Официальный дилер

Granelli является официальным дилером компании DR LAURANNE в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
перейти на официальный сайт представительства DR LAURANNE

Презентация по теме "Стратегии критического мышления применяемые на уроках". Стратегия критического мышления таблица фила


Табличные приемы развития критического мышления

Таблицы — это один из способов графической организации материала. Предлагаем рассмотреть табличные приемы развития критического мышления:

  • концептуальная таблица,
  • сводная таблица,
  • таблица-синтез,
  • таблица ЗХУ,
  • сюжетная таблица,
  • прием «До-После»

Можно рассматривать табличные приемы развития критического мышления (РКМ), как приемы стадии рефлексии, но в большей степени — это стратегии ведения урока в целом.

Прием «концептуальная таблица»

Особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Приём «сводная таблица» (описан Дж. Беллансом)

Позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Прием помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.

Выглядит эта таблица просто: средняя колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Тема 1 Тема 2 Линия сравнения Тема 3 Тема 4
                  

Основной смысл использования приема «Сводная таблица» заключается в том, что «линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики.

Для того, чтобы в какой-нибудь группе «линий сравнения» не было слишком много, но и не меньше 3, можно предложить следующий способ:

  1. Вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно «линий»,
  2. Попросить их определить наиболее важные. «Важность» необходимо аргументировать.

Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся.

Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.

Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.

Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке.

Прием «Таблица-синтез»

Был предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И.О. и рекомендуется для работы с художественным текстом.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА(СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) /до прочтения/ ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА( СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ) ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ)
1…………….2…………….3…………….4…………….5……………../во время чтения/1……………..2……………..

На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.

При работе с информационным текстом предлагаем иной вариант «таблицы синтез»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ТОЛКОВАНИЕ ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА
   
Прием «ЗХУ»

Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «Знаю — Хочу знать — Узнал«, которую разработала и предложила участникам семинаров по технологии развития критического мышления Донна Огл.

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще графы – «источники информации», «используемые понятия»,»что осталось не раскрыто».

Работа на стадии размышления может быть продолжена: учащиеся на уроке или на дом получают задание заполнить новую таблицу.

Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

Прием  позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика и поставить отметку за работу. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

Сюжетная таблица

Суть работы с этой таблицей — читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста. Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.

При чтении текста полезно проводить сравнительный анализ различных явлений и понятий. Такие сравнительные таблицы могут стать основанием для будущей дискуссии.

Прием «До-После»

Может быть использован  как прием актуализации знаний учащихся (до) и на этапе рефлексии (после).

Формирует:

  • умение прогнозировать события;
  • умение соотносить известные и неизвестные факты;
  • умение выражать свои мысли;
  • умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполняется часть «До», в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть «После» заполняется в конце урока, когда прочитан текст и т.д.  Далее ученик сравнивает содержание «До» и «После» и делает вывод.

Таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)
«П»-« +»

Позитивный характер

«М» «–»

Негативный характер

“И”

Интересно

В графу “П” заносится информация, которая носит позитивный характер.

В графу “М” – негативный характер.

Наиболее интересные факты заносятся в графу “И”.

Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие графы.

Таблица “ПМИ” используется также и для того, чтобы учащиеся высказали свое отношение к уроку: было ли интересно, что понравилось, а что они считают недостатком в уроке.

Ресурсы:

nitforyou.com

Коучинг-занятие "Применение стратегии критического мышления"

Мысль в подарок…

Умеющие мыслить умеют

задавать вопросы.

Э. Кинг

Мультфильм

Восьмой день критического мышления

Коучинг-занятие

Применение стратегии критического мышления

Видеоролик

Работа в группах.

1 группа - Что такое критическое мышление?

2 группа – Что даст нам использование технологии КМ?

3 группа - Какие стратегии КМ, и на каких этапах урока используют?

Разминка

Сергіту сәті

Критическое мышление –

это один из видов интеллектуальной

деятельности человека, который

характеризуется высоким уровнем

восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Критическое мышление — это:

  • способность ставить новые, полные смысла вопросы ;
  • вырабатывать разно-образные, подкрепляющие аргументы ;
  • принимать независимые продуманные решения .

Критически мыслящий человек задает вопросы:

  • Что я знаю?
  • Что я узнал нового?
  • Как изменились мои знания?
  • Что я буду с этим делать?

Цель применения технологии развития критического мышления:

Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).

Трёхфазовая структура урока:

Трёхфазовая структура урока:

Вызов

Цели:

  • Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.
  • Активизация деятельности учащихся. 
  • Формирование мотивации на учебную деятельность.
  • Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности.

Вызов

Приемы:

  • «Мозговой штурм» 
  • Прогнозирование
  • Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания) 
  • Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте
  • Корзина идей
  • Кластер
  • Таблица «З–Х–У»

Осмысление (реализация)

Цели:

  • Получение обучаемыми нового знания.
  • Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение уже известного с новым. 
  • Освоение способа работы с информацией. 
  • Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова.

Осмысление (реализация)

  • Чтение текста с маркировкой по методу insert;
  • Выделение ключевых слов подчёркиванием;
  • Таблица «З–Х–У»

Приемы:

Рефлексия

Цели:

  • Присвоение нового знания.
  • Создание целостного представления о предмете изучения.
  • Постановка новых целей в учебной деятельности.
  • Оценка и самооценка развития обучаемых в теме.

Рефлексия

Приемы:

  • Творческая работа – синквейн
  • Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
  • Ведение дневника
  • Письмо другу
  • Достраивание кластера из ключевых слов
  • Перепутанные логические цепи
  • … .

Функции трех фаз технологии

развития критического мышления  

Вызов

  Мотивационная       (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

Осмысление содержания

   Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

    Информационная (получение новой информации по теме)

Рефлексия

  Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

  Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

  Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

  Информационная (приобретение нового знания)

  Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

  Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,   оценка процесса)

Приемы ТКРМ:

  • Корзина идей
  • Пересказ наперебой
  • Свободное письмо
  • Авторское кресло
  • Синквейн
  • Взаимоопрос
  • Лови ошибку
  • Верю - не верю

Приемы ТКРМ:

Кластеры

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют « наглядным мозговым штурмом » .

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является « сердцем » идеи, темы.

2. Вокруг « накидать » слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель « планеты и ее спутники » )

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из « спутников » в свою очередь тоже появляются « спутники » , устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила :

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как « поле идей » , следует конкретизировать направления развития темы.

треугольник

Приемы ТКРМ:

Пример:

Участники

Содержание

Образовательный процесс

Предметные области

Методы

Приемы ТКРМ:

Инсерт (чтение с пометками)

  • «V» - информация мне известна
  • «+» - узнал что-то новое
  • «--» - противоречит тому, что знаю; думал иначе, не согласен
  • «?» - хочу узнать подробнее

Приемы ТКРМ:

« З-Х-У » ( « Знаю – Хочу знать – Узнал » )

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики « Знаю » , « Хочу узнать » .

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу « Узнали » .

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – « источники информации » , « что осталось не раскрыто » .

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Приемы ТКРМ:

Взаимоопрос

Один из способов работы в парах. Используется на стадии « осмысления » . Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

Приемы ТКРМ:

Кубик. Грани

  • Дай описание.
  • Сравни с чем-нибудь.
  • Проассоциируй (на что похоже).
  • Проанализируй (из чего состоит).
  • Примени это.
  • Приведи примеры.

Дай описание.

Приемы ТКРМ:

Прием “ Верю-не верю ”

Вопрос

“ +” верю,

1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?

“ -” не верю

 

2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?

 

3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке?

 

Приемы ТКРМ: Синквейн

  • (от англ. «путь мысли»или от французского «пять»)
  • 1 строка - 1 существительное (тема)
  • 2 строка - 2 прилагательных (описывающие признаки и свойства выбранного предмета)
  • 3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме)
  • 4 строка – фраза из 4-х слов (отношение к теме)
  • 5 строка - 1 слово – резюме (синоним темы)

Например:

  • Математика.
  • Интересная, увлекательная.
  • Думает, решает, проверяет.
  • Математика ум в порядок приводит.
  • Расчет.

Работа в группах.

1 группа – составление задания на стадии «Вызова» с использованием стратегии КМ ( Бірінші кезең «Қызығушылықты ояту»).

2 группа - составление задания на стадии «Осмысления» с использованием стратегии КМ ( «Екінші кезең «Мағынаны ашу» ).

  • группа - составление задания
  • на стадии «Рефлексия» с использованием
  • стратегии КМ ( Үшінші кезең «Ой толғау» ).

Рефлексия

Плюс – понравилось, узнал, усвоил.

Минус – лишнее, не понятно.

Интересно

kopilkaurokov.ru

Критическое мышление. Развитие критического мышления, ч. 2 — Блог

Стратегии критического мышления

Существует несколько стратегий критического мышления. Их можно сформулировать в виде полезных советов, которые в общих чертах, несомненно, Вам знакомы:

  1. Управляйте своим временем.

Старайтесь не плыть по течению, а направлять усилия на действительно важные вещи, которые лучше спланировать заранее. Если убрать то, что не столь важно – высвободится ресурс времени и сил, которые можно направить на решение важных задач. От чего избавиться – решать Вам: от серфинга по сайтам, или от бесполезной внутренней и внешней болтовни, или от сожалений о так и не сделанном, или от бесплодных переживаний о будущем (переживания отнимают много сил и времени).

  1. Сосредоточьтесь на одной теме.

Помимо ежедневных (текущих, необходимых к выполнению) дел, в свободное время постарайтесь сосредоточиться на какой-либо одной, важной для Вас, теме. Начиная работать над ней, постарайтесь сформулировать проблему в виде утверждения или вопроса. Задумайтесь о том, как она повлияет на Вашу жизнь, Ваши цели, потребности. Постарайтесь углубиться в тему, рассмотреть все «за» и «против», учесть разные точки зрения и сформировать свою собственную. Критическое мышление предполагает стремление к получению максимально объективного знания. Стратегия критического мышления выглядит в виде цепочки: нахождение проблемы –> анализ –> поиск вариантов решения –> выбор окончательного варианта и пути выполнения –> действие.

  1. Формируйте собственные интеллектуальные стандарты.

Определите для себя те, которых будете стараться придерживаться. Для каждой из недель выберите какую-либо цель, и в каждый из дней недели старайтесь её выполнять. Например, одну неделю можно стараться целенаправленно концентрировать внимание на краткости и точности, формулируя свои мысли и высказывания. Другую можно посвятить ежедневному неукоснительному наведению порядка на рабочем столе (недаром говорят, что каков порядок на столе – таков и в голове). И т.д.

  1. Изучайте разные точки зрения.

Старайтесь рассмотреть изучаемый материал с разных сторон, не зацикливаясь на том, что уже известно Вам. Изучите разные точки зрения, составьте свое мнение. Задумайтесь, какие ошибки допускали, в чем заблуждались, какими открытиями обогатились.

Человек, владеющий критическим мышлением, не принимает информацию на веру, а старается проверить её, узнать о предмете изучения как можно больше, глубже. Это выручает не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Много интересной информации можно найти в книге Дайаны Халперн «Психология критического мышления». Автор (американский психолог и преподаватель) убеждена, что критическое мышление можно и необходимо развивать.

Психология критического мышления

Психология критического мышления представляет собой целый комплекс когнитивных навыков и стратегий, приводящих к целенаправленным, логически обоснованным и взвешенным результатам. Её отличает чёткость мыслей; логичность, структурированность информации и корректность её интерпретации; открытость новому и в то же время способность воспринимать его критически; постоянное стремление к самосовершенствованию. Психология критического мышления позволяет не становиться объектом манипулирования, замечать его признаки и не допускать его влияния на свою жизнь.

Среди ключевых навыков критического мышления – наблюдательность, умение мыслить логически, интерпретировать, анализировать, делать выводы и давать оценку. Критическое мышление опирается на метазнание (это знание о знании, когда человек способен не только проявить навык, но и объяснить механизм, как он это делает), ясность, прочность, правдоподобие, значимость, кругозор, глубину, справедливость и другие критерии интеллектуальности. Цели критического мышления можно определить как самосовершенствование и саморазвитие, способность принимать взвешенные решения, работать с информацией и анализировать происходящие явления. Цели критического мышления включают развитие мыслительных навыков, необходимых не только в обучении, но и в повседневной жизни.

Психологию критического мышления отличает ряд признаков, среди которых:

  1. Способность, опираясь на собственный опыт и известные способы решения проблемы, проявлять самостоятельность в оценке ситуации, выводах и принятии решений. Чем больше информации собрано и чем больше способов решения найдено, тем лучше это отразится на результате.
  2. Умение работать с информацией: найти, проанализировать, отобрать «рациональное зерно», установить необходимые связи интересующим объектом, применить. Дайана Халперн при решении задач для структурирования процесса мышления выделяет четыре стадии: подготовка и ознакомление, выработка стратегии, принятие решения и оценка эффективности.
  • Умение правильно формулировать вопросы и разрабатывать правильную стратегию решения проблем, ведь правильно заданный вопрос может содержать половину ответа. Можно использовать советы Д. Халперн:

1) формулируйте задачу по-разному, чтобы взглянуть на проблему с разных сторон, под разными углами;

2) обдумывайте даже невероятные сценарии развития, в том числе негативные варианты (чего обычно мы неосознанно избегаем), стараясь проработать и их;

3) составляйте перечень из всех найденных возможных вариантов, с тем чтобы постепенно отобрать максимально подходящие.

  1. IV. Умение в споре использовать обоснованные исчерпывающее аргументы и рационализаторские предложения.
  2. V. Умение спорить: дискуссии и дебаты позволяют рассмотреть ситуацию с разных сторон, учесть всё и принять максимально взвешенное решение. Но в спорах важно следовать этике, избегая личных выпадов и возможных обид.

Приёмы критического мышления

В арсенале современных педагогов имеется множество специальных методических приемов, развивающих критическое мышление.

Рассмотрим некоторые из них, например прием «Кластер», помогающий  структурировать изучаемый материал графически и улучшить его восприятие.

«Кластер»:

  1. В центре чистого листа или доски вписывается ключевое слово (или понятие, или тезис), выражающее основную мысль. Это «планета».
  2. Вокруг вписываются слова или предложения, которые содержат факты, идеи, образы по данной теме. Это – «спутники планеты».
  3. Появившиеся слова и предложения соединяются с ключевым понятием прямыми линиями. К каждому из «спутников» путём установления логических связей подбираются свои «спутники».

Полученная структура отразит ход размышлений и определит информационное поле изучаемого текста. Советы:

  • не бойтесь дать волю интуиции и воображению; записывайте все, что приходит на ум;
  • заканчивайте, если идеи иссякли или отведённое время вышло;
  • не старайтесь следовать плану: Ваша цель – установить как можно больше связей.

«Кластер» позволяет охватить большой объем информации, его следует использовать как поле идей, с тем чтобы впоследствии конкретизировать отдельные направления развития темы. Их можно будет затем укрупнять, детализировать, выделять отдельные аспекты для более глубокого изучения.

Хорошо помогает комплексно изучить тему следующий прием развития критического мышления: «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

«Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Разлинуйте чистый лист на три соответствующие графы. Ещё до знакомства с новой информацией заполните два первых столбика. По мере изучения нового материала заполняйте третью графу. Методистами рекомендуется использовать ещё две дополнительные графы: «Источники информации» и «Что осталось неясным».

Описанный приём совмещает графическую организацию и логико-смысловое структурирование материала.

Написание эссе, составление плана, конспект (или графическая разметка текста, то есть выделение цветом, подчеркивание, маркировка специальными значками, если источник информации находится в вашем личном пользовании) также относятся к приемам, развивающим критическое мышление. Появились и широко используются при групповой работе в классе приемы «Круги по воде», «Корзина идей», «Бортовой журнал», «Зигзаг», групповая дискуссия и многие другие. Пожалуй, важно не количество используемых приемов, а качество, то есть отточенность и результативность тех, которые выбраны для использования.

Хотелось бы ещё рассмотреть такой прием как игра «Ситуация».

Она развивает логическое мышление, навыки анализа и обобщения разнородных сведений, заставляет отойти от очевидных путей, рассмотреть ситуацию глубже и беспристрастнее. Например:

  1. Представьте: вы видите бегущего человека, за которым следует толпа. Человек кричит: «Не получите золото!» и начинает стрелять. Наблюдатели ликуют. Что происходит? (Соревнование по биатлону).
  2. Мужчина копал землю и нашел золото. Три года он хранил сокровище, никому не рассказывая о нём. А спустя три года он приобрёл дом, машину, множество вещей. Что ему помешало сделать это раньше? (Он был жертвой кораблекрушения и провёл эти три года на необитаемом острове, где и отыскал клад. Когда мужчину спасли, он смог распорядиться сокровищем.)
  3. «Если посмотрите, то не сможете меня увидеть. Но если вы меня видите, то уже не можете видеть ничего другого. Я могу заставить вас ходить, даже если вы не можете. Иногда то, что я говорю – правда.» Что это может быть? (Сновидение.)

Интересен приём «Прогнозирование».

Прослушав отрывок из произведения, нужно выдвинуть свои предположения о том, как всё могло закончиться. Можно предложить другие концовки к известным фильмам, рассказам и так далее.

Хочется рассказать также о приеме критического мышления «Мои предпочтения», который поможет группе расслабиться и в то же время даст пищу для психологического самоанализа.

Каждому участнику раздают листок и ручку и просят записать любимый цвет, а затем подобрать к нему три слова-характеристики (например, зелёный – свежий, красивый, яркий).

Второй вопрос: если вы гуляете в зоопарке – возле какого животного хотели бы сфотографироваться? Подберите описывающие его три слова-характеристики (например, лебедь – белый, грациозный, медлительный).

Третий вопрос: вспомните свой любимый город и также подберите три слова, характеризующие его (например, Винница – чистый, свежий, приветливый).

После выполнения заданий ведущий объявляет, как трактовать ответы:

характеристики цвета – это то, как нас видят окружающие люди;

характеристики животных – то, как вы видите себя сами вообще не с другими людьми;

характеристики города – это то, каким вы хотели бы себя видеть в работе.

Память играет одну из ведущих ролей в развитии критического мышления, ведь именно на память мы опираемся, работая с информацией и сравнивая получаемые данные с уже приобретённым опытом. Благодаря пластичности мозга, познавательные способности можно и нужно развивать в любом возрасте. Память и внимание, восприятие и мышление можно тренировать, используя развивающие игры на тренажёрах для мозга онлайн .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

 

Фото: brandon king

 

 

b-trainika.com

Стратегии критического мышления - полет творчества

КГУ «Сш. имени Б. Момышулы»

Стратегии критического мышления - полет творчества

(обобщение опыта)

(выступление на семинаре языковедов)

Ангельчева Л.Н

учитель русского языка и литературы

ВКО, УРДЖАР

2015-2016 год

В методике есть два главных вопроса - чему и как учить? И оба они особенно актуальны в наше время.

Современное образование требует новых методических, творческих подходов, внедрения нового содержания. Поэтому школы, в которых творческие коллективы, включая администрацию, не могут стоять на месте, делают всё для то, чтобы их учащихся получили полноценные знания. Большинство учителей считают необходимым что-то изменить в методах преподавания. Ведь не секрет, что наши ученики мало заинтересованы в учебном процессе и неохотно в нем участвуют.

Старые методы не требуют от учителя много энергии и творческого подхода. Конечно, всегда находятся пессимисты, которые останутся верным старым традициям, но многие учителя готовы испробовать методы проекта «РКМЧП». Этот метод рассчитан на педагогов, которые ищут пути поддержки демократических процессов через обучение в классе. Он намеривается помочь педагогам пересмотреть обучение в классе, связанные с методикой преподавания, которое обеспечивает критическое мышление и независимое обучение. После знакомства с этой программой подход к урокам станет более творческим, установятся более близкие отношения с учениками, повысится самооценка учащихся. Данный проект предлагает учителям пересмотреть уроки так, чтобы использовать на них конкретные взаимосвязанные между собой стратегии обучения, нацеленные на развитие критического мышления и самостоятельного обучения.

Думать критически - значит ставить перед собой вопросы и постоянно искать на них ответы. Критическое мышление означает выдвижение собственных позиций по проблеме и умение защитить их.

Задачи учителя:

1.Создавать условия в классе, обеспечивающие открытые и требовательные взаимоотношения.

2.Использовать в преподавании схему, которая обеспечивает критическое мышление и самообразование, а именно существует три фазы урока критического мышления через письмо.

1)Побуждение (беседа по схеме, постановка вопросов и т.д). Создание интереса, побуждение к активной учебной деятельности. Вовлечение в воспитание стратегии : умение работать и слушать то, что уже известно по теме коллективно.

2)Реализация значения. Поиск ответов из опыта личной работы с новой информацией. Стратегии: ключевые термины, дневник двойной записи, дискуссионная карта и т.д.

3)Рефлексия. Закрепление прошлых знаний, понимание нового. Стратегии: умение сопоставить, интегрировать и применять.

Итак, задача метода РКМЧП научить работать сообща, развить навыки и умение – задавать вопросы, слушать, размышлять, излагать материал сжато, обосновывать утверждение, обсуждать разные точки зрения и позволять каждому вносить свою лепту в общее дело , приходить к соглашению. Проект РКМЧП содержит 92 стратегии, которые можно применить на уроках:

1.Система памяток. 2.Кластеры (ассоциации). 3.Кубик, 4.Пятистишие, 5.Думай в паре (поделись), 6.Эссе. 7.Свободное письмо, 8.Мозговая атака в паре, 9.Смешанные вопросы. 10.Знаю, хочу узнать, познаю. 11. Взаимообучение, 12. Сохрани последнее слово за мной, 13.Дебаты, 14.Таблица рассказ., 15.Чтение в паре. 16.Публикация. 17. Исследование темы, 18.Закрытые книги, 19.Чтение по крупице, 20.Ручки на середину, 21.Продай проблему, 22.Групповое расследование, 23.Направленное чтение, 24.Сбор данных, 25.Карточка выхода, 26.Один остался, трое заблудились…

Вот 26 стратегий из 92, применяемых на уроках. Вероятно ,у вас возникло множество вопросов? Как ввести размышление в деятельность класса?

Как помочь ученикам разобраться в том, чем они занимаются? Как сделать размышление частью урока?

1.Стадия вызова

Попросить зафиксировать слова на доске, затем использовать прием (обдумайте (разбейтесь на пары) ,обсудите. Зафиксировать – отразить на бумаге в виде списка, рисунка, таблицы. Позже попросить образовать кластер вокруг слова, темы, текста.

2.Осмысление (вдумчивое размышление). Размышлять и записывать на листе, как мы делаем (группы проводят обсуждение между собой, рисуют схемы, таблицы).

4. Чтобы как-то использовать результаты размышлений ,их надо зафиксировать в виде кластера, списка вопросов, планов, рисунков, схем, моделей и аудиозаписей. При наличии записей мы можем изучить их, поделиться с собеседником, подвергнуть сомнению, пересмотреть, сделать основной для дальнейших планов. Размышление не ограничивается наедине с собой. Работая в группах, ученики должны поделиться друг с другом результатами. Это даст возможность сразу обдумать разные точки зрения, заставить яснее излагать свои мысли, обосновывать свою позицию.

Работая по старой методике, учитель объявляет тему, объясняет и закрепляет, по новой же – класс с помощью учителя сам определяет тему и самостоятельно познает её.

Познакомлю подробней с некоторыми стратегиями. Например – стратегия Дневник двойной записи. Тема: Анализ поэтического текста

1. Прочесть стихотворение самостоятельно (про себя)

2.Сделать записи в Д.Д.З комментарии об отрывке

отрывок из текста, 1.Что требует композиция?

словосочетания, привлекли 2.Как понимают слова словосочетания?

внимание понравились 3.Почему использовали эти слова?

4.Какие вопросы по отрывку?

5.Какие приемы использовал автор?

3.Поделитесь комментариями

4.Вопросы

1) о чем думали, когда читали текст

2) какие мысли важные?

3)что непонятно?

5.Вывод в Д. .Д .З.

1) Жанр 2) Тема 3)Эмоциональная окраска

Зигзаг – прием сотрудничества и групповой работы (эксперт-учитель-творец)

5 групп по 4 человека

Домашние группы

Каждый на лист пишет цифру, рисует животное или пометку цветом, потом получает отрывок или текст.

1 – I гл, 2 – 2 гл и т. д.

Проводится перегруппировка на основе цифр (зверей), выбранных учениками.

Новые группы «эксперты», их цель изучить свой текст и быть готовым преподавать. Они должны прочитать кусок текста, обсудить в группе экспертов и решить, как передать знания одноклассников в «домашней группе».

Когда эксперты заканчивают работу, все возвращаются в «дом группы», где и передают новые задания членам «дом .группы».

Д. гр.А : ученики 1 А, 2 А, 3 А,4 А, 5 А

Д гр. В – Д гр С Д гр Д

Группа экспертов 1: ученики 1 А, 1В, 1 С, 1 Д

Группа 2, группа 3, группа 4, группа 5

Каждый человек «дом группы» раскрывает карточку с цветом, так он определит в какую группу друзей попадет.

Или прием-чтение с прогнозом:

«Текст» с остановкой и вопросами

1.Что будет дальше?

2.Почему я так думаю?

3.Что на самом деле произошло?

После каждого отрезка заполняют графы, потом обсуждают.

Приведу примерные планы уроков:

Урок математики

Класс разбит на группы, группа получает задание и составляет кластер, при составлении пользуется учебник, самостоятельно обрабатывают новую информацию.

Группы получили опережающие задания; затем группы защищают свои опорные конспекты. Учитель предлагает на выбор дифференциальные задания, на «5»-4 группы «4»-1 группа.

Урок географии

Прием – знаю/хочу знать/изучаю

По загадке определяют тему, вспоминают стихотворение на эту тему.

Вспоминают, что известно, делятся мыслями с соседом. Потом готовят таблицу в тетрадях 1.что вы знаете 2.что еще хотите знать 3.что узнали

Читают параграф, заполняют таблицу

На уроках чтения литературы приемлемы такие приемы как «чтение с пометкой», когда учащиеся при чтении текста отмечают на полях карандашом + -знаю, - нет или составление пятистишия ,эссе в конце урока.

Интересен прием дискуссии «Уголки» Идея в следующем: выбрав тему, участники расходятся по углам, в одном защитники какого-либо утверждения, в другом - противники, в третьем – неопределившиеся.

Каждая группа вырабатывает общую позицию и выдвигает 1-2 человека группы, которую будут представлять её мнение, возражая противникам. В ходе дискуссии любой участник может перейти в ту группу, доводы которой покажутся убедительными.

Или еще план урока истории:

I. «Восстание Спартака»

Ход урока

1.Звучит музыкальный отрывок из балета Хачатуряна. Какие чувства вызывает у вас эта музыка (страх, борьба, битва)?

Какие ассоциации вызывает слово « восстание»? Запишите , (обсудите в парах, в группах), составьте кластер),

(восстание, сражение, борьба, страх, смерть, боль).

2.Записывает тему

Какие новые ассоциации появились после того, как узнали тему урока? (индивидуально, в парах, группах)

3.Какие вопросы возникли у вас (запишите, обсудите в парах, группах)

4.Предлагается текст для знакомства «Восстание Спартака»:

(чтение с пометками) (совпадает информация или не совпадает, сомнение, интерес)

5.Вопросы:

1)Что нового узнали на уроке, что не совпало?

2)На какие вопросы мы нашли ответы?

3)Какие новые вопросы появились (записать на доске)?

4)Напишите эссе – письмо Спартаку с просьбой, советом, предложением.

5)Чтение эссе с авторского стула.

6)Оценки.

Урок технологии (рукоделие)

1.Звучит музыка, входит девушка - крестьянка (внимание на костюм), записывает тему.

2.Составьте список того, что вы думаете и знаете о рукоделии.

а) Работа в парах, поделись мыслями

б) Работа в группах - обменяйтесь информацией и выберите спикера.

3.Составляем кластер

вязание-рукоделие-вышивка

4.Чтение текста (составить вопросы, возникшие после чтения.)

5.Вернемся к кластеру, ( много узнали, пополним кластер.

6.Составить пятистишие.

7.Чтение (авторский стул).

8.Практическая работа с куклами и нарядами. (Запишите)

9.Рассказ- притча о работниках Иване и Петре.

10.О творчестве «Рукам работа - сердцу радость» (напишите эссе).

11.Заполните анкету: «Здравствуй, урок»

12.Чувство, которое вы испытали, отразите, выложив красный, оранжевый, синий квадрат.

Методика преподавания языков имеет много общего, а именно, конечная цель- реализация коммуникативных интересов школьников, возможность общения в различных сферах деятельности: языковой, речевой и предметной.

Текст служит образцом для конструирования учащимися самостоятельного высказывания и стимулирует их желание говорить.

Недаром Буддийская пословица послужила эпиграфом нашего семинара :

«РАССКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ МНЕ СДЕЛАТЬ САМОМУ – И Я ПОЙМУ».

Сегодня мы попробуем ее использовать на практике, научиться некоторым новым приемам, новой методики РКМЧП.

Главное, что это методика рассчитана на ребенка любого уровня развития.

Учителя-участники проекта - совсем другие люди. Они уважают детей, учат размышлять , описывать, формулировать свои мысли. Идет работа в команде, совместный поиск ответов. Диалог происходит постоянно, со всеми.

Внедряя новую методику и приемы, изменяются учителя и ученики, а значит и школа.

Вперед к переменам!

kopilkaurokov.ru

Презентация по теме "Стратегии критического мышления применяемые на уроках"

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по теме "Стратегии критического мышления применяемые на уроках"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Стратегии критического мышления УЗБО -22В Федорова Наталья

2 слайд Описание слайда:

Технологические этапы 1-ястадия ВЫЗОВ 2-ястадия ОСМЫСЛЕНИЕ 3-ястадия РЕФЛЕКСИЯ Актуализациязнаний Побуждение интереса к получению новой информации Постановка учеником собственных целей обучения Получениеновой информации Корректировка поставленных учеником целей обучения Рождениенового знания Постановка учеником новых целей обучения

3 слайд Описание слайда:

Визуальное отображение. Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.

4 слайд Описание слайда:

Отрицательный результат. Во время поиска решения и даже по его окончании представьте, что ситуация обернулась образом, прямо противоположным требуемому, и всё пошло не так, как вы планировали. С помощью такого моделирования можно способствовать выработке дополнительных идей, а также морально и психологически подготовить себя к любой ситуации.

5 слайд Описание слайда:

Рефлексия Приемы: Кластер Эссе Таблицы Синквейн

6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Графические организаторы: «Кластеры» (1) выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь: Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

8 слайд Описание слайда:

Графические организаторы: «Кластеры» (2) Ключевое слово Категория 1 Категория 4 Категория 3 Категория 2

9 слайд Описание слайда:

Корзина (идей, понятий, имен) Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме Обмен информацией в парах или группах Группы по кругу называют сведения, факты Учитель записывает все на доске Связывание в логические цепи, исправление ошибок по мере усвоения новой информации

10 слайд Описание слайда:

Этапы работы: Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по теме. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает об этом. Строго индивидуальная работа, (продолжительность 1-2 минуты).

11 слайд Описание слайда:

Этапы работы: Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа 3 минуты) . В обсуждении ученики выясняют, в чем совпали мнения, из-за чего возникли разногласия.

12 слайд Описание слайда:

Этапы работы: Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.

13 слайд Описание слайда:

В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. Этапы работы:

14 слайд Описание слайда:

Задаю вопрос о том, что известно по теме. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (инд. работа). Обмен информацией в парах или группах. Каждая группа называет одно сведение или факт,  не повторяя ранее сказанного. Все сведения кратко  записываю  в «корзинке идей», даже если они ошибочны. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации. Алгоритм работы:

15 слайд Описание слайда:

Мозговой штурм Создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Коллективное обсуждение. Найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. Выбор наиболее перспективных решений, учитывая имеющиеся ресурсы (этот этап может быть отсрочен).

16 слайд Описание слайда:

Правила эффективного мозгового штурма Предварительная подготовка. Много участников. Уточнение поставленной задачи. Записи. Никакой критики. 6. Максимальная генерация идей. 7. Привлечение других людей. 8. Модификация идей. 9. Визуальное отображение. 10. Отрицательный результат.

17 слайд Описание слайда:

Лекция с остановками Лекция читается «дозировано». После каждой смысловой части делается остановка, идет обсуждение проблемного вопроса, поиск коллективного ответа на основной вопрос или выполняется групповой или индивидуальное задание

18 слайд Описание слайда:

Перепутанные логические цепочки На отдельных листах выписываются 5-6 фраз, связанных логически, перетасовываются и предъявляются ученикам. В тексте обязательно должно скрываться какое-то глубинное противоречие. Предлагается восстановить порядок. Ставится бинарный вопрос «да» или «нет».

19 слайд Описание слайда:

Зигзаг (пила) Текст или материал делится на несколько смысловых фрагментов Все ученики делятся на несколько рабочих групп (не больше 7 человек в группе) Формируются экспертные группы по одному ученику от каждой рабочей группы Каждая экспертная группа работает над своим фрагментом (сначала индивидуально, потом обсуждают) Ученики возвращаются в рабочие группы и обучают остальных своей части материала Группа вырабатывает общие представления о проблеме и докладывает их остальным группам.

20 слайд Описание слайда:

Прием «ФИШБОУН» Проблема Причина Причина Факты Факты Вывод

21 слайд Описание слайда:

«Оценочное окно» Сразу могу применить Совсем непонятно Хорошо понятно Никогда не смогу применить учитель биологии и информатики Козинец О.Ф

22 слайд Описание слайда:

Знаковый метод Старая информация Вопрос Непонятна информация Новая информация V + - ?

23 слайд Описание слайда:

Прием составления глоссария Проводится игра с интригующим названием «Таинственные значки» Из списка слов – каждый из играющих выбирает одно или два и рисует их в виде символов –глоссов При этом никто не знает о выборе другого игрока Создается выставка и все отгадывают рисунки друг друга После того как значение какого-либо из рисунков отгадано, автор поясняет его Можно составить словарь – глоссарий

24 слайд Описание слайда:

Приемы по развитию навыков прогнозирования Верные и неверные утверждения В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности

25 слайд Описание слайда:

СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

infourok.ru

5 стратегий для развития критического мышления

Многие из нас не те, кем могут быть. В каждом человеке заложен большой потенциал, но лишь малая часть людей раскрывает его. Остальные бездействуют.

Улучшить мышление можно и этот процесс принципиально не отличается от обучения игре на пианино, изучения языков или создания оригами. Сложность лишь в том, что мышление физически неосязаемо, поэтому перемены отследить очень сложно. Развитие мышления, а конкретно критического, требует осознанного к нему отношения и регулярной практики. Просто желания недостаточно.

Перед тем, как узнать о стратегиях развития критического мышления, выясним, какие существуют фазы, через которые проходит человек, в своем стремлении стать критически мыслящим:

Стадия первая: нерефлективный мыслитель (не осведомлен о значительных проблемах своего мышления)

Стадия вторая: сомневающийся мыслитель (осведомлен о проблемах своего мышления)

Стадия третья: начинающий мыслитель (пытается улучшить свое мышление на нерегулярной основе и бессистемно)

Стадия четвертая: практикующий мыслитель (понимает важность регулярной и систематической практики)

Стадия пятая: продвинутый мыслитель (растет в соответствии с количеством осознанной практики)

Стадия шестая: мастер (опытное и проницательное мышление становится второй натурой)

Таким образом, прежде всего нужно сделать два шага на пути к тому, чтобы стать критически мыслящим:

  1. Признать наличие проблем в собственном мышлении.
  2. Регулярно практиковаться для развития мышления.

Теперь посмотрим, какие существуют стратегии для развития критического мышления.

1

Стратегия первая: перестаньте тратить время на бессмысленные вещи

Время всегда можно найти, если избавиться от того, что не приносит никакой пользы. Вы наверняка знаете, что это в вашем случае. Это может быть как посещение бесполезных сайтов, так и беспокойство о прошлом или будущем. Высвобожденное время можно использовать более продуктивно: читать книги, просматривать обучающие ролики, поддавать сомнению общеизвестную информацию и искать новые факты.

Вспомните, когда последний раз вы чувствовали, что неспособны размышлять. А когда ваше мышление было чистым и ясным? В первом случае наверняка причиной были занятия, не приносящие пользы. Во втором — концентрация на теме или разговоре, отсутствие раздражителей. Найдите время на важное и уберите все неважное.

2

Стратегия вторая: выберите одну проблему на день

У вас наверняка есть дела или работа, которую нужно выполнять. Занимайтесь этим, но когда выдаются несколько свободных минут, найдите одну-единственную тему для изучения.

В чем заключается проблема? Выразите ее в форме вопроса или утверждения. Как она влияет на ваши цели и нужды? Целенаправленно ищите информацию, относящуюся к вашей проблеме, изучайте все точки зрения. Если это сложности с самомотивацией, тогда прочтите несколько книг на эту тему, выпишите несколько советов, затем следуйте им.

Не забывайте о том, что цель — стать критически мыслящим человеком, а значит подвергайте сомнению прочитанную информацию и проверяйте, что работает, что нет. Человек, который не стремится к получению максимально объективного знания, будет отрицать то, что неудобно или сложно. Вы же должны сначала попробовать советы в деле, проверять данные и только после этого выносить вердикт.

Цепочка событий выглядит так: установление проблемы — анализ — разработка вариантов действий — выбор варианта действий — выработка стратегии и подхода — действия.

3

Стратегия третья: создайте интеллектуальные стандарты

Они могут быть такими: точность, ясность, аккуратность, актуальность, глубина, логичность, значительность. Это значит, что вы стараетесь придерживаться данных стандартов как можно чаще. Одну неделю можете концентрироваться на том, чтобы быть точным в мышлении и словах. Другую посвятите умению ясно доносить свое мнение до других. На третьей неделе уделите внимание поискам синонимов и метафор для своих идей.

4

Стратегия четвертая: создайте интеллектуальный журнал

Выработайте привычку каждую неделю посвящать определенной теме. Можете использовать следующий формат:

  1. Ситуация. Опишите ее в деталях и с разных сторон: эмоциональной, логической, научной.
  2. Ваша реакция. Как именно вы отреагировали на ситуацию?
  3. Анализ. Проанализируйте, что на самом деле произошло. Докопайтесь до самой сути.
  4. Оценка. Оцените проделанную работу. Какие недостатки в своем мышлении вы заметили? Были ли заблуждения?

5

Стратегия пятая: измените свой характер и мышление

Мышление изменить непросто и одних книг будет недостаточно. Вы должны развивать те качества, которые помогут привить критическое мышление навсегда: дисциплину и силу воли, настойчивость, храбрость, интеллектуальную скромность. Последнее означает предполагать, что ваше мнение может оказаться неправильным и проверять факты. Ведь критически следует относиться не только к чужому, но и своему мнению. Интеллектуальное высокомерие — самый быстрый путь к заблуждениям.

Критическое мышление является ключевым, когда речь идет о поиске истины и умении размышлять. Таких людей практически нельзя обмануть, потому что они всегда стараются проверять информацию, а не верить на слово. Конечно, не на все есть время, однако когда речь идет о ключевых моментах, здесь и выручает именно данный тип мышления. Если вы хотите узнать о нем побольше, пройдите наш курс по когнитивистике, где тренируются несколько типов мышления, в том числе и критическое. И не забывайте читать книги. Начните, к примеру, с «Психологии критического мышления» Дайаны Халперн.

Желаем вам удачи!

4brain.ru

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Информатика сабағында сын тұрғысынан ойлау стратегиясын қолдану тиімділігі ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Ахметов Максут Жумабаевич

Учитель информатики Средней общеобразовательной школы №33

Основной целью образования сегодня является разностороннее и своевременное развитие учащихся, т. е. ученики должны уметь осмыслить, оценить, проанализировать и синтезировать информацию, полученную в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения. Этой цели можно добиться, систематически используя технологии развития критического мышления.

Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. [1, С. 154] Критическое мышление предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других.

В современном образовании большую роль отводят развитию предметов естественно – математического цикла, добавляют часы на факультативы, кружковую работу, школы работают по профилям. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.

Стратегии развития критического мышления дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

- умение критически мыслить;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования учеников.

Стратегии развития критического мышления дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Для решения возникающих проблем, необходимо, чтобы учащиеся не просто шаблонно повторяли действия учителя, лишь иногда импровизируя, а мыслили и творчески, подходили к решению любой проблемы или задачи, встающей перед ними. На мой взгляд, целенаправленное развитие критического мышления позволит учащимся избежать репродуктивного уровня осмысления учебного материала, позволит им глубже проникать в суть возникающих перед ними проблем, нестандартно подходить к решению задач.

Стратегия развития критического мышления – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету. Так и на уроках информатики есть возможность применять различные методы и стратегии для развития критического мышления.

Стратегия развития критического мышления предполагает использование на уроке трех стадий: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

1 - я стадия - «Вызов» - ученик ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

Задачи стадии вызова:

– актуализация имеющихся знаний;

– пробуждение интереса к получению новой информации;

– постановка учеником собственных целей обучения на данном уроке и по данной теме.

2 - я стадия - «Осмысление». На данной стадии ученик под руководством учителя отвечает на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии - «Что хочу знать?». Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А ученики со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы.

Задачи стадии реализации смысла:

- помочь активно воспринимать изучаемый материал,

- помочь соотнести старые знания с новыми.

3 –я стадия - «Рефлексия» размышление и обобщение того, «что узнал» ученик на уроке. Стадия рефлексии необходима для того, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы.

Задачи стадии рефлексии:

- помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал,

- помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

На каждой стадии урока используются различные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

На стадии вызова возможно использование таких методов, как:

- предположение темы урока по ключевым словам разгаданного ребуса

- по слайдам просмотренной презентации,

- составление кластеров,

- работа с «тонкими» и «толстыми» вопросами,

- работа с таблицами,

- «верные и неверные утверждения»,

- «Корзина идей»,

- «Перевернутые логические цепочки» и т. д.

Способы организации работы на стадии «вызова» можно проводить как в форме индивидуальной работы, так и в её сочетание с парной и групповой работой. На этапе «вызова» применение таких методов работы позволяет учащимся не только вспомнить материал, изученный на прошлых уроках, но и учиться работать в группе, слушать и слышать друг друга, анализировать информацию, делать выводы, искать пути решения поставленной задачи. Использование таких методов работы позволяет заметить, что ученики больше общаются друг с другом, интересуются мнением других учеников в группе, медленные ученики не ведут себя обособленно так, как и им достается определенная роль в группе.

На стадии осмысления возможно использование таких методов, как:

- информационное домино,

- нахождение информации,

- выбор нужной информации

с помощью ресурсов интернета,

- составление алгоритма решения задачи,

обсуждение его в парах,

- поиск нового решения задачи,

- работа по готовому алгоритму, где требуется изучить ресурс, составить к алгоритму тонкие и толстые вопросы и проработать их в парах,

- «Шесть шляп»,

- составление синквейна и т. д.

На уроках информатики стадия «осмысления » проходит, в основном, в виде практических работ, на которых можно проводить такие формы работы, как воспользуйся ресурсами Интернет для поиска информации, найди дополнительную информацию, проанализируй как ее применить в работе, как текстовую информацию представить в виде числовой, а затем представь ее графически в виде диаграмм и т. д. Выполняя такие задания, ученики не только отрабатывают практические навыки работы на компьютере, но и учатся осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы и применять ее на практике.

Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики

«Мозговой штурм»

При работе обращайте внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:

  • I уровень - что ты знаешь?

  • II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ)

  • III уровень - применение, анализ, синтез

Кроме широко известных примеров использования приемов «Мозгового штурма», когда учащимся предлагается последовательно ответить на вопросы разных уровней

Например:

  • I уровень - Приведите примеры исполнителей;

  • II уровень – Какие алгоритмы, выполняют ваши исполнители? Чем они похожи и в чем у них отличие?

  • III уровень – А нужны ли нам исполнители?

Или:

  • I уровень – С какими циклическими алгоритмами вы сталкиваетесь каждый день?

  • II уровень – Всегда ли количество повторений в ваших циклах известно заранее?

  • III уровень – А что бы стало, если бы циклы пропали из нашей жизни?

на уроках информатики удобно данным методом решать следующий тип задач:

Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.

Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности)

Приведу несколько примеров использования данного приема на уроках.

Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей)

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий. Так, например, прежде чем перейти к знакомству с исполнителем Робот можно попросить ребят изобразить связь со всеми изученными понятиями, отталкиваясь от ключевого слово Алгоритм (при этом к этому кластеру можно обращаться на протяжении всего курса, дополняя его новыми составляющими). Приведу несколько примеров созданных ребятами кластеров при изучении данного курса.

Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать подробнее

...

...

...

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю информатики проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья. Вот, например, какие маркировочные таблицы были составлены ребятами на некоторых уроках.

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать подробнее

Переменные и действия над ними. Циклы

Как найти сумму нескольких чисел

Как подсчитать суммарную температуру в клетках рабочего поля Робота

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать подробнее

Цикл «Для». Команды строка и столбец

Как закрасить ряд поля, прямоугольную область поля, все рабочее поле

Как закрасить все рабочее поле Робота в разные цвета

Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён)

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Очень удобный прием, когда на уроке необходимо охватить большой объем материала, особенно когда он носит теоретический характер. Так как учащиеся работают с рабочими тетрадями это достаточно легко сделать, особенно удачно этот прием будет работать на уроках по изучению таких тем как Вспомогательный алгоритм, Условия в языке Робота, Переменные, Ввод, Вывод данных.

Прием «Кубик»

В информатике многие задачи имеют несколько способов решения, при этом выбор оптимального из возможных решений зависит от критериев, которые мы предъявляем к решению задачи.

Итак, представим, что кубик это некое условие задачи, а его грани это возможные способы ее решения. Данный прием можно реализовывать как индивидуально, так и в группах.

Примеры таких задач вы может увидеть ниже:

Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна.

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Учитель

Душевный, открытый

Любящий, ищущий, думающий

Много идей - мало времени

Призвание

Или:

Учитель

Суетливый, крикливый

Объясняет, объясняет, ждет

Когда окончится эта пытка?

Бедолага

Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Использовать синквейны можно при изучении любого предмета.

Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.

Приведу несколько примеров синквейнов.

Цикл

Сложный, разный

Повторяется, работает, зацикливается

Без цикла нельзя начистить картошку

Важно

Или:

Развилка

Полная, сокращенная

Предлагает, выбирает, решает

Нужно выбрать правильный путь

Проблема

Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. На уроках в рамках данной программы этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает рабочего времени.

ЧТО ДАЕТ УЧАЩИМСЯ ЭТА ТЕХНОЛОГИЯ повышается ответственность за качество собственного образования; развиваются навыки работы с текстами любого типа; развиваются творческие и аналитические способности, умение эффективно работать совместно с другими людьми

Результативность опыта включает в себя: самосовершенствование личности; развитие творческих способностей; умения критически мыслить и принимать взвешенные решения; Сформированность навыков самостоятельной и групповой работ; интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.

Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.

Список использованой литературы:

 

  1. Клустер Д Статья «Что такое критическое мышление?» //www pedagogical.freenet.kz/technology/krit1/htm.

  2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Издательство «Каро» СПб.2006 г.

  3. Муштавинская И.В. ТРКМ: научно – методическое осмысление.// Методист. 2002, №2

kopilkaurokov.ru