Все знают, что иудеи и мусульмане не употребляют в пищу свинину, но мало кто задумывался, почему же у них так заведено. Обычно всё сводится к объяснениям, что свинья считается грязным животным. Но ведь во времена, когда зарождались религии, остальной скот был ненамного чище! Да и сами люди часто жили в ужасных антисанитарных условиях.
В чем же дело?
Кашрут или кошер – свод строгих пищевых ограничений, основанный на законах Торы и Талмуда. Кошер позволяет есть мясо только тех животных, которые являются одновременно и парнокопытными, и жвачными – от овец до жирафов.
Однако свинину и зайчатину кошер запрещает употреблять в пищу, ведь свиньи не жуют жвачку, а зайцы не имеют копыт. Существовало и объяснение поведения «полукошерных» животных: во сне свиньи, якобы, горделиво выставляют свои «правильные» копыта, но прячут морду, а зайцы – наоборот, поджимают из стыда лапки.
Мясо кошерных животных должно приготавливаться профессиональным мясником, шохетом, забивающим скот одним особым движением, ни в коем случае не прокалывая мяса и не задерживая ход ножа. Шохеты проходят долгое обучение перед тем, как приступить к выполнению обязанностей.
Законов разделки мяса в иудейской традиции масса: важно не только участие шохета в забое скота, но и проверка животного на болезни, которую выполняет машгиах, и очистка менакером туши от сала и жил, запрещенных кошером. Употребление морепродуктов также строго регламентируется: у них обязательно должны быть чешуя и плавники, то есть, моллюсков и ракообразных есть строго запрещено.
Каждая хозяйка обязана просеивать муку во избежание попадания в нее червей и внимательно осматривать овощи в фрукты в поиске личинок. Запрет на поедание насекомых дает только одно исключение: можно есть саранчу (Лев. 11:22).
Также кошер запрещает есть продукты, содержащие кровь (поэтому мясо при разделке посыпают солью, ее впитывающей), яйца птиц с одинаковыми, тупыми или острыми, концами (как правило, одинаковые концы бывают у яиц хищных птиц), и алкоголь, который не сделан религиозными евреями с соблюдением множества специальных правил. Строго запрещено «варить козленка в молоке матери», смешивать молоко с мясом за один прием пищи. Впрочем, проверить кошерность уже готовой еды едва ли представляется возможным формальными методами, и потому это право обычно предоставляется раввину.
К тому же другие народы терпимо относятся к свиньям, хотя эти животные во всём мире одинаково любят поваляться в грязи. Так в чём же тогда загвоздка?
Оказалось, что этот запрет заинтересовал даже ученых. Они говорят, что каждое пищевое табу в религии легко объясняется с точки зрения здравого смысла. Это не какая-то прихоть верующих фанатиков, а реальные меры предосторожности!
Всё дело в том, что иудейская и мусульманская религия зарождалась в жарких краях, а свинина — самое скоропортящееся мясо. Чуть зазеваешься с приготовлением, и тебя ждет тяжелейшее отравление или заражение паразитами!
Кстати, по той же причине иудеи и мусульмане не употребляют в пищу мясо хищников и падальщиков (например, раков и крабов). Ведь все они плотоядные, поэтому перенимают токсины и паразитов у других животных. А мясо ракообразных может даже содержать в себе трупный яд!
В итоге мудрецы прошлого додумались, что гораздо проще и быстрее внушить своим близким, что свинья чуть ли не исчадие ада, чем объяснять, что это мясо может быть опасно для здоровья. В конце концов, мы ведь тоже не учим детей основам электродинамики, а просто объясняем, что нельзя совать пальцы в розетку.
Как нечистое животное, свинья упоминается уже в Торе (IX век до н. э.). Отвращение к свинье у евреев было столь сильным, что вместо слова «свинья» они часто говорили «давар ахер», буквально — «другая вещь», то есть нечто, что лучше даже не называть своим именем.
Негативное отношение иудеев и мусульман к свиньям объясняют нечистоплотностью этих животных, пожирающих даже свои экскременты, и тем, что в жарком климате в их мясе быстро накапливается трупный яд. Однако еврейские законоучители неизменно подчеркивали, что не следует искать здесь каких-то рациональных причин, мотивация Господа от человека скрыта.
Этнографы считают, что все дело в особенностях первобытных верований, из которых многие табу перекочевали в позже сформировавшиеся религии. В обожествляющем животных тотемизме — одной из ранних религиозных систем — запрещено произносить имя и прикасаться к тем из них, которые считаются богами племени.
Вероятно, у семитских народов когда-то кабан и был таким богом. Культ зверобожества вытеснили культы антропоморфных богов, но ритуальные табу «по инерции» продолжали действовать. Например, наши предки не могли называть медведя его настоящим именем — бер, так и укоренилось это «мед-ведь», то есть «знаток меда». Кстати, некогда у славян тоже существовал запрет на употребление медвежатины.
Стоит сказать, что в Ветхом Завете тоже написано, что нельзя есть мясо свиней, но сколько христиан придерживается этого запрета?
Гастрономические предпочтения мусульман сильно ограничены. Вся пища в исламе подразделяется на три группы: халяль, макрух и харам, которые соотносятся с индийскими саттва, раджас и тамас, и из них лишь халяль полностью позволен к употреблению.
Коран, как и Тора – в первую очередь свод законов, определяющий быт мусульман. Коран запрещает поедание свинины, мертвечины, неверно забитого домашнего скота (без упоминания имени Аллаха) и крови (5:3). Впрочем, нарушение запрета, как это часто особо указывается в Коране, возможно в крайних случаях: «Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет съесть запретное, то ведь Аллах — прощающий, милостивый».
Кроме того, в исламе запрещается убивать животных без причины, а некоторые мусульманские теологи считают, что профессия забойщика скота является греховной. Правила халяля менее строгие, чем законы кошера: у мусульман нет специального человека, который забивает скот, и сами правила убоя также немного отличаются от иудейских. С другой стороны, ислам запрещает разрешенные кошером спиртные напитки.
Для христианства табуирование пищи является менее распространенным и строгим, однако сакрализация еды тоже является типичной. Запрещено поедание «идоложертвенного», то есть, принесенного язычниками в жертву богам, скверноядие, а также – во время поста – мяса, молока, яиц, масла, рыбы и некоторых других продуктов.
Отсутствие значимых пищевых табу связано с тем, что Новый завет отменил те запрещения, что были прописаны в Ветхом, и совпадали с уже перечисленными иудейскими законами. Согласно учению Христа, пища не может осквернить духовного человека: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её» (1 Кор. 10:25-27).
Для индуизма характерен отказ от говядины, в связи с тем, что корова является священным животным. Многие последователи этой религии придерживаются ахимсы – учения, проповедующего ненасилие, и, соответственно, специальной вегетарианской диеты.
Последователи джайнизма, еще одной религии Индии, даже надевают на рот особые повязки и подметают дорогу перед собой веником для того, чтобы не убить случайно живых существ. Стоит ли говорить, что они не употребляют их в пищу ни в каком виде. Индуисты стараются не есть раджасную пищу – обладающую слишком ярко выраженными вкусовыми качествами, например, кофе или чай, и тамасную – «безвкусную, вонючую, выдохшуюся», такую как мясо, чеснок или яйца.
Истоки возникновения кошера могут таиться в моральных заповедях. При правильном забое скота животное умирает почти безболезненно. Табу на употребление в пищу крови также может быть связано с соображениями гуманности и нежеланием проливать кровь как символ души божьих созданий. Запрет на поедание хищной птицы и их яиц связан с боязнью того, что агрессивность хищников передастся людям. Тора даже говорит о том, что до великого потопа все люди были вегетарианцами, однако после господь отдал им в пищу животных.
Интересно также и возможная интерпретация запрета на смешение молока и мяса, которое, впоследствии, эволюционировало до табу на их поедание за один прием пищи: мясо, как символ смерти и убийства, не должно смешиваться с символической новой жизнью, то есть молоком матери, способствующим росту детенышей. Возможно, что в этом табу отразились также ранние религиозные представления о запрете на кипячение молока, так как в них молоко имело магическую связь со своим источником, то есть, являлось частью целого – коровы или козы. Соответственно, кипячение молока уподоблялось его кипячению в вымени, что должно было навредить животному и лишить людей удоя.
К тому же многие африканские племена до сих пор имеют запреты на любое смешение молока и мяса, в том числе, и в животе человека, что может быть объяснено боязнью за здоровье коровы – ведь одна ее мертвая часть, мясо, смешивается с живой, молоком, и корова символически поедает саму себя, вследствие чего ее молоко оскверняется. Вероятно, что в запрете на смешение молока и мяса проявилось отчуждение двух типов культур – земледельческой и скотоводческой, конкурировавших друг с другом.
Запрещение поедать свинину в исламе и иудаизме являлось, скорее всего, превентивной санитарно-гигиенической мерой, ведь быстро портящаяся свинина, в условиях древнего мира, лишенного холодильников и современной медицины, могла стать смертельным яством. К тому же свинья с ее беспорядочными половыми и пищевыми пристрастиями и очевидной любовью к грязи, порождала символическое отождествление с грязными, неряшливыми и сексуально распущенными людьми. Соответственно, употребление ее мяса в пищу могло сулить приобретение человеком всех вышеперечисленных качеств. Иногда негативное отношение к свиньям порождало курьезные случаи: в XVIII веке некоторые раввины считали помидор свиным плодом и запрещали его употребление в пищу.
А индийский запрет поедания говядины может быть тесно связан с экономическими причинами: в Индии навоз коров применялся в строительных и отопительных целях, они использовались как тягловый скот и давали молоко, что делало их более ценными, чем какие-либо другие животные. Так образ коровы-кормилицы стал сакрализироваться, и в IV веке н.э. запрет на убийство коров и быков стал официальным законом.
Запрет хлеба и вина, приготовленных не евреями, отсылает к стремлению иудеев консолидировать единоверцев и не допустить ассимиляции других народов. Соответственно, на любом празднестве, устроенном представителями иных религий, еврею будет очень сложно соблюсти кошер. В современных культурах подобные социально-обусловленные причины запрещения пищи в иудаизме или исламе играют важнейшую роль для религиозного единения.
labuda.blog
Предписания, имеющие отношение к заботе о здоровье человека, имеющиеся в Священных Писаниях, подтверждаются как многолетним опытом, так и научными фактами. Одним из таких предписаний является запрет на потребление в пищу свинины.
"Верующие! Ешьте из тех благих снедей, какими Мы наделяем вас, и благодарите Бога, если вы Ему поклоняетесь. Он запретил вам в пищу мертвечину, кровь, свинину и то, что было заколото с именем других, а не Аллаха. Но кто принужден будет к такой пище, не будучи своевольником, нечестивцем, на том не будет греха: Бог прощающий, милостивый" (Священный Коран 2:172, 173)
Такое же предписание имеется и в Библии:
"А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь" (Второзаконие 14:8, Библия)
----------------------<cut>----------------------
Медицинские аспекты запретаВоздержание от употребления в пищу свинины — это проявление заботы о собственном здоровье. Так как, будучи из всех домашних наиболее алчной и нечистоплотной, пожирающей все, включая человеческие экскременты, свинья является рассадником вредных микробов и паразитов, а мясо, употребленное в пищу, может служить источником многих опасных заболеваний. Мы можем предположить, что одним из основных мотивов запрета — употреблять в пищу свинину, был трихинеллез — заболевание, которое вызывается круглым гельминтом — трихиной (TRICHINELLA SPIRATIS).
Заражение человека происходит при употреблении в пищу мяса, не прошедшего достаточной термической обработки. Содержащиеся в мясе свиньи цисты с жизнеспособными личинками дают начало взрослым особям обоего пола в тонком кишечнике человека, личинки взрослых особей проникают с током крови в мышечную ткань и, в свою очередь, формируют цисты. Признаки заболевания проявляются через 2 недели после заражения высокой температурой, интенсивными болями в мышцах, отечностью мягких тканей, в крови наблюдается эозинофилия. Возможно поражение нервной системы (энцефалит), сердечной мышцы (миокард) и другие тяжелые повреждения.Продолжая список микробов и паразитов, которые содержит свинина, а также болезни, которые они вызывают, необходимо подчеркнуть, что многие из них на настоящий момент являются неизлечимыми.
TAENIA SOLIUM (свиной солитер) цистицеркоз развивается в результате инвазии головного мозга личинками паразитирующего в желудочно-кишечном тракте свиного солитера и составляет 1-1,3% объемных внутричерепных процессов. Онкосфера паразита через слизистую оболочку в сосудах портальной венозной системы попадает в большой круг кровообращения и разносится по всему организму, поражая различные органы, в том числе и головной мозг. Количество цистицерков (финны) в мозге может достигать нескольких сотен. Течение заболевания ремитирующее. Неврологическая симптоматика характеризуется многоочаговостью. Часто развивается эпилептический синдром, выражены менингеальные явления и картина повышения внутричерепного давления.
АСКАРИДЫ — могут служить причиной аппендицита, механической желтухи, вызывают расстройства пищеварения.
SCHITOSOMA JAPONICUM — вызывает кровотечения, анемию; при внедрении личинок в головной или спинной мозг может наступить паралич или смерть.
PARAGOMINES WESTERMANI — заражение приводит к кровотечению из легких.
PACIOLEPSIS BUSKI — вызывает расстройство пищеварения, изнуряющую диарею, общий отек.
CLONORCHIS SINENSIS — вызывает механическую желтуху.
METASTRONGYLUS APRI — вызывает бронхит, абсцесс легких.
GIGANTHORINCHUS GIGAS — приводит к анемии, диспепсии.
BALATITIDUM COLI — вызывает острую дизентерию, истощение организма.
Бактериальные заболевания
ТУБЕРКУЛЕЗ
FUSIFORMIS NECROFULUS — вызывает трудноизлечимое грибковое поражение нижних конечностей
SALMONELLA CHOLERA SUIS — холера
БРУЦЕЛЛЕЗ — приводит к стойкой потере трудоспособности
СВИНАЯ РОЖА — эризипелоид.
Вирусные заболевания
ОСПА
ЯПОНСКИЙ ЭНЦЕФАЛИТ
ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ГРИПП
Протозойные заболевания
TOXOPLASMA GOUNDII — особое опасное заболевание. Младенец, рожденный от инфицированной матери, часто умирает в течение нескольких дней или недель после родов. При выживании может наступить глухота или слепота. У взрослых вызывает хроническую лихорадку с увеличением печени и селезенки, пневмонию, цереброспинальный менингит, поражение зрения и слуха. Люди, потребляющие свинину, в большей степени страдают ожирением вследствие высокого содержания жира в мясе свиньи. Уровень холестерина в крови у них часто повышен, и они более подвержены атеросклерозу, следствием чего являются заболевания сердечно-сосудистой системы, нарушения мозгового кровообращения, ангиопатия нижних конечностей и т.д.
Свинина трудно переваривается, что может служить причиной многих хронических заболеваний пищеварительного тракта. Гнойничковые поражения кожи также чаще наблюдаются у тех, кто потребляет свинину. Интересными, на наш взгляд, являются исследования, касающиеся гидролиза свиного жира, его депонирования и степени утилизации человеческим организмом.
Высказывается предположение, что при потреблении мяса травоядных животных, их жир подвергается гидролизу и затем повторно синтезируется и депонируется как человеческий жир. В то время как жир свинины не подвергается гидролизу и поэтому депонируется в жировой ткани человека как свиной жир. Утилизация этого жира затруднительна, и организм, в случае необходимости, как энергетический материал начинает использовать глюкозу, предназначенную для деятельности мозга, что приводит к ощущению хронического голода. Создается порочный круг: при, казалось бы, достаточном количестве запасов жира, человек, испытывая голод, постоянно что-то жует, не испытывая при этом насыщения.
Библейский аспект запретаНесмотря на библейский запрет на употребление в пищу свинины, находятся те, которые настаивают на том, что этот запрет был отменен уже в Новом Завете. Это утверждение лишено серьезных оснований. Никто не может доказать того, что Иисус, мир ему, отменил запрет. Напротив, он подтвердил его, когда сказал: "Не думайте, что я пришел отменить Закон и заповеди Пророков: я пришел не для того, чтобы отменить, а для того, чтобы исполнить" (Матф. 5:17).
Указание в Новом Завете, якобы имеющее отношение к "отмене" запрета на свинину, находят в Деяниях (10:10-16). Не вчитываясь в общий контекст фрагмента, действительно, можно при большом желании сделать такой вывод. Однако нигде прямо не говорится о том, что Петр на самом деле употреблял в пищу мясо нечистых животных или рекомендовал это другим верующим. В Библии Иисус (мир ему) уподобляет собакам и свиньям тех, кто не способен к восприятию Божественного Откровения: "Не делитесь святостью с собаками — они лишь огрызнутся и нападут на вас. Не мечите бисер перед свиньями, они лишь растопчут его своими копытами" (Матф. 7:6).Таким образом, мы видим, что отказ от употребления в пищу свинины — одно из условий, которое должен соблюдать человек, стремящийся к совершенству как в физическом, так и духовном плане. Хотя свинина не содержит вредных веществ, способных убить человека сразу, она несет в себе потенциальную отраву, разрушающую человека постепенно. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: "Есть два блага, к которым многие из людей относятся нерачительно и небрежно: собственное здоровье и свободное время, предуготованное для выполнения богоугодных дел. Здоровье верующего более угодно Аллаху, нежели его болезнь и слабость".
Человек должен внимательно относиться к себе, учитывая, что здоровье — это благо, дарованное нам Всевышним Аллахом для бережного использования.
Что едят мусульманеДомашние животные и птицы
Согласно канонам Ислама, разрешено употреблять в пищу (т.е. является "халяль") мясо домашних животных и птиц — крупного рогатого скота, коз, овец, верблюдов, лошадей, индеек, гусей, кур, уток и т.д. Однако необходимо заметить, что есть мнение великого имама Абу Ханифа, указывающее на незначительную порицаемость употребления конины. Данное мнение основано на том, что кони использовались ранее в качестве средства передвижения и при военных действиях. Мясо таких домашних животных, как собаки, кошки, ослы, мулы, является запретным ("харам").
Обряд убоя:
Для того, чтобы мясо вышеперечисленных животных и птиц стало разрешенным (халяль), необходимо соблюдение определенного ритуала: перерезание шейных артерий, пищевода и дыхательных путей, упоминание имени Всевышнего ("бисмилляхи, Аллаху акбар"). Человек, совершающий данный обряд, должен быть мусульманином или человеком из числа людей Писания (т.е. христиан или иудеев), находящимся в здравом уме.
Желательно также соблюдение следующих условий:
совершить данную процедуру в дневное время;
аккуратно положить животное на левый бок;
расположить животное так, чтобы оно мордой было направлено в сторону Ка'абы.
Дикие животные и птицы
Мясо хищных животных, имеющих клыки и питающихся мертвечиной, является строго запрещенным для употребления в пищу. К ним относятся львы, тигры, волки, шакалы, гиены, гепарды, лисы, соболи, медведи и т.д. Употребление в пищу мяса диких травоядных животных (газелей, оленей, диких коров, диких ослов, зайцев и т.д.) разрешено при соблюдении упомянутого обряда убоя. В случае охоты с огнестрельным оружием, упоминание имени Всевышнего ("бисмилляхи, Аллаху акбар") необходимо во время выстрела. Если животное было только ранено, охотник, воспользовавшись ножом, должен завершить обряд убоя.
Разрешается употреблять мясо большинства видов диких птиц, кроме имеющих когти и питающихся мертвечиной. К последним относятся соколы, ястребы, коршуны, совы, вороны, стервятники, орлы и т.д.
Рыбы и обитатели моря
Что касается рыб и всего, что постоянно обитает в морской среде, то большая часть исламских ученых относит их к категории "халяль" и считает, что при этом нет необходимости соблюдать обряд убоя. Когда у Пророка спросили о возможности использования морской воды для омовения, он ответил: "Вода его (моря) совершенно чиста, и все, что умерло в нем — разрешено". Это значит, что все, обитаемое в море, является разрешенным для приема в пищу без соблюдения ритуала.
Представители животного мира, которых трудно отнести к одной из упомянутых групп, являются разрешенными для употребления в пищу при отсутствии явного запрета, касающегося их.
Сенсационное открытие американских ученых21 миллион человек погибли от эпидемии "свиного гриппа" По сообщению информационного агентства Ассошиэйтед Пресс, ученые Института патологии Вооруженных Сил США провели исследование образцов ткани с эксгумированного трупа, покоившегося на кладбище на Аляске с 1918 года, с целью выявления причин эпидемии гриппа, унесшей в начале века жизни 21 миллиона человек.
Эксперты института патологии задались целью ответить на вопрос о том, каким же образом грипп смог распространиться с такой немыслимой скоростью, и найти вакцину против этой разновидности болезни.
По мнению д-ра Джеффри К. Тобенбергера, привлеченного к данному исследованию, эта разновидность гриппа несопоставима с уже известными науке формами этого вируса, но совершенно очевидно, что она имеет прямое отношение к так называемому "свиному гриппу". Хотя в начале века эта форма вируса получила название "испанского гриппа", сегодня есть все основания считать, что первоначально носителями данного вируса были свиньи.Эти научные открытия дают основания полагать, что самой опасной для человека формой гриппа является та, носителями которой являются свиньи. Большинство ученых считают, что в данном случае свиньи выступают как посредники между человеком и птицами. Птицы же, являясь первоначально носителями этой болезни, заражают свиней, иммунная система которых, борясь с нею, приводит к изменению вируса на генетическом уровне. В результате появляется вирус, по своим параметрам отличный от первоначального.
Эпидемия "свиного гриппа", бушевавшая в 1918 году, унесла в США 700 тысяч человеческих жизней. Войска США, мобилизованные для участия во второй мировой войне, стали распространителями болезни за пределами страны. Носителями т. н. "азиатского" и "гонконгского" гриппа, эпидемии которых разразились соответственно в 1957 и 1968 годах и распространились по всему миру, первоначально также были свиньи.
Что-то я теперь тоже не очень хочу свинины.mynnm.ru
Говорить, что казахи были постоянными мясоедами — нельзя, утверждает писатель и публицист Бекнур Кисиков. Однако именно мясная кухня помогла народу процветать в степи.
— Бекнур, казахских блюд много, а мы знаем только куырдак, бешбармак, бауырсак?
— Я не согласен, что казахская кухня скудна. Да, она специфична, потому что развивалась в некой изоляции на протяжении определенного периода. Но тем не менее каждый регион имеет свои традиции. Поэтому наш фестиваль «Тойказан» сегодня не только праздник казахской кухни, но и фестиваль кухни народов Казахстана. Здесь мы представляем традиционные казахские блюда, и те, которые стали казахстанскими. Они украшают наш дастархан. Вообще, казахский дастархан украшают очень много блюд, которые перешли из других кухонь или пришли из казахской степи. Сегодня трудно выявить конечное оригинальное блюдо, которое принадлежало какому-то народу, потому что народы сменились, а блюда остались.
— Манты и лагман – точно не наши блюда?
— Когда я погрузился более глубоко в эту тему, понял, что не могу сказать определенно, к какой этнической группе принадлежат манты или лагман. Все мы прекрасно знаем, что лапша пришла из Китая, многие блюда – это адаптированная китайская кухня, только с другим названием. В частности, в Алматы, в Казахстане в большинстве своем дунганская кухня под разным соусом. Если мы говорим о мантах, то аналогичные блюда из мяса и теста готовились во многих тюркских кухнях.
— Получается, что мы не можем назвать точное количество блюд казахской кухни?
— Точно назвать количество блюд невозможно ни в одной кухне – ни во французской, ни в русской. Потому что все народы адаптируют и используют разные рецепты. Вы думаете, манты — это блюдо какого народа?
— Китайцы. Там, по-моему, было момо.
— Да. Манты и пельмени из одного корня. А в Китай это могло прийти от степного народа или древних тюркских оазисов. Здесь речь идет о культурном обмене. Когда говорят, что казахская кухня – это бешбармак и куырдак… Я насчитал более 100 блюд. Есть блюда, которые я никогда не знал. Вы слышали про такое блюдо как карма?
— Нет.
— Я недавно делал викторину перед «Тойказан». Ответов было мало. Но все-таки люди знают — в основном те, кто живет в рыбацких поселках, имеет дело с рыбой. Я сам – потомственный рыбак. Поэтому карма я кушал с детства. Это блюдо из измельченного филе рыбы и теста. Все смешивается и мелко рубится, оно до сих пор популярно среди рыбаков Аральского, Каспийского морей, Алаколя и Балхаша. Это блюдо не древнее, но старое. Казахская нация сама появилась 500 лет назад. То есть эти блюда — манты, карма — древнее, чем наша нация.
— Есть отличия кухни разных народов. У китайцев она острая или подслащенная. У французов — изысканная, подслащенная. Как вы считаете, в чем особенность кухни кочевников? Преимущества, недостатки?
— Я как человек, который любит покушать и с детства воспринимает мир через вкусовые ощущения, сакрально отношусь к блюдам. Считаю, что в них есть какой-то священный дух. Сегодня человечество до конца не изучило то, что нам передали предки. Генетическую информацию мы еще не изучили и не знаем, что содержит это блюдо. Уверен, что в будущем эти коды мы разгадаем. И я бы избегал слова «недостатки». Каждая кухня прекрасна. Каждое блюдо идеально. Вопрос только в пропорциях и во времени употребления. Если говорить о кухне Великой степи, где были иранские, монгольские, тюркские племена, то они создали некий симбиоз — кухню, присущую степнякам. Потому что у степняков не было возможности долго готовить блюда.
В степной кухне мало жареной пищи. В основном все полусырое, копченое и вареное. Мясо конины, барашка — это диетическая пища. Все употребляется с молочной продукцией хорошего брожения, природными ферментами, которые переваривают эти блюда.
В некоторых уголках степи использовали коренья и злаки. Где-то не использовали вообще. Можно сказать, что кухню объединяет мясо, как основной продукт, и сезонность употребления. Летом мясо ели мало, потому что на джайлау его трудно сохранять. В основном мясо было зимой, чтобы согреть тело и помещение. Сохранилась церемониальность подачи сладких блюд балауыз, балқаймақ, которые употреблялись до горячих блюд. Сегодня врачи доказывают, что сладкое нужно есть до большой еды, а не после, чтобы не было дискомфорта в желудке. Конечно, знаний еще очень мало. Мы только открыли небольшой пласт.
— Если сравнить нашу кухню с другими кочевыми народами – монголами, башкирами, тувинцами, есть ли параллели?
— Есть такое понятие «золотоордынская кухня». Его редко используют. Это кухня народов, которые входили в Золотую Орду. Татары, башкиры, ногайцы, северный Кавказ. Бешбармак есть в разных вариациях у всех этих народов. Корень один.
— Схожая кухня как результат схожего образа жизни.
— Есть региональные особенности. Например, у каракалпаков бешбармак – это гуртук, мелко накрошенное тесто. Аварский хинкал похож на бешбармак. В западном Казахстане есть блюдо, которое называется «инкал». Мы еще не знаем, как он прошел на Кавказ. В алматинской области очень часто бешбармак подается с мелко нарезанным тестом.
Степь дала миру очень много блюд. Но мы, к сожалению, не смогли их правильно позиционировать, не можем сказать — вот он, корень. Поэтому изучение степной кухни должно быть на высоком уровне.
— Сейчас не прекращается спор между казахами и киргизами за право обладания патентом на бешбармак. Киргизы говорят, что «беш» — это не казахское слово. Иначе было бы «бес». Они у нас переняли или мы у них? Ваше мнение?
— Само слово «бешбармак» уже никому не принадлежит. Запатентовано во Франции.
— Уже?
— Есть версия, что запатентовали казахи, которые мигрировали в начале века. Также қазы, кумыс уже запатентованы в Западной Европе. А если говорить об этимологии, есть описания Левшина, писавшего еще в 19 веке. Есть краевед, который писал о бечбармаке в башкирских степях. Говорить о первичности сложно. Мы в семье не используем слово «бешбармак». В аулах, в степных районах его нет. Это городское слово. Для удобства говорим «беш». Мы говорим ет – мясо. Это тюркское слово. Но не совсем казахское.
Я считаю, не совсем правильно называть его бешбармак. Его нужно называть «мясо по-казахски» или «ет». Иногда говорят ет-нан, ет-сорпа. Я бы не стал спорить, кому принадлежит бешбармак. Сегодня идет урбанизация, слово «бешбармак» становится популярным.
— А что вы думаете по поводу мнения о вреде мяса? Много шлаков, засоряет организм? А кто-то говорит, что кочевники развивали свой интеллект и благодаря мясу сделали много открытий.
— Здесь нужно смотреть, какая среда и какие географические возможности у народа. Конечно, вегетарианцем легко быть в Индии, где жарко и не нужно много белковой еды. А белок можно получить из растительного белка. В степях растительного белка было мало. Выживать без мяса было невозможно. Я сам считаю и диетологи говорят, что мясо обеспечивает всем комплексом витаминов, причем таких, которых нет в растительной пище. Поэтому я бы не говорил, что мясо – вредный продукт. Тем более оно нужно человеку с тяжелой работой. В степи всегда были суровые условия. Степняки всегда употребляли конину. Барашек был редко и в определенных пропорциях. Жирная баранина – тяжелый продукт. Ее употребляли по случаю.
А конина – диетическая, постоянная. Все ученые признали ее полезной.
Нельзя говорить, что казахи были постоянными мясоедами. Зимой ели соғым, летом и весной — в основном ағарған – шубат, кумыс, талқан с молочкой, көже и блюда, основанные на молочке. Читаешь «Жестокий век» Исая Калашникова — монголы назвали курт «курут». Курт у них в походах был постоянно. Мясо – это пиршество. Возможно, богатое сословие и ело мясо каждый день, но среднее — не то что редко, но дозировано, 1-2 раза в неделю. Это как раз та норма, которую рекомендуют диетологи взрослому. А растущему организму мясо нужно постоянно. Я не согласен, что мясо — вредный продукт. В истории степи старики жили до 90 лет и держали в руках меч. Это все за счет белковой еды.
— Пища давала силу.
— Силу, потомство. Генетически было более здоровое поколение.
— Как и во всем. Главное — не переборщить.
— Да. Сегодня мы – не степняки. Мы – городские жители. Нас можно назвать сардами. Это городские жители.
— Оседлые.
— Когда есть большой ассортимент овощей и фруктов, конечно же, мясо отходит на второй план. И возможно, оно и не нужно в больших количествах людям старше 30. Если у человека есть культура питания мясом, то оно только полезно.
— Вы сказали, что затронули глубокий пласт знаний о нашей еде. Многое известно. Но с какими проблемами вы сталкиваетесь в изучении степной кухни?
— Основная проблема — много рецептов теряется. Некоторые рецепты не задокументированы. Даже в энциклопедии казахской кухни трудно найти. Бешбармак, куырдак, бауырсак – очень стандартно. Но есть еще много блюд древнего оазиса – Туркестана, Отырара, Сайрама. Там были целые города с кулинарной культурой. Рис употреблялся. Я могу сказать, что плов был завезен в Узбекистан кочевыми узбеками из степи. Мне бы хотелось раскопать эти исследования.
— Кто-то занимается у нас этими исследованиями? Есть институты? Институт питания?
— Нет. Я не слышал. Не знаю, чем занимается институт питания. Но, скорее всего, они занимаются культурой питания. У них другая роль и цель. Должно быть историческое экспедиционное направление, которое занималось бы вопросами питания. У нас есть ресторатор из Каскелена, Серикхан. Шикарный ресторатор. Он приготовил на фестивале 36 блюд, которые никто никогда не видел. Там много вариаций. Он говорит, что количество можно увеличить. Мне хотелось бы эти блюда задокументировать. Когда высвободится время, мы этим займемся. У каждого из нас своя работа. Это как хобби. Если бы кто-то из казахстанцев начал это, я бы поддержал.
— Спасибо вам большое за вашу работу! Если бы не энтузиасты вроде вас, возможно, наша кухня не была бы столь аппетитной. Удачи вам1!
Видеоверсию смотрите здесь
365info.kz
Ответ на вопрос о том, почему мусульмане не едят свинину, кроется не в особом вкусе мяса, а в религиозном аспекте этого вопроса. Также существуют и медицинские основания для того, чтобы ограничить в своем рационе содержание свинины.
В Священном Коране, главной книге мусульман, изложены все предписания, которые должны соблюдать мусульмане для того, чтобы приблизиться к Богу. Запрет на свинину наложен Всевышнем Аллахом. На основе его наставлений строятся все законы и правила поведения мусульман.
Точные причины возникновения запрета неизвестны. Интересный момент. В Священном Писании говорится о том, что если человека кормят свининой без его желания, то есть, он не может управлять своим поведением, то это не считается грехом. Аналогично не считается грехом, если мусульманин вынужден есть свинину ради спасения своей жизни.
Запрет на потребление свинины у христиан связан с тем, что Иисус в Новом Завете (матф 7:6) сравнивает с собаками и свиньями тех, кто не способен проникнуться Божественным Откровением.
Почему мусульманам нельзя есть свинину? Жизнь мусульман тесно связана с понятием веры. На арабском языке вера или "Иман" - это олицетворение истинной безопасности. Для того чтобы быть в безопасности, нужно неукоснительно следовать вере, то есть исполнять все Божественные Предписания. В том числе, это касается и продуктов питания.
Существует миф о том, что свинина была запрещена только лишь в жарких странах. Из-за отсутствия холодильников мясо портилось, поэтому было небезопасно употреблять свинину в пищу. Этот миф - глубокое заблуждение, обижающее чувства любого мусульманина. Будьте внимательны. В обществе человека исламской веры не говорите об этом мифе, иначе вы продемонстрируете свою полную безграмотность и невоспитанность.
Отказ от употребления в пищу свинины - это одно из условий приближения человека к физическому совершенству. Всем известно, что свиньи питаются всем, чем только можно, в том числе, и экскрементами. Так как свинья настолько неразборчива в пище и нечистоплотна в целом, возникает скептическое отношение мусульман к свинине.
Почему мусульмане не едят свинину? Даже с медицинской точки зрения свинина вреднее другого любого мяса в несколько раз. Дело в том, что в оргинизме свиньи живет паразит под названием трихин. Попадая вместе с пищей в организм человека, трихин способен запустить процесс образования страшной болезни. Трихиллёз характеризуется появлением высокой температуры, рассторойствами многих систем организма и может привести к летальному исходу. В мясе других животных тоже существуеют паразитические организмы, однако они погибают при термальной обработке. Особи трихина способны выживать в сверхвысоких и в сверхнизких температурах, поэтому термальная обработка мяса во время его приготовления не устраняет угрозы.
Кроме того, медицинский аспект проблемы употребления свинины в пищу на этом не завершается. Было доказано, что жировые клетки свинины не растворяются в желудке человека. Если они не растворяются, значит, они накапливаются. В результате их накопления может образоваться инородное тело, которое в последствии может трансформироваться в злокачественную опухоль. А злокачественная опухоль - это рак. Весьма грозная болезнь.
Вот основные причины того, почему мусульманам нельзя есть свинину. Нам кажется, что это весьма здравый и адекватный запрет. Ведь мясо свиньи может быть очень опасно для употребления его в пищу. Существует много видов мяса, которые можно принимать в пищу, не опасаясь серьезных последствий. Главное - это наше здоровье. Согласно Корану, мусульманин может приблизиться к Богу, достигнув максимального здоровья в своей земной жизни. Такое предписание - это проявление большой любви и заботы о собственном народе.
"Всякий Бог есть мера сущего." (Прокл)
elhow.ru
Почему мусульмане и евреи не едят свинину? На подобный вопрос везде можно услышать один и тот же ответ: «Потому что свинья — грязное животное».
Как нечистое животное свинья упоминается уже в Торе (IX век до н. э.). Отвращение к свинье у евреев было столь сильным, что вместо слова «свинья» они часто говорили «давар ахер», буквально — «другая вещь», то есть нечто, что лучше даже не называть своим именем.
Негативное отношение иудеев и мусульман к свиньям объясняют нечистоплотностью этих животных, пожирающих даже свои экскременты, и тем, что в жарком климате в их мясе быстро накапливается трупный яд.
“Категоричный запрет на употребление свинины содержится в Священном Коране, который воспринимается мусульманами как прямая речь Бога. Вне религиозной плоскости также есть причины, которые указывают на то, что это не самое хорошее мясо. Так, например, в свинине часто встречаются гельминты, которые не умирают при кипячении и вместе с едой могут попасть в человеческий организм. Кроме того, это мясо очень тяжело переваривается, именно поэтому его не дают в детских садах и больницах” – сказал председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов.
Однако еврейские законоучители неизменно подчеркивали, что не следует искать здесь каких-то рациональных причин, мотивация Господа от человека скрыта.
“Евреи, исповедующие иудаизм, не едят свинину, потому что так завещано Творцом. Это написано в Пятикнижии, первой части Торы. Вообще все её законы можно условно поделить на три категории. Во-первых, это законы, которые мы понимаем логикой, то есть: не убей, не укради, почитай родителей. Во-вторых, есть законы, связанные с историческим прошлым еврейского народа. В-третьих, есть законы, которые никакого логического объяснения не имеют, и мы их соблюдает только потому, что Творец так написал в Торе. Поэтому на предложение угоститься свининой еврей должен сказать: «Да, я знаю, это мясо вкусное, но нам запрещено это есть». И совсем не потому, что это что-то плохое. Просто, как я уже сказал, это мясо нам запретил есть Творец”, – сказал раввин Шмуэль Куперман.
Этнографы считают, что все дело в особенностях первобытных верований, из которых многие табу перекочевали в позже сформировавшиеся религии. В обожествляющем животных тотемизме — одной из ранних религиозных систем — запрещено произносить имя и прикасаться к тем из них, которые считаются богами племени. Вероятно, у семитских народов когда-то кабан и был таким богом. Культ зверобожества вытеснили культы антропоморфных богов, но ритуальные табу «по инерции» продолжали действовать.
По словам Историка и религиоведа Ольги Васильевна Касьяненко, когда религии зарождались, сам человек был не чище. До нашей эры люди выбрасывали помои просто в окно на дорогу, а потом добирались по этим дорогам до соседей. Поэтому грязными были и домашний скот, и сам человек. Так почему же именно свинья?
Климат, в котором проживали приверженцы ислама и иудаизма, был очень жарким, а свинина — самое быстропортящееся мясо. Плюс свинья всеядная, она ест даже собственные экскременты, соответственно, мясо свиньи содержит трихин — паразитов, способствующих развитию болезней. Теперь суммируем все эти факторы и понимаем, какое сумасшедшее количество отравлений было у людей в таком климате после поедания свинины. А верующему человеку несложно было прикрепить к этому религиозный смысл: раз тело отвергает это мясо — значит, в нем есть что-то дьявольское и нечистое. Вывод: запретить! Единственный способ избавления от паразитов — заморозка свежего мяса. Но в жаркой пустыне в то время холодильники, к сожалению, не водились.
Почти любой религиозный пищевой запрет можно объяснить научным путем. Например, законы кашрута возложили запрет на употребление в пищу хищных животных — волков, медведей, лис, собак, потому что они плотоядные, следовательно, в организме присутствуют токсины. Или по той же причине у иудеев существует запрет на употребление в пищу крабов, раков и омаров — в мясе ракообразных содержится птомаин (трупный яд).
Yenicag.Ru
Yenicag.Ru - www.yenicag.ru
yenicag.ru