Считается, что все буддисты должны соблюдать пять предписаний. Когда мы соблюдаем первое, мы обещаем не забирать жизнь у живого существа и не вредить живому существу. Совершенно ясно, что мы не можем употреблять мясо без убийства животных. Если мы не будем есть мяса, убийство животных прекратится. Первое предписание против разрушения жизни и вреда другим.
Будда также говорит нам не вредить другим. Согласно отрывку 131 Дхаммапады, «Тот, кто ради своего счастья вредит другим, которые тоже хотят счастья, после этого счастья не найдет». Таким образом, очень важно не убивать и не вредить живым существам.
Отрывок 225 гласит: «Мудрецы, не вредящие живым существам и держащие свое тело под контролем, попадут в Нирвану, где больше не будут знать печали».
Отрывок 405 гласит: «Мужчина не тогда велик, когда является воином и убивает других, а когда не вредит никому из живых существ, тогда он поистине велик».
В отрывках 129 и 130 Дхаммапады говорится: «Все существа боятся опасности, жизнь дорога всем. Если человек задумается над этим, он не станет убивать или быть причиной убийства». Согласно буддизму, животные: рыбы, млекопитающие, птицы — обладают чувствами, их нельзя убивать или вредить им. Буддисты не должны быть охотниками, рыбаками, трапперами, работниками бойни, вивисекторами и т.д.
Что насчет мяса?
Некоторые считают, что пока люди не убивают сами, есть мясо можно. Но отрывки 129 и 130 Дхаммапады указывают, что мы не должны убивать или являться причиной убийства. Когда человек покупает мясо, он обязательно становится причиной убийства этих животных.
Принимая мясо от людей, убивших животных, мы поощряем убийство. Дхаммапада, отрывок 7, гласит: «Тот, кто живет ради удовольствия и чья душа не в гармонии, кто не задумывается о том, что ест, празден и не обладает добродетелью, его ведет «Мара» и эгоистичное стремление, как если бы слабое деревце сотрясалось от ветра».
Почему буддисты должны быть вегетарианцами?
Основная причина — милосердие. Через милосердие можно стать лучше. Отсутствие милосердия несовместимо с буддизмом. Милосердное и сострадательное сердце будет проявляться во всех аспектах жизни. Подумайте о той боли, которую вы чувствуете, когда вас жалит пчела, оса или сороконожка. Человек, который видел, как готовят краба, как он отчаянно пытается выбраться, чтобы избавиться от невыносимой боли, никогда не будет есть крабов. В конце концов, краб сдается и краснеет. Печальный конец.
Человек, который хоть раз видел чудовищную боль, которую испытывает корова, когда ей надрезают шею, спускают кровь и снимают шкуру задолго до того, как она умрет, не будет есть говядину. Отказ от употребления плоти — выражение милосердия.
Для мясоедов каждый банкет, каждая свадьба и день рождения выливаются в смерть тысяч животных.
Предотвратить страдания животных путем отказа от употребления мяса — минимальное проявление сострадания, которое мы как буддисты можем преложить.
Стрелять, убивать, душить, топить, отравлять или как-то иначе отнимать жизнь живого существа, намеренно причинять боль человеку или животному значит нарушить первое предписание. Другой способ — сделать так, чтобы кто-то другой убивал, издевался или вредил живым существам. Есть мясо — поощрять убийство.
Если птиц, коров и рыб не будут есть, их не будут убивать. Мясоеды несут ответственность за насилие и убийства животных.
Буддизм учит нас, что нет существ, которые не были бы когда-то нашими отцами, матерями, мужьями, женами, сестрами, братьями, сыновьями и дочерями в лестнице причин и следствий, в череде перерождений. Другими словами, корова в этом перерождении могла быть нашей матерью в предыдущем. Цыпленок, которого вы собираетесь съесть на ужин, в прошлой жизни мог быть вашим братиком или сестренкой. Значит, права животных нельзя игнорировать. Как может монах, ищущий избавления от страданий, поедать плоть животных, зная о чудовищной боли и страхе, которые они испытывают на бойне?
Разрешал ли Будда есть мясо?
Обыватели и монахи-мясоеды цитируют Дживака-сутру, в которой к Будде обратился Дживака.
Далее приводится цитата ответа Будды:
«Я запрещаю поедание мяса в 3 случаях: если есть свидетельства твоих глаз, твоих ушей или есть повод для подозрения. В трех случаях я разрешаю: если нет свидетельства твоих глаз, твоих ушей и если нет оснований для подозрения».
Разве домашних животных, таких как коровы, козы, свиньи и курицы, убивают не для тех, кто ест их плоть? Если никто бы их не ел, их бы не убивали.
Кто-нибудь может представить, как монах говорит своему даякая, который предложил ему мясо: «Сэр, очень великодушно с вашей стороны пожертвовать мне это мясо, но поскольку я считаю, что животное было убито специально для меня, я не могу его принять».
Дживака-сутра также подразумевает, что Будда одобрял мясников и бойни. Хотя забой животных — запрещенная для буддиство деятельность, и не без причины. Получается, Будда запретил убийство и охоту, но разрешил монахам есть плоть убитых животных? Абсурдное противоречие.
Кто, кроме мясоедов, несет ответственность за разделку мяса, охоту и рыбалку? Все бойни и мясокомбинаты существуют только для удовлетворения спроса мясоедов.
«Я просто делаю грязную работу», — сказал один забойщик джентльмену, который возмущался убийством безвредных животных.
Любой мясоед, вне зависимости от того, было ли животное убито специально для него или нет, поддерживает убийство и вносит вклад в насильственную смерть безобидных животных.
Неужели Будда был настолько глуп, Он, которого называют «Совершенным», в котором все ментальные, духовные и физические качества были доведены до совершенства и чье сознание охватывало всю бесконечность Вселенной?
Неужели он был так невосприимчив, что не понимал, что только отказ от мяса может избавить животных от убийства и страданий?
Нам говорят, что Будда запретил монахам есть собак, слонов, медведей и львов. Так почему он должен запрещать есть одних животных и разрешать — других? Разве свинья или корова страдает меньше, чем собака или медведь?
Все буддисты, знакомые с многочисленными случаями чрезвычайного сострадания и почтения Будды к живым существам — например, он настаивал на том, чтобы монахи фильтровали воду, которую пьют, чтобы не допустить смерти микроорганизмов — не могут поверить, что он безразличен к страданиям и смерти домашних животных, которых убивают ради еды.
Как знают все буддисты, у монахов есть особый кодекс поведения, который называется «виная». Конечно, Будда мог требовать от монахов того, чего не мог требовать от обывателей. Монахи, благодаря своим тренировкам и силе характера, отличаются от обывателей и лучше способны противостоять чувствам, которым поддаются обычные люди. Вот почему они отказываются от сексуальных удовольствий и не едят твердой пищи после 12 дня. Почему прием твердой пищи более серьезное нарушение, чем поедание мяса? Неужели Будда правда говорил то, в чем хотят нас убедить составители сутр?
Версия Махаяны
Давайте рассмотрим санскритскую версию касательно мясоедения. Цитаты приведены из «Ланкаватары», сутры, в которой целая глава посвящена вреду мясоедения.
«Ради любви и чистоты Бодхисатва должен воздерживаться от употребления плоти, рожденной от семени, крови и т.д. Ради опасения вызвать у живых существ страх Бодхисатва, воспитывающий в себе сострадание, должен воздержаться от поедания плоти».
«Неправда, что мясо — это хорошая еда, и разрешено, когда животное было убито не самим человеком, даже если он не приказывал другим убить и если оно не предназначалось специально для него».
«В будущем могут быть люди, которые, под воздействием вкуса мяса, будут приводить софистские аргументы для защиты мясоедения. Однако, мясоедение в любой форме, любым способом, в любом месте запрещено раз и навсегда. Я не даю разрешения».
Сурангама-сутра говорит «Причина практики дхьяны и поиска саммадхи — избавиться от страданий жизни. Но ища способа уйти от страданий, как можем мы подвергать ему других. Пока вы не сможете контролировать разум настолько, что даже сама мысль о жестокости и убийстве не покажется вам отвратительной, вы не сможете избежать оков земной жизни».
«После моей паринирваны в последнюю кальпу, разные духи будут встречаться посвюду, обманывая людей, уча их, что можно есть мясо и все равно достичь просветления. Как может бхикку, который хочет стать спасителем других, питаться плотью других существ?»
«Махапаринирвана-сутра» (санскритская версия) говорит: «Поедание мяса убивает семена сострадания».
Еще до Будды в различных религиях Индии поедание мяса считалось не способствующим духовному росту. Если старых бхикку Махаяны устраивала версия Теравада о поедании мяса, они молчали. То, как они рьяно высказывались против мясоедения, показывает, как обеспокоены были бхикку, писавшие санскритскую версию учения Будды.
Энциклопедия Буддизма указывает, что в Китае и Японии поедание мяса считалось злом и подвергалось порицанию, а в монастырях и храмах никогда не использовалось никакое мясо. Мясоедение было табу в Японии до середины 19 века. Люди не подавали милостыню бхикку, которые ели мясо.
Доктор Кошелия Вали в своей книге «Концепция ахимсы в индийской мысли» говорит: «мясо нельзя получив, не навредив существу, что вредит небесному блаженству, поэтому нужно избегать употребления мяса».
«Человек должен задуматься об отвратительном происхождении мяса и о жестокости убийства чувствующих существ и полностью прекратить есть мясо».
«Тот, кто разрешает убийство животных, кто режет, убивает, продает, покупает, подает и ест — убийца животных».
«Тот, кто питает свою плоть чужой плотью и поклоняется богам, является величайшим из грешников».
«Мясо нельзя получить из соломы или камня. Его можно получить только путем убийства животных. Значит, мясо нельзя есть».
Китайский монах как-то сказал: «Вы объединяетесь с тем, чье мясо едите. Например, если вы едите много свинины, вы оказываетесь в компании свиней, то же относится к коровам, курицам, овцам, рыбам и так далее».
Британский вегетарианец, доктор Уотч однажды сказал: «Чтобы прекратить человеческое кровопролитие, начинать надо за столом».
Если человек хочет найти радость в буддизме, постичь милосердие и знания Будды, он должен начинать с обеденного стола.
В Шри-Ланке на свадьбу уходят жизни сотен, если не тысяч животных. День рождения или годовщина свадьбы забирают сотни жизней. Перед смертью живые существа испытывают не радость, а гнев, ненависть и возмущение.
Не только убийство нарушает первое предписание. Если в мыслях вы допускаете убийство, вы также его нарушаете.
Мы должны не допускать убийства даже в мыслях. Согласно буддизму, разум — основа всех действий.
Будда умер от употребления мяса?
Монахи, которые едят мясо при определенных обстоятельствах, оправдывают это тем, что Будда сам ел кусок свинины в доме одного из последователей, чтобы его не обидеть. Некоторые монахи говорят, что едят все, что им подают.
Большинство из буддийских ученых считают, что смерть Будды была вызвана не куском мяса и что Махаяна потворствует мясоедению, как написано выше.
Согласно госпоже Рис Дэвис, Чунда предложил Будде грибы. Рис Дэвис говорит, что у термина «сукара маддара» есть как минимум 4 значения:
Чунда был последователем Будды и вряд ли предложил бы свинину, зная, что Будда не ест мясо. Вероятно, он и сам не ел мяса, поскольку многие индусы во времена Будды мяса не ели. Тогда почему же он предложил мясо Будде, человеку, настолько чувствительному к страданиям живых существ, что он даже не пил молока от коровы в первые 10 дней после рождения теленка.
Любой монах, которому в доме буддиста предлагали пищу, знает, что даякая обычно спрашивает монаха или его слугу, что он обычно ест, чтобы не подать еду, которая бы не подошла ему духовно или физически. Во времена Будды даякая часто осведомлялись у Ананды, слуги Будды.
Монахи, которым не нравилось подношение, могли отказаться от такой еды, не проронив ни слова.
Насколько мне известно, большинство буддийских монахов в Шри-Ланке едят мясо и мясные продукты. Некоторые монахи говорят своим даякая о таких элементах питания, как курица. Немалое количество монахов, особенно живущих в храмах, например, «Сасуна», и в отшельничестве, не употребляют мясо, рыбу и яйца, поскольку эта еда возмущает страсти и не способствует духовному развитию.
Следует заметить, что все больше и больше даякая делают вегетарианские подношения, а количество монахов-вегетарианцев за последние несколько лет выросло.
Буддийские монахи могут сыграть большую роль в уменьшении убийств животных, попросив последователей не давать им мяса в подношениях, поскольку многие следуют примеру, который подают монахи. Большинство буддистов уважают монахов-вегетарианцев больше, чем монахов-мясоедов. Монахи, проповедующие дхамму, не могут принять мясо в виде еды, поскольку это нарушает ахимсу.
Буддизм — практическая религия. Если большинство монахов перейдет на вегетарианство, будут спасены тысячи животных. Если монахи возглавят переход, большинство обывателей последуют их примеру.
vegetarian.ru
«Простите, что указываю Вам на это, - обращается в письме известный музыкант к Далай-ламе,– но если Вы потребляете мясо, то это значит, что где-то кто-то от этого страдает».
От Далай-ламы последовал ответ, в котором он объяснил Полу, что ест мясо, следуя рекомендациям доктора. Однако ответ Пола Маккартни не удовлетворил. Он заметил: «Я Вас уверяю, доктор ошибается».
Озабоченность Пола Маккартни трудно свести к обычной придирчивости. Действительно, многие задумывались, как же все-таки буддизм относится к вегетарианству. Вне зависимости от региональных форм буддизма, его последователи свободно употребляют мясо в пищу.
Разумеется, в среде южных буддистов таковых меньше, чем среди буддистов-северян, но это легко объясняется региональными особенностями рациона: быть вегетарианцем в Шри-Ланке совсем не то, что быть таковым в Монголии. Но вопрос заключается в том, как в принципе буддизм относится к вегетарианству и мясоедению.
Ревнители вегетарианства обычно приводят следующее высказывание Будды якобы из Дхаммапады: «Найдутся глупцы, которые в будущем станут утверждать, будто я позволял есть мясную пищу и сам ел мясо, но знай же, что (…) я никому не позволял есть мясо, не позволяю сейчас и никогда не позволю в будущем, нигде, ни при каких обстоятельствах и ни в каком виде; это раз и навсегда запрещено для всех и каждого».
Однако статус этой цитаты остается туманным, по крайней мере, в Дхаммападе такого выражения нет. Зато в различных текстах буддийского дисциплинарного кодекса прописаны ограничения на употребление определенных видов мяса. Так, монахам нельзя было употреблять в пищу 10 видов мяса: человеческое, слоновье, лошадиное, собачье, змеиное, львиное, тигриное, леопардовое, медвежье и гиеновое. Кроме того, запрещено было притрагиваться к мясу животного, если вы знали, что его убили специально для вас.
Если в отношении мясоедения существовали такие запреты, то логично предположить, что во всех остальных случаях есть мясо не запрещалось. Употреблять или не употреблять мясо в пищу считалось личным выбором каждого. Есть письменные свидетельства, что Будда отклонил предложение Девадатты ввести обязательный отказ от мяса в правила монашеской общины.
Описывая семью, в которой родился, Будда говорил, что она была достаточно богатой, чтобы обеспечивать мясную диету всем ее членам, включая слуг. Уже став Буддой, он принимал подношения, в том числе и мясные. Существует устойчивое мнение, что Будда умер из-за отравления несвежей свининой, однако, последние исследования это опровергают.
Сукарамамса, которую предложил в качестве угощения Будде бедный кузнец Чанда, ранее неправильно переводилась как свинина. Однако теперь выясняется, что это название определенного вида грибов.
Для таких стран, как Тибет и Монголия, вегетарианство едва ли было возможным. Природные условия диктовали образ жизни, хозяйствования и рацион как мирян, так и монахов. Единственное ограничение, действовавшее в отношении мясоедения в Тибете, это отказ от собственноручного убийства животного. Монахи, проживавшие в Лхасе, как правило, для этой цели обращались к тибетским мусульманам.
Среди монгольских и тибетских буддистов в этой связи была популярна притча о тигре и олене. В этой притче олень при каждой своей встрече с тигром обвинял последнего в грехе убийства: «Ты живешь, постоянно совершая преступления-убийства, а я в силу своего равнодушия к мясу, несомненно, веду добродетельный образ жизни. В следующей жизни тебе неотвратимо грозит перерождение в аду. Я же обречен на то, чтобы найти свое следующее рождение в райских землях».
В результате после смерти олень попал в ад, и причиной тому стала не только его неуемная гордыня, но и то, что поедая траву, олень убивал тысячи мелких насекомых. Тигр же прожил свою жизнь в постоянном раскаянии, отчего карма его очистилась.
Помимо морального оправдания мясоедения, тибетские буддисты часто употребляли мясо для повышения эффективности духовной практики. Считается, что для некоторых тантрийских техник необходима мясная пища. В биографии тибетского йогина Миларепы можно найти фрагмент, когда для прогресса в практике ему пришлось съесть небольшой кусочек мяса.
Первым из всех Далай-лам, Далай-лама XIV запретил мясные угощения в своей резиденции. Он ввел вегетарианскую диету для монахов в тибетских монастырях в Индии. Далай-лама известен своими инициативами в сфере гуманного обращения с животными. Например, он призывал потребителей куриных яиц отказаться от яиц кур, выращенных в обездвиженном состоянии.
В 2004 году он также призывал всемирную сеть Kentucky Fried Chicken отменить планы по открытию ресторанов в Тибете, поскольку традиционно тибетцы воздерживались от употребления в пищу мелких животных (кур и рыб), чтобы не увеличивать количество убийств. Далай-лама фактически заставил тибетцев отказаться от использования шкур тигров и леопардов в традиционной одежде.
Его Святейшество часто призывает тибетцев если не отказаться от мяса вовсе, то, по крайней мере, сократить его потребление до минимума: «Попробуйте, быть может, вам даже понравится быть вегетарианцем». Некоторое время Далай-лама сам предпочитал строгую вегетарианскую диету, однако после перенесенного гепатита врачи настоятельно рекомендовали ему употреблять немного мяса на регулярной основе.
asiarussia.ru
С развитием человеческой цивилизации развивались и системы верований, и в первом тысячелетии нашей эры были сформированы три самых больших религиозных систем, что сейчас считаются мировыми религиями. Эти религии, как и большинство менее распространенных верований, включают в себя не только свод догматов веры, но и целый комплекс обрядов, правил и морально-поведенческих норм, которых обязан придерживаться каждый адепт религии. Все религиозные системы так или иначе регулируют жизнь всех приверженцев веры, устанавливая нормы и правила поведения в различных ситуациях и диктуя отношение к определенным вещам и явлениям. И конечно, практически во всех религиях уделяется очень много внимания такому важному аспекту, как культура питания человека.
Еще в доисторические времена, когда люди придерживались примитивных верований, уже прослеживалось существенное влияние религии на культуру питания, проявляющееся в традициях ритуальных принятий пищи, жертвования продуктов питания божествам, ограничений в еде в определенные дни и в обильных застольях в честь религиозных праздников. В современных религиях существует намного больше норм и правил, регулирующих питание адептов верования, чем в первобытных анимизме и тотемизме. В священных книгах мировых религий и в многочисленных трудах и трактатах выдающихся религиозных деятелей прописан целый свод рекомендаций, ограничений и запретов, касающихся пищи. Рассмотрим особенности культуры питания адептов самых распространенных в современном мире религий.
Современное христианство берет свои истоки из более древней религии – иудаизма, поэтому адепты двух этих религий черпают знания о вере из одной и той же книги – Библии. Однако если иудеи признают только Ветхий завет, то христиане считают, что многие правила и норма, установленные в Пятикнижье Моисея, утратили свою актуальность после появления Нового завета, книги которого были записаны сподвижниками и последователями нового пророка – Иисуса Христа. А так как во всех проповедях Христа одной из основных тем была любовь к ближним, необходимость прощать и заперт осуждения других, правила, которых должны придерживаться христиане, существенно проще и лояльнее, чем нормы поведения иудеев.
Культура питания христиан рассматривается в комплексе христианского образа жизни в целом, так как ее регулируют те же правила, которые влияют и на другие сферы жизни. В частности, одной из главных добродетелей христиан является умеренность, и это качество адепты данной религии должны соблюдать во всем, начиная от отношения к финансовой сфере жизни и заканчивая потреблением пищи. И наоборот, чревоугодие в католическом христианстве считается одним из 7 грехов, ведущих к разрушению души.
Согласно учению Христа, каждый его последователь должен на первое место в своей жизни ставить Бога и веру, поэтому христианам рекомендуется больше внимания уделять духовному развитию, а не пренебрегать духовным в пользу материального. Исходя из этого, пища христианина должна быть простой и сытной, чтобы человек мог утолить голод и получить с нее энергию для богоугодных дел.
Особых запретов на употребление в пищу определенных продуктов нет, поэтому христиане могут составлять свой рацион питания в соответствии с личными предпочтениями и умеренностью. Единственное исключение из этого правила – блюда из мертвечины и блюда, в состав которых входит кровь животных. Однако, исходя из того, что в национальных кухнях и россиян, и европейцев блюда с кровью не пользуются большой популярностью, а мертвечину употреблять в пищу не советует не только Библия, но и врачи, можно сказать, что правила, касающиеся выбора продуктов, в христианстве очень лояльны.
К алкоголю христианство также относится лояльно – адептам этой религии разрешается употреблять спиртные напитки в разумных количествах. Причем важно, что алкоголь не только может присутствовать на праздничных столах христиан, но и играет важную роль в обрядовой части христианской религии – в частности, таинство причастия включает в себя употребление вина, символизирующего кровь Христа.
Одним из важнейших элементов культуры питания в христианстве является необходимость поститься. Во время поста каждый христиан должен максимально сосредотачиваться на духовном развитии и учиться усмирять свои физические желания, питаясь пищей растительного происхождения. В разных ответвлениях христианства традиция соблюдения постов разнится – к примеру, католики соблюдают Великий пост (40 дней перед Пасхой), Адвент (4 воскресения перед Рождеством), а также воздерживаются от употребления пищи животного происхождения каждую пятницу, а православные постятся более 200 дней в году, но разные посты отличаются по строгости.
Догматы и правила ислама строго регулируют культуру питания мусульман и определяют, какие продукты питания дозволено употреблять в пищу, а какие являются запрещенными. Согласно этому учению, вся пища подразделяется на три группы: халяль (дозволенные продукты), харам (запретная еда) и макрух (пища, на употребление которой нет прямого запрета в Коране, однако есть ее нежелательно). Список запрещенных продуктов в исламе включает в себя следующее:
Версий, почему мусульманам нельзя свинину, внутренности и мясо хищников, несколько. Большинство религиеведов и деятелей ислама придерживаются мнения, что эти продукты животного происхождения «нечистые», так как в рацион питания свиней и хищников входят вещества, что могут причинить вред здоровью человека, а внутренние органы любых животных способны накапливать тяжелые химические элементы. Некоторые же историки считают, что ответ на вопрос, почему мусульманам нельзя свинину, кроется в климатическом факторе. Объясняют они свою версию тем, что на территориях, исторически принадлежавших адептам ислама, большую часть года держится жаркая погода, а есть жирное мясо в жару очень вредно для здоровья.
Не менее важной составляющей культуры питания мусульман, чем разделение всех продуктов на три группы, являются посты. В исламе существует два вида постов: обязательный пост Рамадан и рекомендуемые посты (все понедельники и четверги, 6 дней в месяце Шавваль, все дни полнолуний, 9 - 11 числа месяца Муххарам и 9 число месяца зуль-Хиджа). Во время поста мусульманам запрещено употреблять в пищу любые продукты питания и напитки днем (от момента совершения утренней молитвы и до заката солнца). В Рамадан адепты ислама принимают пищу только в темное время суток, причем в постном рационе не должны присутствовать жирные, жаренные и излишне сладкие блюда.
В отличие от монотеистических религий христианства и ислама, буддизм представляет собой философско-религиозную доктрину, в которой нет понятия греха, а значит, нет и запретов. Тем не менее, в священных текстах буддистов содержится ряд рекомендаций, что должны помочь адептам практиковать Благородный Восьмеричный путь и достичь Просветления. Часть этих рекомендаций касается и культуры питания.
Восьмеричный путь также называют Серединным путем, то есть, путем, на котором нет крайностей, поэтому буддистам рекомендуется придерживаться умеренности во всем, в том числе – и в питании. А так как Просветление невозможно без отказа от материальных и физических привязанностей, буддисты должны научиться воспринимать пищу только как источник энергии, но не как источник удовольствия.
Вегетарианство в буддизме поощряется, однако не является обязательным – по мнению учителей этой доктрины, к отказу от мяса убитых животных каждый адепт должен прийти сам. Тем не менее, буддистам не рекомендуется видеть, как убивают животных, а также есть мясо любого животного, что было зарезано специально для них. К примеру, буддист никогда не будет охотиться и не примет в дар убитую на охоте птицу или дичь.
sam-sebe-psycholog.ru
Диспут про «сукара-маддаву»
Рано утром оделся Блаженный и, взяв чашу, отправился с монахами в жилище кузнеца Чунды. Придя туда, он сел на приготовленное для него место. И присевши, он обратился к кузнецу Чунде и сказал: «Ты приготовил сукара-маддаву – мне поднеси его, Чунда, а сладким рисом и печеньем угости монахов». – «Да будет так, Господин», – отвечал Чунда Блаженному. И поднес сукара-маддаву Блаженному, а сладкий рис и печенье монахам.
Так Канон описывает последнюю трапезу Будды. По одной из версий, именно отравление сукара-маддавой и стало причиной смерти. Мы специально приводим это слово без перевода, так как перевод оказался одной из самых сложных проблем, над которой буддисты ломают копья уже очень давно – настолько давно, что в образованных кругах считается дурным тоном даже как-то высказываться по этому вопросу, а слово просто оставляют без перевода.
«Сукара» – это свинья, а «маддава» – что-то мягкое или нежное. Суть спора в том, что одни буддисты (в том числе автор традиционного комментария Буддагхоса) переводят слово напрямую: «нежная свинина», тогда как поборники вегетарианства, считающие, что Будда вовсе не ел мясо, предпочитают переводить паллиативно – «что-то мягкое или нежное, что любят свиньи». Например, трюфеля.
Хотя в языке пали нет никаких прямых грамматических аргументов в пользу той или другой позиции, на вопрос о сукара-маддаве можно ответить вполне определённо в контексте других палийских сутр и винаи. Мысль о трюфелях была придумана людьми, слабо знакомыми с каноническими текстами. Многие просто не представляют, насколько много до нас дошло ясных высказываний Будды по поводу вегетарианства.
Отношение Будды к вегетарианству
Во времена Будды в Индии было гораздо меньше вегетарианцев, чем сейчас. Даже говядину ели более-менее свободно. «Нечистым» мясом считалось только собачье; также считалось неправильным есть таких редких и дорогих животных, как лошади и слоны. Но многочисленные отшельники обычно склонялись к вегетарианству, так как, согласно их философии, люди и животные взаимно переселяются друг в друга, и мясоедство не отличается от каннибализма. Более того, в древних земледельческих культурах мясо всегда было деликатесом, простые крестьяне ели его только по праздникам, и мясоедство считалось сортом роскоши. И при всём этом, в условиях прессинга со стороны нескольких вегетарианских сект, а также раскольников внутри собственного ордена, Будда так и не ввёл вегетарианство в качестве обязательной монашеской практики. Вместо этого он ограничился тремя правилами: монах не может есть мясо, если: 1) он сам видел, что животное режут для того, чтобы накормить монахов; 2) ему сказали, что это так; 3) у него почему-либо возникло подозрение в том, что это так. Есть ещё 10 правил, запрещающие потребление отдельных видов мяса, которые можно назвать экзотическими: человечину, конину, слонину, собачатину, мясо змей и хищных зверей.
Известно как минимум два случая недовольства отсутствием вегетарианства в буддийском ордене. В Чулавагге описано, как Девадатта, бывший ученик Будды, ушедший в раскол, установил новое правило – не есть мясо и рыбу. В ответ на предложение ввести аналогичное правило у себя Будда всего лишь повторил три уже известных вышеизложенных правила. Второй случай описан в Суттанипате, в тексте, известном как Амаганда-сутта.
Некий отшельник-вегетарианец подошёл к Будде и спросил, ест ли тот некую «амаганду». Это слово буквально переводится как «запах плоти» и на тогдашнем высоком штиле означало мясо. «Что такое амаганда?» - спросил Будда. «Амаганда – это мясо». Ответ Будды замечателен достаточно, чтобы привести его полностью.
- Убивать, избивать, резать, связывать, воровать, лгать, обманывать, заниматься шарлатанством и адюльтером – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».- Когда люди не ограничивают себя в чувственных удовольствиях, жадны в своих вкусах, совершают нечистые поступки, являются нигилистами или мракобесами – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».- Когда люди жёстки и грубы, огрызаются, предают, не чувствуют сострадания, невежливы и ничего никому не дают – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».- Гнев, гордость, соперничество, лицемерие, зависть, горделивость во мнениях, общение с людьми неправедными – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».- Когда люди аморальны, отказываются платить по долгам, обманывают в делах, притворяются, когда самые злобные из людей совершают самые мерзкие дела – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
Впрочем, полностью Будда не отрицал вегетарианство. Кроме упомянутых трёх правил, он осуждал даже для мирян профессию мясника. Но и к растительной жизни Будда относился осторожно. Растения тоже живые, поэтому монахи не могут вырывать их с корнем, приказывать другим вырвать растение или есть живой фрукт, содержащий косточку. Всё это вполне ложится в стержневую для буддизма идею «срединного пути»: человек должен уничтожать живое для собственного пропитания, но следует по возможности сторониться самых грубых форм уничтожения.
Это для монахов. Что касается мирян, то в их отношении Будда вообще очень неохотно давал запреты. Миряне – источник ежедневной еды для монахов и самого Будды, их главная опора. Будда не считал для себя возможным командовать мирянами, как-то радикально менять их жизнь, а в поучениях руководствовался самыми базовыми принципами вроде «не убий (человека)» и «не укради».
По этой же причине – ради заботы о мирянах – не запрещается мясо. Тот, кто подаёт монаху мясо (деликатесный продукт), считает, что он оказывает большое благодеяние, и монах должен есть, что дают, не капризничая и не разочаровывая подателя. Если так получилось, что на ужин вчера было мясо, то податель не должен специально ради монаха напрягаться и готовить не мясное.
В Тхерагате сохранился замечательный стих Маха-Кассапы, одного из главных учеников Будды, который прославился своим аскетизмом.
Однажды я спустился с горИ пошёл по улицам города собирать подаяниеТам я увидел, как прокажённый естИ я остановился рядом с нимОн своей больной прокажённой рукойПоложил кусок еды в мою чашуИ в это время его палец отвалился и упал в мою еду.Поблизости у стены я съел свою долюНи разу не почувствовав отвращение…
Вот как должен себя вести настоящий буддийский аскет. А вы говорите – мясо.
Отношение к вегетарианству в современном буддизме
По мере усиления вегетарианства в Индии стала намечаться тенденция по отказу от мяса среди монахов. Более поздние сутры махаяны уже периодически запрещают мясо устами Будды. По иронии судьбы, прямой запрет на мясо содержится в Махапаринирвана-сутре – махаянской «напарнице» той самой палийской DN 16, где упомянута сукара-маддава. Как результат, китайские монахи, а также особо благочестивые миряне, не едят мясо. В Тибете мясо едят из-за недостатка в растительной пище, едят мясо и в Японии, где настоящее монашество вымерло.
В странах тхеравады более-менее сохраняется первоначальное отношение к мясу. Его едят все – и монахи, и миряне.
И только западные буддисты, которые пришли к вегетарианству раньше, чем к буддизму, продолжают настойчиво гнуть свою линию: сукара-маддава – это трюфеля, и сам Будда был вегетарианцем. Только почему-то стеснялся об этом сказать.
PS.
За информацию благодарю Дмитрия Ивахненко, который опубликовал чудесную англоязычную статью Buddhism and vegetarianism: http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=472.0
Также см. специальную страницу в Википедии: http://en.wikipedia.org/wiki/Buddhist_vegetarianism
wladislavk.livejournal.com
Единой религии, называющейся индуизм, нет. Индуизм представляет собой множество религиозных традиций и верований, со своей философией.
Общими понятиями для всех течений являются:
Верующий индус вначале пищу предложит богам (прасад), лишь потом будет есть сам. В каждом доме есть отдельная комната или угол, где осуществляется ритуал. Обычно богам предлагают овощи, фрукты, рис, воду, сладости, приготовленные из фруктов. Категорически запрещено предложение богам пищи животного происхождения. А так как есть пищу, которая не предложена богу, можно только в случае крайней нужды, то большинство индусов являются вегетарианцами. Все, что дает священное животное – корова, особенно почитается, большинством индусов не считается пищей животного происхождения. Многие не относят к животным и рыбу. Пища в индуизме с большим количеством трав, пряностей, часто она острая.
В индуизме существует особый ритуал – махапрасад, пища готовится в храме и раздается всем паломникам, что способствует единению нации. Это актуально, потому что в Индии до сих пор существует разделение на касты.
Индусы – приверженцы теории перевоплощения, поэтому уважают любую жизнь. Они верят, что, во-первых, любое существо – это искра божья, убить живое – значит, затушить искру, во-вторых, каждый из них может стать любым из этих существ в следующей жизни.
Отказ от животной пищи, а также стремление к меньшему употреблению пищи – это шаг на пути к самосовершенствованию. Среди индусов до 20% полных вегетарианцев. Лица высшей касты не едят лук и чеснок. Индусы мясоеды не едят говядину и употребляют мясо крайне редко. Убийство коровы в большинстве штатов Индии (кроме двух) карается законом. Религиозным законом никак не контролируется потребление яиц. Наиболее ортодоксальные индусы яйца, как возможный источник жизни, не употребляют. Но большинство не ест яйца только в моменты духовных практик.
Питание в индуизме можно считать здоровым, так как в рационе присутствуют овощи, фрукты, крупы (бобовые – ограничено), мало мяса, животные белки поступают с молочными продуктами, яйцами, рыбой.
Ислам – мировая монотеистическая религия. Слово «ислам» имеет значение предания себя Богу. Верующий свою жизнь полностью вручает Аллаху и руководствуется священным Кораном и Суннами (пояснениями).
Несмотря на то, что в исламе вроде бы не так много пищевых запретов и «все разрешено, что явно не запрещено», халяль (руководство по питанию) имеет множество ограничений на виды пищи, забой животных и употребление пищи.
Запрещено употребление:
Все запреты пришли в ислам из иудаизма, в котором пищевых запретов больше, чем в любой другой религии. Но если в иудаизме запреты четко аргументированы, то в исламе некоторые ограничения трудно понять. К таким запретам относится свинина. Понятие, что свинья «грязная» пришло в ислам позже, чтобы объяснить рациональность отказа (в иудаизме свинья «не жует жвачку», поэтому ее нельзя есть, подобно другим животным, которые не жуют жвачку или (и) имеют нераздвоенные копыта).
Высказываются необычные мысли, что свинья когда-то была тотемным животным мусульман, но это не могло быть отражено в Коране, а чтобы не есть священное животное (как не едят в индуизме корову), Коран просто вводит запрет без объяснения. Хотя наиболее разумным доводом кажется тот, что мусульмане, в основном, живут в странах с жарким климатом. Свинину, как очень жирное мясо, употреблять вредно для здоровья. По этой же причине объясним запрет на спиртное (в иудаизме его нет).
В мусульманстве существуют посты, но в посты не рекомендуется есть и пить в течение дня, после заката можно употреблять любую пищу. В Коране предписывается умеренность в еде и предпочтение растительной пище. Аллах взрастил виноградники, оливы, гранаты, финики. «Ешьте из этих плодов, когда они созреют… Не вкушайте много, а будьте умеренны».
Очень интересна фраза из Корана, говорящая о том, что среди последователей Аллаха будут люди, употребляющие свинину и спиртное, и они не будут осуждены.
В настоящее время в исламе запрещено к употреблению мясо свиней, собак, обезьян, хищников с клыками, ослов, крыс, рептилий, земноводных, птиц-падальщиков, насекомых. Запрещены одурманивающие растения, алкогольные напитки. Законная пища называется халяль, необходимым условием халяльности мяса является его убой мусульманином. В процессе убоя читается молитва.
Молочные продукты, яйца, выпечка разрешены всегда.
В исламе существует ритуальное жертвоприношение. Его осуществляют в праздники (Курбан-байрам и другие), по случаю рождения ребенка, свадьбы. Как правило, в жертву приносится баран (от всей семьи), но возможно жертвоприношение коровы или верблюда (не более чем от семи человек), овцы, козы (от одного человека). Жертвенное животное должно быть определенного возраста, убито особым способом для полного выхода крови. В процессе читаются молитвы. Жертвоприношение считается узаконенным, обязательным. Жертвенное животное используется для приготовления пищи.
Сами мусульмане считают питание, принятое в исламе, здоровым, так как оно рекомендовано Аллахом, который лучше знает, что для человека необходимо. С точки зрения европейских стандартов питание в исламе к здоровому отнести нельзя. Ислам в основном распространен в странах с жарким климатом. Не пить целый день в жару - опасно для здоровья, к тому же вода улучшает работу мозга.
Иудаизм – религиозное течение, свод нравственных законов евреев. Одна из старейших монотеистических религий. Иудеем становится еврей от рождения (после обряда обрезания, которое совершается на седьмой день после рождения), не еврей не может быть иудеем, род идет по материнской линии. Священными книгами считаются Танах (Ветхий Завет: Пятикнижие Моисея), Талах и Талмуд (общее название: Тора).
Иудеи относятся к приготовлению пищи и ее употреблению как к ритуалу. В религии регламентировано все от выращивания до приготовления продуктов питания, а мясо должен забивать специально обученный человек. Еда, которую может употреблять еврей, называется кошерной, а требования к пище – кашрутом, не кошерная еда называется трефовой.
Кошерное питание считается наиболее рациональным и здоровым, продукты экологически чистые, приготовлены с соблюдением правил гигиены. Свод правил приведен в Торе.
Чистыми являются все растения, но не кошерными считаются насекомые, поэтому все продукты просматриваются самым тщательным образом перед тем, как из них приготовить пищу, промываются, просеиваются (в растениях могут быть гусеницы насекомых, в муке – жучки).
Чистое мясо: животные травоядные (жуют жвачку) и парнокопытные (копыта раздвоенные). Если присутствует один из этих признаков, они не кошерные, запрет использования таких животных в пищу еще более строг. Например, свинья – парнокопытное животное, но она не травоядное, поэтому употреблять свинину в пищу нельзя. Заяц жует жвачку, но копыта не раздвоенные, употребление такого мяса тоже грех. К животным, обладающим двумя признаками, относятся коровы, овцы, бараны, жирафы и другие. Из не кошерных животных особенно отмечается свинья, верблюд, кролик, даман. К запрещенным птицам относятся орел, сова. В природе распознать кошерность птиц достаточно трудно, евреи употребляют мясо домашней птицы. Но еда из разрешенного мяса возможна только в случае определенного способа забоя, только специальным человеком, нельзя есть некоторые части животного. Разрешены яйца всех кошерных птиц.
Строго запрещено употребление мясных и молочных продуктов вместе. Между употреблением такой пищи должно пройти не менее 2 часов. Для разделки таких продуктов употребляются разные доски и ножи, их ни в коем случае нельзя мыть в одной раковине, обычно моют в разной посуде. Иудей не станет есть в ресторане, если заметит, что мясные и молочные продукты лежат рядом. Запрет очень строг.
Продукты, которые не являются молоком или мясом, такие как овощи, фрукты, рыба, можно употреблять с мясной и молочной пищей.
На виды рыбы тоже установлена кошерность: рыба должна иметь чешую (легко отделяется) и плавники. В случае сомнения, еще два признака: жабры и метание икры. К некошерной рыбе относятся, например, сом, осетр, акула. Запрещены ракообразные и моллюски.
Строгий запрет на кровь. Мясо перед употреблением вымачивают, солят на некоторое время, затем смывают. Только потом его готовят.
Запрещены все насекомые, кроме саранчи (акриды). Мед разрешен, он считается продуктом растительного происхождения.
Разрешенные напитки: виноградное вино, но виноград должен быть выращен на земле Израиля, используются ягоды с растения определенного года (не менее 4 лет). Существует предписание не употреблять вино, открытое не евреем, но обычно вино просто нагревается. Водку пить можно, если она приготовлена без использования добавок не растительного происхождения.
Есть особые запреты в праздники. Особенно они распространяются на «квасное». В праздники в доме не разрешено даже держать продукты, способные забродить. В иудаизме шесть постов. Они краткие, но очень строгие, нельзя не только есть, но и пить. В субботу пищу нельзя готовить.
Все запреты на пищу, какими бы необычными они не казались, должны выполняться неукоснительно, так как Творец сотворил все на земле и лучше знает о полезности тех или иных продуктов.
В магазинах Израиля кошерные продукты маркируются.
Законоучители Израиля говорят о том, что нечистая пища мешает духовному развитию человека. Постоянная забота о пище заставляет ни на минуту не забывать о Боге.
Очень трудно оценить рацион евреев с точки зрения здорового питания. Несомненными плюсами является разрешение употребления в пищу всех овощей и фруктов, разумны в приготовлении пищи строгие гигиенические правила, разделение молочной и мясной пищи взяли за основу сторонники раздельного питания. Положительным можно считать запрет на свинину, как богатую насыщенными жирами. Не понятен запрет на крольчатину, морепродукты, некоторые виды рыб. Нет постных и разгрузочных дней, что на здоровье сказывается отрицательно. Однодневное голодание полезно, но не пить целый день для здоровья не рекомендуется (ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ).
www.healthy-info.ru
Все буддисты - вегетарианцы, верно? Ну, нет. Некоторые буддисты - вегетарианцы, но некоторые - нет. Отношение к вегетарианству отличается от одного направления буддизма к другому, а также - от личности к личности. Если вам интересно, обязуемся ли мы быть вегетарианцами, чтобы стать буддистами, ответ: может быть, да, но, может быть, и нет.
Вряд ли ее исторический Будда был вегетарианцем. В ранних записях своего учения "Трипитака" Будда не запрещал категорически своим ученикам есть мясо. В самом деле, если мясо клалось в качестве милостыни в его миску, монах должен был съесть его, приняв с благодарностью, как и другие продукты.
Впрочем, исключением из этого правила был отказ - в случае, если монахи знали или подозревали, что животное было убито специально, чтобы накормить их. С другой стороны, даже в этом случае, остатки мяса забитого животного можно было употреблять в пищу семье мирянина.
Заметим, что Будда перечислял определенные виды мяса, запрещенные к поеданию. Они включали мясо коня, слона, собаки, змеи, тигра, леопарда и медведя. Но постольку, поскольку какое-то мясо было специально запрещено, мы можем заключить, что есть другие виды мяса было допустимо.
Первая заповедь буддизма - не убивай. Будда завещал своим последователям не убивать, не участвовать в убийстве и не быть причиной гибели живого существа. Но, кто ест мясо, говорят некоторые, тот принимает участие как бы в убийстве по доверенности.
В ответ, он утверждал, что если животное уже было мертво и человек не убивал его специально, чтобы прокормить себя, то это не совсем то же самое, что убийство животного для себя. Это могло бы быть подтверждением того, что Будда ел мясо.
Заметим, что и исторический Будда, и монахи и монахини, которые следовали за ним, были бездомными скитальцами, живущими на подаяние. Буддисты не сразу после Будды начали строить монастыри и организовали какие-либо постоянные сообщества. Но трудно спорить с тем, что, хотя мясо, поставляемое в монашескую общину, было пожертвовано или даже куплено монахами, оно являлось частью животного, которое не было специально убито по разрешению или указанию этого сообщества.
Однако многие секты буддизма, махаяны в частности, все же настаивают на вегетарианстве. А некоторые махаяна-сутры, такие как ланкаватара, строго проповедуют вегетарианское учение.
И в наши дни отношение к вегетарианству отличается от секты к секте и даже внутри сект. В целом, последователи тхеравады полагаают, что буддисты не должны сами убивать животных, но быть ли вегетарианцем - это личный выбор каждого человека. В школах ваджраяны, которое включает в себя тибетский и японский буддизм, поощряется вегетарианство, но оно не считается абсолютно необходимым для буддийской практики.
В школах махаяны чаще встречаются вегетарианцы, но даже в и здесь существуют разнообразные практики. К примеру, некоторые буддисты не могут купить для себя мясо или выбрать на базаре живого омара и съесть его в отварном виде, но они же могут отобедать мясным блюдом, предложенным им в доме друга.
Буддизм препятствует фанатичному перфекционизму. Будда учил своих последователей нахождению среднего пути между крайними точками различного опыта и разных мнений. По этой же причине, буддисты, как правило, не являются фанатичными приверженцами вегетарианства.
В буддийской практике проявляется доброжелательность ко всем существам - без эгоистических привязанностей. Буддисты, в общем, воздерживаются от мясной пищи из милости к живым животным, но при некоторых обстоятельствах, даже из сострадания к близким, им допускается нарушать правила.
К примеру, вы посетили вашу пожилую бабушку, которую не видели долгое время. Вы пришли к ней домой и обнаружили, что она готовит вами с детства любимое блюдо - фаршированные свиные отбивные. Сама она стара, ест совсем мало, и себе она не стала бы готовить отбивные. Но желанием ее сердца было угостить вас чем-то особенным, любимым. Так вот, если вы сомневаетесь хоть секунду, съесть ли эти свиные отбивные, вы не буддист.
Когда я была девушкой, выросшей в сельской местности штата Миссури, домашний скот пасся на открытых лугах, и куры бродили за пределами птичника. Это было много лет назад. Вы все еще можете увидеть свободное содержание скота в мелких хозяйствах. Но большие "фабрики-фермы" могут быть жестоким местом для животных.
Свиноматки живут здесь большую часть жизни в клетках, которые настолько малы, что они не могут там повернуться. Несушки, содержащиеся в "батареях клеток", не могут расправить крылья. Эта практика делает подход к мясоедению более подверженным критике.
Как буддисты, мы должны рассмотреть вопрос, было ли привнесено страдание в пищевые продукты, и вещи, которые мы покупаем. Это включает в себя и человеческие страдания от жестокой эксплуатации рабочей силы, и страдания животных.
Дело в том, что жить невозможно без того, чтобы не убить. Этого нельзя избежать. Даже выращивание фруктов и овощи требует уничтожения насекомых, грызунов и других животных. Электричество и тепло в наших домах может исходить от объектов, которые наносят вред окружающей среде. Даже автомобили, на которых мы едем, приносят вред природе. Мы все запутались в паутине убийства и разрушения. И пока мы живем, мы не можем быть полностью свободными от этого. Наша роль, как буддистов, заключается в том, чтобы не бездумно следовать правилам, написанным в книгах, но - чтобы помнить зло, которое мы приносим, и делать его так мало, как только возможно.
nervana.name