Что едят в Индии обычные жители. Едят ли индусы свинину


Итак, в Индии…

Почти не едят мяса

Ему предпочитают растительные продукты. Наша страна считается родиной вегетарианства. Это неслучайно. С одной стороны, зародившийся в Индии буддизм запрещает убивать животных. А с другой, мы собираем по три-четыре урожая в год, и этим нужно пользоваться. Мои соотечественники очень любят блюда из овощей. Причём самых разных: это и знакомые всем европейцам томаты, баклажаны, лук, перец и «экзотические» – карела, локи, пармал, торой, кунли. Эти названия практически не знакомы россиянам. Те из овощей, которые сюда удаётся довезти, популярностью почти не пользуются. Дело в том, что некоторые из них имеют очень горький вкус. С непривычки это сложно оценить.

Я не случайно сказал, что мясо в Индии почти не едят. Строгий запрет введён на государственном уровне только на говядину, ведь корова – животное священное. В некоторых частях Индии не едят и свинину – там сильно влияние ислама. А вот курицу, баранину, крольчатину употреблять в пищу можно. Из этих сортов мяса мы делаем два типа блюд: подливы и что-то вроде шашлыка.

От «европейского» варианта он отличается тем, что его дольше держат в насыщенном маринаде. Поэтому и вкус получается совсем другой. Он настолько яркий, что легко можно перепутать курицу и рыбу, которая, кстати, в индийской кухне представлена в ассортименте.

Мнение диетолога. В общем, отказ от свинины и говядины – это неплохо. Курица – отличное мясо, которое едят даже те, кто сидит на разгрузочных или лечебных диетах. Особенно диетическими являются куриные грудки. А вот насчёт баранины я хотела бы сделать одно замечание. Дело в том, что бараний жир очень тугоплавкий. Поэтому блюда из этого мяса обязательно нужно есть тёплыми или горячими. От остывшего шашлыка с застывшим жиром пользы не будет ни желудку, ни фигуре.

Не добавляют в блюда красителей

В этом нас часто подозревают из-за того, что некоторые мясные блюда имеют необычный цвет. Приготовленное мясо у нас бывает зелёным! А также жёлтым, красным и белым. Многие даже отказываются его есть – думают, что в нём полно красителей. А это вредно.

На самом же деле в Индии красители не используют вообще – разноцветным блюдо становится благодаря маринаду. Зелёным его делает шпинат, красным – шафран, жёлтым – куркума, белым – особый соус, в который входят фисташки, сливки, орехи кешью. Мясо разных цветов отличается также по вкусу. Разноцветными бывают и подливы, своеобразный домашний сыр – они «окрашиваются» точно таким же способом.

Мнение диетолога. Отличный приём, который улучшает аппетит и повышает настроение – обед пройдёт гораздо веселее, если мясо на тарелке будет разноцветным. Кстати, в случае со шпинатом это ещё и очень полезно: это растение – богатый источник витаминов А и С и калия.

Не любят острую пищу.

Для иностранцев это звучит парадоксально. В мире принято считать, что индийские блюда имеют прямо – таки обжигающий вкус. Скорее всего, этот миф появился из-за того, что мы добавляем в пищу много специй и пряностей. Это, кстати, имеет довольно банальное объяснение. В Индии очень жарко, и в древности, когда холодильников ещё и в помине не было, мясо быстро портилось. А пряности давали возможность немножко дольше хранить его. С тех пор мы и употребляем их в большом количестве – по традиции.

Однако это вовсе не значит, что мы кладём во все блюда острый перец Чили. Специй у нас великое множество: карри, имбирь, чеснок, куркума, кардамон, корица, лавровый лист, шафран, кунжут. Есть и такие, название которых не переведены на другие языки – ведь их используют только у нас в Индии. Все эти пряности придают блюду не остроту, а своеобразный, неповторимый аромат.

Мнение диетолога. А вот здесь мне хотелось бы поспорить. Может, для индуса его национальная кухня не острая – он к ней привык. А нам даже «облегченные» варианты индийских блюд могут показаться обжигающими. Поэтому правило здесь простое – ешьте мясо и овощи со специями на здоровье, если у вас нет проблем с желудком или аллергии. В противном случае от таких блюд стоит отказаться.

И ещё один совет. Если будете готовить индийское кушанье самостоятельно, сначала положите совсем немного специй. Если захочется поострее, в следующий раз добавите больше. Непривычные пряности надо вводить в свой рацион постепенно. Имейте в виду: шафран и куркума, действительно, придают блюду неповторимый аромат. Но если со специями переборщить, блюдо может стать горьким.

Не знают, что такое суп

Если вы хотите отличить настоящий индийский ресторан от «подделки» в индийском стиле, просто спросите у официанта, есть ли в меню национальный суп. Если ответ будет утвердительным, ресторан имеет мало общего с настоящей индийской кухней: никаких супов у нас нет: ни жидких, ни пюре-образных.

Нередко супом называют наше блюдо «дал», приготовленное из овощей и дроблёное чечевицы. Это неправильно. Дал никакой не суп, а подлива. Он хоть и имеет жидковатую консистенцию, но подаётся чаще всего с гарниром. Похожими на него подливами – «супами» обычно поливают сверху рис или едят, макая в него лепёшку.

Кстати, разновидностей лепёшки у нас очень много. Они бывают простые, без начинки, а также со шпинатом, курицей, домашним сыром. Главное, лепёшки должны быть на столе во время каждого приёма пищи. Мы, индусы, можем спокойно прожить без мяса. Но без риса и лепёшки своего существования не представляем.

Мнение диетолога.Подлива из чечевицы – источник растительного белка и сложных углеводов. К тому же, среди всех бобовых чечевица самая легко – усваиваемая.

Почти не употребляют алкоголь.

Часто можно услышать, будто в индийских деревнях много пьют. На самом деле такое бывает очень редко, ведь алкоголь запрещён и в буддизме, и в исламе, и в индуизме. Поэтому и национального спиртного напитка у нас нет. Зато есть много безалкогольных напитков.

У нас пьют зелёный чай и самые разнообразные напитки на основе индийского домашнего кефира. Его немного разбавляют водой, добавляют сливки. А остальные компоненты кладут в зависимости от того, какой вкус хотят получить. Те, кто любит сладкое, смешивают кефир с орехами и вишней. А если хочется попить чего-то солёного – подойдут кинза, петрушка и другие приправы.

Мнение диетолога.Отказ от алкоголя похвален. Что касается кисломолочных напитков, они полезны при условии, если выбирать не слишком жирные. Тем, кто предпочитает сладкий вариант, я советую класть в напиток поменьше орехов. Всё-таки они весьма калорийны.

www.welcomediet.ru

Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты. Об отношении в Индии к корове и о потреблении говядины

Коровы недалеко от входа в Тадж-Махал

Я поклоняюсь им [коровам],и я буду защищать поклонение им даже если против меня выступит весь мир. Махатма Ганди

Религии диктуют своим адептам определенные типы поведения, допуская одно, запрещая или порицая другое. В сферу действия религий входят самые разные стороны бытия человека, в том числе и напрямую связанные с его жизнеобеспечением. Особый акцент при этом делается на пищу. Нам, живущим в стране с населением, придерживающимся в основном двух религий – ислама и христианства, – знакомы те ограничения, которые обе накладывают на верующих в вопросе питания. Другое дело, что далеко не все соблюдают религиозные предписания или соблюдают не в полной мере. С одной стороны, считают себя людьми верующими, но в повседневной жизни действуют далеко не по вере. Возможно, это оборотная сторона как эпохи индустриализации, так и процесса глобализации.

Во многих государствах зарубежной Азии степень религиозности людей намного выше. Это и страны Ближнего Востока, и Южной и Юго-Восточной Азии. В одних случаях это связано с тем, что сами государства не являются светскими и в качестве государственной идеологии провозглашают религию большинства. В других случаях это объясняется моделью длительного мирного сосуществования светского государства и распространенных в нем религий, полной лояльностью государственных институтов к религиозным институтам. Пример такой модели – Индия. В этой стране представлены очень многие религии.

Народ Индии по сравнению с нами намного более религиозен. Это объясняется многими факторами. И не только историческим развитием страны, но и демографическими условиями. Индийское общество по-прежнему в значительной массе является сельским. А сельская община более благоприятна для сохранения высокого уровня религиозности, чем городская среда. Поэтому не стоит удивляться, что многие индийцы не только глубоко религиозны, но и продолжают жить так, как это диктует их религия. И одно из ярких проявлений этого – кулинарные привычки. Рассмотрим такой аспект, как отношение индийцев к мясу.

Индия считается родиной вегетарианства и в наше время в этой стране живет многомиллионная армия вегетарианцев (конкретные цифры противоречивы, но, очевидно, не менее половины). В любом общественном заведении, связанном с приемом пищи, блюда четко маркируются как вегетарианские или невегетарианские. Вегетарианство в Индии является одним из следствий ахимсы – одного из важнейших понятий и требований почти всех школ индийской философии. Это слово переводится как «невреждение» и понимается как отказ от причинения вреда, порчи или ущерба любой живой особи, не только человеку. Наиболее последовательно ахимса соблюдается у джайнов, то есть у тех, кто исповедует религию джайнизм. Невреждение – первый и основной этический обет в этой религии, наделяющей душой все живые существа. Отсюда – строгая вегетарианская диета. При этом под запретом не только употребление любого мяса, рыбы, но и клубней и корений, поскольку добывание последних сопряжено с уничтожением растений. Есть можно только наземные части растений. В связи с ахимсой у джайнов развился запрет на занятие сельским хозяйством, поскольку при обработке земли могут пострадать растения, насекомые, мелкие животные. Впрочем, есть джайны-землевладельцы, но их земли обрабатывает наемная рабочая сила из числа неджайнов. Но джайнов в Индии немного, всего порядка 0,5%. Правда, в масштабах Индии это составляет где-то 3 млн., что немало.

Более лояльны к мясоедению индусы, то есть те жители Индии, которые исповедуют индуизм, а таковые составляют примерно 80% населения страны. Вегетарианцы, в том числе и строгие, есть и среди индусов, однако многие все же не исключают ни мясо, ни рыбу. Однако в отношении мяса у индусов существует четкая избирательность. Наибольшее распространение в их среде получило мясо домашней птицы, прежде всего курятина. Также индусы не отказываются от баранины, козлятины. Полный запрет существует на употребление говядины.

То, что индусы не едят говядину, известно всему миру. Как и причина этого – корова и быки являются священными животными. Однако мало кому из жителей нашей страны известно, почему коровы и быки являются священными и как давно сформировалось такое отношение к ним.

Возможно, изначально корову почитали потому, что население индийского субконтинента, большую часть которого составляли пастухи и земледельцы, зависело от молока и молочных продуктов и использовало коровий навоз как удобрение и топливо. Постепенно почитание приобрело сакральный характер.

Традиция почитания коров и запрета на их убийство уходит своими корнями в ведическую религию, а это – период с конца II – начала I тысячелетия до н. э. Например, в «Дхарма-сутрах» (вторая половина I тысячелетия до н. э.) запрещается употребление в пищу мяса коров. Запрет на убийство молочных коров упоминается в «Ригведе», «Махабхарате» и «Ману-смрити». В «Ригведе» коровы сравниваются с богинями рек. Адити (верховная пракрити, или сила природы) описывается как корова, а дэвы и пуруша (Всевышний) как бык. Ведический дэва (Бог) Индра часто сравнивается с быком. Кришна – самая почитаемая ипостась Вишну, или Бога – почитал и защищал коров. В ведических текстах сказано, что место, где пребывает корова становится чистым энергетически. В пуранах (это разновидность священных текстов) написано, что благополучие мира зависит от коровы.

И все же, в ведический период имели место ритуалы жертвоприношения коров. В жертву, однако, приносились только старые и немощные животные, которые таким образом получали возможность обрести новое тело в цикле сансары («странствования из жизни в жизнь»). Позднее ритуальные жертвоприношения коров были запрещены. Индусы верят, что Брахма (один из трех верховных Богов индуизма) создал коров в один день с брахманами – высшей кастой, священниками. Полагают, что в каждой корове присутствует часть Божественного, поэтому, обязанность каждого человека уважительно относиться к корове, оберегать ее и защищать. Ухаживая ха коровой, умывая ее, кормя и заботясь, человек оказывает почтение Божественному, тем самым увеличивая шансы на лучшую долю.

В Индии корова считается матерью, так как она кормит людей своим молоком и при этом обладает такими материнскими качествами, как доброта, спокойствие, миролюбивость.

Даже просто оскорбление по отношению к ним недопустимо, а тем более убийство и поедание. Убийство коровы с точки зрения Бога и совершенного общества (духовно цивилизованных людей) равносильно убийству брахмана (священнослужителя) и убийству собственной матери. Древнейшие книги человечества «Веда-Шастры» гласят, что человек, хоть один раз съевший мясо коровы, будет страдать в аду столько лет, сколько волосков на теле той коровы, мясо которой он съел.

В древности в индийских деревнях было обычной практикой проведение пышных коровьих свадеб в храме в полном соответствии с индуистскими свадебными обрядами. Сейчас это редкость, но кое-где в глубинке еще практикуется. В роли родителей «жениха» и «невесты» выступают владельцы животных. Считается, что проведение свадебной церемонии для священных животных обеспечит благополучие для всей деревни.

Запрет на поедание говядины не означает запрета на молочные продукты. Молоко, простокваша, масло и гхи (топленое масло) составляют основу ежедневного рациона большинства индусов, содержащего необходимый организму животный белок. Молоко и гхи используются и при проведении специальных религиозных обрядов, направленных на улучшение судьбы. Используются индусами и другие продукты жизнедеятельности коров. Коровий помет применяется как удобрение в сельском хозяйстве. Принято считать, что он обладает большой очистительной силой и поэтому его также используют для очищения жилища. Современной наукой было доказано, что дым от коровьего помета является сильным дезинфицирующим средством. Коровья моча широко применяется в религиозных ритуалах и в медицинских целях.

Все продукты, которые дает корова, считаются священными, поэтому в Индии съесть немного коровьего масла или молока – значит, очиститься от грехов. Доить корову мужчины считают своей почетной обязанностью, никогда не позволяя делать это женщинам.

Количество коров на дорогах Индии огромно

Коровы и быки свободно гуляют по улицам индийских городов, за исключением разве что Мумбаи, где их разрешают держать только на привязи, очевидно, из-за слишком интенсивного транспортного движения. Практически нет коров и на улицах штата Керала (но об этом ниже). Могут они запросто улечься в самый час пик посреди наиболее оживленных улиц. И никому из водителей в голову не придет не то чтобы задеть животное (они скорее предпочтут врезаться в столб), но даже попытаться прогнать ее сигналом. В этом мне не раз приходилось убеждаться и в Дели, и в Агре, и в Джайпуре, и в Ахмедабаде. Любопытно, что стремлению коров и быков в самую гущу транспортного потока ученые нашли научное объяснение. Оказывается, выхлопные газы отгоняют от них назойливую мошкару.

Во времена правления династии Гупта в середине I тысячелетия н. э. убийство коровы каралось смертной казнью. Сейчас закон не столь суров, но в индийской прессе время от времени публикуются сообщения о самосудах разъяренной толпы индусов над теми, кто убивает коров и быков. Вообще коровы и быки во многих штатах Индии защищены законом: их нельзя убивать. Однако есть штаты, где такого запрета нет. И здесь действуют легальные скотобойни. По данным на 2004 год, в Индии существовало примерно 3600 легальных скотобоен, а количество нелегальных оценивалось в 30 000. Несколько лет назад была предпринята попытка принять этот запрет для всей Индии. Один из экспертов тогда подсчитал, что на вокзал одной только Калькутты каждую неделю из Северной Индии приходят минимум 72 вагона, груженных коровьими шкурами. Однако принятие закона было безуспешным. Среди возражений противников предлагавшегося законопроекта – это нанесет урон кожевенному производству. Подсчитали, что ежегодные убытки экспортеров составят минимум 2 млрд. в год. Самые резкие возражения доносились из северо-восточных штатов, где у большинства населения нет индусских корней, и из регионов, наиболее развращенных западной культурой и христианскими представлениями о роли и правах человека в природе (Мумбаи, Гоа и т. п.). При этом в так называемых «письмах в газету» отстаивалось право «есть то, что нравится».

Законами Индии запрещено перевозить коров и быков из штата в штат. Если это и делается, то только нелегально, ночью. Перевозят же животных местные бизнесмены на скотобойни в штаты, где нет запрета на убой скота. Взамен получают шкуры, идущие на нужды кожевенного производства.

Количество бесхозных коров и быков, бродящих по улицам индийских городов, огромно. Еще больше голодающих людей, ежедневно там умирают от голода, но при этом никто не трогает коров. Приезжим это кажется непостижимым.

Армия индийских коров пополняется не только вследствие естественного прироста, но и потому, что местные фермеры, когда корова перестает давать молоко, просто выгоняет ее на улицу. Со стороны это кажется негуманным. Однако этому есть объяснение. В Индии существует острый земельный дефицит. Миллионы фермерских хозяйств имеют клочок земли, способный прокормить одну, максимум две коровы. И, естественно, держат коров, дающих молоко. Свои посевы фермеры оберегают от посягательств посторонней скотины. Вот и подаются буренушки в города, где можно найти корм. Можно видеть, что они роятся в мусорных бочках. Можно видеть их жующими бумагу. Многим кажется, что коровы в Индии питаются исключительно бумагой. Но это, конечно же, не так. По вечерам коровы подтягиваются на овощные рынки, где специально для них на землю вываливаются горы вполне съедобных с виду капустных листьев, мятых помидоров и пятнистых бананов.

Хотя Индию и называют раем для коров, гуманное отношение к этим животным требует и решения проблем, связанных с этими животными. В частности, что делать с престарелыми буренками? В последнее время в городах стали создавать пансионы для них.

Убийство коров ограничивается во всех штатах Индии, за исключением Западной Бенгалии и Кералы, куда и везут нелегально на убой коров и быков из других штатов. Керала в этом отношении вообще выделяется на фоне остальной Индии. В этом штате большинство составляют христиане и мусульмане. Причем христианская община здесь – старейшая в стране, основана еще в IV в. апостолом Фомой. В результате, это едва ли не единственный штат, где на улицах деревень или городов практически не встретишь бездомных коров или быков.

Список священных животных у индусов не ограничивается коровами и быками. К их числу относят также обезьян, тигров, но и змей, крокодилов, черепах, крыс и других не очень уважаемых в иных культурах представителей фауны. Поэтому, если вы привыкли к деликатесам из каких-то перечисленных животных, в дни пребывания в Индии о них можно забыть.

Мусульмане в Индии, как и положено истинным мусульманам, не едят свинину. Из мяса употребляют птицу, баранину, козлятину. Запрета на говядину нет, и это в истории Индии было одним из факторов напряженности между индусами и мусульманами. Но, по наблюдениям иностранцев, подолгу живущих в этой стране, поедание говядины особенно не афишируют, чтобы не раздражать религиозных чувств индусов. К тому же, запреты на убой коров во многих штатах Индии делают приобретение говядины проблематичным. Волей-неволей откажешься от этого вида мяса.

Христиане в Индии тоже не знают ограничений в употреблении говядины. Едят также и свинину, баранину, мясо птицы. Особенно популярна свинина в тех штатах, где влияние западной культуры было сильнее. Например, в Гоа, где длительное время господствовали португальцы, насаждавшие христианство в форме католицизма. На смену им пришли британцы. Только в 1961 г. Индия ввела свои войска в Гоа и объявила своей союзной территорией.

Последователи одной из национальных религий Индии – сикхизма – также не убивают коров и не употребляют в пищу говядины. В мясоедении сикхов есть одна особенность. У них под запретом поедание мяса животных, убитых не с одного удара, то есть кровопусканием, которое практикуют мусульмане. Очевидно, это одно из следствий отрицания сикхами традиций мусульман, сложившееся исторически: они часто вели вооруженную борьбу против мусульманских завоевателей и правителей. Но сикхи не едины. Сикхи-намдхари – строгие вегетарианцы, поскольку не признают никакого насилия.

В Индии 0,7% населения – буддисты. Основоположник этой религии Будда говорил, что мы не имеем права лишать жизни живое существо, будь то корова или червяк, то есть ахимса тоже является одной из заповедей буддизма, как и джайнизма. Однако отношение к мясу у последователей буддизма непоследовательное и зависит от условий проживания. В высокогорных районах Тибета, где сложные условия для земледелия, быть вегетарианцем очень сложно. Мясо у буддистов не запрещено, но ортодоксально религиозные люди едят его сравнительно мало или вообще не едят. Также буддист не будет есть мяса животного, убитого лично для него. Даже Далай-лама сейчас стал активно выступать за вегетарианство и призывать буддистов отойти от многовековых традиций мясоедения. Основная часть индийских буддистов (88%) – необуддисты, то есть представители низших каст, ради повышения своего социального статуса перешедшие уже в период независимости в буддизм. Они проживают в основном в штате Махараштра. В вопросах питания они не отличаются от индусов.

Как видим, отношение к мясу у населения Индии отличается от привычного нам. И во многих случаях действительно можно убедиться в истинности поговорки «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты». Дискомфорт, который наши соотечественники могут испытывать в Индии, может быть обусловлен и «тоской» по говядине, к который мы привыкли больше всего. Однако неделя-другая – не такой уж и большой срок, можно и потерпеть. Ну а что делать, если пребывание в Индии является длительным? Помнить, что с чужим уставом в монастырь не идут.

Алоис Назаров, фото автора

alnaz.ru

Почему индусы стараются не есть коров, а мусульмане и иудеи - свиней? / Пища для ума / Охотники за едой, заведения Минска

Почему в разных культурах некоторые продукты считают запретными? Почему индусы стараются не есть коров, а мусульмане и иудеи — свиней? Мы решили выяснить, как формировались эти запреты, и что за ними стоит.

Кошер, копыта и моллюски

Кашрут или кошер – свод строгих пищевых ограничений, основанный на законах Торы и Талмуда. Кошер позволяет есть мясо только тех животных, которые являются одновременно и парнокопытными, и жвачными – от овец до жирафов.

Однако свинину и зайчатину кошер запрещает употреблять в пищу, ведь свиньи не жуют жвачку, а зайцы не имеют копыт. Существовало и объяснение поведения «полукошерных» животных: во сне свиньи, якобы, горделиво выставляют свои «правильные» копыта, но прячут морду, а зайцы – наоборот, поджимают из стыда лапки.

Мясо кошерных животных должно приготавливаться профессиональным мясником, шохетом, забивающим скот одним особым движением, ни в коем случае не прокалывая мяса и не задерживая ход ножа.

Шохеты проходят долгое обучение перед тем, как приступить к выполнению обязанностей. Законов разделки мяса в иудейской традиции масса: важно не только участие шохета в забое скота, но и проверка животного на болезни, которую выполняет машгиах, и очистка менакером туши от сала и жил, запрещенных кошером.

Употребление морепродуктов также строго регламентируется: у них обязательно должны быть чешуя и плавники, то есть, моллюсков и ракообразных есть строго запрещено.

Каждая хозяйка обязана просеивать муку во избежание попадания в нее червей и внимательно осматривать овощи в фрукты в поиске личинок. Запрет на поедание насекомых дает только одно исключение: можно есть саранчу (Лев. 11:22).

Также кошер запрещает есть продукты, содержащие кровь (поэтому мясо при разделке посыпают солью, ее впитывающей), яйца птиц с одинаковыми, тупыми или острыми, концами (как правило, одинаковые концы бывают у яиц хищных птиц), и алкоголь, который не сделан религиозными евреями с соблюдением множества специальных правил.

Строго запрещено «варить козленка в молоке матери», смешивать молоко с мясом за один прием пищи. Впрочем, проверить кошерность уже готовой еды едва ли представляется возможным формальными методами, и потому это право обычно предоставляется раввину.

Халяль

Гастрономические предпочтения мусульман также сильно ограничены. Вся пища в исламе подразделяется на три группы: халяль, макрух и харам, которые соотносятся с индийскими саттва, раджас и тамас, и из них лишь халяль полностью позволен к употреблению.

Коран, как и Тора – в первую очередь свод законов, определяющий быт мусульман. Коран запрещает поедание свинины, мертвечины, неверно забитого домашнего скота (без упоминания имени Аллаха) и крови (5:3).

Впрочем, нарушение запрета, как это часто особо указывается в Коране, возможно в крайних случаях: «Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет съесть запретное, то ведь Аллах — прощающий, милостивый».

Кроме того, в исламе запрещается убивать животных без причины, а некоторые мусульманские теологи считают, что профессия забойщика скота является греховной. Правила халяля менее строгие, чем законы кошера: у мусульман нет специального человека, который забивает скот, и сами правила убоя также немного отличаются от иудейских. С другой стороны, ислам запрещает разрешенные кошером спиртные напитки.

Не хлебом единым

Для христианства табуирование пищи является менее распространенным и строгим, однако сакрализация еды тоже является типичной. Запрещено поедание «идоложертвенного», то есть, принесенного язычниками в жертву богам, скверноядие, а также – во время поста – мяса, молока, яиц, масла, рыбы и некоторых других продуктов.

Отсутствие значимых пищевых табу связано с тем, что Новый завет отменил те запрещения, что были прописаны в Ветхом, и совпадали с уже перечисленными иудейскими законами. Согласно учению Христа, пища не может осквернить духовного человека: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её» (1 Кор. 10:25-27).

Ахимса

Для индуизма характерен отказ от говядины, в связи с тем, что корова является священным животным. Многие последователи этой религии придерживаются ахимсы – учения, проповедующего ненасилие, и, соответственно, специальной вегетарианской диеты.

Последователи джайнизма, еще одной религии Индии, даже надевают на рот особые повязки и подметают дорогу перед собой веником для того, чтобы не убить случайно живых существ. Стоит ли говорить, что они не употребляют их в пищу ни в каком виде.

Индуисты стараются не есть раджасную пищу – обладающую слишком ярко выраженными вкусовыми качествами, например, кофе или чай, и тамасную – «безвкусную, вонючую, выдохшуюся», такую как мясо, чеснок или яйца.

Откуда запреты?

Истоки возникновения кошера могут таиться в моральных заповедях. При правильном забое скота животное умирает почти безболезненно. Табу на употребление в пищу крови также может быть связано с соображениями гуманности и нежеланием проливать кровь как символ души божьих созданий.

Запрет на поедание хищной птицы и их яиц связан с боязнью того, что агрессивность хищников передастся людям. Тора даже говорит о том, что до великого потопа все люди были вегетарианцами, однако после господь отдал им в пищу животных.

Интересно также и возможная интерпретация запрета на смешение молока и мяса, которое, впоследствии, эволюционировало до табу на их поедание за один прием пищи: мясо, как символ смерти и убийства, не должно смешиваться с символической новой жизнью, то есть молоком матери, способствующим росту детенышей.

Возможно, что в этом табу отразились также ранние религиозные представления о запрете на кипячение молока, так как в них молоко имело магическую связь со своим источником, то есть, являлось частью целого – коровы или козы.

Соответственно, кипячение молока уподоблялось его кипячению в вымени, что должно было навредить животному и лишить людей удоя. К тому же многие африканские племена до сих пор имеют запреты на любое смешение молока и мяса, в том числе, и в животе человека, что может быть объяснено боязнью за здоровье коровы – ведь одна ее мертвая часть, мясо, смешивается с живой, молоком, и корова символически поедает саму себя, вследствие чего ее молоко оскверняется.

Вероятно, что в запрете на смешение молока и мяса проявилось отчуждение двух типов культур – земледельческой и скотоводческой, конкурировавших друг с другом. Запрещение поедать свинину в исламе и иудаизме являлось, скорее всего, превентивной санитарно-гигиенической мерой, ведь быстро портящаяся свинина, в условиях древнего мира, лишенного холодильников и современной медицины, могла стать смертельным яством.

К тому же свинья с ее беспорядочными половыми и пищевыми пристрастиями и очевидной любовью к грязи, порождала символическое отождествление с грязными, неряшливыми и сексуально распущенными людьми. Соответственно, употребление ее мяса в пищу могло сулить приобретение человеком всех вышеперечисленных качеств.

Иногда негативное отношение к свиньям порождало курьезные случаи: в XVIII веке некоторые раввины считали помидор свиным плодом и запрещали его употребление в пищу.

А индийский запрет поедания говядины может быть тесно связан с экономическими причинами: в Индии навоз коров применялся в строительных и отопительных целях, они использовались как тягловый скот и давали молоко, что делало их более ценными, чем какие-либо другие животные. Так образ коровы-кормилицы стал сакрализироваться, и в IV веке н.э. запрет на убийство коров и быков стал официальным законом.

Запрет хлеба и вина, приготовленных не евреями, отсылает к стремлению иудеев консолидировать единоверцев и не допустить ассимиляции других народов. Соответственно, на любом празднестве, устроенном представителями иных религий, еврею будет очень сложно соблюсти кошер. В современных культурах подобные социально-обусловленные причины запрещения пищи в иудаизме или исламе играют важнейшую роль для религиозного единения.

koko.by

Индия: особенности еды | TandooriNightsSPb.com

Религии диктуют своим адептам определенные типы поведения, допуская одно, запрещая или порицая другое. В сферу действия религий входят самые разные стороны бытия человека, в том числе и напрямую связанные с его жизнеобеспечением. Особый акцент при этом делается на пищу. Нам, живущим в стране с населением, придерживающимся в основном двух религий – ислама и христианства, – знакомы те ограничения, которые обе накладывают на верующих в вопросе питания. Другое дело, что далеко не все соблюдают религиозные предписания или соблюдают не в полной мере. С одной стороны, считают себя людьми верующими, но в повседневной жизни действуют далеко не по вере. Возможно, это оборотная сторона как эпохи индустриализации, так и процесса глобализации.Во многих государствах зарубежной Азии степень религиозности людей намного выше. Это и страны Ближнего Востока, и Южной и Юго-Восточной Азии. В одних случаях это связано с тем, что сами государства не являются светскими и в качестве государственной идеологии провозглашают религию большинства. В других случаях это объясняется моделью длительного мирного сосуществования светского государства и распространенных в нем религий, полной лояльностью государственных институтов к религиозным институтам. Пример такой модели – Индия. В этой стране представлены очень многие религии.Народ Индии по сравнению с нами намного более религиозен. Это объясняется многими факторами. И не только историческим развитием страны, но и демографическими условиями. Индийское общество по-прежнему в значительной массе является сельским. А сельская община более благоприятна для сохранения высокого уровня религиозности, чем городская среда. Поэтому не стоит удивляться, что многие индийцы не только глубоко религиозны, но и продолжают жить так, как это диктует их религия. И одно из ярких проявлений этого – кулинарные привычки. Рассмотрим такой аспект, как отношение индийцев к мясу.Индия считается родиной вегетарианства и в наше время в этой стране живет многомиллионная армия вегетарианцев (конкретные цифры противоречивы, но, очевидно, не менее половины). В любом общественном заведении, связанном с приемом пищи, блюда четко маркируются как вегетарианские или невегетарианские. Вегетарианство в Индии является одним из следствий ахимсы – одного из важнейших понятий и требований почти всех школ индийской философии. Это слово переводится как «невреждение» и понимается как отказ от причинения вреда, порчи или ущерба любой живой особи, не только человеку. Наиболее последовательно ахимса соблюдается у джайнов, то есть у тех, кто исповедует религию джайнизм. Невреждение – первый и основной этический обет в этой религии, наделяющей душой все живые существа. Отсюда – строгая вегетарианская диета. При этом под запретом не только употребление любого мяса, рыбы, но и клубней и корений, поскольку добывание последних сопряжено с уничтожением растений. Есть можно только наземные части растений. В связи с ахимсой у джайнов развился запрет на занятие сельским хозяйством, поскольку при обработке земли могут пострадать растения, насекомые, мелкие животные. Впрочем, есть джайны-землевладельцы, но их земли обрабатывает наемная рабочая сила из числа неджайнов. Но джайнов в Индии немного, всего порядка 0,5%. Правда, в масштабах Индии это составляет где-то 3 млн., что немало.Более лояльны к мясоедению индусы, то есть те жители Индии, которые исповедуют индуизм, а таковые составляют примерно 80% населения страны. Вегетарианцы, в том числе и строгие, есть и среди индусов, однако многие все же не исключают ни мясо, ни рыбу. Однако в отношении мяса у индусов существует четкая избирательность. Наибольшее распространение в их среде получило мясо домашней птицы, прежде всего курятина. Также индусы не отказываются от баранины, козлятины. Полный запрет существует на употребление говядины.То, что индусы не едят говядину, известно всему миру. Как и причина этого – корова и быки являются священными животными. Однако мало кому из жителей нашей страны известно, почему коровы и быки являются священными и как давно сформировалось такое отношение к ним.Возможно, изначально корову почитали потому, что население индийского субконтинента, большую часть которого составляли пастухи и земледельцы, зависело от молока и молочных продуктов и использовало коровий навоз как удобрение и топливо. Постепенно почитание приобрело сакральный характер.Традиция почитания коров и запрета на их убийство уходит своими корнями в ведическую религию, а это – период с конца II – начала I тысячелетия до н. э. Например, в «Дхарма-сутрах» (вторая половина I тысячелетия до н. э.) запрещается употребление в пищу мяса коров. Запрет на убийство молочных коров упоминается в «Ригведе», «Махабхарате» и «Ману-смрити». В «Ригведе» коровы сравниваются с богинями рек. Адити (верховная пракрити, или сила природы) описывается как корова, а дэвы и пуруша (Всевышний) как бык. Ведический дэва (Бог) Индра часто сравнивается с быком. Кришна – самая почитаемая ипостась Вишну, или Бога – почитал и защищал коров. В ведических текстах сказано, что место, где пребывает корова становится чистым энергетически. В пуранах (это разновидность священных текстов) написано, что благополучие мира зависит от коровы.И все же, в ведический период имели место ритуалы жертвоприношения коров. В жертву, однако, приносились только старые и немощные животные, которые таким образом получали возможность обрести новое тело в цикле сансары («странствования из жизни в жизнь»). Позднее ритуальные жертвоприношения коров были запрещены. Индусы верят, что Брахма (один из трех верховных Богов индуизма) создал коров в один день с брахманами – высшей кастой, священниками. Полагают, что в каждой корове присутствует часть Божественного, поэтому, обязанность каждого человека уважительно относиться к корове, оберегать ее и защищать. Ухаживая ха коровой, умывая ее, кормя и заботясь, человек оказывает почтение Божественному, тем самым увеличивая шансы на лучшую долю.В Индии корова считается матерью, так как она кормит людей своим молоком и при этом обладает такими материнскими качествами, как доброта, спокойствие, миролюбивость.

tandoorinightsspb.com

Что едят жители Индии

Что такое индийская кухня, каковы ее особенности и, что едят в Индии? Попробуйте ответить на эти вопросы! Украинский борщ или уральские пельмени мы не станем судить по русским кулинарным привычкам. Также и кухня Индии – уникальный и необычный результат симбиоза культур, религий, народов. Эта многомиллионная страна может на севере поразить одним, на юге – совершенно другим блюдом. Где-то с удовольствием зажарят ягненка на вертеле, где-то придерживаются строгого вегетарианства. Словом, кухня – это сама страна, а страна – это ее кухня.

Манящая Колумба

Нет, не новый континент отправился покорять верноподданный испанской королевы по имени Христофор Колумб. Его задача была сложна и прозаична – открыть новый, более удобный путь в страну, из которой привозили изумительные специи, от одного запаха которых просыпался аппетит.

Издревле Индия была родиной специй, и именно они придают даже самым незамысловатым блюдам (будем банальны) неповторимый вкус. Пожалуй, индийцы знают все виды специй, которые только могут быть: кориандр, тмин, гвоздика, кардамон, корица, ваниль, куркума, красный перец и прочее, и прочее. Когда ваше воображение истощится, стараясь представить все, индиец выложит вам «козыри» в виде, скажем, порошка манго, экзотического и необычного. Или еще чего позаковыристей.

Кстати, карри как специя, казалось бы, привычная и освоенная европейцем, совсем не то, что мы привыкли думать. В нашем понимании это смесь пряностей с преобладанием куркумы; часто в эту смесь входят совершенно разные ингредиенты. В Индии карри – это порошок из растения, которое произрастает только в Индии. Приготовляется этот порошок незадолго до сдабривания им яства.

Общеизвестно, что специи способны не только вызывать аппетит и насыщать, но и предохранять от болезней. Например, красный перец убережет от ревматизма, имбирь лечит простудные заболевания (кстати, чай с долькой лимона и небольшой стружкой корня имбиря как-то действительно вылечил автора от простуды), а куркума поможет избавиться от гепатита.

Особенности индийской кухни

В зависимости от кулинарных пристрастий кухня Индии делится на северную и южную, но деление это весьма условно. На юге, где живет больше адептов индуизма, чаще можно встретить вегетарианскую кухню с обилием бобовых и овощных блюд. Кухня, можно сказать, философская и принципиальная.

Здесь вам не подадут ни гамбургера (корову в Индии ради сомнительного качества котлеты вам никто не будет губить), ни цыпленка-карри. Индия – суть вегетарианства. Это обусловлено и климатом (ведь на жаре любой мясопродукт быстро портится), и религией. Пришедшие позже на землю Индии мусульмане не употребляют свинины, сторонники индуизма – говядины.

Последователи индуизма считают, что их страна испокон веков была сугубо вегетарианской. Однако не все придерживаются строгих ведических традиций.

Что едят в Индии

Северяне, среди которых больше мусульман, с удовольствием употребляют мясо, например, миткарри – баранину, тушеную в йогурте со знаменитой пряностью. Или бараний фарш (киму) со специями. И еще северная кулинарная традиция – это приготовление блюд в огромной глиняной духовке – тандыре (тандури).

Кухня в стиле тандури проста, незамысловата и безыскусна, как ветер, налетающий с гор. Она древняя, как и принесшая ее династия Великих Моголов. Власть их распространялась на многие страны, и до Индии они успели захватить земли, на которых теперь стоит Афганистан, да и многие страны нынешней Средней Азии. Нежную дружбу моголы водили и с персами. Словом, у них было предостаточно времени, чтобы перенять приготовление пищи в тандыре.

Какие блюда готовят в Индии

Блюда этой кухни почтет за честь иметь на столе любой пешаварец. Длинный, рассыпчатый рис-басмати, сваренный с бутонами кардамона и шафраном. К рису первая приправа (она же и первое блюдо) – дал, похлебка из красной чечевицы (тоже изрядно сдобренная огненной масалой, имбирем, чесноком и прочими специями). Дал, к слову, – одно из самых характерных блюд индийской кухни, которое можно встретить и в пятизвездном отеле, и в уличном кафе. Желанному гостю подадут особенный «черный» дал – жгучую смесь, томимую на углях 48 часов до тех пор, пока она не станет нежной, как сливки, которыми ее же и поливают.

Кебаб по-пешаварски – это кубики баранины, пересыпанные специями, которые целую ночь мариновались в смеси кислого йогурта, чеснока, имбиря и ячменного соуса. Когда повар сочтет мясо достаточно подготовленным, эти кубики насаживают на длинный шампур и опускают в пышущий жаром тандыр.

В тандыре отлично получается и хлеб – лепешки-парата или же иной, всех мыслимых сортов, – роти, румали роти, нан бухарский, хурминан, пудинапарата… Остроту блюд, которую преувеличивают путеводители, учитывать все же стоит, поэтому к любому блюду можно заказать кислый йогурт райту, в котором мелко нарезаны зеленый лук, перец (тоже зеленый), – и прочая свежесть. Иначе острота блюд может сжечь неподготовленный европейский желудок.

Ни один индийский стол не обходится без сыра. На севере это панир, его кусочки маринуются в смеси из сливок с мукой и жгучим порошком аджвайна и чили, насаживаются на шампур, а затем, как уже можно догадаться, – в тандыр. На юге мясоеды любят тандури-чикен – курицу, запеченную на углях. В западном и восточном районах Индии, омываемых Аравийским морем и Бенгальским заливом, готовят много блюд из рыбы. Вспомним соус рыбный из Гоа или же треску по-бенгальски. На Гоа, кстати, могут отвести душу и любители свининки: там ее готовят и подают с удовольствием.

Сладкая Индия

Ни мясоеду, ни стоику-вегану не стоит отказываться от индийских сладостей. Они нежны, вкусны и своеобразны – и каждый может найти себе по вкусу. Вегетарианцу по душе придется гаджар-халва – халва, только из… моркови, либо расмалаи – нежные биточки в сгущенном молоке. В дело идут даже такие непривычные у нас продукты, как картофель, горох. Немало распространены и сладкие фруктовые пловы.

Поэтому совершенно не удивительно, что Индия – одна их тех стран, что упорно борется за свои традиции. Война против джинсов, которые начали вдруг носить индийские девушки, перетекает уже и на политические арены. И даже Болливуд – фабрика индийских киногрез – не способствует всеобщему похуданию. Семь метров изысканного шелка – сари – это та одежда, в которой любая женщина будет прекрасной, считают индийцы. И, сдается нам, они правы!

good-advisor.ru


Смотрите также