободу. И они одержали победу. По преданию, в тот же самый день греки одержали и вторую победу - у мыса Микале около Милета. Они напали на противника одновременно с моря и суши, уничтожили сильную персидскую армию и сожгли большую часть вражеских кораблей.

Битвами при Платеях и Микале закончился первый период греко-персидских войн. Персы больше в Европе не появлялись. Военные действия были перенесены в Малую Азию. Началось постепенное освобождение расположенных здесь греческих городов.

9. Результаты греко-персидских войн. Война длилась еще долго. Руководство союзными силами греков перешло теперь в руки Афин. Наконец, в 449 году до н. э. был заключен мир. Персидский царь признал независимость всех греческих городов Малой Азии. Персидский флот не имел права появляться в Эгейском море. Афины вышли из войны сильнейшим морским государством Греции.

Почему в войне победили греки? Ведь численно их силы намного уступали войску огромной Персидской империи. Самая главная причина победы состояла в том, что греки защищали свою родину и независимость. А армия персов в значительной степени состояла из подневольных воинов. Иногда даже приходилось гнать их в бой плетками. Большую роль сыграло также военное превосходство греков. Их воины были лучше вооружены и обучены.

studfiles.net

Реформы Клисфена | Тайны веков

Демократическая политическая система в Афинах окончательно сформировалась при знаменитом правителе Клисфене, который нанес мощный удар по господству старой родовой знати.

После смерти Писистрата власть в свои руки взяли его сыновья Гиппий и Гиппарх. Фактически государственными делами занимался Гиппий, Гиппарх же посвятил себя литературе и искусству. Режим стал более суровым. В 514 г. до н. э. в среде афинских аристократов возник заговор, целью которого было низвержение тирании. Двое заговорщиков – Гармодий и Аристогитон – предприняли попытку убить Гиппия и Гиппарха во время Панафинейского празднества, но убит был только Гиппарх. Память о Гармодии и Аристогитоне как борцах против тирании долго чтилась афинскими демократами. Оставшийся в живых Гиппий обрушил жестокие репрессии на головы своих противников. В этот период многие афиняне покинули родину.

Положение Гиппия осложнялось внешнеполитическими затруднениями. В 519 г. до н. э. Афины присоединили к своим владениям пограничный беотийский город Платеи. Это привело к разрыву с фиванцами. В это же время происходит ослабление Аргоса, старого союзника Писистрата, и усиливается враждебная ему аристократическая Спарта. В довершение всего Афины потеряли контроль над проливами, которые перешли в руки персидской державы Ахеменидов.

Против могущества Писистратидов выступала родовая знать и вожди торгово‑ремесленных кругов, лидеры паралиев Алкмеониды. Противники братьев‑тиранов заручились поддержкой аристократической Спарты и влиятельных дельфийских оракулов. В 510 г. до н. э. спартанцы вошли в город, и тиран был изгнан из Афин.

И сразу же началась борьба между эвпатридами и паралиями. Знать возглавлял Исагор, и именно его, естественно, поддержал спартанский царь Клеомен. Из Афин теперь изгнали вождя партии паралиев Клисфена, объяснив это «очищением города от скверны». Дело в том, что Клисфен принадлежал к Алкмеонидам, проклятым еще в VII в. до н. э., поскольку в борьбе с узурпатором Кил оном представители рода совершили святотатство в отношении священного храма. Вместе с Клисфеном город вынуждены были покинуть еще 700 семейств его сторонников. Спартанцы попытались восстановить могущество родовой аристократии, поставив во главе государства Исагора. Но жители Аттики воспротивились. В Афины быстро стекались крестьяне, которые в союзе с горожанами заперли спартанцев и местных сторонников Исагора на Акрополе. Эвпатриды были вынуждены сдаться, Клеомен покинул город. В Афины вернулся Клисфен, который был избран первым архонтом, как когда‑то Солон. Произошло это в 508 (507) г. до н. э., ему было около 60 лет.

Важнейшей реформой Клисфена было разделение всех граждан Аттики на новые филы. До этого весь народ делился на четыре филы, в каждую из которых входило по три фратрии. Во главе каждой фратрии стоял знатный род, ведавший ее культовыми делами. Рядовые члены фратрии обязаны были подчиняться религиозному и политическому авторитету знати, оказывая ей поддержку во всех ее предприятиях. Клисфен сломал эту систему. Всю территорию Аттики он разделил на три округа: город, центральная равнинная территория и прибрежная полоса. Каждый округ делился на десять более мелких округов – триттий. Затем образовывалось десять фил, в каждую из которых входило по одной триттии от каждого округа. Филы объединялись лишь во время голосования и выдвигали по 50 человек в преобразованный буле (соответственно, теперь это был Совет пятисот), по одному человеку в новый орган – Коллегию десяти стратегов (по очереди выполнявших функцию главнокомандующего армией), формировали по три отряда (матросов, пехотинцев и всадников) для афинской армии. Каждая из десяти фил получила имя в честь одного из мифологических героев. Главной особенностью новых фил было то, что ее представители проживали в разных местах. Клисфен, по выражению Аристотеля, «перемешал афинский народ». Конечно, острие данной реформы было направлено против эвпатридов. Архонтэпоним оставил за старыми родовыми филами лишь религиозные функции.

Основной же политической, экономической и административной единицей стал дем (одно или несколько сел или квартал Афин), на них делились триттии. При Клисфене таких демов было около ста. Дем был самоуправляемой общиной со своим собранием, судом, казной и выборным старостой демархом с широкими административными и полицейскими полномочиями. Здесь составлялись списки рождающихся, демархи ведали сбором налогов, мобилизацией молодых членов дема. В деме по жребию определялись и члены суда присяжных. Попадание в списки дема автоматически вело к получению гражданских прав. Кстати, при составлении списков демотов туда было включено много метеков (ограниченных в правах потомков переселенцев) и вольноотпущенников, что увеличило количество афинских граждан.

При Клисфене было восстановлено значение Народного собрания, буле и судов присяжных, через которые каждый гражданин мог отстаивать свои права. Важнейшим законом, направленным против тирании, был, возможно, принятый именно при Клисфене закон об остракизме. По нему, Народное собрание созывалось ежегодно для решения важного вопроса: нет ли среди афинян человека, который выделяется своим авторитетом настолько, что может захватить единоличную власть. Если собрание считало, что есть, назначалось второе собрание для проведения процедуры остракизма (от «остракон» – черепок). Каждый афинянин, присутствующий на экклесии, мог написать на глиняном черепке имя наиболее, по его мнению, опасного человека. Это мог быть удачливый полководец, популярный политик и т. д.; причем это мог быть, в принципе, ничем не запятнавший себя, вполне достойный гражданин. Но Народное собрание имело право решить, что он опасен для гражданской свободы. Подвергшийся остракизму большинством голосов афинянин изгонялся из полиса сроком на десять лет без конфискации имущества. Его семья оставалась в городе, а сам он по возвращении тут же получал обратно гражданские права.

Против демократических Афин выступила коалиция греческих государств, где власть все еще принадлежала знати, опасавшейся «дурного примера» Аттики для своего народа. В коалицию входили Фивы, Спарта, Халкида и Эгина. Алкмеониды пытались найти поддержку у персов и даже согласились на признание верховной власти персидского царя, но народ Аттики категорически отказался ратифицировать такое соглашение. В 506 г. до н. э. войска союзников вторглись в Аттику. Но афинянам удалось нанести им сокрушительное поражение. Более того, они переправились на остров Эвбею и там овладели Халкидой. Демократия восторжествовала.

agesmystery.ru

Вопрос 13. Реформы Клисфена. Исономия

Свержение тирании Гиппия вызвало вспышку внутренней борьбы, в результате которой к власти пришел род Алкмеонидов во главе с Клисфеном. Он предложил ряд реформ, которые должны были покончить с остатком родовых отношений и закончить оформление полисных отношений. Эти реформы проводились с 508 по 500 г. до н.э.

Административная реформа: четыре прежние филы, основанные на родовом принципе, заменялись на десять новых, основанных на территориальном принципе. Новые филы складывались из трех частей – по одной из прибрежной части, городской и равнинной. В свою очередь эти части делились на 10 триттий (по одной триттии из каждой части и получалась фила). Причем триттии соединялись в территориальную филу по жребию. Каждая триттия делилась на 100 демов, которые составляли основную политическую ячейку, к которой каждый гражданин был приписан с рождения до смерти. По демам стали проходить выборы по жребию в суд присяжных, формироваться отряды гоплитов. Благодаря этой реформе удалось покончить с родовыми связями, утратилось их политическое значение.

Реформа органов власти: замена Совета 400 Советом 500, в который теперь входило по 50 представителей от каждой филы. Вводится притания – когда поочередно каждая из 10 фил на один месяц становится главной, то есть из неё выбирается на 1 день председатель, который управляет всеми государственными делами. Дежурная фила – притания – заседает постоянно, остальные собираются по мере надобности.

Теперь Совет 500 заседал регулярно, занимался текущим управлением. Ареопаг утратил свои политические функции, стал судебным органом власти. Введение остракизма – ежегодного голосования на Народном собрании, где выяснялись люди, которые, по мнению народа, угрожают демократии и полису. Появились новые органы власти Коллегия 10 стратегов и аподектов (10 сборщиков податей)

Социальная реформа: включение в число граждан некоторое число метеков (вольноотпущенников) и иностранцев. Переселение малоземельных граждан и метеков, ставших гражданами, но не имевших земли, на новые завоеванные территории (о-в Эвбеи город Халкида)

Законодательство Клисфена закончило преобразования, начатые Солоном. Вся структура общественной, политической и культурной жизни теперь заложена на новых социальных, государственных, а не на кровных началах. Основа социального деления – наличие частной собственности, а административного и политического деления – территориальный принцип. Были заложены основы классического рабства, управления государством широким кругом гражданского населения, то есть исономии, где все граждане равны и имеют равные права. Военная организация опиралась теперь на фалангу из среднего слоя населения.

Законы Клисфена завершили формирование общества и государства в Аттике в виде демократического полиса.

Вопрос 14. Предпосылки формирования режима рабовладельческой демократии в Аттике

  • Экономический подъем Греции в VIII-VII в. до н.э., вызванный Великой греческой колонизацией, подрывал значение родовой знати. Родовая организация в колониях, не имея под собой прочной социальной опоры и традиций, легко разлагалась под напором денежного хозяйства и рабского способа производства. Людей стали расценивать не по роду, а по богатству.

  • С ростом товарно-денежного хозяйства и рабовладения увеличивалось имущественное неравенство среди свободных, углублялась и обострялась борьба между слоями свободных граждан.

  • Ухудшение материального положения земледельцев и ремесленников за счет расцвета долгового рабства. С активным распространением денег взамен натурального долга, не всегда требующего возврата, появляется долг денежный, который необходимо было возвращать, да ещё и с процентами. Многие этого сделать не могли и становились долговыми рабами. Долговое рабство истощало общину, делало её менее обороноспособной.

  • В ходе активной колонизации появился избыток дешевой рабской силы из колоний, что сделало возможным широкое применение рабского труда во всех отраслях производства. Начали закладываться основы рабовладельческого общества и вместе с ним новой полисной организации государства.

  • Внутренняя борьба в VII-VI в. до н. э. между слоями населения привела к окончательному формированию греческих городов-государств, а также к появлению тирании (люди устали от войн и противоречий и зачастую сами выбирали тиранов). Она является переходной ступенью от господства родовой аристократии к демократии. Характерными признаками тирании была узурпация, насильственный захват власти одним лицом. Главной целью тиранов было укрепление владычества над полисом и создание наследственной династии. В большинстве случаев тираны – это вожди демоса, выходцы из аристократии. Политика тиранов была противоречивой (поддерживали в первую очередь демос, но в то же время хотели прекратить противоречия между аристократией и народом). В этом заключается социальная слабость и причина неустойчивости тирании, как политической формы. Тирания выполнила важную роль в уничтожении господства родовой знати и создании рабовладельческого государства, но никто из тиранов не стремился демократизировать полисный строй.

  • Издание первых письменных законов, или кодификация обычного права. Первые такие законы появились в колониях в VII в. до н. э., а затем и в метрополиях. Они подрывали принцип родового строя и самостоятельности отдельных родов, выдвигая вместо него государственный принцип и санкционируя значение имущественного ценза. За кодификацией законов последовали демократические перемены в правящих органах, в противовес старинным родовым культам стали почитаться распространенные в демократических слоях населения.

Данные предпосылки позволили в Афинах в результате реформ Солона и Клисфена, тирании Писистрата сложиться форме раннегреческого полиса, где сформировалась рабовладельческая демократия. Афины стали главным оплотом греческой демократии. Основной особенностью полисной организации в отличие от других рабовладельческих государств заключается в том, что здесь в управлении государством участвуют в какой-то мере все члены общины, а не только узкий круг лиц, как на Древнем Востоке. Гражданская община (демос) сливается с государством. Главным преимуществом над другими типами рабовладельческих государств были социальная база и широкая возможность развития частного рабовладельческого хозяйства. В этом важную роль сыграли реформы Солона, которые дали толчок развитию классического рабства.

studfiles.net

Реформы Клисфена

Реформы Солона не смогли справиться с распрями внутри афинского общества. Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании. Наконец, через 90 лет после Солона, в 509 г. до н. з., демократы, объединившись вокруг своего вождя Клисфена, наносят решающий удар по остаткам родового строя, мешавшим функционированию государства как такового.

Реформа 509 г. окончательно ликвидировала старые племена. Взамен родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение. Аттика делилась на десять территориальных племен (фил). Каждая фила состояла из трех частей — триттий. Одна из триттий должна была принадлежать к сельскохозяйственной равнине, где до того господствовала знать (здесь были ее имения), другая — к приморскому району, форпосту, демократически настроенной матросской массы, третью составлял один из кварталов столицы. В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан — ремесленников, купцов, матросов. Землевладельческая «равнина» была оттеснена на второй план. Помимо этого страна была поделена на наименьшие районы — демы. Их было около ста.

Введенная Клисфеном система раздробила аристократические роды и лишила их единства и сплоченности. Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать Совет пятисот — по 50 человек от каждой новой филы.

Общественное развитие привело к сосредоточению богатств в руках неродовитых граждан, составивших имущий класс Афин, но в органах родового строя господствовало государство рабовладельцев — знатных и незнатных. Для борьбы с противниками Клисфен ввел остракизм— изгнание из государства, применяемое в качестве политической меры, а не наказания. Изгнание назначалось обыкновенно на 10 лет и не влекло за собой ни лишения прав, ни конфискации имущества. Решение об остракизме принадлежало народному собранию.

Результатом реформ Клисфена стало снижение роли ареопага. А в 462 г. до н. э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела закон о лишении ареопага всех политических функций. К середине V в. до н. э. замещение должностей стало доступно всем гражданам, независимо от их имущественного положения. Позже по предложению стратега Перикла была введена выплата вознаграждения за государственную службу. Первыми стали получать жалованье члены Совета пятисот, присяжные заседатели, солдаты, матросы военного флота и все должностные лица, кроме стратегов.

Законодательное оформление гражданских прав в Афинах

Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица мужского пола, у кого отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.

Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста, затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. До 60 лет граждане обязаны были участвовать в военных походах. Физический труд, за исключением земледельческого, признавался . недостойным гражданина. «Позорящие» профессии были уделом иностранцев- метэков, вольноотпущенников, рабов. Метэ- ки не имели права участвовать в народном собрании и занимать должности. Они служили в армии, платили налоги, при неуплате могли продаваться в рабство. Браки между метэками и гражданами запрещались.

Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина. Когда раб совершал преступление, заслуживавшее казни, суд и наказание становились делом властей.

Единственное, что закон запрещал хозяину,— убийство раба. Несмотря на формальный запрет, убийство раба хозяином не влекло за собой наказания для последнего. За этим исключением все другие виды наказаний были правом господина. Допрос раба производился только под пыткой. Это считалось справедливым и «истинно демократическим». Обычными способами наказания рабов были заковывание в кандалы, в железный ошейник, истязания, клеймение и пр. Пытали дыбой, заливанием уксуса в ноздри, прикладыванием к телу раскаленной черепицы, растягиванием членов. Никакого имущества раб иметь не мог. Все, что он зарабатывал, было собственностью господина. Отпущенный на свободу раб подпадал под двойной надзор: государства, относившегося к нему как к «иностранцу», и бывшего хозяина, по отношению к которому вольноотпущенный был обязан некоторыми повинностями.

Женщина не имела ни политических, ни гражданских прав, ей вменялось жить в особой половине дома. После свадьбы законным представителем жены становился муж. Чтобы развестись с жёной, ему достаточно было призвать свидетелей. Неверную жену разрешалось выгнать из дому, а приданое присвоить, в будущем ей запрещалось украшаться и входить в храмы, в противном случае разрешалось разорвать на ней одежду и избить. Дети находились в полной власти отца.

studfiles.net

Реформы Клисфена и их историческое значение

История Афин, как и многих других городов, не обошлась без заговоров и переворотов. Политическая система периодически подвергалась изменениям. Окончательное ее формирование пришлось на время правления Клисфена. Именно он нанес удар по господствующей родовой знати. Он фактически переделал государственный строй Афин. В результате его преобразований было сформировано демократическое общество. Также весомый вклад в устройство политической системы внес Солон. Далее разберем подробнее, какие именно преобразования были сделаны этими людьми. В статье будет также дана характеристика Афин того времени.

Обстановка на начало VI века до н. э.

Она была достаточно сложной. Свободное население постепенно расслаивалось. Этот процесс был обусловлен развитием товарно-денежного оборота. В свободной среде стали возникать противоречия между обедневшими и богатыми эвпатриадами. Первые при этом все еще удерживали власть. Выделилась прослойка богачей из ремесленников, торговцев и землевладельцев. Они стремились к власти, используя недовольство мелких и средних собственников, а также представителей бедноты. Для смягчения противоречий и объединения всех свободных в один господствующий слой требовались радикальные преобразования. Их начало положил Солон – архонт, избранный в 594-м году до н. э. Главной целью его преобразований являлось примирение интересов существующих враждующих объединений свободных. Благодаря его деятельности афинская земля очистилась от долговых обязательств. Из прежней конституции он сохранил лишь некоторую часть положений. А все остальное было отменено.

Особое внимание Солон уделил праву. Так, гражданство получили иностранцы, поселившиеся в Аттике с имуществом и семьями. Все население в целом было разделено на 4 класса. Неравенство компенсировалось распределением податей. Последний класс освобождался от уплат совсем. Представители остальных классов занимали соответствующие должности и платили подать по своему состоянию. Права граждан соответствовали их званию. Солон также провозгласил амнистию. Прощались все, кроме убийц и изменников. Своими действиями он попытался объединить правосудие и силу. Воцарившаяся демократия существовала еще в течение трех веков. И за это время ни разу не пришлось повторять то, что сделал Солон. Однако это не значит, что не возникало необходимости в преобразованиях. Спустя годы произошли новые изменения в жизни Аттики. Реформы Клисфена имели огромное значение для политического и социального строя.

Смена власти

История Древних Афин весьма насыщена событиями. После кончины Писистрата власть перешла к его сыновьям: Гиппарху и Гиппию. Однако первый посвятил себя искусству и литературе. Гиппий же занялся государственными делами. Существовавший при Писистрате режим стал суровей. В 514-м году до н.э. в афинском аристократическом обществе возник заговор. Его целью являлось устранение тирании. Двумя заговорщиками – Аристогитоном и Гармдием – была предпринята попытка расправиться с правителями на празднестве. Однако убить им удалось только Гиппарха. Гиппий, оставшийся в живых, обрушил на противников жестокие репрессии. В то время многим афинянам пришлось покинуть родину. Память о Аристогитоне и Гармодии долго чтилась демократами.

Внешнеполитическая ситуация

Положение, которое занимал Гиппий, было достаточно сложным. Оно сопровождалось внешнеполитическими затруднениями. К 519-му году до н. э. к Афинам были присоединены Платеи – беотийский пограничный город. В результате произошел разрыв с фиванцами. В тот же период значительно ослаб Аргос – давний союзник Писистрата. А вот враждебная Спарта, наоборот, укрепила и усилила свои позиции. Кроме прочего, Афины лишились контроля над проливами, перешедшими во владение Ахеменидов.

Осложнение ситуации

Могуществу Писистратидов сопротивлялись вожди торгово-ремесленных обществ и родовая знать. У противников братьев была поддержка аристократических кругов Спарты, а также дельфийских оракулов, имевших большое влияние. В 510-м году до н.э. спартанцы ворвались в город и изгнали Гиппия.

Борьба за власть

После изгнания Гиппия началось противостояние между паралиями и эвпатриадами. Во главе знати стоял Исагор. Именно его поддерживал Клеомен – спартанский царь. В результате противоборства из города был изгнан Клисфен. Он принадлежал к Алкмеонидам, которые еще в VII веке до н.э. были прокляты. Причиной стала борьба представителей рода с узурпатором Килоном, в ходе которой было совершено святотатство по отношению к священному храму. С Клисфеном город были вынуждены покинуть еще 700 семей его сторонников. Поставив во главе правления Исагора, спартанцы хотели восстановить могущество родовой знати. Однако население Аттики проявило недовольство. Афины достаточно быстро наполнились крестьянами, которые совместно с городскими жителями заперли и спартанцев, и их местных сторонников на Акрополе. В результате эвпатридам пришлось сдаться, а Клеомен был вынужден оставить город. Клисфен вернулся и был избран, как в свое время Солон, первым архонтом. Это событие произошло в 508-м (507-м) г. до н. э. В то время его возраст был около 60 лет.

Преобразования с 508 г. до н. э.: административное разделение

Эти реформы Клисфена считаются важнейшими из всех. Все граждане Аттики были разделены на новые филы. До этого их существовало всего 4. В каждую филу входило по 3 фратрии. Во главе последних стояли представители знатного рода. Они ведали культовыми делами фратрий. Рядовые же их члены были обязаны подчиняться политическому и религиозному авторитету знати и оказывать ей поддержку в проводимых предприятиях. Реформы Клисфена полностью поломали старое устройство. Он разделил территорию на три округа. Теперь в Аттику входил город, прибрежная полоса и равнинный участок. В каждом округе было свое разделение. Теперь его территория включала в себя десять более мелких областей. Они назывались триттиями. Далее формировалось десять фил. В каждую из них входило по одной триттии от округа. Объединение фил происходило только на время голосования. Выдвигалось по 50 человек в буле (теперь это был, соответственно, Совет 500), по одному – в Коллегию 10 стратегов (каждый из которых по очереди выполнял задачи главного командующего). Также формировалось по три отряда для армии: всадников, пехотинцев и матросов. Эти административные реформы Клисфена, как выразился Аристотель, способствовали "смешению" народа. Главным направлением преобразований было подавление эвпатридов. За прежними родовыми филами были закреплены только религиозные функции. Таков был, в целом, государственный строй Афин.

Дем

Это была основная административная, политическая и экономическая единица. Демов было порядка ста. Это были самоуправляемые общины, имевшие свое собрание, казну, суд. Был в них и выборный староста – демарх. Он обладал достаточно широкими полицейскими и административными полномочиями. Демарх ведал сбором налогов, следил за списками рождающихся, мобилизацией молодых представителей. По жребию шло определение членов суда присяжных. Отдельное место занимало право Древних Афин. При составлении списков демотов было включено большое количество метеков. Это были потомки переселенцев, ограниченные в правах, и вольноотпущенники. Это, в свою очередь, способствовало увеличению численности населения. Дело в том, что попадавшие в списки дема наделялись гражданскими правами.

Остракизм

Изменениям подверглось и право Древних Афин. В ходе преобразований была восстановлена роль судов присяжных, буле и Народного собрания. Через эти институты можно было отстаивать свои права. Причем это мог сделать каждый гражданин при необходимости. Законы Клисфена были главным образом направлены против тирании. Одним из таких был акт об остракизме. Как гласил этот закон Крисфена, ежегодно Народному собранию необходимо было решать важнейший вопрос. Суть его состояла в выявлении человека в городе, выделявшегося своим авторитетом настолько, что вполне мог бы захватить власть в свои руки. Если первое собрание посчитало, что такой гражданин есть в городе, то созывалось второе. На нем проводилась процедура остаркизма ("остракон" – черепок). Присутствующие на собрании афиняне могли написать на черепке имя наиболее опасного человека. Им мог стать успешный полководец, известный политик и так далее. Надо сказать, что это вполне мог быть обычный достойный гражданин, не запятнавший себя. Тем не менее Народное собрание могло посчитать его опасным для города. Такой гражданин изгонялся из полиса на десять лет. Его семья и имущество оставались в городе. После своего возвращения он сразу же снова обретал свои права. Таковы были основные реформы Клисфена кратко.

Торжество демократии

Реформы Клисфена в Афинах вызвали недовольство у коалиции греческих стран. На этих территориях власть держала в руках знать, которая, разумеется, опасалась "дурного примера" для своих жителей. В коалиции состояли Эгина, Спарта, Фивы и Халкида. Алкмеониды попытались получить поддержку у персов. Они даже готовы были согласиться на признание верховной власти их царя. Но население Аттики категорически было против ратификации соглашения. В итоге в 506-м г. до н.э. войска коалиции вторглись на афинские территории. Однако они потерпели сокрушительное поражение. Афиняне не только смогли отразить нападение, но и переправиться на Эвбею и овладеть Халкидой. В результате восторжествовала демократия.

В заключение

Таковы реформы Солона и Клисфена кратко. Эти два человека жили в разное время. Однако деятельность их обоих имела огромное значение для Аттики. Реформы Солона и Клисфена способствовали упорядочению политического, общественного и административного устройства.

fb.ru

3. Реформы Клисфена. История Древней Греции

3. Реформы Клисфена

После освобождения Афин в 510 г. Клеомен вывел войска. Афины, вероятно, присоединились к Спартанскому союзу, власть оказалась в руках аристократов. Те лишили прав многих неафинян по рождению, после чего начали борьбу за политическое верховенство. На первый план выдвинулись два лидера: Исагор, вероятно филаид, родственник Писистратидов и личный друг Клеомена; и Клисфен, вождь Алкмеонидов, объединивший изгнанников и инспирировавший спартанскую интервенцию. Исагор добился популярности в политических клубах и был избран архонтом в 508 г. Клисфен в ответ стал набирать сторонников среди тех, кто находился за рамками родовой системы, обещая им, что законодательно улучшит их положение. Этот класс, значительно усилившийся благодаря политике тиранов, опасался дальнейшего поражения в правах и поэтому поддержал Клисфена, в партию которого уже входили члены рода Алкмеонидов и родственных кланов. Исагор обратился за помощью к Клеомену. Тот отправил в Афины глашатая объявить об изгнании Клисфена и многих других на том основании, что их семейства осквернили себя во время заговора Килона.

Когда Клисфен и его сторонники покинули Афины, прибыл Клеомен с небольшим отрядом. Он изгнал как оскверненных членов 700 домов, которых ему указал Исагор. Клеомен попытался также распустить совет – вероятно, имеется в виду Совет Ареопага – и передать власть узкой олигархии из 300 человек во главе с Исагором. Совет оказал сопротивление. Он поднял народ против Клеомена и Исагора, которые захватили Акрополь и были осаждены там. Через два дня Клеомену с его отрядом и Исагору с некоторыми сторонниками был обещан безопасный проход; остальных схватили и казнили. Возвратив Клисфена и изгнанные дома, афиняне отправили в Персию послов, предлагая заключить союз с целью защиты от спартанских репрессий. Персия потребовала знаков покорности. Послы дали их, но афиняне дезавуировали их действия.

Клисфен тем временем получил полномочия для исполнения своего обещания и провел реформы. Он подверг коренному изменению аттическую избирательную систему. Ранее племенное и географическое деление Аттики находилось в тесном соответствии друг с другом. Одна фратрия владела землей главным образом в одной триттии, а определенные роды во фратрии владели землей, составляющей данную навкрарию в триттии.

Рис. 13. Аттика

Землевладельцами во фратрии являлись лишь члены родов, а не члены гильдий, так как последние были допущены в систему лишь на уровне фратрий и могли не иметь географической привязанности к навкрарии или триттии. Знатный дом, такой, как дом Алкмеонидов, пользовался влиянием как в племенных группах (в роду и фратрии), так и в географических подразделениях (в навкрарии и триттии), в которых располагались его земли. Поскольку четыре филы Аттики были племенными филами, состоявшими из родственных друг другу фратрий, влияние знатного дома простиралось и на племенные единицы, составлявшие государство. Таким образом, знатные дома оказывали давление через систему все более широких групп, как племенных, так и географических, которые были тесно связаны друг с другом и черпали свою силу из племенных элементов, а не из инкорпорированных в эту систему гильдий. Целью Клисфена было уничтожить влияние родов на местных и общих выборах и уравнять положение членов гильдий с членами родов. Этого он добился, разделив Аттику на новые избирательные участки.

За базовую единицу Клисфен принял дем (demos), небольшой район, аналогичный английскому приходу. Многие демы уже существовали; он увеличил их количество, разделив все густонаселенные демы на более мелкие и создав не менее двух новых, что существенно, в самих Афинах. Демов, вероятно, было около 170, то есть в три раза больше, чем прежних навкрарий. В год реформы гражданство получили все жители демов, и каждый гражданин регистрировался как член дема такого-то. Таким образом, члены кланов и члены гильдий были зарегистрированы на равных основаниях; в списке граждан не имелось никаких указаний на то, принадлежит ли этот человек к древнему роду или получил гражданство недавно, благодаря чему члены демов лишились преимущества друг перед другом, а новые условия получения гражданства, возможно, позволили Клисфену восстановить в правах тех, кто этих прав лишился и считался у оппозиции иностранцами или рабами.

Дем перенял у навкрарии ее финансовые, избирательные и религиозные функции. Возглавлял новую единицу демарх, как старую – навкрар, и каждый дем имел собственное народное собрание и свои ритуалы. Чтобы развить в демах дух единства, Клисфен с 507 г. сделал членство в деме передающимся по наследству, а не зависящим от места жительства; так, если семья переезжала куда-либо, она сохраняла членство в деме, в котором жила в 508–507 гг.

Клисфен разделил Аттику на три региона – Афины с прилегающей территорией (asty), прибрежную полосу, заканчивающуюся у Суниона (paralia), и внутреннюю страну (mesogeion) – примерно с одинаковым числом жителей в каждой. Эти регионы представляли в широком плане различные занятия жителей Аттики – ремесла и финансы, рыболовство и горное дело, животноводство и лесоразработки, – но основой их хозяйства было земледелие.

Рис. 14. План Агоры в IV в. до н. э.:

1 – храм Афродиты Урании;

2 – святилище дема и граций;

3 – стоя Герм;

4 – поикильская стоя;

5 – стоя Зевса;

6 – алтарь двенадцати богов;

7 – Эсхара;

8 – Леокорион;

9 – храм Гефеста;

10 – храм Аполлона Патроя;

11 – здание совета;

12 – старое здание совета;

13 – постамент десяти героев-эпонимов

14 – Панафинейская дорога;

15 – Толос;

16 – Стратегион;

17 – юго-западный фонтан;

18 – Тесеон;

19 – Эннеакрунос;

20 – монетный двор

Их границы не совпадали с прежним делением на равнину, побережье и нагорье, старое противопоставление равнины и нагорья сменилось противопоставлением города и провинции. Затем Клисфен объединил демы каждого региона в десять триттий таким образом, что демы одной триттии в большинстве случаев не имели общих границ; в итоге триттия теперь являлась группой несмежных демов, а не единой земельной территорией, как раньше. Далее Клисфен жребием выбрал по одной триттии из каждого региона и объединил три триттии («трети») в одну единицу, филу (phyle). Таким образом он создал десять фил, членство в которых обеспечивалось членством в деме и в клисфеновской триттии, а не членством во фратрии и в географически соответствующей ей старой триттии. Афинский перечень фил в 507 г. состоял из записей типа «NN, член дема X, триттии Y, филы Z»[22], которые не содержали указаний на то, был ли NN членом рода или гильдии.

Каждая фила имела равное представительство в трех регионах Аттики; отныне не было крупных административных единиц, в которых могли сложиться местные влиятельные группировки. Так, если в прошлом в какой-либо навкрарии заправлял знатный дом, то теперь демы, составляющие эту навкрарию, скорее всего, оказывались распределены по нескольким новым филам. Например, нам известно, что представители Эвмолпидов в более поздние времена принадлежали по меньшей мере к десяти демам и нескольким филам. Членство в филе начиная с 507 г. являлось наследственным. Фила имела собственное народное собрание и исполнительные органы, осуществлявшие избирательные, религиозные, финансовые и военные функции. Все десять фил получили наименования в честь героев (arkhegetai), выбранных пифийской жрицей из ста имен, предложенных самими филами. Таким образом, новая система фил получила благословение дельфийского оркакула, а основателями фил стали считаться отобранные из выбранных (klerotoi ek prokriton), причем роль жребия (kleros) на этот раз исполнял голос пифии. Введя новые филы, Клисфен перекроил старые племенные филы и их подразделение на двенадцать племенных фратрий и двенадцать местных триттий.

Работа новой избирательной системы яснее всего видна на примере Совета пятисот. Каждый дем выбирал в этот совет определенное число депутатов, которые должны были иметь возраст старше 30 лет и принадлежать к классу зевгитов или выше; число депутатов устанавливалось в пропорции к населению каждого дема и, следовательно, было различным в разных демах. Из кандидатов, избранных демами, каждая фила по жребию отбирала 50 депутатов. Таким образом, процедура назначения 500 «отобранных из выбранных» депутатов практически исключала возможность для какой-либо группы приобрести влияние в совете. Затем избранные 500 депутатов подвергались проверке, которая включала и вопрос: «Из какого дема?» Проверка проводилась действующим советом под председательством тесмотетов; отвергнутый кандидат не имел права обжалования, и его место доставалось кому-либо из непрошедших по жребию. Назначенные в итоге 500 депутатов приносили клятву «давать советы, наилучшие для государства» и вступали в должность советников в начале нового аттического года. Первый совет приступил к работе в 507 аттическом году, а клятва в той формулировке, в какой она сохранялась столетиями, впервые была произнесена в 503 г. Филы выставляли десять отрядов, которыми командовали таксиархи. В 501 г. десять выбранных народом стратегов, по одному от каждой филы, заняли место полемарха как полевого полководца, оставив ему должность церемониального главнокомандующего, или гегемона. Вероятно, каждая из десяти фил была обязана оснастить определенное количество кораблей для флота[23].

Новая избирательная система предоставила всем афинянам вне зависимости от их знатности и богатства равные права при выборе местных и государственных должностных лиц, включая демархов, военачальников фил и государственных советников. Реформа Клисфена расширила на избирательную сферу принцип равноправия (isonomia), установленный Солоном применительно к личной свободе и судебной процедуре. Афинские граждане отныне были равноправны на выборах и в речах (isonomoi). В противоположность тирании или узкой олигархии (dynasteia) Афинское государство определялось через равенство в правах, в речах и во власти (isonomia, isegoria и isocratia).

Это новшество было более важно, чем любые изменения, которые Клисфен внес в законы государства, так как отныне каждый гражданин мог голосовать как свободный человек, не подвергаясь какому-либо внешнему давлению. При новом государственном устройстве наибольшей властью, как и прежде, обладал Ареопаг. Его членами по-прежнему являлись бывшие архонты, которые все так же избирались всенародно, а не по новой избирательной системе. Ареопаг и избрание архонтов оставались аристократическими по характеру, и в реальности избиратели почти всегда отдавали голоса за аристократов. Совет пятисот перенял функции прежнего солоновского Совета четырехсот. Чтобы обеспечить непрерывность своего функционирования и контроля за текущими государственными делами, совет разделялся по филам на десять комитетов из 50 советников, и каждый комитет по очереди, определяемой жребием, непрерывно заседал в течение десятой доли года (prytaneia). Ежедневно из числа членов комитета (prytaneis) жребием избирался председатель (epistates), а секретарь (grammateus) назначался на весь срок работы притании. Пританы решали, например, нужно ли созывать совет на чрезвычайное заседание; сессия притании проводилась в государственном здании, Толосе, и во время сессии пританы питались за счет государства. Таким путем Клисфен закрепил за советом более важную роль в государстве. Поскольку каждый человек в возрасте от 30 до 60 лет мог лишь дважды избираться в советники и один раз в эпистаты, в течение следующего поколения большая часть граждан получила опыт в административной деятельности и приучилась к ответственности, и благодаря этому народ в целом стал лучше разбираться в государственных делах. Но значение совета действительно возросло лишь в 462 г. Клисфен в основном оставил законы Писистрата в неприкосновенности. Однако он наделил совет полной мерой ответственности, а народное собрание – избирательными правами. Благодаря этим шагам впоследствии стало возможным правление большинства граждан (demokratia).

Клисфен принял и другие законы, о которых нам мало что известно. Возможно, он внес изменения в календарь Солона, чтобы он соответствовал системе сменяющих друг друга пританий, а также, может быть, запретил вторичное избрание в архонты-эпонимы с целью устранить опасность тирании. Некоторые античные авторы считали, что из тех же соображений он ввел обычай остракизма. В древности реформе Клисфена приклеивались разные ярлыки. В 462 г. ее называли аристократической, а в 411 г. – не демократической, но солоновской по духу. Геродоту и Исократу она казалась демократией, причем почти идеального типа. Для беспристрастного наблюдателя клисфеновская реформа представляется весьма сбалансированной, наделившей Ареопаг, высших должностных лиц, совет и народное собрание властью, пропорциональной опыту различных классов государства после длительного периода тирании. Заслуги Клисфена сопоставимы с заслугами Солона – он объединил классы благодаря справедливому распределению власти и создал истинно единое государство, требующее ответственного сотрудничества от каждого гражданина. «Эти законы, – говорит Плутарх, – превосходно обеспечивали единодушие и сохранность государства». Но мысль Клисфена простиралась и в будущее. Он хорошо понимал душу афинского народа. Благодаря избирательной реформе и учреждению совета и пританий он переопределил роль демоса в афинской политике. В то же время он оставил в неприкосновенности религиозную и нравственную структуру общества, на которой в конечном счете держалась солидарность полиса. Четыре племенные филы, двенадцать триттий, фратрии, роды и жрецы продолжали действовать в религиозной, нравственной и социальной жизни общины, способствуя развитию корпоративного духа и преданности государству, которые, находя политическое выражение благодаря либеральным и прогрессивным законам, позволили Афинам Клисфена выступить единым фронтом против Спарты и Персии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Клисфен – отец афинской демократии

Клисфен традиционно считается «отцом» афинской демократии. Несмотря на принадлежность к знатной семье Алкмеонидов, зачинщиков изгнания Писистратидов, он стал представителем интересов людей средних сословий, которые боялись восстановления аристократической власти.

Реформы Клисфена

Став в 508 г. до н.э. архонтом, Клисфен начинает обширные реформы, направленные на уничтожение противопоставления между сословиями и окончательного предотвращения возвращения тирании. Он поделил Аттику на три зоны: город, внутренняя территория и побережье, каждая из которых, в свою очередь, делилась еще на десять зон, которые назывались тритии.

Тридцать тритий объединялись в группы по три (по одной из каждой зоны) и формировали десять территориальных племен. В каждом из них были представлены все общественные составляющие и потребности различных зон Аттики, что предотвращало опасность того, что торговцы побережья или землевладельцы внутренней Аттики образуют однородные группы по интересам.

Каждая трития должна была иметь эскадрон кавалерии и полк гоплитов под командой стратега, ежегодно избирать архонта и 50 членов государственного совета (буле), которые десятую часть афинского года выполняли обязанности председателей. Принятие или отклонение законов, предлагаемых буле, происходили на городской ассамблее (экклесия), в которой принимали участие все горожане мужского пола старше 20 лет, родители которых были афинянами.

Борьба за власть

В некоторых источниках есть упоминания, что Клисфен, находясь во главе борьбы против тирании: укрепил Липсидрий, а когда его войску было нанесено поражение и значительный урон — подкупил оракул в Дельфах. Именно по воле оракула Афины были освобождены в 510 г. до н.э.

Вступив в столицу, Клисфену еще предстояла ожесточенная борьба за власть с архонтом Исагором, который в своем правлении всегда опирался на аристократию. Клисфен же призывал народ к осуществлению назревших реформ. Исагор был вынужден обратиться за помощью к правителям Спарты. Царь Клеомен послал послов, потребовав изгнать всех мятежников. Клисфен сумел тайком покинуть город, но Клеомен с небольшим войском сам прибыл в Афины и силой изгнал семь сотен семей, и, как повествуют архивные документы, даже кости мертвых выбросили из погребений.

В это время началось восстание; Спартанский отряд был осажден и вернулся к себе на родину вместе с Исагором. Клисфен с триумфом возвратился в Афины и приступил к проведению демократических реформ.

www.chuchotezvous.ru